Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция внимания В.Вундта. Соотношение объёмов сознания и внимания. Перцепция и апперцепция. Апперцепция изолированного и ассоциированного содержания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вундт. Считал различение непроизвольного (несоответствие целям и намерениям субъекта) и произвольного внимания ошибочным. Внимание – процесс апперцепции, в результате которого проясняется и делается более отчетливыми апперципируемое содержание сознания, подавляются нерелевантные содержания и соединяются релевантные. Внимание – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии, ограниченной области содержаний (сравнительно со всем полем сознания). Внимание – это процесс апперцепции, в результате которого проясняется и делается более отчётливым апперципируемое содержание сознания, подавляются нерелевантные содержания сознания, соединяются релевантные содержания сознания. Внимание необходимо для различения элементов сознания. Интроспекция – внутренне направленное внимание. Если восприятие входит в более обширный объем сознания, то оно называется перцепцией, а если в фокус внимания, то апперцепцией. Перцептивные содержания более или менее смутные, хотя всегда поднимаются над порогом сознания, а апперцептивные – ясные и четкие, поднимающиеся над так называемым порогом внимания.
Понятие объема сознания. Экспериментальное исследование объема сознания. Вундт. Сознание – сумма сознаваемых нами состояний. Экспериментальное исследование проводится с помощью метронома. Главное, чтобы сила ударов метронома была одинакова. Как это проверить? Надо произвольно поменять восходящий и нисходящий такты (тик-так → так-тик). Кстати этот опыт показывает, что мы не можем воспринимать удары совершенно равными по силе, т.е. мы не можем слышать их не ритмически. Наше сознание ритмично (видимо, это обусловлено ритмичностью физиологических процессов нашего организма). Количественной мерой измерения объема сознания для Вундта служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся длиной такого ряда, при условии, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установит их равенство. Т.е.: даем ряд, состоящий из 2-х, 3-х, 4-х и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и-раз-два-три) и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов; сразу после завершения первого ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает у него ощущение равенства рядов или нет. Пр.: при соблюдении такта 2/8 объем сознания независимо от скорости ударов равен 16. При такте 4/4 объем сознания – 40. Можно выделить 4 степени интенсивности (с помощью понижения и повышения такта), которые исчерпывают все градации в силе впечатления. Понятие объема внимания. Проблемы, условия и процедуры его измерения. Вундт. Внимание – психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний (т.е. центральная область, расположенная вокруг точки фиксации). Внимание не возможно исследовать так же как и сознание (с помощью тактов), т.к. ритм связывает фокус внимания и остальное поле сознания. Следовательно, объем внимания можно изучать через зрительную модальность. Эксперимент. Испытуемый смотрит одним глазом. На доэкспозиционном поле есть точка фиксации. Тахистоскопически предъявляется поле, состоящее из примерно 100 букв. В последующем предъявлении поле букв должно быть другое, чтобы избежать влияний прежних впечатлений. Результаты: в сознании удерживается около 6 букв. 6 объектов – объем внимания. Оценки объема внимания. Факторы, определяющие объем внимания. Эксперимент Оберли. Вопрос: может ли сознание воспринять больше одного объекта. Учение о единстве сознания говорило, что нет. Но факты показывали обратное: как же мы тогда можем, напр., сравнивать объекты? Нужно было исследовать это экспериментально. 1. Ранние эксперименты. Гамильтон. Он бросал пригоршню шариков на пол и заметил, что, не группируя можно обозреть около 6-7 объектов. Джевонс. Методика: был сделан круглый ящик, в который кидалось неопределенное число черных бобов. После этого испытуемый должен был, быстро взглянув в коробку сказать число бобов. Т.о. было проведено более 1000 опытов. Результаты: используя метод средней ошибки, Джевонс показал относительную правильность результатов Гамильтона. Однако, по мнению Вудвортса, методы и статистическая обработка Джевонса далеки от идеала. 2. Тахистоскоп. Тахистоскоп – прибор, позволяющий предъявлять зрительные стимулы на строго определенное (чаще – очень короткое) время. На доэкспозиционном поле есть точка фиксации. Продолжительность экспозиции: 100-150-200 мс. Исследование внимание с помощью тахистоскопа. Методика: тахистоскопически (в течение 40-100 мс) предъявляется карточка с черными точками. Средний объем для здорового взрослого равен 8 объектам. Средний объем колеблется от 6 до 11. Факторы, определяющие объем внимания. Часто бывает так, что малое число стимулов можно просто сосчитать, выделить определенные группы стимулов и т.д. Эксперимент Оберли. Оберли организовал эксперимент так, чтобы получить три объема: 1) Для восприятия количества объектов любыми приемами 2) Для восприятия, исключающего сосчитывание (но не группировку) 3) Для прямого восприятия (без всяких приемов) После каждой пробы испытуемый давал отчет о том, как он воспринимал ту или иную экспозицию стимулов. Результаты: прямое восприятие ≈ 4 точки; прямое восприятие с группировкой ≈ 7 точек; восприятие с любыми приемами ≈ 8 точек. Упражнение повышает объем: некоторые испытуемые научаются хорошо группировать, другие – считать стимулы. В экспериментах Вундта с маятником испытуемые не воспринимали удары как равные, а объединяли их в определенный ритм. Это основное свойство апперцепции объясняется тем, что мы не можем постоянно и равномерно направлять свое внимание на один предмет. Т. е. Существуют так называемые колебания внимания. Эксперименты с тахитоскопом. Если предъявить для восприятия короткое слово, то оно схватывается одним актом апперцепции, а если предъявить длинное, то несколькими актами. Если предъявить предложение – то тоже схватывание тоже будет проходить в несколько актов, при этом на последнем этапе произойдет схватывание в мысли целое. Предшествующие части предложения должны еще находиться в зрительном поле сознания.
Эксперименты Гленвилля и Далленбаха. Объем внимания – это не постоянная величина. Она варьируется в зависимости от 1) индивида; 2) внешних условий (положение точек на карточке); 3) необходимых требований (что надо увидеть). Эксперимент 1 Гленвилля и Далленбаха. Цель: показать связь стимульного материала с объемом внимания. Они экспонировали точки с инструкцией сообщить: 1. точки – посчитать; 2. буквы – прочитать; 3. геометрические фигуры – назвать; 4. цветные геометрические фигуры – назвать фигуру и цвет. Испытуемые должны были правильно назвать все объекты, чтобы проба была засчитана. Результаты (средние объемы). Задания 1-4: объем падает от 9 до 3-х. Эксперимент 2 Гленвилля и Далленбаха. Цель: ответить на вопрос «сколько объектов могут быть одновременно ясными?». Использовались методы определения объема внимания, но только испытуемые сообщали не о количестве точек, а только лишь о степени ясности. В одном случае результаты испытуемого могли дать значение среднего объема – около 18 точек; при меньшем количестве точек он отвечал: «Все одинаково ясно», а при большем – «Некоторые яснее других». По мнению Вудвортса, здесь нельзя говорить ни об объеме внимания, ни об объеме восприятия. Здесь надо говорить об объеме восприятия и сообщения о воспринятом. Испытуемый воспринимает гораздо больше, чем говорит, т.к. то, что он хотел сказать, очень быстро забывается (интерферируется).
Классификация внимания. 1) Вынужденное (врожденное, естественное, инстинктивное), детерминанты лежат в видовом опыте организма. Примеры: громкие звуки, яркий свет, сильные боли, холод и жар, интенсивные толчки (удар грома, взрыв, выстрел, яркие вывески, блестящие предметы, зубная боль), движения (падающая звезда, ползущий муравей), ритмичные повторения (капающий кран), внезапное, новое, неожиданное и странное. 2) Невольное внимание - непроизвольное внимание, зависимое от индивидуального опыта субъекта. Складываются в процессе стихийного научения. Пр.: мужчины замечают женщин и наоборот; при голоде и жажде, человек замечает вывески продовольственных магазинов первую очередь. 3) Привычное внимание – особый случай произвольного внимания. Побудительный аспект – сходство с текущими и предшествующими содержаниями сознания. Пр.: водитель автомобиля готов к восприятию дорожных знаков (иногда называют профессиональным вниманием. Рибо считает эту форму внимания – высшей. 4) Собственно произвольное внимание. Возникает в ситуации конфликта, между выбранным объектом и объектом непроизвольного внимания. Пр.: при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и осознанию слабого сигнала. Для этого вида внимания характерно чувство напряжения, так как оно совершается вопреки текущим интересам и желаниям, благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Связано с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, идеями и установками. 5) Выжидательное внимание – разновидность произвольного внимания. Пр.: при решении задач на бдительность. 6) Трансформация волевого внимания в спонтанное (послепроизвольное) – вариант развития произвольного внимания. Пр.: Гамильтон. Начинать не легко, но потом человек увлекается.
Виды внимания: 1) Селективное (фокусированное). Пр.: отбор стимуляции, заданной какими-либо признаками и отвержение других потоков стимуляции. Обычно сосредоточение на какой-то деятельности. Исследуют при помощи дихотического предъявления двух сообщений. 2) Распределенное внимание. 3) Непрерывное внимание: при решении монотонных задач. 4) Автоматическое внимание: селекция релевантного источника информации не требует расходов ресурсов внимания. 5) Фокальное внимание намеренно направленно на объект, находящийся в центре сознания. 6) Периферическое внимание распространяется на содержание краевой области сознания.
Вильгельм Вундт исследовал внимание с помощью метронома. Два ряда по 16 следующих друг за другом ударов. При такте 2\8 максимальный объем, который сознается – 16 ударов – это и есть объем сознания. Мера объема сознания не зависит от скорости, с которой удары следуют друг за другом. Объем сознания – не совокупность всех состояний сознания в данный момент. А составное целое, воспринимаемое в сознании как единое.
Сознание – сумма сознаваемых нами состояний. Оно ритмично по своей природе. Элементы сознания (не существуют в изолированном виде): 1. Процессы 2. Результат экспериментального исследования 3. Результат умозаключения Классы элементов сознания: 1. Ощущение – связано с объективным опытом 2. Чувствование – связано с субъективным опытом, бывают полярные. Можно плавно переходить от одного к другому. Свойства элементов: 1. Качество (модальность) 2. Интенсивность 3. НЕТ длительности, т.к. это свойство элемента в составе целого. Свойства сознания: 1. Узость, ограниченный объем. 2. Ритмичность (можно контролировать) 3. Структура: есть фокус и периферия. В фокусе большая ясность и отчетливость. 4. Интенсивность содержания сознания (4 степени градации) Функции созна н ия. 1. Прояснение 2. Соединение всех релевантных аперципируемых 3. Подавление ассоциативно несвязанных
Опыт: на время реакции. Дают стимул и надо нажать на кнопку. 1. Активная апперцепция – испытуемый знает что это будет за стимул и когда он придет, ждет его. Предвосхищение акта перцепции – окрашенное представление. Мотив внимания предворяет апперцепцию.
Напряжение пик
апперцепция
Чувство время реакции страдательности Разрешение
2. Пассивная апперцепция – испытуемый не знает, что за раздражитель и когда он придет.
Апперцепция
страдательность
Различие в начальной фазе сразу после раздражителя. Фазы апперцепции: 1. Прояснение объекта сознания, переход из периферии в фокус. 2. Подавление содержаний сознания, которые ассоциативно не связаны с объектом. (их выход за пределы сознания) 3. Соединение релевантных объекту содержаний сознания. Опыт. Оценка величины внимания.
Буквы предъявляют быстро, чтобы исключить движения глаза (один глаз закрыт) и отклонения внимания с поля зрения. Неопытный наблюдатель схватывает 3-4 буквы, а опытный – 6 букв. Дальнейшее упражнение не улучшает результаты. Вывод: 6 простых впечатлений – граница объема сознания (одинакова для звуковых и зрительных). Функции апперцепции: 1) прояснение данного объекта сознания; 2) подавление содержаний сознания, нерелевантных данному объекту; 3) соединение содержание сознаний, релевантных данному объекту.
Если в фокус внимания попадает изолированное содержание, то только что перципируемые образы исчезают как будто их и не было, а если то, что вошло в фокус внимания связано с перципируемым содержанием, то они сливаются в одно целое, границей которого будет являться порог сознания. Таким образом, порог перцепции шире и изменчивее, а объем апперцепции уже и постояннее. Эксперименты Вунда Апперцепция является функцией связи элементов в одно целое, функцией единства. Процессы перцепции центробежные и подчинены апперцепции. А вместе перцепция и апперцепция составляют целое нашей душевной жизни.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.009 с.) |