Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политика, её структура, уровни и функции↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политика, её структура, уровни и функции Политика – деятельность, направл на реализац интересов обществ групп, достиж общ благ. Структура: Полит. интерес – внутренний источник полит. поведения, котор поюужд людей став полит цели и действовать, чтобы их достичь. Полит. отношения выражают взаимоотношения людей, соц. групп по поводу реализации своих полит. статусов. Полит. организация от того как люди объед, приобрет организованную силу зависит полит. жизнь и возможность достижения результатов политики. Полит. сознание показ уровень общественного осознания проблем полит. жизни и возможности их решения. Полит. деятельность – активность субъектов полит. отношений по осуществлен своих политико-властных полномочий. Политика может осуществляться на нескольких уровнях: Низший включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.д.) Полит. деятельность на этом уровне в основном осуществляется отдельными людьми. Локальный требует гос. вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и людьми, заинтересованными в экономич. развитии своего региона. Национальный определяется положением гос-ва как основного института распределения ресурсов. Международный, на котором основными субъектами полит. деятельности выступают суверенные гос-ва. Основные функции политики:Прогностическая определение перспектив общественного развития, прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий полит. деятельности правящей элиты. Интегрирующая объединен групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. Мобилизационно-организаторская выраж. в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономич., соц. и др.задач, которые стоят перед обществом. Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Воспитательная включение человека в полит. жизнь. Участие в политике способствует интеллектуальному и духовному развитию индивида, его утверждению в жизни как самостоятельной и творческой личности. Инновационная нацелена на творческое осмысление полит. действительности, способов и методов ее изменения. Политика должна создавать вместе с тем новые формы социальной ориентации жизни, формировать предпосылки для более возвышенного развития как отдельной личности, так и общества в целом. 5 полит система общества Политическая система - совокупность упорядоченных элементов и функций, направленных на осуществление политич. власти в обществе. Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. К функциям «ввода» относятся: 1. Политическая социализация и привлечение к участию 2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством 3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики 4. Политическая коммуникация 5. Политич. рекрутирование Функции «вывода»: 1. Разработка норм-законов 2. Применение норм 3. Контроль за соблюдением норм Основные функции политич. системы: 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. 2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач. 3. Укрепление единства общества. 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека. 5. Урегулирование конфликтов. Структура политич. системы: Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику. Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.
3. Структура, методы и функции политологии. Связь политологии с другими гуманитарными науками. ФУНКЦИИ. Познавательная функция - исследовании политических явлений с целью получения знания об их сущность, содержание и закономерности развития. Аналитическая функция - анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы. Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов. Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики. Политическая социология - формирование гражданской культуры. Методы политологии. 1.Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.) Связь политологии с другими науками. С историей – политология исследует логику развития политического процесса в историческом ракурсе; с экономической наукой - экономические исследования связаны с политологическими, так как экономика определяет политику; с философией – философия, выступая методологической базой политологии, в то же время использует её выводы для макрообобщений; с правом, поскольку для реализации политических решений, принимаемых на основе политологических знаний и анализа, необходимы правовые механизмы. Полит система рб Политическая система - отражение политики в действии. Это совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом. Политическая система взаимодействует с обществом и решает конкретные задачи: • определяет и реализует политический курс государства; • совершенствует механизм власти; • мобилизует и распределяет ресурсы общества, необходимые для удовлетворения её потребностей; • интегрирует и регулирует поведение субъектов политики. Структура политической системы включает пять «подсистем», ответственных за ее жизнедеятельность: 1) Институциональная подсистема включает все государственные и общественные институты. 2)Нормативно-регулятивная подсистема аккумулирует, корректирует и обогащает политико-правовые и нравственные нормы, политические обычаи и традиции. 3)Коммуникативная подсистема ответственна за взаимодействие всех элементов политической системы на основе обмена информацией, соблюдения действующих норм политических отношений. 4)Культурно-идеологическая подсистема включает политическую культуру и идеологию. 5)Функциональная подсистема представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных интересов и властных полномочий. Существуют следующие критерии классификации политических систем: а) источник и характер государственной власти и политического режима в обществе; б) обеспечение прав и свобод граждан; в) стабильность и благополучие общества г) уровень политической культуры общества. Политическая система выполняет следующие функции: политической социализации; коммуникативную; регулятивную; Выполняя указанные функции, политическая система обеспечивает: • приобщение граждан к политике, формирование и обогащение политической культуры общества; • взаимодействие элементов политической системы с общественной средой; • регулирование общественных процессов, • мобилизацию материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение социальных интересов; • распределение материальных благ, привилегий и услуг; • поддержание стабильности общества на основе общих целей и ценностей. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения. Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения жизнедеятельности людей, дифференциации интересов групп и индивидов. Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных социальных интересов в пределах определенной территории. Главная отличительная черта государства – суверенность, т. е. верховная власть внутри государства и независимость в отношениях с другими странами. Будучи суверенной, государственная власть распространяется на все население; она наделяется исключительным правом издавать обязательные для всех законы и другие нормативные акты, осуществлять правосудие, устанавливать и взимать налоги и сборы. Государство также располагает особыми органами и учреждениями, в том числе принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.). Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Основные направления деятельности государства по руководству обществом воплощены в его функциях. К наиболее значимым функциям современных государств относятся: обеспечение экономического развития, социальной защиты, охраны прав и свобод граждан, законности и правопорядка, народовластия, оборона страны и взаимовыгодное сотрудничество с другими странами. Функции характеризуют внутреннюю и внешнюю политику государства. Государства отличаются друг от друга по своей внутренней организации, по формам правления, государственного устройства, по государственным режимам. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. На современном этапе различаются монархии двух видов – дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является разделение власти между монархом и парламентом. В парламентарной монархии статус монарха ограничен и на уровне законодательной и исполнительной властей. Парламентарные монархии часто именуют конституционными монархиями. Современные республиканские формы разделяются на парламентарные и президентские. По формам государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное государство (единое государственное образование, делящееся только на административно—территориальные части). Более сложной является федерация.
Гражданское общество Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений. получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.; удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.; удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений. 10 правовое и социально государство Правовое государство - воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно представляет собой государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Теория правового государства включает в себя следующие основные моменты: 1. Принцип равенства всех перед законом. 2. Принцип правозаконности. Соблюдение этого принципа означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными правилами, строго формальной процедурой.Исходя из знания об этом, человек может уверенно планировать свои действия. 3. Реальное функционирование в обществе принципа разделения властей. 4. Взаимная ответственность и доверие государства и личности. 5. Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона. Таким образом, правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, им ограничена и через него реализуется. Социальное государство - Это такая разновидность государства, которая характеризуется развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Можно выделить три основных типа социального государства: 1. “Позитивное государство социальной защиты”. В нем гарантируется высокий уровень социальной защиты всем гражданам; 2. “Государство социальной безопасности”, которое проводит политику занятости, обеспечивая доходы не ниже прожиточного минимума, гарантирует равенство социальных шансов всем гражданам и др. 3. “Социальное государство всеобщего благоденствия”. В нем реально действуют принципы социальной справедливости, партнерства, выполняются разнообразные программы социального развития, благодаря которым обеспечивается высокая занятость, сглаживаются социальные конфликты, неравенство и др. Классификация моделей соц.гос-в западных стран: 1. Либеральный тип: Австралия, Великобритания, Канада, США, Швейцария, Япония и др. 2. Консервативный тип: Австрия, Бельгия, Германия, Финляндия, Франция и др. 3. Социал-демократический тип: Дания, Норвегия и др. Партийная система рб , Политическая партия—это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение людей,представляющее определенные общественные классы,социальные группы и слои,стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания государственной власти либо участия в ней.Формирование партийной системы в Беларуси,как и в других возникших после распада СССР суверенных государствах,носит весьма сложный характер.Этот процесс, начавшийся в 1990г.,постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы:в 1990г. была зарегистрирована лишь одна партия,в 1991 — пять, в 1992 — шесть, в 1993 — шесть, в 1994 — 16.На начало 1998 года была зарегистрирована 41 полит.партия. В настоящее время осталось 29 полит.партий.При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации. К первой группе следует отнести партии, которые ставят своей программной целью форсирование(ускорение) капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию" (Партия Белорусского Народного Фронта, Национально-демократич.партия и другие). Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада",и др. Левая сторона политического спектра включает в себя Партию коммунистов Белорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии,, Белорусскую социалистическую партию и др. Полит конфликты и кризисы Политический конфликт – столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования. Причины политических конфликтов - расхождения между субъектами политики в базовых ценностях и идеалах, в оценке существующей ситуации и перспектив развития общества. Такие конфликты возникают между властью и оппозицией, иногда внутри самой власти; - противоречия между правящей элитой и обществом, когда проводится неэффективная политика, принимаются властью ошибочные решения; - сознательное разжигание субъектами политики межнациональной или межрелигиозной вражды и недоверия; - осознание людьми своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям и стремление повысить ее политический статус. В основе многих политических конфликтов лежат экономические или социальные причины. Развитие конфликта приводит к кризису политических отношений. Политический кризис – состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности. В своей сущности политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Виды политических кризисов Правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический и общенациональный. Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Внешнеполитический кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Полит модернизация Политическая модернизация - обоснование обшей модели глобального процесса цивилизации, суть которой в описании характера и направлений перехода от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. В экономике важнейшими факторами модернизации являются расширение индустриальных технологий, основанных на использовании капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, развитие рынков товаров, капиталов и труда. Выделяют следующие типы модернизации: По мнению ученых консервативного направления (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и др.) главным источником модернизации является конфликт между мобилизованностью населения, его включенностью в политическую жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для артикулирования и агрегирования их интересов. Мировая политика Международные отношения — это сов-ть экономических, полит.,правовых,идеологических,дипломатических,военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами,действующими на мировой арене.Самую значительную роль в системе междунар.отношений играет Организация Объединенных Наций ООН.(1945)Она стала практически первым в истории механизмом широкого взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности,содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Главной особенностью международных отношений является, отсутствие в них единого, центрального ядра власти и управления. На развитие международных отношений влияет такой важный фактор, как мировая политика. Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества. Международная или мировая политика является ядром международных отношений. Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений,затрагивающих жизнь мирового сообщества. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ – это комплекс политических, экономических, социальных, экологических проблем общемирового масштаба, от решения которых зависит судьба человеческой организации.
Политика, её структура, уровни и функции Политика – деятельность, направл на реализац интересов обществ групп, достиж общ благ. Структура: Полит. интерес – внутренний источник полит. поведения, котор поюужд людей став полит цели и действовать, чтобы их достичь. Полит. отношения выражают взаимоотношения людей, соц. групп по поводу реализации своих полит. статусов. Полит. организация от того как люди объед, приобрет организованную силу зависит полит. жизнь и возможность достижения результатов политики. Полит. сознание показ уровень общественного осознания проблем полит. жизни и возможности их решения. Полит. деятельность – активность субъектов полит. отношений по осуществлен своих политико-властных полномочий. Политика может осуществляться на нескольких уровнях: Низший включает решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.д.) Полит. деятельность на этом уровне в основном осуществляется отдельными людьми. Локальный требует гос. вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и людьми, заинтересованными в экономич. развитии своего региона. Национальный определяется положением гос-ва как основного института распределения ресурсов. Международный, на котором основными субъектами полит. деятельности выступают суверенные гос-ва. Основные функции политики:Прогностическая определение перспектив общественного развития, прогнозирование как положительных, так и отрицательных последствий полит. деятельности правящей элиты. Интегрирующая объединен групп общества на основе возвышенных идей, интересов и ценностей. Мобилизационно-организаторская выраж. в мобилизации материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения экономич., соц. и др.задач, которые стоят перед обществом. Идеологическая проявляется в разработке определенного общественного идеала. Воспитательная включение человека в полит. жизнь. Участие в политике способствует интеллектуальному и духовному развитию индивида, его утверждению в жизни как самостоятельной и творческой личности. Инновационная нацелена на творческое осмысление полит. действительности, способов и методов ее изменения. Политика должна создавать вместе с тем новые формы социальной ориентации жизни, формировать предпосылки для более возвышенного развития как отдельной личности, так и общества в целом. 5 полит система общества Политическая система - совокупность упорядоченных элементов и функций, направленных на осуществление политич. власти в обществе. Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. К функциям «ввода» относятся: 1. Политическая социализация и привлечение к участию 2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством 3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики 4. Политическая коммуникация 5. Политич. рекрутирование Функции «вывода»: 1. Разработка норм-законов 2. Применение норм 3. Контроль за соблюдением норм Основные функции политич. системы: 1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны. 2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач. 3. Укрепление единства общества. 4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека. 5. Урегулирование конфликтов. Структура политич. системы: Институциональная подсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику. Функциональная подсистема – это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Коммуникативную систему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.
3. Структура, методы и функции политологии. Связь политологии с другими гуманитарными науками. ФУНКЦИИ. Познавательная функция - исследовании политических явлений с целью получения знания об их сущность, содержание и закономерности развития. Аналитическая функция - анализ политических процессов, оценка деятельности институтов политической системы. Прогностическая функция - выработка научных прогнозов дальнейших изменений в политической сфере, выявление тенденции развития общественных процессов. Инструментально-практическая функция - разработка рекомендаций для совершенствования каких-либо сторон политической практики. Политическая социология - формирование гражданской культуры. Методы политологии. 1.Социологический метод выясняет, как политика зависит от социальной сферы, т. е. от общества.2. Структурно-функциональный метод рассматривает политику как целостную систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию.3. Функциональный метод изучает политику через зависимости между политическими явлениями (например, политическая культура – режим власти, наличие политических партий – избирательная система и т. д.).4. Системный метод рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Требования граждан, их пожелания, претензии, поддержка или недовольство – это «вход» системы; реакция на это государства, власти – это «выход».5. Антропологический метод изучает явления политической жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения, рассматривает человека как родовое существо, имеющее основные потребности – в пище, безопасности, свободе и т. д.6. Сравнительный метод сопоставляет политические партии, политические системы, политические режимы и др., чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения политических проблем.7. Исторический метод изучает политические явления в их историческом развитии, что позволяет проводить параллели между прошлым и настоящим политическим процессом.8. Эмпирический метод изучает политику на основании эмпирических исследований (статистические данные, опросы, анкетирование, эксперименты, наблюдения и т. д.) Связь политологии с другими науками. С историей – политология исследует логику развития политического процесса в историческом ракурсе; с экономической наукой - экономические исследования связаны с политологическими, так как экономика определяет политику; с философией – философия, выступая методологической базой политологии, в то же время использует её выводы для макрообобщений; с правом, поскольку для реализации политических решений, принимаемых на основе политологических знаний и анализа, необходимы правовые механизмы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.90 (0.018 с.) |