Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внимание как процесс умственного самоконтроля в концепции П. Я. Гальперина.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Все это говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности. Опровержение этого: Исследование умственных действий. Формирование умственных действий приводит к образованию 1) мыслимое предметное содержание 2) мышление о нем – это и есть внимание. Внутренне внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Таким образом, внимание имеет функцию психического контроля. Чем тогда отличаются внимание и контроль? Отдельный, конкретный акт внимания образуется лишь тогда, когда действие контроля становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Контроль лишь оценивает деятельность и ее результаты (используя для этого предваряющий образ, мера, образец), а внимание их улучшает. Применение образа объясняет 2 основных свойства внимания: 1. избирательность (не всегда выражает интерес) 2. положительное влияние на всякую деятельность. Отличительные признаки произвольного внимания: Считается, что это наличие цели и усилий. Оба эти признака несостоятельны. Если мы достаточно знакомы с предметом, то независимо от интереса к нему внимание становится произвольным – без задачи и усилий быть внимательным. Цель и усилия свидетельствуют лишь о том, чего мы хотим, но не о том, чего мы достигаем. Если же усилия остаются безуспешными, то внимание остается непроизвольным. Произвольное внимание – это контроль за действием, выполняемый на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов его применения. Как действие, приобретаемое по общественному образцу, оно сначала выступает и осваивается во внешней форме, а затем переходит во внутренний план, и, сократившись, становится произвольным вниманием.
Непроизвольное внимание – это тоже контроль, но он идет за тем, что само бросается в глаза в предмете или в обстановке. Все диктуется объектом. Формирование непроизвольного внимания у ребенка: Мы не ставим ребенку задачу контроля, но учим выполнять основную деятельность определенным образом: прослеживать отдельные звенья, их связи и отношения. Таким образом, контроль включается в основную деятельность как способ ее осуществления. Тогда вместе с основной деятельностью происходит и формирование непроизвольного внимания.
Концепцию внимания, предложенную П.Я. Гальпериным, необходимо рассматривать в контексте теории планомерного (поэтапного) формирования умственных функций. Всякое действие, в том числе и умственное, состоит из ориентировочной (собственно психической) и исполнительской частей. С учетом этого внимание оказывается результатом интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего сначала во внешней форме. Основные положения теории П.Я. Гальперина сводятся к следующему. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части: последняя и является вниманием как таковым. В отличие от других действий, внимание не имеет определенного, особенного продукта (результата). Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты, в то время как внимание их улучшает. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения. Произвольное внимание есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу. Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план. Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного), являются результатом формирования новых умственных действий.
П.Я. Гальперин предложил теорию планомерного поэтапного формирования умственных действий. Внимание как действие психического контроля за ходом иных видов деятельности. Механизмы этого явления выявляют с помощью поэтапного и планомерного формирования внимания. В любой человеческой деятельности Гальперин предлагает различать ориентировочную и исполнительную части. В исполнительной части выделяет предметное содержание и психическое действие, обращенное на это содержание – сопоставление исхода задания и хода его выполнения. Это и есть действие контроля за осуществлением текущей деятельности. Это действие, по мере то как становится умственным действием, преобразуется в акт внимания. Однако любая развернутая внешняя предметная деятельность контроля – это просто деятельность контроля. Н-р, когда рабочий на заводе осуществляет контроль качества, его деятельность требует внимание, но не сводится к нему. По Гальперину не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль. У Гальперина применение образца относится к планомерному произвольному вниманию, которое можно представить как умственный контроль за действием, выполняемый на основе: Проверить гипотезу относительно произвольного внимания можно, сформировав внимание как действие умственного контроля у невнимательных испытуемых. Для этого следует использовать особый тип заданий, которые включали бы: Идеальным, полностью перешедшим в умственный план Свернутым, не требующим пошагового выполнения Автоматизированным, не нуждающимся в сознательном контроле со стороны исполнителя Обобщенным, не привязанным к конкретной задаче или набору задач, на которых это умственное действие было сформировано. Если в процессе формирования внимания опираться на разные виды деятельности, то можно добиться общей внимательности, которая впоследствии будет проявляться в любой деятельности. Теория планомерного поэтапного формирования умственных действий: Формирование схемыориентировочной основы действия Становление материализованной основы действия Формирование действия в громкой речи Формирование действия в речи про себя Формирование действия в умственном плане Внимание – идеальная, сокращенная, обобщенная и автоматизированная форма самоконтроля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1859; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.141.115 (0.008 с.) |