Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции внимания. Общая характеристика механизмов внимания.

Поиск

Функции внимания. Общая характеристика механизмов внимания.

Основные функции внимания:

ü Различение

ü Избирательность

ü Настройка

ü Мобилизация организма

Свойства внимания.

Свойства объясняются с помощью метафоры луча прожектора.

1. направленность → луч прожектора направлен на определенную область пространства потенциальных объектов внимания.

2. степень, интенсивность → уровень освещенности, мера ясности и отчетливости содержаний, находящихся в фокусе текущего сознательного опыта. В когнитивной психологии → количество ресурсов, вкладываемых в переработку релевантной информации; ее оценивают по уровню или глубине этой переработки.

3. Объем → телесный угол луча прожектора или площадь пятна света; число простых впечатлений или идей, осознаваемых ясно и отчетливо.

4. распределение → расщепление луча на два или более направления.

5. устойчивость (динамика) → оценка частоты колебаний и сдвигов внимания.

a. Длительность (блоки внимания). Опыты Биллса (колебания внимания при непрерывной работе)

b. Изменение направленности (сдвиги внимания)

ü Непроизвольные (отвлечение внимания)

ü Произвольные (переключение внимания)

ü Инерционность внимания

ü Аккомодация внимания

c. Изменение степени (колебание внимания).

 

Механизмы внимания:

1. Мобилизация организма для оптимального выполнения деятельности

· Общая мобилизация

· Политика распределения ресурсов

2. Селекция нерелевантной основной задачи информации (избежать перегрузку)

3. Активный выбор стимуляции на основе предвосхищения

4. Интеграция содержания сознания (повышение продуктивности работы сознания)

5. Самоконтроль успешности выполнения задачи

 

Концепция внимания У.Джеймса. Комбинированная классификация видов внимания (по объекту, по способу связи с мотивом, по произвольности). Понятие преперцепции.

Внимание – это процесс, функцией которого является отбор впечатлений, образов памяти и идей.

Как психолог Джеймс считал, что внимания нет, как отдельного механизма. «Каждая схема производит отбор»

 

Как философ Джеймс, постулируя свободу воли, говорил о существовании внимания. Усилие воли = усилие внимания. Усилие воли (то есть внимание) проявляется в том, что мы удерживаем в сознании слабый (идеальный) мотив. Таким образом, внимание связано с усиленным волевым действием.

Физиологические условия внимания

1. До возникновения внимания к данному объекту необходимо, чтобы соответствующиё кортикальный центр был возбуждён и центральным путём, и путем внешнего чувственного раздражения.

Ирриадиционное возбуждение центра. Мы направляем внимание на периферию картины, чтобы создать более подробную идею, так как идея делает ощущение более ясным. В актах внимания всегда есть антиципация (предварение) объекта внимания. Это ожидание идёт одновременно с приготовлением соответствующего нервного центра к разряду. Если освещать рисунок искрой, то после 2-3 вспышек будет лишь смутное ощущение, но оно есть. Потом после дальнейших вспышек это впечатление дополняется также благодаря внутренней активности, которая вызывается внешним впечатлением.

Если прослушать определённый обертон (пример обертона: на рок-концерте следим только аз партией бас-гитары), то потом при прослушивании тона его будет легче услышать. То есть очень важно сочетание: восприятие + представление. Появление образа в уме – это и есть внимание.

Гельмгольц. Двузначные фигуры (картинка «жена-тёща»): что хотим, то и видим.

Когда ждём чьих-то шагов, то мы нам кажется, что мы их слышим.

В объекте мы видим и выделяет те его характеристики, которые нам знакомы.

2. Затем орган чувств должен быть приспособлен к наиболее отчётливому восприятию внешнего впечатления. Наблюдается, когда внимание направлено а внешнее чувственное впечатление и когда объектом внимания служит мысль. Мы непроизвольно приспосабливаем глаза и уши к раздражению, а также поворачивает корпус. Интеллектуальное внимание:

a) Когда переносим внимание, например, со зритнльного объекта на слуховой, то ощущаем чувство перемены направления напряжения;

b) Когда вызываем опредёлнынй образ, то чувствуем напряжение внимания.

Приспособление органа - второстепенный процесс, так как существует зрительное периферическое внимание, которое можно тренировать. Например, учителя, когда диктуют диктант, при этом видят учеников.

3. Необходим известный приток крови к соответствующему кортикальному центру. Джеймс это не раскрывает.

 

Развитие внимания

1. Необходимо укреплять внимание в детях, сообщая изучаемому объекту привлекательность. Если это не получается, что нужно награждать за внимательность. Очень важно, чтобы новая информация была связана со старой.

2. У взрослого внимание можно тренировать, если просить отчётливо различать слышимые или видимые слова, повторяя про себя каждое слово.

 

3 основания для классификации:

1) По объекту

· Чувственное (сенсорное) – объектами являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств – ощущения и восприятия.

· Умственное (интеллектуальное) – направлено на процессы мышления, памяти, воображения.

2) Аффективная сфера сознания

ü Непосредственное, если объект интересен сам по себе

ü Производное, опосредованное, если объект приобретает интерес лишь по ассоциации

3) Волевая сфера (переживание усилия)

o Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) происходит без усилия

o Произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Всегда опосредовано, т.е. его объект связан с отдаленным интересом.

 

Свойства сознания:

1) непрерывность (есть объективные перерывы, но субъективно их нет – пример со сном);

2) изменчивость (ни одно состояние сознания не повторяется);

3) селекция.

Механизмы внимания:

Отбор осуществляется при помощи:

1. Настройка органов чувств

2. Возбуждение идиационного центра. Предварительный, схематический образ того, что может быть воспринято или осознано. Если нет предвнимания, мы никогда не заметим, что происходит, нужна преперцепция. Пример: надо обращать внимание ребенка на детали.

Приток крови к идиационному цнтру. Кровь – как ресурс внимания.

Сознание – принимает то, что совпадает или сходно  
Преперцепция  
Идиационный центр – сравнение того, что ожидается с тем, что поступило
Кровь  
Группа стимулов, отобранных при настройке

 

 


Преперцепция.

Термин близок к «аккомодации» Титченера.

Преперцепция – мысленное ожидание наступающего явления. («Пловина перцепции»).

 

Структурная многокомпонентная модель памяти. Аргументы в пользу выделения мнемических подсистем. Общая характеристика функциональных систем памяти: Сенсорный регистр, Рабочая память, Долговременная память.

 

Впервые идея представления памяти в форме совокупности взаимосвязанных структурных блоков – В.Джеймс

Первичная память – совпадает с содержанием сознания в данный момент, «текущее состояние сознания»

Вторичная память – содержит весь прошлый опыт субъекта, «знание о прошедших состояниях сознания, доступных после того, как они уже однажды покинули сознание»

За счет Джеймса понимание памяти значительно расширилось, было преодолено обыденное представление о памяти как о феномене, относящемся исключительно к давнему прошлому.

После второй мировой войны дискуссия о множественности или унитарности (целостности) памяти вновь разгорелась с совершенствованием нейрофизиологических исследований. Б.Милнер описала пациента Г.М., который перенес двустороннее иссечение височных долей в качестве терапевтической меры против прогрессирующей эпилепсии. Пациент помнил давно минувшие события своей жизни, но утратил способность запоминать новую информацию.

Поэтому – возвращение к идеям Джеймса; вывод о существовании как минимум двух подсистем памяти, каждая из к-ых мб избирательно поражена в рез-те специфических повреждений.

 

Современная структурная модель памяти – крайне сложная конфигурация взаимодействующих подсистем, которые обеспечивают выполнение всех основных функций памяти: фиксацию, переработку, воспроизведение мнемических содержаний в поведении и сознании.

Подсистемы (Аткинсон, Шиффрин, 1968):

Сенсорный регистр

Блок распознавания информации (распознаватель)

Кратковременная (рабочая) память

Долговременная память

Сначала думали, что в этих подсистемах линейная переработка инфы: инфа попадает сначала в СР, где остается в течение очень короткого времени, затем стирается. КП – оперативная память, сюда попадает отобранная инфа из СР и ДП. ДП – достаточно постоянное хранилище инфы, которая переносится сюда из КП.

Это представление подвергнуто критике и расширено представителями когнитивной психологии (Найссер, Норман). Мнение об активной роли субъекта в процессах познания! Человек – не реактивная система. Начинает складываться представление о человеке как о системе, активно осуществляющей поиск и отбор инфы, максимально отвечающей его потребностям. Поэтому уместно говорить о нескольких восходящих, нисходящих или циркулирующих потоках информации.

­

 

Компьютерная метафора психических процессов человека. Процесс переработки информации идет поэтапно. Всю систему переработки информации можно представить в виде блоков, которые связаны между собой определенными связями.

Модель двойственной памяти. 1965 Д.Норман, Н.Во

вход
Первичная находится в сознании или покидает его легкое извлечение
Вторичная близкое и далекое прошлое информация сложно извлекается
Забывание

 


Факты «за» существование первичной и вторичной памяти:

1. Нарушение связи при синдроме Милнер (после травмы нарушен перевод информации ПП→ВП: в ВП хранится информация, полученная ранее, а новая поступить не может), Корсаковский синдром (внешне картина похожа, но сохранна аффективная память, после выздоровления больной помнит факт болезни).

2. Основная форма кодирования в ПП – вербально-акустическая. Ошибки смешения:

ü в ПП – фонематические (пруд – прут),

ü в ВП – семантические (пруд – озеро).

3. Эксперимент на свободное припоминание, позиционные эффекты. См. 13-В

Повторение – проговаривание про себя или вслух материала, поступившего в первичную память.

Функции повторения:

1. удержание материала в первичной памяти

2. копирование информации из первичной во вторичную память

3. закрепление информации во вторичной памяти

4. кодирование информации в вербально-акустическую форму

5. группировка элементов

Модель трехкомпонентной системы памяти. 1968 Д.Аткинсон, Р.Шиффрин

Сенсорный регистр
Долговременное хранилище
Кратковременное хранилище
Генератор ответа
вход
выход
Грубые физические характеристики материала
Селективное внимание Развернутый ответ Опознание материала

 

 


Акцент сделан на процессах управления:

ü группировка элементов

ü кодирование: введение информации КВХ в более широкий контекст, поступающий из ДВХ

ü представление
перекодирование вербальной информации в зрительную форму

ü повторение

ü внимание

ü поиск и извлечение информации

 

Сенсорная память (или сенсорный регистр)

  Иконическая память Эхоическая память
Функция Удерживает информацию о стимуле в той индивидуальной конкретной форме, в которой он был первоначально предъявлен. Это удержание обеспечивает системам выделения признаков и распознавания образов время, необходимое для обработки сигналов, воздействующих на органы чувств.
Емкость 0.3-1 сек. Данные эксперимента Сперлинга (№ 7в) 0.25-2 сек. Данные эксперимента Морэя (№ 8в)
Вход Автоматические процессы, контролируемые только направленным вниманием. Вход осуществляет непосредственно соответствующий орган чувств.
Хранение Угасание, стирание, интерференция Интерференция
Выход Селективное внимание позволяет настроиться на нужную информацию, сосредоточиться на ней и отбрасывать все остальное. Пример: феномен «вечеринки с коктейлем» (№ 20в)
Форма кодирования информации «непосредственный отпечаток» Сенсорная копия акустической информации

Распознавание образов происходит путем сравнения поступающих сенсорных данных с информацией, полученной ранее и хранящейся в ДП: «сырая» информация → нечто осмысленное. Пример: распознавание букв: A a A A a a A

 

КП= первичная=непосредственная=рабочая память.

В КП удерживается информация, представляющая собой непосредственную интерпретацию произошедших событий.

Функция Отбор необходимой для решения конкретной задачи информации. Первичная ориентировка в окружающей среде.
Емкость По времени: 20 сек (Эксперимент Петерсонов с задачей-дистрактором, № 9в) По количеству единиц: 7±2 элементов по Миллеру (независимо от длины)*
Вход Перекодирование сенсорного сигнала в словесно-акустичскую форму + селективное внимание
Хранение Повторение; кодирование и укрупнение единиц
Выход Забывание, вызываемое стиранием следов памяти со временем, и интерференция**
Форма кодирования информации Словесно-акустическое перекодирование (ошибки припоминания, № 16а) Зрительные образы (эксперимент Познера, №12в)

*Структурирование и емкость КП

Объем памяти – число элементов, которые испытуемый может воспроизвести без ошибок.

Структурирование – перекодирование элементов в более крупные единицы – структурные единицы. При структурировании материала КП используется информация из ДП → структурирование связано с опосредствованием.

Условия структурирования:

ü Объединяемый материал должен поступать в КП одновременно

ü Структурирование облегчается, если объединяемые элементы обладают внутренним сходством.

Эксперимент Боуэра: изменял способы сочетания элементов и степень их соответствия информации в ДП.

1) УФОонфрГФнрю

2) УФоонФРГфнрю → лучше запоминается

→ знакомые сочетания букв служат основой для структурирования.

**Две гипотезы забывания в КП: интерференции и стирание следов со временем. Что верно?

Эксперимент. Дают ряд для запоминания. 30 сек решаем задачу выделение сигнала на фоне шума. Проверяем, что помнит испытуемый. Оказывается, помнит все безукоризненно. → верна гипотеза интерференции. НО сохранные следы памяти столь хрупки, что они разрушаются под действием самой незначительной интерфернции. → истина где-то посередине J

 

В ДП информация сохраняется неопределенно долго. Забывание обусловлено невозможностью извлечь нужную информацию.

В ДП информация может быть закодирована разными способами (в зрительной, слуховой, семантической форме). В ДП записано ВСЁ, что нам известно. Основная функция ДП – сохранение опыта, необходимого для успешной реализации деятельности. До каждого элемента ДП можно дойти разными путями.

ДП – высокоупорядоченная система, поиск в которой не является случайным ненаправленным процессом.

Структура ДП.

Браун и Мак-Нилл (№ 14в) описали закономерности хранения информации в ДП. ДП представляет собой семантические сети – модели хранения понятий в семантической памяти. В эксперименте изучали, что находится в узлах семантических сетей.

Сетевая модель ДП.

ДП – обширная сеть связанных между собой понятий. Сетевые модели сходны с концепцией «стимул→реакция», рассматривающей память как пучок ассоциаций.

Отличия:

1) Такие модели допускают образование ассоциаций разного рода, т.е. допускают, что не все ассоциации одинаковы.

2) Ассоциативные сети обладают максимально возможной упорядоченностью и компактностью.

Связи между понятиями круговые: слова определяются с помощью других слов. В сетевых теориях предполагается, что понятия приобретают смысл благодаря другим понятиям и ассоциациям с ними.

Центральное место в описаниях ДП занимает структура языка, т.к., возможно, благодаря языку объем ДП так велик.

Основные направления исследования:

ü Ранние воспоминания (Психоанализ, Адлер)

ü Ложные воспоминания

ü Яркие воспоминания (сильный аффект запечатляет все детали ситуации)

Эксплицитная (декларативная) – сознательное восстановление прошлого, память на факты, события. Осознаваемая Память духа (по Бергсону; № 1б). Прямодоступная. Методики исследования: воспроизведение и узнавание. Зависит от: возраста, амнезии, интерференции, интервала времени, приема лекарств/наркотиков  
Имплицитная (процедурная) память, в которой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями, рефлексы, навыки, привычки (моторные, речевые, перцептивные). Неосознаваемая Память тела (по Бергсону; № 1б). Не подвержена амнезии. Косвеннодоступная. Методики исследования: сбережение. Не зависит от: возраста, интерференции, интервала времени, приема лекарств/наркотиков
Семантическая память – система для приема, хранения и восстановлениясистематизированного и обобщенного знания субъекта о мире. Содержит слова, их значения, символы, их референты, правила обращения с ними. Факты, не касающиеся определенного события. Редко изменяется, на нее не влияет факт извлечения, информация остается на месте. Мало подвержена забыванию.  
Эпизодическая память («автобиографическая») – хранит информацию о событиях, разворачивающихся во времени, и о связях между этими событиями, которые всегда автобиографичны (первый поцелуй, вступительные экзамены). В ней хранятся сведения, зависящие от контекста, события, относящиеся к определенному времени и/или месту. Информация легко может стать недоступной, т.к. поступают новые сведения.
ДП (по Тульвингу)

 


25.Научение. Классический условный рефлекс. Оперантное научение (Б.Ф.Скиннер). Викарное научение (А.Бандура).

Классический условный рефлекс

рефлекс, образующийся при сближении во времени индифферентного раздражителя с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. В результате повторных сочетаний первый начинает вызывать к действию второй, приобретая свойства безусловного раздражителя. В отличие от инструментального условного рефлекса К. у. р. вырабатывается независимо от активности животного. Для выработки К. у. р. необходимо совпадение во времени двух раздражителей – условного и безусловного; действие условного раздражителя должно несколько предшествовать действию безусловного; условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным и не вызывать сильной реакции; нормальное состояние нервной системы; отсутствие посторонних раздражителей и мотивационного состояния. При несоблюдении этих правил К. у. р. образуется с трудом или вовсе не образуется.

 

И. П. Павлов и его сотрудники проводили множество интереснейших опытов с собаками, обезьянами. В наиболее известных его экспериментах собаки научались реагировать на нейтральный раздражитель (звонок, вспышки света и т.п.) так же, как реагируют на пищу - выделением слюны.

Почему это происходит? Физиологическое объяснение таково. Каждый раздражитель вызывает в коре мозга очаг возбуждения. Между двумя очагами прослеживается связь, которая становится тем более сильной, чем чаще повторяется такое совпадение двух раздражителей во времени. Образование временных (условных) нервных связей - важнейший принцип деятельности коры больших полушарий мозга.

Бихевиористкое описание процесса формирования классического (павловского) условного рефлекса первого порядка происходит в соответствии со схемой:

Отсюда следует, что условный рефлекс возникает на основе безусловного, схема которого такова:

Sбез → Rбез,

здесь Sбез - безусловный стимул, т.е. такой раздражитель, который организм может воспринимать без какого-либо предшествующего опыта, организм на такой раздражитель настроен сам по себе, от рождения. Rбез - врождённая реакция на безусловный стимул.

Далее, согласно схеме, Sусл и Sбез должны предъявляться одновременно, или, по крайней мере, с интервалом не более нескольких минут; такое сочетание стимулов называется подкреплением.

Например, когда собаку кормят (Sбез), у неё выделяется желудочный сок (Rбез), - это безусловный рефлекс. Пусть при кормлении собаки, или за несколько минут до кормления включают звонок (Sусл). Иначе говоря, Sусл и Sбез сочетаются. Через 6-8 повторений такого сочетания, т.е. через 6-8 подкреплений, обнаружится, что достаточно позвонить, и желудочный сок будет выделяться без предъявления еды. Это значит, что сформировался классический условный рефлекс первого порядка. Его схема такова:

Sусл → Rбез.

До выработки условного рефлекса звонок для собаки был совершенно безразличен, а после, - он стал для неё значимым, так как связан с кормлением и вызывал выделение желудочного сока.

 

В основании теории оперантного обусловливания Скиннера лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий - стимулов. Довольно часто (по мнению Скиннера, в большинстве случаев) поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы.
В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри (так называемый "ящик Скиннера") и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено следовала к педали и, нажав на нее - получала желаемое.
Таким образом, ключевое отличие оперантного обусловливания от классического состоит в том, что в случае оперантного обусловливания живой организм своим поведением активно воздействует на окружающую среду и сталкивается с теми или иными последствиями. В случае формирования условного рефлекса такого воздействия не наблюдается. Животные в опытах Павлова были специально, в целях соблюдения чистоты эксперимента, лишены какой-либо возможности влиять на окружение. В этом смысле оперантное поведение активно и направлено на исследование окружающего мира, респондентное поведение реактивно и лишь следует тем или иным воздействиям, в процессеклассического обусловливания, приобретшим для организма определенное сигнальное воздействие.
Но сама по себе исследовательская активность ничего не дает - она лишь увеличивает шансы встретить те или иные последствия. То, каким образом видоизменяется поведение, зависит в первую очередь от характера последствий - от того, будут эти последствия приятными или неприятными. Приятные последствия Скиннера называл "подкреплением".
Экспериментируя с разными типами подкрепления, Скиннер вывел одну бесспорную и всегда воспроизводимую закономерность: образцы поведения (операнты), вслед за которыми следуют приятные последствия, в будущем встречаются чаще. Крыса чаще нажимает на педаль, если непосредственно вслед за этим действием она получает кусочек пищи.
Голубь, помещенный в клетку, на полу которой имеется красное пятно, лишь случайным образом может клюнуть в него. Но если сразу вслед за этим он получит пищу - зернышко, то этот оперант (действие в расчете на успех) будет чаще встречаться в будущем. Человек, которого вкусно накормят в одном из ресторанов города, будет чаще ходить в этот ресторан, даже если он довольно далеко расположен от дома. Эту закономерность Скиннер назвал "законом выгоды (приобретения)", иногда его еще называют первым законом оперантного научения.
Закон приобретения означал для Скиннера и его последователей следующее: если перед терапевтом или учителем встает задача сформировать новые привычки, новые образцы поведения, то единственный способ, который дает предсказуемые и надежные результаты, состоит в том, что мы специально создаем позитивные последствия для так называемого "целевого" поведения, т.е. поведения, с которым мы бы хотели чаще встречаться впредь.
Подкрепляя это поведение, мы обязательно добьемся своего: это поведение будет встречаться чаще.
Логичным кажется и другой способ модификации поведения. Многие предполагают, что поведение, которое наказывается, штрафуется, т.е. ведет к последствиям, для индивида неприятным, должно исчезнуть. Этому выводу, однако, Скиннер не нашел подтверждения. С его точки зрения, наказание - довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.
Конечно, человек (или любое другое живое существо) склонен избегать неприятных событий. Это - факт. Однако предсказать, к чему приведут его поиски альтернативных форм поведения - практически невозможно, если только не оказывать ему помощь - не продемонстрировать в явной форме образцы поведения, которые позволят наказания избежать.
И здесь Скиннер еще раз напоминал о том, что предотвращение негативных последствий само вызывает позитивные последствия, т.е. само является подкреплением. И эту форму подкрепления, конечно, можно использовать.
Принципиально в целях изменения поведения можно использовать пять различных типов последствий. Во-первых, это позитивное и негативное подкрепление, которое ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует. Далее следует позитивное и негативное наказание, ведущее к непредсказуемым последствиям, и игнорирование - то есть абсолютное отсутствие последствий, которое ведет к угасанию поведения и (как мы увидим далее) - к состоянию выученной беспомощности.

 

Викарное научение (англ. vicarious learning) – введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Син. научение путем наблюдения (observational learning). Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название – «обучение на чужих ошибках». В. н. не следует полностью отождествлять с подражанием.

Викарное научение — это способность обучаться новому поведению, наблюдая поведение других.

А.Бандура также показал, что дети научаются и имитируют поведение взрослых, даже если оно не сопровождается награждением. В одном эксперименте детям показывали фильм, в котором мужчина или сидел спокойно рядом с куклой, или с неистовством набрасывался на нее. Потом детей оставляли одних в комнате с куклой. Те дети, которые наблюдали агрессивное поведение, были более агрессивны. Кроме того, они в точности повторяли те формы агрессивного поведения, которые они видели, то есть научение возможно без подкрепления.

 

26. Научение. Теория научения Н.А.Бернштейн. Принципы: упражняемости, повторения без повторения, сенсорных коррекций.

 

Принцип упражняемости.

Если бы в упражняемости все дело сводилось к разработке суставов и связок и к разрастанию мышц, то последствия упражнения, например, правой руки в каком-либо виде работы должны были бы сказаться положительным образом на любом виде работы, производимой той же правой рукой. А между тем на самом деле упражненность распространяется только на немногие сходные виды работы, тогда как по отношению к другим рука остается такой же неработоспособной, как была и раньше.

Повторения осваиваемого вида движения или действия нужны для того, чтобы раз за разом (и каждый раз все удачнее) решать поставленную перед собою двигательную задачу и этим путем доискиваться до наилучших способов этого решения. Повторные решения этой задачи нужны еще потому, что в естественных условиях никогда ни внешние обстоятельства не бывают два раза подряд в точности одинаковыми, ни сам ход решения двигательной задачи не может повториться два раза подряд абсолютно одинаковым образом. Поэтому необходимо набраться опыта по всему разнообразию видоизменений самой задачи и ее внешней обстановки, и прежде всего по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения.

В связи с этой возраставшей требовательностью жизни естественно получилось, что более новые мозговые устройства, вырабатывавшиеся позднее и присущие более высокоразвитым живым существам, оказывались наделенными и все большею упражняемостью. Чем новее уровень построения движений, чем он выше стоит по смыслу и сложности доступных ему задач, тем он в тоже время гибче, приспособительнее, как говорят, «пластичнее», и тем больше он упражняем.

Принцип повторения без повторения.

человек принимается за разучивание тех или иных движений именно потому, что не умеет их делать. Поэтому в начале разучивания навыка ему, в сущности, нечего проторять или же проторяться и запечатлеваться у него начнутся те самые неловкие и неправильные движения, какие он единственно в состоянии совершить в начале работы над навыком.

Для того, чтобы что то «проторилось» в смысле, придаваемом этому слову сторонниками соответственной теории, необходимо, чтобы это «что то» повторялось раз за разом так же одинаково и точно, как повторяются условные сигналы в опытах с условными рефлексами. Но если учащийся все время повторяет свои неумелые, неправильные движения новичка, значит, упражнение не приносит ему никакой пользы, так как вся суть и цель упражнения в том, чтобы движения улучшались, т. е. изменялись. Следовательно, правильно проводимое упражнение есть, в сущности, повторение без повторения. Как же выйти из этого противоречия, которое почему то не замечалось до сих пор сторонниками теории проторения?

В действительности противоречие здесь только кажущееся, и мы обладаем уже совершенно достаточным материалом для того, чтобы разъяснить его по существу. Все дело в том, что при правильно поставленном упражнении учащийся повторяет раз за разом не то или иное средство решения данной двигательной задачи, а повторяет процесс решения этой задачи, раз от разу меняя и улучшая средства. Совершенно очевидно, что теория проторения и запечатления следов бессильна объяснить закрепление такой вещи, вся суть и вся ценность которой в том, что она меняется

Принцип сенсорных коррекций.

По чувствительным нервам всевозможных специальностей: осязательным, зрительным, нервам мышечно-суставной чувствительности, вестибулярным нервам уха, несущим сигналы, связанные с чувством равновесия и т. д.— текут непрерывные корректировочные потоки сигналов к мозгу, уведомляющие его, так ли течет начатое движение, как оно было спланировано, и в каком смысле требуются поправки. Каждая мышца, сокращаясь по ходу движения, раздражает этим какой-нибудь из чувствительных аппаратов, который немедленно сигнализирует об этом мозгу. Каждый залп двигательных импульсов, прибывающих из мозга в мышцу, оказывается прямой причиной нового залпа импульсов, текущих уже в обратную сторону — от чувствительного аппарата в мозг. Там этот поток чувствительных сигналов преобразуется в соответствующие коррекции к движению, т. е., в свою очередь, является причиной возникновения новых двигательных импульсов, исправленных и дополненных, снова мчащихся из мозга в нужные мышцы. Перед нами, таким образом, замкнутый кольцевой процесс — то, что в нервной физиологии называется рефлекторным кольцом. Разрыв такого кольца в любом месте приводит к полному распаду движения, как это подтверждает богатый материал заболеваний нервной системы.

Несколько кратких примеров с убедительностью покажут нам, как совершается эта сенсорная коррекция движения и к каким результатам она приводит. Возьмите перо и сделайте скорописью ряд движений по бумаге, выписывая безостановочно ряда букв шшшш — сперва с открытыми, затем с закрытыми глазами. Вы не обнаружите почти никакой разницы. Теперь сделайте такой же опыт, но с написанием какого-нибудь слова, например «координация». Опыт снова удастся, но уже менее благополучно. Дальше напишите это же самое слово, но уже печатными буквами — опять первый раз при открытых, второй при закрытых глазах. Наконец, изобразите два кружка рядом, после чего в каждом поставьте по прямому кресту их диаметров; и это действие повторите затем при закрытых глазах. Я подобрал эту цепочку заданий так, что каждое последующее заведомо будет выходить все хуже и хуже после выключения зрительной коррекции, а последнее из заданий наверняка приведет к полному провалу, если только вы не обладаете исключительной двигательной одаренностью или не упражнялись тщательно в письме и черчении при закрытых глазах. Анализ этого простого примера в том, что первое задание исполняется нами почти полностью под контролем мышечно суставной чувствительности, не нуждаясь в коррекции зрения, а чем дальше, тем больше оказывается необходимым зрительный контроль, выключение которого сразу разрушает всю правильность движения.

 

Функции внимания. Общая характеристика механизмов внимания.

Основные функции внимания:

ü Различение

ü Избирательность

ü Настройка

ü Мобилизация организма

Свойства внимания.

Свойства объясняются с помощью метафоры луча прожектора.

1. направленность → луч прожектора направлен на определенную область пространства потенциальных объектов внимания.

2. степень, интенсивность → уровень освещенности, мера ясности и отчетливости содержаний, находящихся в фокусе текущего сознательного опыта. В когнитивной психологии → количество ресурсов, вкладываемых в переработку релевантной информации; ее оценивают по уровню или глубине этой переработки.

3. Объем → телесный угол луча прожектора или площадь пятна света; число простых впечатлений или идей, осознаваемых ясно и отчетливо.

4. распределение → расщепление луча на два или более направления.

5. устойчивость (динамика) → оценка частоты колебаний и сдвигов внимания.

a. Длительность (блоки внимания). Опыты Биллса (колебания внимания при непрерывной работе)

b. Изменение направленности (сдвиги внимания)

ü Непроизвольные (отвлечение внимания)

ü



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.202 (0.014 с.)