Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, структура и функции политологии.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет, структура и функции политологии. Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в государственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике. Структура политологии. 1. Политология как наука и учебная дисциплина. 2. Основные этапы развития политической мысли. 3. Политическая власть как социальный феномен. 4. Политическая система общества и институты власти. 5. Политические режимы и политическое лидерство. 6. Проблемы демократии – теория и реальность. В Европе изучение политологии началось с 1948 г.. Политология выполняет ряд функций: -Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок. -Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления. -Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий. -Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д. -Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование -Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат. -Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности. 2 Политическая мыль в античную эпоху и средние века.. (Размышления об устройстве общества имели характер наставлений для повседневной жизни, акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. Важнейшая причина подобных представлений о государстве и власти заключалась в распространенном на Востоке типе общественно-политического устройства - деспотии, предполагающей беспрекословное I подчинение человека воле государя. Платон (427-347 до н.э.)- основоположник идеалистической мысли, высказывал идею о божественном возникновении государства. Он считал, что естественным путем могут появиться только порочные формы государства, к которым относил тимократию - власть честолюбцев; олигархию - власть немногих богачей; демократию - власть большинства и тиранию - власть коварного тирана. Идеальное государство -аристократия - правление мудрецов. Важнейшие принципы его устройства; свобода государства по отношению к индивиду; справедливость; строгая иерархия сословий (философы - правители; стражи - воины; ремесленники, купцы и крестьяне -сословие производителей, людей физического труда); строго контролируемая система образования и воспитания; запрет правителям и стражам иметь собственность и семью, их всецелое подчинение служению государству и обществу. Платон первым высказал идею равенства мужчин и женщин и общественного воспитания детей. Аристотель (384-322 до н.э.) - основоположник материалистической мысли.. Аристотель первым высказал идею о необходимости разделения власти на законодательную, административную и судебную. Он выделял правильные и неправильные формы государства. Первые преследуют общее благо, вторые - частные цели правителей: Правильные формы Монархия, Аристократия - правление немногих, Политая (республика) - правление многих Неправильные формы Тирания - правление одного, Олигархия - правление немногих, Демократия Идеальным государством, по мнению Аристотеля, является политая - правление большинства в интересах общей пользы Оптимальной же он считал "среднюю" форму государства, где в нравах царит умеренность, в имуществе -средний достаток, во властвовании - средний класс. Греки-главные во всем мире, остальные - варвары. Истинный закон -основа нормального государства, право-основа политики. Стремление к част, собств. естественно, она воспитывает ответственность. Гражданское общество-общество граждан, объединенное общими целями действующее на правовой основе. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э По его мнению, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство должно быть основано на всеобщем разуме и справедливости, так как оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной возникновения государства является необходимость охраны собственности. В основе права лежит справедливость, важнейшее требование которой выражается максимой: не вреди другим и не покушайся на чужую 1 собственность. Цицерон выделил три формы государства: царскую власть - монархию; власть оптиматов - аристократию, народную власть - демократию. Лучшей формой государства он считал смешанную Особенности средневековой политической мысли (V-X1V) Центральная проблема Средневековья - вопрос о том, какая власть выше - духовная (власть церкви) или светская (государства)? В Средние века этот вопрос решался в пользу церкви. Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) в труде "О граде Божием" обосновал и оправдал неравенство в обществе ("Это предопределено миром небесным"); • изобразил историю человечества как историю борьбы двух градов: "града Божьего", состоящего из праведников, и светского • утверждал, что в конце концов ход истории, направляемый волей Бога, приведет к победе божьего государства над светским; • высказал мнение о необходимости разделения церкви и государства, при котором государство должно подчиниться церкви. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) в трудах "О правлении. властителей", "Сумма теологии" и других утверждал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души; · верховная власть в обществе принадлежит церкви; · насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя; · государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе; лучшая форма государства - монархия ("Монарх в своем Ф. Аквинский разработал теократическую концепцию власти: государственная власть есть результат воли Бога. В качестве доказательства он приводил слова апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены". Важнейшие особенности политических идей эпохи \ Возрождения (XV-XVI вв.): • отказ от однозначно религиозного объяснения сущности государства, политики и права; ' • разработка концепции о естественном характере человека, его земных потребностях и интересах; • возникновение гражданской концепции политики; создание и утверждение идеологии централизованного государства
Типы политических систем. Типология политических систем: 1. По характеру взаимодействия с окружающей средой: • открытые - активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны; • закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны (ресурсы для развития находят внутри самой системы); 2. По политическому режиму: • тоталитарные; • авторитарные; • демократические; • либеральные; • По содержанию и формам управления(Блондель): 3. либеральные демократии - ориентируются на ценности —свободы, собственности; • авторитарно-радикальные и популистские -используют авторитарные методы управления, ориентируются на ценности равенства и социальной справедливости; • традиционные - опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; • авторитарно-консервативные - преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения; 4. по формационному принципу(марксистская теория): • рабовладельческие; • феодальные; • капиталистические; • социалистические; 5. По типу политической культуры и разделению • англо-американские - характеризуются высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса, однородной политической культурой, ориентированной на защиту либеральных ценностей (Великобритания, США); • однородной политической культурой, наличием противоположных идеалов, ориентации, ценностей, разделением политических ролей не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии (страны Европы, Россия); • доиндустриальные и частично индустриальные - • тоталитарные - их отличает приоритет, классовых, национальных или религиозных оценностей; власть сосредоточена в руках партии или группы лиц, контролирующих все стороны общества (КНДР, Куба). • либеральная демократия - для нее характерна высокая 2 • коммунистическая система - с высокой степенью j • Широко распространено деление политических систем на: • Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. • Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
Тоталитаризм. Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. Его нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х годов». Появление тоталитарного индивида — первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма. Практически идеократия реализовалась через партократию — монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла. Авторитаризм. Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что ' этот политический режим совместим с различными по природе, общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. К числу общих черт авторитарных режимов относят авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, у Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет. Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник, в третьем -вождь. Без личности такого рода авторитаризм невозможен. Она является знаком, символизирующим единство нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее и будущее. Условия возникновения режима авторитарной власти Л. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией J основных сфер общественной жизни и совершается в течение «одного-двух поколений. 2. С ломкой исторического уклада с жизни общества связано размывание наличной социально- г классовой структуры, происходит маргинализация основной g массы населения. Появление больших масс людей, лишенных 3 собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его Г фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной - мере радикализирует социальное и политическое поведение J маргинальных переходных слоев, повышает степень их j активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства. 3. В сфере социальной психологии и > идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к <восстановлению> социальной справедливости! путем установления поголовного равенства, потребительское1 отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен- ного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса. 4. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии.. 5. ' Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.
Демократия. Понятие "демократия " означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Признаки демократического режима: — население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;— существование гражданского общества с его развитой структурой;— реальное осуществление правового государства;— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;—легитимность государственной власти;— "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия. Основные формы: 1. Прямая (опосредованная) демократия (народ сам участвует в в обсуждении и принятии решений, народовластие). 2. Представительная (репрезентативная) демократия. В ней воля народа выражается не прямо, а через институт посредников. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту S волю в принимаемых законах и решениях. Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.
Типы политической культуры. Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей. • Тип политической культуры определяется по следующим основаниям: 1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам); 2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем ч конфликтности и политического насилия, преобладанием 3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и и контркультура; 4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности); 5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом); 6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида); 7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая; 8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.; 9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом); 10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).
Политический процесс. Процесс политический - совокупность различных форм взаимодействия по реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные. Сущность политического процесса заключается в осуществлении политической воли общества через принятие и " выполнение политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей слаженной системе общеколлективных целей. Типология политических процессов: 1. С точки зрения значения для политической системы: • базовые (принятие политических решений, различные формы политического участия населения во взаимоотношениях с государством, формирование и функционирование органов государственной власти); • периферийные (динамика формирования и функционирования политических партий, групп давления, органов местного самоуправления); 3. В зависимости от объекта властного воздействия: • внутриполитические и • внешнеполитические; 4. С точки зрения характера политического участия: • ангажированные - с интенсивным и самостоятельным участием (или неучастием) граждан в политическом процессе; • неангажированные принудительные, инициированные с помощью различных форм воздействия на население; 5. С точки зрения устойчивости: • стабильные; • нестабильные. Режимы протекания политических процессов: \ • развития и модернизации; функционирования - политический процесс отражает простое воспроизводство структурами * власти рутинных, овторяющихся политических \ отношений, что неизбежно приводит к: стагнации (застою) и переходу данного режима в режим • упадка - "регрессивной метаморфозы" политики (П.Струве), когда политические изменения; приобретают негативный характер, возрастает; уровень неупорядоченности политической системы, в наиболее неблагоприятной ситуации способный привести к ее распаду. В современном обществе особое внимание привлекают политические процессы, характеризуемые как политическое развитие и политическая модернизация.
Предмет, структура и функции политологии. Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в государственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике. Структура политологии. 1. Политология как наука и учебная дисциплина. 2. Основные этапы развития политической мысли. 3. Политическая власть как социальный феномен. 4. Политическая система общества и институты власти. 5. Политические режимы и политическое лидерство. 6. Проблемы демократии – теория и реальность. В Европе изучение политологии началось с 1948 г.. Политология выполняет ряд функций: -Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок. -Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления. -Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий. -Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д. -Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование -Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат. -Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности. 2 Политическая мыль в античную эпоху и средние века.. (Размышления об устройстве общества имели характер наставлений для повседневной жизни, акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. Важнейшая причина подобных представлений о государстве и власти заключалась в распространенном на Востоке типе общественно-политического устройства - деспотии, предполагающей беспрекословное I подчинение человека воле государя. Платон (427-347 до н.э.)- основоположник идеалистической мысли, высказывал идею о божественном возникновении государства. Он считал, что естественным путем могут появиться только порочные формы государства, к которым относил тимократию - власть честолюбцев; олигархию - власть немногих богачей; демократию - власть большинства и тиранию - власть коварного тирана. Идеальное государство -аристократия - правление мудрецов. Важнейшие принципы его устройства; свобода государства по отношению к индивиду; справедливость; строгая иерархия сословий (философы - правители; стражи - воины; ремесленники, купцы и крестьяне -сословие производителей, людей физического труда); строго контролируемая система образования и воспитания; запрет правителям и стражам иметь собственность и семью, их всецелое подчинение служению государству и обществу. Платон первым высказал идею равенства мужчин и женщин и общественного воспитания детей. Аристотель (384-322 до н.э.) - основоположник материалистической мысли.. Аристотель первым высказал идею о необходимости разделения власти на законодательную, административную и судебную. Он выделял правильные и неправильные формы государства. Первые преследуют общее благо, вторые - частные цели правителей: Правильные формы Монархия, Аристократия - правление немногих, Политая (республика) - правление многих Неправильные формы Тирания - правление одного, Олигархия - правление немногих, Демократия Идеальным государством, по мнению Аристотеля, является политая - правление большинства в интересах общей пользы Оптимальной же он считал "среднюю" форму государства, где в нравах царит умеренность, в имуществе -средний достаток, во властвовании - средний класс. Греки-главные во всем мире, остальные - варвары. Истинный закон -основа нормального государства, право-основа политики. Стремление к част, собств. естественно, она воспитывает ответственность. Гражданское общество-общество граждан, объединенное общими целями действующее на правовой основе. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э По его мнению, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство должно быть основано на всеобщем разуме и справедливости, так как оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной возникновения государства является необходимость охраны собственности. В основе права лежит справедливость, важнейшее требование которой выражается максимой: не вреди другим и не покушайся на чужую 1 собственность. Цицерон выделил три формы государства: царскую власть - монархию; власть оптиматов - аристократию, народную власть - демократию. Лучшей формой государства он считал смешанную Особенности средневековой политической мысли (V-X1V) Центральная проблема Средневековья - вопрос о том, какая власть выше - духовная (власть церкви) или светская (государства)? В Средние века этот вопрос решался в пользу церкви. Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) в труде "О граде Божием" обосновал и оправдал неравенство в обществе ("Это предопределено миром небесным"); • изобразил историю человечества как историю борьбы двух градов: "града Божьего", состоящего из праведников, и светского • утверждал, что в конце концов ход истории, направляемый волей Бога, приведет к победе божьего государства над светским; • высказал мнение о необходимости разделения церкви и государства, при котором государство должно подчиниться церкви. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) в трудах "О правлении. властителей", "Сумма теологии" и других утверждал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души; · верховная власть в обществе принадлежит церкви; · насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя; · государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе; лучшая форма государства - монархия ("Монарх в своем Ф. Аквинский разработал теократическую концепцию власти: государственная власть есть результат воли Бога. В качестве доказательства он приводил слова апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены". Важнейшие особенности политических идей эпохи \ Возрождения (XV-XVI вв.): • отказ от однозначно религиозного объяснения сущности государства, политики и права; ' • разработка концепции о естественном характере человека, его земных потребностях и интересах; • возникновение гражданской концепции политики; создание и утверждение идеологии централизованного государства
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.30 (0.011 с.) |