Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и структура политического процесса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений. Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве. Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу: 1. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. 2. Выработка и принятие политических решений. 3. Реализация политических решений. Политическому процессу присущи: • переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс • восходящих и нисходящих тенденций развития Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти. Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры. В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы. На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса: демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа. С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить: • открытый политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д. • скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Центральной характеристикой политического процесса выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Политический процесс — целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента. Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Акторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры политического процесса. Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды. Основным властным институтом, одним из основных акторов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Менее масштабными акторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей. При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и акторов. Можно выделить две группы факторов политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса.
41. стадии политического процесса и режимы его протекания.. Исходя из многообразия источников и форм политических изменений выделяют 3 основных способа или режима существования политических явлений: 1. Функционирование 2. Развитие 3. Упадок. При функционировании политическая система не …….за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Этот способ существования политических явлений отражает способность власти к простому воспроизводству отношений между элитой и обществом, гражданином и государством. При таком способе изменения традиций и преемственность обладают приоритетом перед любыми инновациями. Режимы развития характеризуются такими изменениями базовых параметров политических явлений, которые предполагают дальнейший позитивный характер эволюции последних. Власть адекватно отвечает на вызовы времени, эффективно управляет общественными отношениями, обеспечивает удовлетворение социальных требований населения. Политическая система способна к применению гибких стратегий и технологий властвования с учётом усложнения интересов различных социальных групп. Упадок предполагает преобладание центробежных тенденций над интеграциями, либо распад политической целостности (падение политического режима, прекращение деятельности партий, распад государства и т.д.). Политическая власть по причине своей неспособности эффективно решать социальные проблемы утрачивает легитимность и лишается поддержки со стороны общества. Проблема стабильности и легитимности политического режима связана с понятием политический порядок. Под политическим порядком понимается организованность (упорядоченность и согласованность), функциональность и устойчивость политических отношений. Порядок проявляется в легитимности и определённости направлений деятельности властных структур в постановке нормативов, привычности типов поведения. Ключевое место в политическом процессе занимает политическое управление. Политическое управление предполагает сознательную деятельность политических институтов, организаций, отдельных индивидов, направленную на регулирование политических отношений, достижение определённых целей правящей элиты и другими участниками политического процесса. Основное содержание политического управления сводится к процессам принятия политических ршений и их реализации в политической практики. Политическое решение – сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий. Принятие политических решений – центральный элемент приобретения политических требований различных групп и граждан в приемлемые для общества средства и методы регулирования социальных отношений. В политической науке сложилось два направления в понимании процесса принятия решений: · Нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств в оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, приёмы исследования операций и другие инструментальные приёмы. · Поведенческая теория рассматривает данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сооририентировано на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретных ситуациях. Обозначенные подходы отображают двоякий характер управленческого процесса. С одной стороны они подчёркивают значительную роль институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности лиц, занятых в этом процессе; с другой стороны отражает господство в неё неформальный процедур, зависящих от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, интуиции и персональный знаний, удовлетворяющих их межличностные связи. В конечном счёте процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональность и иррациональности, организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управленческих действий. С точки зрения направленности целевой ориентации можно выделить такие этапы принятия политических решений как подготовительный этап (этап представления политических интересов групп институтами, принимающих политико-управленчекие решения), разработка и рассмотрение альтернативынх вариантов политико-управленческих решений, принятие решения т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий, этап реализации политической воли выраженной в управленческих решениях. Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.27.141 (0.007 с.) |