Семинар № 3. Проблема исследования внимания в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар № 3. Проблема исследования внимания в психологии.



Вопросы для обсуждения:

1. Разделение сознания на фокальную и периферическую области в субъективном опыте (характеристики содержания фокальной области сознания: ясность и отчетливость восприятия внешних объектов, острота и действенность содержаний сознания, эмоционально теплая окраска фокальной области сознания).

2. Различные состояния внимания и особенности переживаний, сопровождающих их: концентрация и абсорбция, "опыт потока",

3. Позитивное и негативное влияние внимания на деятельность, общение и состояние субъекта: феномен смыслового пресыщения, утомление, позитивные и негативные последствия концентрации на задаче и телесных ощущениях,

4. Невнимание и его причины. 1. Рассеянность, вызванная усталостью, бессонницей, головной боли, монотонной и однообразной деятельностью, сонливостью. 2. Мнимая рассеянность как следствие глубокой внутренней концентрации. Поэтическая и профессорская рассеянность. 3. Рассеянность как следствие чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания. 4. Старческая рассеянность. Направленное невнимание.

5. Внешние проявления внимания.

6. Проблема соотношения внимания и других психических процессов.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – С. 11-48, 247-298.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

4. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. М.: Изд-во Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976

 

Семинар № 4. Свойства внимания и их экспериментальные исследования.

Вопросы для обсуждения:

1. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей.

2. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

3. Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на различные действия. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

 

Семинар № 5. Теории внимания.

Вопросы для обсуждения:

1. Внимание как процесс апперцепции.

2. Внимание как отбор информации. У.Джемс о селективности внимания. Опыты К. Черри.

3. Внимание как перцептивное действие.

4. Внимание и моторное действие. Внимание как управление действием.

5. Внимание и деятельность.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.

2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

Семинар № 6. Исследования внимания в когнитивной психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Теории ранней селекции. Модель ранней селекции Д. Бродбендта. Модель ранней селекции Э. Трейсман.

2. Теории поздней селекции. Модель поздней селекции Д Дойч и А. Дойч. Теория Д. Норманна.

3. Теории гибкой и множественной селекции. Развитие модели ранней селекции. Развитие идеи поздней селекции. Возникновение и развитие идеи гибкой и множественной селекции.

4. Внимание как умственное усилие.

5. Общее представление о метавнимании.

Литература

1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с.

2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.

3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

Семинар № 7. Понятие о памяти. Виды памяти.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о памяти. Память и будущее. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память и научение. Внимание и память. Память и личность.

2. Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы и его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением.

3. Индивидуально-психологические различия памяти.

4. Непроизвольная и произвольная память. Непроизвольное запоминание осмысленного материала. Экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания.

5. Память и деятельность. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова П.И. Зинченко.

6. Развитие и тренировка памяти.

7. Память как высшая психическая функция.

 

Литература

1. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

 

Семинар № 8. Основные факты и закономерности психологии памяти.

Вопросы для обсуждения:

1. Запоминание. Влияние характера материала на запоминание (роль объема, степени однородности, привычности и осмысленности материала). Роль упражнения в запоминании. Влияние уровня научения на память.

2. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций на запоминание. Отношение субъекта к задаче. Влияние уровня мотивации на научение и память. Влияние на память перерывов в деятельности. Эффект Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула. Влияние способа заучивания на память. Роль схем.

3. Забывание. Изменение памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. «Стихийное» забывание и забывание как действии «летотехника). Теории забывания.

4. Реминисценция. Основные факты и теории реминисценции. Основные принципы организации памяти человека. Проблемы и подходы.

5. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Методы изучения мнемических процессов: заучивания, сбережения, антиципации. Критика ассоцианистического подхода.

6. Навыки и память Законы научения. Объективные методы изучения научения у человека. Понимание навыка бихевиористами как результата простого связывания движений.

7. Аномалии памяти.

8. Принципы организации памяти.

 

Литература

 

1. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

 

Семинар № 9. Память как совокупность процессов приема, преобразования и хранения информации.

Вопросы для обсуждения:

1. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации.

2. Сенсорный регистр. Исследования иконической памяти.

3. Эхоическая память.

4. Кратковременная память.

5. Промежуточная память.

6. Долговременная память. Структура долговременной памяти.

7. Теории двойственности памяти и их критика.

8. Уровневая организация процессов памяти.

 

Литература

1. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.

3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.

 

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по общей психологии

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ

Ощущение элементарный психический процесс: который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений, а также внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы. Отражение отдельных свойств предметов и явлений в ощущениях есть результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и др. воздействий). Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (боль, тепло, холод, давление), вкусовые, обонятельные. Ощущения являются основой более сложного вида познавательного процесса – восприятия. Восприятие представляет собой построение целостного образа предмета и явления, непосредственно действующего на органы чувств. В восприятии происходит, с одной стороны, синтез отдельных ощущений в целостный образ предмета, а с другой стороны, наполнение образа предметным значением.

 

Лабораторная работа № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.014 с.)