Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П. Я. Гальперина.

Поиск

Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс.

Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Все это говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.

Опровержение этого: Исследование умственных действий.

Формирование умственных действий приводит к образованию 1) мыслимое предметное содержание 2) мышление о нем – это и есть внимание. Внутренне внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия.

Таким образом, внимание имеет функцию психического контроля.

Чем тогда отличаются внимание и контроль?

Отдельный, конкретный акт внимания образуется лишь тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным.

Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.

Контроль лишь оценивает деятельность и ее результаты (используя для этого предваряющий образ, мера, образец), а внимание их улучшает.

Применение образа объясняет 2 основных свойства внимания:

1. избирательность (не всегда выражает интерес)

2. положительное влияние на всякую деятельность.

Отличительные признаки произвольного внимания: Считается, что это наличие цели и усилий. Оба эти признака несостоятельны. Если мы достаточно знакомы с предметом, то независимо от интереса к нему внимание становится произвольным – без задачи и усилий быть внимательным. Цель и усилия свидетельствуют лишь о том, чего мы хотим, но не о том, чего мы достигаем. Если же усилия остаются безуспешными, то внимание остается непроизвольным.

Произвольное внимание – это контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов его применения. Как действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается во внешней форме, а затем переходит во внутренний план, и, сократившись, становится произвольным вниманием.

 

Непроизвольное внимание – это тоже контроль, но он идет за тем, что само бросается в глаза в предмете или в обстановке. Все диктуется объектом.

Формирование непроизвольного внимания у ребенка:

Мы не ставим ребенку задачу контроля, но учим выполнять основную деятельность определенным образом: прослеживать отдельные звенья, их связи и отношения. Таким образом, контроль включается в основную деятельность как способ ее осуществления. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного внимания.

 

Концепцию внимания, предложенную П.Я. Гальпериным, необходимо рассматривать в контексте теории планомерного (поэтапного) формирования умственных функций. Всякое действие, в том числе и умственное, состоит из ориентировочной (собственно психической) и исполнительской частей. С учетом этого внимание оказывается результатом интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего сначала во внешней форме.

Основные положения теории П.Я. Гальперина сводятся к следующему.

Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части: последняя и является вниманием как таковым. В отличие от других действий, внимание не имеет определенного, особенного продукта (результата). Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты, в то время как внимание их улучшает. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

Произвольное внимание есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного), являются результатом формирования новых умственных действий.

 

П.Я. Гальперин предложил теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий. Внимание как действие психического контроля за ходом иных видов деятельности. Механизмы этого явления выявляют с помощью поэтапного и планомерного формирования внимания. В любой человеческой деятельности Гальперин предлагает различать ориентировочную и исполнительную части. В исполнительной части выделяет предметное содержание и психическое действие, обращенное на это содержание – сопоставление исхода задания и хода его выполнения. Это и есть действие контроля за осуществлением текущей деятельности. Это действие, по мере то как становится умственным действием, преобразуется в акт внимания. Однако любая развернутая внешняя предметная деятельность контроля – это просто деятельность контроля. Н-р, когда рабочий на заводе осуществляет контроль качества, его деятельность требует внимание, но не сводится к нему. По Гальперину не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.
Внимание как контроль улучшает деятельность. Это возможно потому, что контроль всегда осуществляется с помощью критерия или предваряющего образца. Эта идея схожа с понятием преперцепции по У.Джеймсу.

У Гальперина применение образца относится к планомерному произвольному вниманию, которое можно представить как умственный контроль за действием, выполняемый на основе:
- заранее составленного плана;- заранее установленных критериевзаранее выд еленных способов их применения. Сначала такое действие будет осуществляться во внешней форме с опорой на речь, а после перейдет в умственный план и толькотогда станет истинным актом произвольного внимания.
Непроизвольное внимание складывается стихийно: это контроль, ведомый тем, что само бросается в глаза. Критерий и средства контроля диктуются объектом. Внимание познающего субъекта вынужденно зависит от этого объекта. Но содержанием акта внимания остается психический контроль.

Проверить гипотезу относительно произвольного внимания можно, сформировав внимание как действие умственного контроля у невнимательных испытуемых. Для этого следует использовать особый тип заданий, которые включали бы:
- основную деятельность н-р, письменные работы по рус.яз, где невнимательные школьники делают множество ошибок: пропускают буквы…
- проверку ее выполнения.
Согласно этой методике сначала контроль осуществляется во внешней материальной форме, с помощью внешних средств – ориентировочной основы действия 1 этап, затем – в форме громкой социализированной речи 2 этап, далее – в форме внешней речи про себя 3 этап. В итоге это внешнее действие внимания превращается в собственно умственное действие 4 этап и обретает все характеристики умственного действия: Оно должно стать:

Идеальным, полностью перешедшим в умственный план

Свернутым, не требующим пошагового выполнения

Автоматизированным, не нуждающимся в сознательном контроле со стороны исполнителя

Обобщенным, не привязанным к конкретной задаче или набору задач, на которых это умственное действие было сформировано. Если в процессе формирования внимания опираться на разные виды деятельности, то можно добиться общей внимательности, которая впоследствии будет проявляться в любой деятельности.
П.Я. Гальперин и С.Л. Кобыльницкая проводили эксперимент с учениками 2-3 классов. Детей учили искать и исправлять ошибки по невнимательности их собственных работ. Затем обучение было продолжено на материале других заданий. Была проведена диагностика внимания – тест Бурдона, который состоит в вычеркивании определенной буквы в рядах случайно подобранных букв. В итоге школьники действительно стали внимательными. Важный этап в формировании умственного действия – мотивационный этап.

Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий:
Формирование мотивационной основы действия

Формирование схемыориентировочной основы действия

Становление материализованной основы действия

Формирование действия в громкой речи

Формирование действия в речи про себя

Формирование действия в умственном плане

Внимание – идеальная, сокращенная, обобщенная и автоматизированная форма самоконтроля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.008 с.)