Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные особенности памятиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вводные замечания. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия в уровне развития у них отдельных видов памяти, что определяет тип их памяти. Одни люди лучше и быстрее запоминают образный материал, другие - словесный, у третьих нет явного преимущества в запоминании какого-либо определенного материала. Соответственно принято выделять наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти. Наглядно-образный тип памяти подразделяется, в свою очередь, на двигательный, зрительный и слуховой типы. Чаще всего встречаются люди со смешанными типами памяти. Индивидуальные различия памяти обнаруживаются также в различной скорости запоминания, прочности сохранения, легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности, и воспитанием. Цель работы. Выявление индивидуальных особенностей памяти. Оборудование. Структурная таблица памяти В.П.Шадрикова. Ход работы. Испытуемым предлагается ответить на следующие вопросы и записать преобладающий у каждого из них тип памяти. 1. Какой материал запоминается Вами лучше: одинаково внимательно прочитанный про себя или прослушанный? В первом случае у Вас зрительный тип памяти, во втором слуховой. 2. Как лучше запоминаются движения при заучивании физических упражнений или практических действий на уроках труда: в зрительной форме, когда смотрите как показывают, или мышечно-двигательной, когда сами повторяете движения? В первом случае у Вас зрительный тип памяти, во втором двигательный. 3. Какой материал запоминается Вами легче, быстрее: а) конкретный (формулы, иностранные слова, термины и т.п.) или б) отвлеченный (рассуждения, трактовка терминов, философские отступления и т.п.). В первом случае у Вас хорошо развита образная память, во втором словесно-логическая. 4. Как отчетливо вспоминаются и переживаются воспоминания о перенесенном горе или радости? - Если очень хорошо, то у Вас развита эмоциональная память. 5. Были ли у Вас случаи, когда на вопрос учителя не удалось сразу дать ответ, но он всплыл в памяти сразу же после того, как Вы сели на свое место? - Если так случается, то у Вас плохо развита оперативная память. 6. Можете ли Вы вспомнить внешний вид человека, его манеры поведения с которым вчера случайно ехали в транспорте? При утвердительном ответе у Вас хорошая непроизвольная зрительная память. 7. Как часто остаются в памяти случайно услышанные слова, не имеющие к Вам отношения? При утвердительном ответе у Вас хорошая непроизвольная слуховая память. 8. Достаточно ли Вам один раз внимательно прочесть доходчивый материал, для того чтобы воспроизвести его: а) тут же; б) на следующий день; в) через несколько дней. Ответ на этот вопрос характеризует Вашу произвольную память, ее прочность. 9. Вычислите, каких событий в Вашей жизни за последние две недели было больше: приятных или неприятных. Для этого лист бумаги вертикальной чертой разделите на две части. Слева в графу со знаком “+” запишите приятные события, справа со знаком “-” неприятные. Сравните их количество. Ответ на этот вопрос характеризует такое Ваше личностное качество как оптимизм или пессимизм. Полученные результаты внести в таблицу (см. таблицу 6), подчеркивая в ней соответствующие особенности памяти и личности Таблица 6 Индивидуальные особенности памяти
По результатам ответов на вопросы студенты могут составить первичную характеристику индивидуальных особенностей памяти. Например: вопросы 1,2 - лучше развита зрительная память; 3,4 - преобладает словесно-логическая; 5 - хорошая оперативная; 6,7 - непроизвольная память удовлетворительная; 8 - хорошо развита произвольная память, обладает высокой прочностью запоминания материала; 9 - по запоминаемому материалу; в зависимости от сохраняемого материала решают что испытуемому характерен оптимизм или пессимизм. Выводы. 1. По индивидуальным данным сделать вывод об особенностях типа памяти каждого испытуемого. 2. Сравнить индивидуальные данные испытуемых и сделать вывод о наличии или отсутствии различий в уровне развития отдельных видов памяти.
Лабораторная работа № 7 Индивидуальный объем различных видов памяти
Цель работы. Выявление объема смысловой, механической, слуховой, зрительной и моторно-двигательной памяти. Оборудование. Список №1 - 15 пар слов имеющих логические связи между собой и список №2 - 15 пар слов, не имеющих логической связи между парами. Магнитофон и кассета с записью 15 театральных шумов. Набор из 15 предметов. Список №3 - 15 слов для двигательного запоминания. Ход работы. Работа проводится с группой. Для запоминания испытуемым поочередно предъявляется стимульный материал, который они должны запомнить и воспроизвести в тетрадях. Интервал между стимулами составляет 5 секунд. При определении объема смысловой памяти испытуемым вначале зачитывается следующий ряд состоящий из 15 пар слов: курица - яйцо, ножницы - резать, кукла играть, лампа - вечер, груша - компот, книга - читать, корова- молоко, ученик - школа, паровоз - ехать, ручка - писать, лед- коньки, щетка - зубы, снег - зима, лошадь - сани, бабочка муха. После этого зачитываются лишь первые слова из каждой пары, а испытуемые должны вспомнить вторые слова и записать их. На воспроизведение каждого слова отводится 5 секунд. Определение объема механической памяти производится с помощью следующего ряда слов: спички - кровать, жук - кресло, синица сестра, рыба - пожар, шляпа - пчела, ботинки - самовар, лейка - трамвай, компас - клей, мухомор - диван, небо - рак, дерево- овца, гребенка - ветер, бусы - земля, пила - журнал, график- туман. Порядок выполнения задания такой же, как при определении объема смысловой памяти Для выявления объема слуховой памяти испытуемым предъявляется ряд из 15 театральных шумов. Для определения объема зрительного запоминания последовательно предъявляются 15 предметов, а для определения объема двигательного запоминания испытуемым предлагается записывать в воздухе предъявляемые вслух 15 слов. Слова, обозначающие предъявленные стимулы, воспроизводятся во всех трех случаях письменно в течение 2 минут.
Таблица 7 Результаты обследования объема различных видов памяти испытуемых
Обработка результатов. 1. Проверить правильность воспроизведения во всех пяти опытах. 2. Определить объем каждого вида памяти путем подсчета количества правильно воспроизведенных стимулов. 3. Выразить объем каждого вида памяти в % принимая за 100% количество предъявленных стимулов в каждом отдельном опыте. 4. Результаты подсчетов нести в сводную таблицу (см. таблицу). 5. Вычислить среднегрупповые значения объема каждого вида памяти. 6. На основе: индивидуальных и среднегрупповых данных построить столбчатые диаграммы продуктивности по видам памяти. По оси абсцисс располагаются виды памяти, а по оси ординат- количество воспроизведенных стимулов. 7. С помощью t-критерия Стьюдента проверить статистическую значимость различий в объеме различных видов памяти. Анализ результатов. 1. Для каждого испытуемого определить преобладающий вид памяти. 2. Оценить у каждого испытуемого развитие отдельных видов памяти путем сравнения со среднегрупповыми данными. 3. По групповым данным определить какой вид памяти в большинстве случаев развит сильнее и какой вид - слабее. Полученные коэффициенты позволяют выявить преобладающие виды памяти и сравнить среднегрупповые значения с индивидуальными.
Лабораторная работа № 8
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.008 с.) |