Внимание как Мобилизация и распределение ограниченных ресурсов. Внимание как Политика распределения ограниченного ресурса. Модель Д. Канемана. Методика вторичной зондирующей задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как Мобилизация и распределение ограниченных ресурсов. Внимание как Политика распределения ограниченного ресурса. Модель Д. Канемана. Методика вторичной зондирующей задачи.



 

Основные свойства внимания:

a) внимание ограничено, но это ограничение может меняться в каждый момент времени

b) количество внимания или усилия, расходуемого в любой момент времени, зависит от требований текущих деятельностей.

c) Внимание может распределяться. Распределение внимания – вопрос его степени. При высоких уровнях нагрузки внимание становится все более однонаправленным.

d) Внимание избирательно=управляемо. Оно может быть распределено на поддержание переработки отобранных единиц деятельности.

 

Распределение внимания – одновременное сосредоточение на 2-х различных видах деятельности. Но распределения внимания нет если:

a) одна деятельность хорошо автоматизирована;

b) обе деятельности скомбинированы в одно целое;

c) происходит быстрое переключение между деятельностями.

 

Текущие намерения
Постоянные диспозиции
Оценка необходимой мощности
Возможные деятельности
 
  Активация   Доступная мощность
Политика распределения
ответы
Разнообразные явления активации

 


Внимание как усилие. Концепция предлагалась в дополнение теориям фильтра, а не вместо них. Структуры раннего сенсорного анализа не нуждаются в усилии, работа последующих структур перцептивной переработки уже требуют определенного притока усилия. Источник усилия един для всех структур и ограничен.

Описание модели (см. рисунок):

Блок «возможные деятельности»: столбики – деятельности, которые имеют вход внимания (пунктир) и требуют усилия. Если вкладываемого усилия не хватает «ответ» всей системы становится менее качественным.

Разные структуры требуют разного усилия, т.е. потребляют разное количество внимания, которое может меняться в зависимости от этапа выполнения деятельности. Блок «оценка необходимой мощности» оценивает этот суммарный запрос.

Канеман считает, что внимание связано с общим уровнем активации (arousal). Изменение общей активации сказывается на уровне доступной мощности или внимания (см. верхний блок «активация»).

Уровень активации зависит от:

§ эмоционального состояния (гнев, страх, тревожность)

§ интенсивности стимуляции

§ моторной напряженности

§ сексуального возбуждения

§ приема наркотиков и др. – это «детерминанты активации» на схеме.

Но основная детерминанта активации – оценка необходимой мощности.

Блок «политики распределения» - центральный по значению. Его функция – распределение умственного усилия между текущими деятельностями.

Политика распределения определяется:

A постоянные диспозиции субъекта по связи, отражающей непроизвольное внимание

A текущие намерения субъекта, определяет произвольное внимание

A влияние блока оценки необходимой мощности (требований задачи)

A уровень физиологической активации (закон Йеркса-Додсона)

 

Отрицательные эффекты высокой и низкой активации.

Низкая активация: недостаточный вклад усилия. Первичная причина – низкая мотивация → нарушение работы обратной связи и блока текущих намерений.

Высокая активация: нарушение функционирования блока политики распределения.

 

Модель объясняет:

1. факты интерференции одновременного выполнения двух деятельностей. Проблема одновременного выполнения двух деятельностей. Структурная интерференция (каждая деятельность нарушает выполнение другой и обратно, причем, чем более сходны эти деятельности, тем сильнее взаимная интерференция); интерференция деятельностей, не имеющих общих механизмов восприятия и ответа (сложно на ходу решать сложную математическую задачу); зависимость степени интерференции от величины требований, предъявляемых задачами.

2. представление о механизмах селективности восприятия. 1) ~модель фильтра Бродбента 2) в случае неадекватной интерпретации какого-то события (выделяются потенциально значимые стимулы, которые требуют усилия, управляемого с помощью механизма обратной связи).

 

Цели эксперимента: выявление связи между умственным усилием и изменением диаметра зрачка.

Основная идея методики вторичной зондирующей задачи:

1. прямая с углом наклона 45о, соответствует случаю, когда расход усилия полностью отвечает требованиям задачи (тире-точка-тире). Идеальные условия для решения основной задачи.

2. поскольку уровень доступной мощности ограничен, то, начиная с определенного уровня, прямая превращается в кривую (сплошная). Реальное усилие для решения основной задачи.

3. функция общего усилия (тире-тире), прикладываемого ко всем действующим или подготавливающихся к действию структурам переработки информации. Общее усилие, которое есть даже если не решается задача.

 

Усилие, требуемое основным заданием
Вклад=Требование Общее усилие Усилие, вкладываемое в основную задачу Запасная мощность – разность вкладываемого усилия и возможного усилия. За счет нее решается вторичная задача

 


Методика:

1. методика вторичной зондирующей задачи (Измерение продуктивности решения вторичной задачи отражает уровень умственного усилия, вкладываемого в решение основной задачи)

2. измерение изменения диаметра зрачка

Основная задача.

a) Предъявляются 4 цифры со скоростью 1 цифра в секунду (3 4 7 5)

b) Пауза ~2 секунды

c) Воспроизвести исходные цифры, увеличенные на 1 в том же темпе (4 5 8 6)

Правильное решение: все цифры правильно названы в нужном ритме.

Вторичная задача.

На экране предъявлялись буквы (5 букв в секунду). Необходимо было запомнить букву, которая предъявлялась между шумами. Ее появление было случайно. Она появлялась в один из пяти моментов: 1, 3-я цифра первого ряда, середина паузы, 2, 4-я цифра ряда-ответа.

Платежная матрица обеспечивала то, что задача на цифры была основной: правильное ее решение награждалось, неправильное – наказывалось.

Результаты:

 

 

Решение основной задачи   Решение вторичной задачи     Изменение диаметра зрачка в сравнении с исходным уровнем (в 0)
% Ош              
∆ зрачка   0,8 мм
предъявление пауза ответ t, сек

 

 


При изменении диаметра зрачка использовались только успешные пробы, т.к. в противном случае изменение диаметра зрачка могло означать либо отсутствие умственного усилия, либо эмоциональную реакцию на ошибку.

Характер кривой продуктивности решения вторичной задачи объясняется тем, что по ходу решения основная задача вначале требует все больше усилий (сохранение ряда цифр и его удержание), которое после паузы идет на спад.

Выводы:

Результаты эксперимента показали связь между прилагаемыми умственным усилием и изменением диаметра зрачка.

Проводилась дополнительная серия, в которой основная задача была усложнена (надо было прибавлять к исходным цифрам 3). В этом случае, результаты были сходными. Отличие состояло лишь в том, что кривая изменения диаметра зрачка поднялась выше на графике. Это изменение позволяет оценить не только динамику изменения умственного усилия, но и его степень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.174 (0.009 с.)