Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, структура и функции политологии.

Поиск

Предмет, структура и функции политологии.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в государственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

Структура политологии.

1. Политология как наука и учебная дисциплина.

2. Основные этапы развития политической мысли.

3. Политическая власть как социальный феномен.

4. Политическая система общества и институты власти.

5. Политические режимы и политическое лидерство.

6. Проблемы демократии – теория и реальность.

В Европе изучение политологии началось с 1948 г..

Политология выполняет ряд функций:

-Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

-Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

-Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.

-Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

-Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

-Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

-Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

2 Политическая мыль в античную эпоху и средние века..

(Размышления об устройстве общества имели характер наставлений для повседневной жизни, акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. Важнейшая причина подобных представлений о государстве и власти заключалась в распространенном на Востоке типе общественно-политического устройства - деспотии, предполагающей беспрекословное

I подчинение человека воле государя.

Платон (427-347 до н.э.)- основоположник идеалистической мысли, высказывал идею о божественном возникновении государства. Он считал, что естественным путем могут появиться только порочные формы государства, к которым относил тимократию - власть честолюбцев; олигархию - власть немногих богачей; демократию - власть большинства и тиранию - власть коварного тирана. Идеальное государство -аристократия - правление мудрецов. Важнейшие принципы его устройства;

свобода государства по отношению к индивиду;

справедливость;

строгая иерархия сословий (философы - правители; стражи - воины; ремесленники, купцы и крестьяне -сословие производителей, людей физического труда);

строго контролируемая система образования и воспитания;

запрет правителям и стражам иметь собственность и семью, их всецелое подчинение служению государству и обществу.

Платон первым высказал идею равенства мужчин и женщин и общественного воспитания детей.

Аристотель (384-322 до н.э.) - основоположник материалистической мысли.. Аристотель первым высказал идею о необходимости разделения власти на законодательную, административную и судебную. Он выделял правильные и неправильные формы государства. Первые преследуют общее благо, вторые - частные цели правителей: Правильные формы Монархия, Аристократия - правление немногих, Политая (республика) - правление многих Неправильные формы Тирания - правление одного, Олигархия - правление немногих, Демократия Идеальным государством, по мнению Аристотеля, является политая - правление большинства в интересах общей пользы Оптимальной же он считал "среднюю" форму государства, где в нравах царит умеренность, в имуществе -средний достаток, во властвовании - средний класс. Греки-главные во всем мире, остальные - варвары. Истинный закон -основа нормального государства, право-основа политики. Стремление к част, собств. естественно, она воспитывает ответственность. Гражданское общество-общество граждан, объединенное общими целями действующее на правовой основе.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э По его мнению, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство должно быть основано на всеобщем разуме и справедливости, так как оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной возникновения государства является необходимость охраны собственности. В основе права лежит справедливость, важнейшее требование которой выражается максимой: не вреди другим и не покушайся на чужую 1 собственность. Цицерон выделил три формы государства: царскую власть - монархию; власть оптиматов - аристократию, народную власть - демократию. Лучшей формой государства он считал смешанную

Особенности средневековой политической мысли (V-X1V) Центральная проблема Средневековья - вопрос о том, какая власть выше - духовная (власть церкви) или светская (государства)? В Средние века этот вопрос решался в пользу церкви.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) в труде "О граде Божием" обосновал и оправдал неравенство в обществе ("Это предопределено миром небесным");

• изобразил историю человечества как историю борьбы двух градов: "града Божьего", состоящего из праведников, и светского

• утверждал, что в конце концов ход истории, направляемый волей Бога, приведет к победе божьего государства над светским;

• высказал мнение о необходимости разделения церкви и государства, при котором государство должно подчиниться церкви.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) в трудах "О правлении. властителей", "Сумма теологии" и других утверждал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души;

· верховная власть в обществе принадлежит церкви;

· насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя;

· государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе; лучшая форма государства - монархия ("Монарх в своем
у царстве то же, что душа в теле, а Бог - в мире")

Ф. Аквинский разработал теократическую концепцию

власти: государственная власть есть результат воли Бога. В качестве доказательства он приводил слова апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены". Важнейшие особенности политических идей эпохи \ Возрождения (XV-XVI вв.):

• отказ от однозначно религиозного объяснения сущности

государства, политики и права; '

• разработка концепции о естественном характере человека, его земных потребностях и интересах;

• возникновение гражданской концепции политики; создание и утверждение идеологии централизованного государства

 

Типы политических систем.

Типология политических систем:

1. По характеру взаимодействия с окружающей средой:

• открытые - активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны;

• закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны (ресурсы для развития находят внутри самой системы);

2. По политическому режиму:

• тоталитарные;

• авторитарные;

• демократические;

• либеральные;

• По содержанию и формам управления(Блондель):

3. либеральные демократии - ориентируются на ценности —свободы,

собственности;

• авторитарно-радикальные и популистские -используют авторитарные методы управления, ориентируются на ценности равенства и социальной справедливости;

• традиционные - опираются на олигархические формы правления и ориентируются на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

• авторитарно-консервативные - преследуют цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения;

4. по формационному принципу(марксистская теория):

• рабовладельческие;

• феодальные;

• капиталистические;

• социалистические;

5. По типу политической культуры и разделению
политических ролей(Алмонд):

• англо-американские - характеризуются высокой степенью разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса, однородной политической культурой, ориентированной на защиту либеральных ценностей (Великобритания, США);

• однородной политической культурой, наличием противоположных идеалов, ориентации, ценностей, разделением политических ролей не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии (страны Европы, Россия);

• доиндустриальные и частично индустриальные -
имеют смешанную политическую культуру, в
основе которой - ценности клана, рода,
племени; достичь согласия в такой системе, не
прибегая к насилию, невозможно (большинство
стран Азии, Африки, Латинской Америки);

• тоталитарные - их отличает приоритет, классовых, национальных или религиозных оценностей; власть сосредоточена в руках партии или группы лиц, контролирующих все стороны общества (КНДР, Куба).

• либеральная демократия - для нее характерна высокая 2
степень добровольного, но пассивного политического ^
участия; I

• коммунистическая система - с высокой степенью j
принудительной партиципации; развивающиеся - характеризуются низкой степенью. политического участия.

Широко распространено деление политических систем на:

Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

 

 

Тоталитаризм.

Тоталитаризм — явление, присущее исключительно XX веку. Его нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-х годов».

Появление тоталитарного индивида — первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии, проявившаяся с самого начала революционного движения и получившая зрелую форму в условиях советского авторитаризма. Практически идеократия реализовалась через партократию — монополию компартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и даже уставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма — культ народа в революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождал народные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по ту сторону добра и зла.

Авторитаризм.

Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что ' этот политический режим совместим с различными по природе, общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией.

К числу общих черт авторитарных режимов относят
следующие:
— авторитарная власть имеет своим источником
насильственный захват власти. Она не формируется народом и не
ограничивается правом — кодифицированным либо обычным,
опирающимся на традицию; — для нее характерно слияние
законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их
формальное, показное разделение; — при авторитаризме
власть опирается на административный, полицейский и военно-
карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или
возможности его непосредственного применения; —

авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, у
монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя; —
в социальном плане авторитаризм пытается стать выше!
классовых различий, выразить общенациональный интерес, что I
сопровождается социальной демагогией, популизмом; — во внешней политике для него характерны агрессивные имперские установки.

Все эти характеристики дают в сумме явление авторитаризма только в том случае, если наличествует его духовный и практический стержень — авторитет. Под авторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личности или какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узком смысле авторитет — одна из форм осуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа авторитета: 1) основанный на рациональном знании, 2) на традиции, 3) на харизме вождя. В первом случае носителем авторитета является учитель-пророк, во втором - проповедник, в третьем -вождь. Без личности такого рода авторитаризм невозможен. Она является знаком, символизирующим единство нации, ее суверенитет, ее великое прошлое, настоящее и будущее.

Условия возникновения режима авторитарной власти Л. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией J основных сфер общественной жизни и совершается в течение «одного-двух поколений. 2. С ломкой исторического уклада с жизни общества связано размывание наличной социально- г классовой структуры, происходит маргинализация основной g массы населения. Появление больших масс людей, лишенных 3 собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его Г фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной - мере радикализирует социальное и политическое поведение J маргинальных переходных слоев, повышает степень их j активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства. 3. В сфере социальной психологии и > идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к <восстановлению> социальной справедливости! путем установления поголовного равенства, потребительское1 отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо обществен- ного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса. 4. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы - армии.. 5. ' Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями.

 

Демократия.

Понятие "демократия " означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться.

Признаки демократического режима: — население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;— существование гражданского общества с его развитой структурой;— реальное осуществление правового государства;— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;—легитимность государственной власти;— "силовые" структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;— доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия.

Основные формы:

1. Прямая (опосредованная) демократия (народ сам участвует в в обсуждении и принятии решений, народовластие). 2. Представительная (репрезентативная) демократия. В ней воля народа выражается не прямо, а через институт посредников. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту S волю в принимаемых законах и решениях. Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

 

 

Типы политической культуры.

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что предопределяет и многообразие ее видов, моделей.

• Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем ч конфликтности и политического насилия, преобладанием
1 юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания
власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности ц конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к, власти: господствующая и и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

 

Политический процесс.

Процесс политический - совокупность различных форм взаимодействия по реализации интересов субъектами политической жизни, в которых они выполняют определенные.

Сущность политического процесса заключается в осуществлении политической воли общества через принятие и " выполнение политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей слаженной системе общеколлективных целей.

Типология политических процессов:

1. С точки зрения значения для политической системы:

• базовые (принятие политических решений, различные формы политического участия населения во взаимоотношениях с государством, формирование и функционирование органов государственной власти);

• периферийные (динамика формирования и функционирования политических партий, групп давления, органов местного самоуправления);

3. В зависимости от объекта властного воздействия:

• внутриполитические и

• внешнеполитические;

4. С точки зрения характера политического участия:

• ангажированные - с интенсивным и самостоятельным участием (или неучастием) граждан в политическом процессе;

• неангажированные принудительные, инициированные с помощью различных форм воздействия на население;

5. С точки зрения устойчивости:

• стабильные;

• нестабильные.

Режимы протекания политических процессов: \

• развития и модернизации; функционирования - политический процесс отражает простое воспроизводство структурами * власти рутинных, овторяющихся политических \ отношений, что неизбежно приводит к: стагнации (застою) и переходу данного режима в режим

• упадка - "регрессивной метаморфозы" политики (П.Струве), когда политические изменения; приобретают негативный характер, возрастает; уровень неупорядоченности политической системы, в наиболее неблагоприятной ситуации способный привести к ее распаду.

В современном обществе особое внимание привлекают политические процессы, характеризуемые как политическое развитие и политическая модернизация.

 

 

Предмет, структура и функции политологии.

Предметом политологии являются закономерности формирования и развития полит. власти, организация, формы и методы её функционирования, использование в государственно-организованном обществе; изучение политических теорий и доктрин, реальных политических систем, политической жизни, политического сознания, интересов и поведения субъектов в политике.

Структура политологии.

1. Политология как наука и учебная дисциплина.

2. Основные этапы развития политической мысли.

3. Политическая власть как социальный феномен.

4. Политическая система общества и институты власти.

5. Политические режимы и политическое лидерство.

6. Проблемы демократии – теория и реальность.

В Европе изучение политологии началось с 1948 г..

Политология выполняет ряд функций:

-Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

-Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

-Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.

-Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

-Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

-Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

-Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности.

2 Политическая мыль в античную эпоху и средние века..

(Размышления об устройстве общества имели характер наставлений для повседневной жизни, акцентировали внимание на обязанностях подданных государства. Важнейшая причина подобных представлений о государстве и власти заключалась в распространенном на Востоке типе общественно-политического устройства - деспотии, предполагающей беспрекословное

I подчинение человека воле государя.

Платон (427-347 до н.э.)- основоположник идеалистической мысли, высказывал идею о божественном возникновении государства. Он считал, что естественным путем могут появиться только порочные формы государства, к которым относил тимократию - власть честолюбцев; олигархию - власть немногих богачей; демократию - власть большинства и тиранию - власть коварного тирана. Идеальное государство -аристократия - правление мудрецов. Важнейшие принципы его устройства;

свобода государства по отношению к индивиду;

справедливость;

строгая иерархия сословий (философы - правители; стражи - воины; ремесленники, купцы и крестьяне -сословие производителей, людей физического труда);

строго контролируемая система образования и воспитания;

запрет правителям и стражам иметь собственность и семью, их всецелое подчинение служению государству и обществу.

Платон первым высказал идею равенства мужчин и женщин и общественного воспитания детей.

Аристотель (384-322 до н.э.) - основоположник материалистической мысли.. Аристотель первым высказал идею о необходимости разделения власти на законодательную, административную и судебную. Он выделял правильные и неправильные формы государства. Первые преследуют общее благо, вторые - частные цели правителей: Правильные формы Монархия, Аристократия - правление немногих, Политая (республика) - правление многих Неправильные формы Тирания - правление одного, Олигархия - правление немногих, Демократия Идеальным государством, по мнению Аристотеля, является политая - правление большинства в интересах общей пользы Оптимальной же он считал "среднюю" форму государства, где в нравах царит умеренность, в имуществе -средний достаток, во властвовании - средний класс. Греки-главные во всем мире, остальные - варвары. Истинный закон -основа нормального государства, право-основа политики. Стремление к част, собств. естественно, она воспитывает ответственность. Гражданское общество-общество граждан, объединенное общими целями действующее на правовой основе.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э По его мнению, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство должно быть основано на всеобщем разуме и справедливости, так как оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной возникновения государства является необходимость охраны собственности. В основе права лежит справедливость, важнейшее требование которой выражается максимой: не вреди другим и не покушайся на чужую 1 собственность. Цицерон выделил три формы государства: царскую власть - монархию; власть оптиматов - аристократию, народную власть - демократию. Лучшей формой государства он считал смешанную

Особенности средневековой политической мысли (V-X1V) Центральная проблема Средневековья - вопрос о том, какая власть выше - духовная (власть церкви) или светская (государства)? В Средние века этот вопрос решался в пользу церкви.

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.) в труде "О граде Божием" обосновал и оправдал неравенство в обществе ("Это предопределено миром небесным");

• изобразил историю человечества как историю борьбы двух градов: "града Божьего", состоящего из праведников, и светского

• утверждал, что в конце концов ход истории, направляемый волей Бога, приведет к победе божьего государства над светским;

• высказал мнение о необходимости разделения церкви и государства, при котором государство должно подчиниться церкви.

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) в трудах "О правлении. властителей", "Сумма теологии" и других утверждал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души;

· верховная власть в обществе принадлежит церкви;

· насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя;

· государство существует для того, чтобы заботиться об общем благе; лучшая форма государства - монархия ("Монарх в своем
у царстве то же, что душа в теле, а Бог - в мире")

Ф. Аквинский разработал теократическую концепцию

власти: государственная власть есть результат воли Бога. В качестве доказательства он приводил слова апостола Павла: "Существующие же власти от Бога установлены". Важнейшие особенности политических идей эпохи \ Возрождения (XV-XVI вв.):

• отказ от однозначно религиозного объяснения сущности

государства, политики и права; '

• разработка концепции о естественном характере человека, его земных потребностях и интересах;

• возникновение гражданской концепции политики; создание и утверждение идеологии централизованного государства

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.018 с.)