Политические режимы и их классификация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические режимы и их классификация.



Режим - это система методов осуществление государственной власти, отражающее отношение органов власти к правовым основам их деятель-ности.В основном ПР включает структуру власти и управление, механизмы и способы их реализации.

В истории человеческих организаций существовали 2 типа: а) осно-ванные на личной власти: монархические, авторитарные, тоталитарные; б) или на коллективной - демократия, республика.

Сегодня короли царствуют но не управляют, т.е существуют номи-нально, т.е. власть у парламента.

Сегодня 6 видов ПР:

- Тотаритарный тиранические свойства режима. Фашизм, Сталинизм.

- Жестко-авторитарный режим. Иран, Ирак.

- Авторитарно-демократический. РБ.

- Демократическо-авторитарные. Западные страны.

- Развернутая демократия. Англия, Италия.

- Анархо-демократическая. Дезорганизация жизни общества ведет к хаосу. СССР, Россия, Молдавия.

Тоталитарный

Характеризуется:

- вся жизнь под управлением партии

- Частная собственность запрещена, все принадлежит государству, люди работают как наемные рабочие.

- Полная монополизация цен, отчуждение граждан от политической жизни.

- Руководящая роль одной партии в политике и осуществление ее в политике.

- Сосредоточение в руках госдарства СМИ, коммуникаций, связи. Существует цензура, которая все контролировала.

- Сращивание партийной системы с государственным аппаратом, концентрация всех средств вооруженной борьбы.

- Обожествление личности, создание образа великого вождя - Необыкновенно суровые репрессии, слежки.

Автолитарный

Тоталитарного типа, процедуры демократический решений отсутст-вуют, чем носят фиктивный характер.

1. Власть не формируется, не контролируется народом, а народ не имеет гарантий.

2. Реальная власть в руках правящей элиты, в которую поисходит от-бор.

3. Происходит сращивание с правящим аппаратом.

4. Парламенту пренадлежит второстепенная роль, выборы носят вто-ростепенный характер.

5. Опора на военно-карательный режим.

6. Партии могут функционировать, но чаще фиктивны, оппозиция ог-раничивается или запрещается вообще. (Египет, Ливан)

7. В какой-то мере прислушиваются к общественному мнению.

Либеральный - касающийся свободы, присущий свободному человеку.

Характеризуется:

1. Отдельные черты авторитарно-демократического, и демократиче-ско-авторитарного режимов власти, но сохраняется авторитарный.

2. Действует в более свободном виде авторитарные партии, союзы. Политическая система обеспечивает гласность, может быть ком-промисс. Осуществляется разделение законодательной, исполни-тельной и судебной власти.

Распространяются в 18 веке.

Родоначальники и теоретики: Монтескье, Вольтер, Гобс.

- оправдываются права на свободное предпринимательство.

- Оправдывание культов.

- Избирание должностных лиц.

- Либералы за свободу парламента. В свободных выборах можно обеспечить недопущение тоталитаризма.

Демократический - народовластие.

Это форма политического режима, основанная на принципах народо-властия, свободы и равноправия граждан.

1. Наличие и укращения форм непосредственной демократии, участие граждан в выборах.

2. Наличие самоуправления.

3. Реальность, гарантированность и полнота политических прав. Их ограниченное единство с социально-экономическими и культурны-ми правами.

4. Равенство всех перед законом, защита личности от власти, и власти от произвола общества.

5. Принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная.)

6. Широкий спектр плюрализма (множественность).

 

Концепции и модели демократии

модели демократии: Есть либеральные, консервативные,популистские, коммунистические и анархические трактовки демократии; немалой популярностью пользуются плюралистические и элитарные концепци и,идеи прямой и представительной демократии, модели охранительной, развивающей, партиципаторной демократии (демократии прямого участия)

Классический либерализм рассматривает демократию не столько, как порядок, позволяющий гражданам участвовать в политической жизни, сколько как механизм, защищающий их от произвола власти и беззаконных действий других людей. В данном случае суверенитет принадлежит гражданам, но они делегируют его избранным представителям, так как только сильное государство в состоянии защитить своих граждан. Вводятся основные ограничители власти, выраженные в разделении полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей ("власть останавливает власть").

Концепция охранительной демократии так же исходит из идеи защиты индивидуальных интересов с помощью обеспечения всеобщего права голоса. Согласие подчиняться выражается в процессе голосования на выборах. Это обеспечивает ответственность управителей перед избирателями, которая достигается через такие механизмы, как тайное голосование, регулярные выборы, конкуренция на выборах, правления большинства, дающие гражданам возможность выбирать себе власть имущих и контролировать ее решения.

Охранительная модель – это система конституционной демократии, действующей в рамках формальных и неформальных правил, ограничивающих власть государства. Такой подход гарантирует политические и гражданские свободы (слова, ассоциаций, голоса и т.д.), а так же равенство всех перед законом. Однако политическое равенство понимается просто технически и означает только равное для каждого право голоса, что защищает личную свободу, которая обеспечивается строгим разделение властей и сохранением основных прав.Охранительная демократия представляет гражданам солидные возможности для выбора их образа жизни при полной ответственности за свой выбор, что подразумевает невмешательство властей во многие сферы жизни общества и полное отделение государства от гражданского общества. Теоретики данной модели считали, что демократия не может быть прямой, а должна работать через представительную ассамблею. Они стремились ограничить власть большинства, так как видели много недостатков в "чистой" (т.е. прямой демократии).

Прямая демократия способна привести к "тирании большинства", при которой индивидуальные свободы и права меньшинства могут быть нарушены от имени народа.

Подобные опасения разделяли и теоретики представительной демократии.Они утверждали, что большинство людей слишком необразованно, чтобы управлять, чересчур подвержено влиянию демагогии популистов и непременно будет ущемлять интересы меньшинства, а прямая демократия может выродиться в правление толпы

Гражданское общество

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.
Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Но как существо общественное, человек не может жить вне общества и особенно вне государства, а, значит, реализация его естественных прав затрудняется государством, властью. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.
Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются:
1Политические партии.
2Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
3Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
4 Научные и культурные организации, спортивные общества.
6Независимые средства массовой информации.
6Церковь.
7Семья.
Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид:

получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д. Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т. 11.;

удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

10 правовое и социально государство

Правовое государство - воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно представляет собой государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Теория правового государства включает в себя следующие основные моменты:

1. Принцип равенства всех перед законом.

2. Принцип правозаконности. Соблюдение этого принципа означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными правилами, строго формальной процедурой.Исходя из знания об этом, человек может уверенно планировать свои действия.

3. Реальное функционирование в обществе принципа разделения властей.

4. Взаимная ответственность и доверие государства и личности.

5. Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона.

Таким образом, правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство закона, норм права, где власть основана на праве, им ограничена и через него реализуется.

Социальное государство - Это такая разновидность государства, которая характеризуется развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников.

Можно выделить три основных типа социального государства:

1. “Позитивное государство социальной защиты”. В нем гарантируется высокий уровень социальной защиты всем гражданам;

2. “Государство социальной безопасности”, которое проводит политику занятости, обеспечивая доходы не ниже прожиточного минимума, гарантирует равенство социальных шансов всем гражданам и др.

3. “Социальное государство всеобщего благоденствия”. В нем реально действуют принципы социальной справедливости, партнерства, выполняются разнообразные программы социального развития, благодаря которым обеспечивается высокая занятость, сглаживаются социальные конфликты, неравенство и др.

Классификация моделей соц.гос-в западных стран:

1. Либеральный тип: Австралия, Великобритания, Канада, США, Швейцария, Япония и др.

2. Консервативный тип: Австрия, Бельгия, Германия, Финляндия, Франция и др.

3. Социал-демократический тип: Дания, Норвегия и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.162.124.193 (0.016 с.)