![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П. Я. Гальперина.
Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Все это говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности. Опровержение этого: Исследование умственных действий. Формирование умственных действий приводит к образованию 1) мыслимое предметное содержание 2) мышление о нем – это и есть внимание. Внутренне внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Таким образом, внимание имеет функцию психического контроля. Чем тогда отличаются внимание и контроль? Отдельный, конкретный акт внимания образуется лишь тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Контроль лишь оценивает деятельность и ее результаты (используя для этого предваряющий образ, мера, образец), а внимание их улучшает. Применение образа объясняет 2 основных свойства внимания: 1. избирательность (не всегда выражает интерес) 2. положительное влияние на всякую деятельность. Отличительные признаки произвольного внимания: Считается, что это наличие цели и усилий. Оба эти признака несостоятельны. Если мы достаточно знакомы с предметом, то независимо от интереса к нему внимание становится произвольным – без задачи и усилий быть внимательным. Цель и усилия свидетельствуют лишь о том, чего мы хотим, но не о том, чего мы достигаем. Если же усилия остаются безуспешными, то внимание остается непроизвольным. Произвольное внимание – это контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов его применения. Как действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается во внешней форме, а затем переходит во внутренний план, и, сократившись, становится произвольным вниманием.
Непроизвольное внимание – это тоже контроль, но он идет за тем, что само бросается в глаза в предмете или в обстановке. Все диктуется объектом. Формирование непроизвольного внимания у ребенка: Мы не ставим ребенку задачу контроля, но учим выполнять основную деятельность определенным образом: прослеживать отдельные звенья, их связи и отношения. Таким образом, контроль включается в основную деятельность как способ ее осуществления. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного внимания.
Концепцию внимания, предложенную П.Я. Гальпериным, необходимо рассматривать в контексте теории планомерного (поэтапного) формирования умственных функций. Всякое действие, в том числе и умственное, состоит из ориентировочной (собственно психической) и исполнительской частей. С учетом этого внимание оказывается результатом интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего сначала во внешней форме. Основные положения теории П.Я. Гальперина сводятся к следующему. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части: последняя и является вниманием как таковым. В отличие от других действий, внимание не имеет определенного, особенного продукта (результата). Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты, в то время как внимание их улучшает. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Произвольное внимание есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного), являются результатом формирования новых умственных действий.
П.Я. Гальперин предложил теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий. Внимание как действие психического контроля за ходом иных видов деятельности. Механизмы этого явления выявляют с помощью поэтапного и планомерного формирования внимания. В любой человеческой деятельности Гальперин предлагает различать ориентировочную и исполнительную части. В исполнительной части выделяет предметное содержание и психическое действие, обращенное на это содержание – сопоставление исхода задания и хода его выполнения. Это и есть действие контроля за осуществлением текущей деятельности. Это действие, по мере то как становится умственным действием, преобразуется в акт внимания. Однако любая развернутая внешняя предметная деятельность контроля – это просто деятельность контроля. Н-р, когда рабочий на заводе осуществляет контроль качества, его деятельность требует внимание, но не сводится к нему. По Гальперину не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. У Гальперина применение образца относится к планомерному произвольному вниманию, которое можно представить как умственный контроль за действием, выполняемый на основе: Проверить гипотезу относительно произвольного внимания можно, сформировав внимание как действие умственного контроля у невнимательных испытуемых. Для этого следует использовать особый тип заданий, которые включали бы:
Идеальным, полностью перешедшим в умственный план Свернутым, не требующим пошагового выполнения Автоматизированным, не нуждающимся в сознательном контроле со стороны исполнителя Обобщенным, не привязанным к конкретной задаче или набору задач, на которых это умственное действие было сформировано. Если в процессе формирования внимания опираться на разные виды деятельности, то можно добиться общей внимательности, которая впоследствии будет проявляться в любой деятельности. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий: Формирование схемыориентировочной основы действия Становление материализованной основы действия Формирование действия в громкой речи Формирование действия в речи про себя Формирование действия в умственном плане Внимание – идеальная, сокращенная, обобщенная и автоматизированная форма самоконтроля.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.147.50 (0.012 с.) |