Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар № 3. Проблема исследования внимания в психологии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения: 1. Разделение сознания на фокальную и периферическую области в субъективном опыте (характеристики содержания фокальной области сознания: ясность и отчетливость восприятия внешних объектов, острота и действенность содержаний сознания, эмоционально теплая окраска фокальной области сознания). 2. Различные состояния внимания и особенности переживаний, сопровождающих их: концентрация и абсорбция, "опыт потока", 3. Позитивное и негативное влияние внимания на деятельность, общение и состояние субъекта: феномен смыслового пресыщения, утомление, позитивные и негативные последствия концентрации на задаче и телесных ощущениях, 4. Невнимание и его причины. 1. Рассеянность, вызванная усталостью, бессонницей, головной боли, монотонной и однообразной деятельностью, сонливостью. 2. Мнимая рассеянность как следствие глубокой внутренней концентрации. Поэтическая и профессорская рассеянность. 3. Рассеянность как следствие чрезвычайной подвижности и отвлекаемости внимания. 4. Старческая рассеянность. Направленное невнимание. 5. Внешние проявления внимания. 6. Проблема соотношения внимания и других психических процессов. Литература 1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – С. 11-48, 247-298. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. 3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с. 4. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. М.: Изд-во Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976
Семинар № 4. Свойства внимания и их экспериментальные исследования. Вопросы для обсуждения: 1. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей. 2. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания. 3. Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на различные действия. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности. Литература 1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. 3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 5. Теории внимания. Вопросы для обсуждения: 1. Внимание как процесс апперцепции. 2. Внимание как отбор информации. У.Джемс о селективности внимания. Опыты К. Черри. 3. Внимание как перцептивное действие. 4. Внимание и моторное действие. Внимание как управление действием. 5. Внимание и деятельность. Литература 1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с. 2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. 3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. 4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с. Семинар № 6. Исследования внимания в когнитивной психологии. Вопросы для обсуждения: 1. Теории ранней селекции. Модель ранней селекции Д. Бродбендта. Модель ранней селекции Э. Трейсман. 2. Теории поздней селекции. Модель поздней селекции Д Дойч и А. Дойч. Теория Д. Норманна. 3. Теории гибкой и множественной селекции. Развитие модели ранней селекции. Развитие идеи поздней селекции. Возникновение и развитие идеи гибкой и множественной селекции. 4. Внимание как умственное усилие. 5. Общее представление о метавнимании. Литература 1. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1999. – 336 с. 2. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. 3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. 4. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с. Семинар № 7. Понятие о памяти. Виды памяти. Вопросы для обсуждения: 1. Общее представление о памяти. Память и будущее. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память и научение. Внимание и память. Память и личность. 2. Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы и его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словесно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. 3. Индивидуально-психологические различия памяти. 4. Непроизвольная и произвольная память. Непроизвольное запоминание осмысленного материала. Экспериментальные методы исследования непроизвольного запоминания. 5. Память и деятельность. Анализ соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова П.И. Зинченко. 6. Развитие и тренировка памяти. 7. Память как высшая психическая функция.
Литература 1. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. 3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 8. Основные факты и закономерности психологии памяти. Вопросы для обсуждения: 1. Запоминание. Влияние характера материала на запоминание (роль объема, степени однородности, привычности и осмысленности материала). Роль упражнения в запоминании. Влияние уровня научения на память. 2. Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций на запоминание. Отношение субъекта к задаче. Влияние уровня мотивации на научение и память. Влияние на память перерывов в деятельности. Эффект Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула. Влияние способа заучивания на память. Роль схем. 3. Забывание. Изменение памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. «Стихийное» забывание и забывание как действии «летотехника). Теории забывания. 4. Реминисценция. Основные факты и теории реминисценции. Основные принципы организации памяти человека. Проблемы и подходы. 5. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Методы изучения мнемических процессов: заучивания, сбережения, антиципации. Критика ассоцианистического подхода. 6. Навыки и память Законы научения. Объективные методы изучения научения у человека. Понимание навыка бихевиористами как результата простого связывания движений. 7. Аномалии памяти. 8. Принципы организации памяти.
Литература
1. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. 3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Семинар № 9. Память как совокупность процессов приема, преобразования и хранения информации. Вопросы для обсуждения: 1. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации. 2. Сенсорный регистр. Исследования иконической памяти. 3. Эхоическая память. 4. Кратковременная память. 5. Промежуточная память. 6. Долговременная память. Структура долговременной памяти. 7. Теории двойственности памяти и их критика. 8. Уровневая организация процессов памяти.
Литература 1. Общая психология. В 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Б.С. Братуся. — Т. 3. Память / В. В. Нуркова. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 320 с. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. 3. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III. Субъект познания. – М., 1998. – 515 с.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по общей психологии
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ Ощущение элементарный психический процесс: который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений, а также внутренних состояний организма при воздействии раздражителей на рецепторы. Отражение отдельных свойств предметов и явлений в ощущениях есть результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и др. воздействий). Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (боль, тепло, холод, давление), вкусовые, обонятельные. Ощущения являются основой более сложного вида познавательного процесса – восприятия. Восприятие представляет собой построение целостного образа предмета и явления, непосредственно действующего на органы чувств. В восприятии происходит, с одной стороны, синтез отдельных ощущений в целостный образ предмета, а с другой стороны, наполнение образа предметным значением.
Лабораторная работа № 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.006 с.) |