Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа № 10. Оценка продуктивности вербальной памяти

Поиск

Задача исследования: оценить продуктивность вербальной памяти с помощью метода свободных ассоциаций по заданной теме за короткий отрезок времени.

Методика может применяться для исследования продуктивности вербальной памяти в устном варианте начиная с 6 лет, в письменном – с 8 – 9 летнего возраста.

Оборудование: чистый лист бумаги (формата А 4), ручка, секундомер.

Порядок исследования: экспериментатор задает тему и фиксирует время работы. Продолжительность исследования – 5 минут.

Инструкция испытуемому: «Сейчас Вам необходимо будет вспомнить и записать на чистом листе бумаги как можно больше слов относящихся к теме … (например, «Восприятие»). Во время работы, по команде: «Черта!», в том месте, где Вас застанет этот сигнал, поставьте вертикальную черту и, не останавливаясь, продолжайте работать дальше с новой строки. По окончании работы будет дана команда: «Стоп!». Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Ход работы: экспериментатор задает тему и запускает секундомер. Каждые 60 секунд дается команда «Черта!», а по истечении всего времени эксперимента – команда: «Стоп!».

Обработка и анализ результатов:

В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:

–– есть ли какие-нибудь внешние признаки умственного напряжения;

–– использует ли испытуемый какие-либо слова для самоподдержки;

–– исправляет ли испытуемый написанное.

В процессе опроса экспериментатор уточняет данные наблюдения, а также выясняет:

–– применял ли испытуемый какие-либо специальные приемы, чтобы вспомнить слова по заданной теме;

–– какие слова вспоминать было легче всего и почему;

–– какой этап исследования был наиболее трудным и в чем заключались затруднения;

–– устал ли испытуемый и в чем это проявлялось;

–– смог бы испытуемый продолжать эту работу дальше.

Количественные показатели определяются подсчетом общего количества правильно (по данной теме) воспроизведенных слов.

По показателям продуктивности воспроизведения выделяют три группы испытуемых:

Группа с высокой продуктивностью воспроизведения: количество воспроизведений составляет свыше 40 единиц (начиная с возраста 12 лет и старше).

Группа со средней продуктивностью воспроизведения: количество воспроизведений составляет от 25 до 39 единиц.

Группа с низкой продуктивностью воспроизведения: количество воспроизведений составляет меньше 25 единиц.

Учет продуктивности воспроизведения в единицу времени позволяет экспериментатору сделать вывод о таких характеристиках испытуемого, как врабатываемость, упражняемость, утомляемость и истощаемость.

В выводах экспериментатор также должен проанализировать:

–– какие понятия преобладают у испытуемого в процессе воспроизведения: общие, частные или конкретные;

–– имеется ли группирование слов и на чем оно основано;

–– как относятся воспроизведенные слова к предложенной теме: прямо или опосредованно:

–– имеет ли испытуемый какие-либо предпочтения по предложенной теме.

 

Рекомендации по оформлению итоговых выводов

Образец заключения
по исследованию особенностей памяти испытуемого

С целью исследования памяти в течение 7 недель (с 10.04.08 по 22.05.08) нами были проведены исследования с использованием известных и наиболее распространенных методов: «Типы памяти», «Смысловая и механическая память», «Процесс запоминания», «Исследование процессов ретро- и проактивного торможения следов памяти», «Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания», «Исследование особенностей сконцентрированного и распределенного во времени обучения» и др.

В качестве испытуемого выступала … (ФИО, дата рождения, место учебы или работы, статус).

Задачей исследования явилось выявление индивидуальных особенностей памяти в меняющихся условиях и с использованием разных методов.

Каждую неделю испытуемому предлагалось несколько заданий. Прослушав инструкцию, экспериментатор давал команду о начале эксперимента и засекал время. Процедура эксперимента занимала от 1 минуты до 25 минут. Иногда эксперимент выполнялся в несколько этапов с перерывами между ними (это необходимо для выявления особенностей какого-либо свойства). В некоторых исследованиях полученные данные позволяли также выявить установку испытуемого на скорость или качество работы.

Экспериментатор и протоколист (в одном лице) фиксировал затраченное испытуемым время, сообщая о временных интервалах, и отмечал особенности в выполнении задания испытуемым или в его поведении (при их наличии).

Затем экспериментатор проводил устный опрос испытуемого для уточнения данных наблюдения, определения степени уверенности испытуемого в правильности своих ответов и получения дополнительной информации.

Для обработки данных и анализа полученных результатов использовались:

–– расчет коэффициента памяти (C) по следующей формуле:

,

где, a – количество слов в ряду; b – количество удержанных в памяти слов;

–– сводные таблицы и графики (такие как график динамики производительности, график ошибок и др.);

–– также отдельно учитывалось количество и качество допущенных испытуемым ошибок и некоторые другие параметры.

Итак, перейдем к рассмотрению основных результатов и выводов.

Для начала, рассмотрим особенности механической памяти у испытуемого. Прежде чем переходить к обсуждению полученных данных, необходимо дать определение этого как самой механической памяти, так и ее видам.

Механическая память выделяется на основании учета степени осмысления запоминаемого материала, она осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей. Деление памяти на слуховую, зрительную и двигательную осуществляется на основании ведущего у испытуемого канала восприятия информации.

Теперь можно перейти к непосредственному обсуждению результатов исследования. Так, особенности различных видов механической памяти на прямую или косвенно изучались в работах №№ 1, 2, 4, 6, 7.

На основе полученных данных было выявлено: ….

Говоря о следующем исследованном виде памяти, а именно о смысловой памяти, которая изучалась в Работах №№ 3, 4, необходимо сразу дать его определение ….

Отметим, что в работе № 4 у испытуемого выявлена важная особенность смысловой памяти, как …..

Теперь перейдем к следующей исследованной характеристики памяти – процессу запоминания. ….

Завершая анализ особенности свойств внимания у данного испытуемого, нам хотелось бы указать на значительную роль утомляемости, о которой было замечено в каждой проведенной работе: показатели испытуемого резко снижаются с очень высоких до очень низких и потом могут стабилизироваться в результате врабатываемости, которая у испытуемого хорошо проявляется при монотонной или длительной работе (что очевидно из характера кривых на всех графиках). Хотелось бы так же отметить, что у испытуемого преобладает установка на качество работы, что также имеет подкрепление в фактических и количественных данных, а также в ответах испытуемого.

Итак, обобщая полученные результаты, можно сказать, что память испытуемого имеет следующие особенности: высокий уровень смысловой и зрительной памяти, при низком уровне – механической и слуховой памяти, средние показатели продуктивности вербальной памяти, а также большой объем оперативной памяти.

Испытуемому рекомендуется работа, связанная с использованием смысловой памяти, желательно с визуальным предъявлением материала. Он может успешно выполнять монотонную работу, не требующую скорости, в которой делается акцент на качество и результативность.

В качестве коррекционных мероприятий, рекомендуется провести работу по снижению утомляемости, а также тренинг по развитию слуховой и механической видов памяти.

Пример описания подбора коррекционных методов
для развития свойств памяти

При исследовании испытуемого (ФИО, дата рождения место, учебы-работы, статус) были выявлены следующие виды памяти, требующие коррекции:

1. Коррекция памяти на числа:

Метод № 1 ________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

Ход работы: _______________________________________________________

Ожидаемый результат: ______________________________________________

Метод № 2 ________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

Ход работы: _______________________________________________________

Ожидаемый результат: ______________________________________________

… и т.д.

2. Коррекция памяти на образы:

Метод № 1 ________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

Ход работы: _______________________________________________________

Ожидаемый результат: ______________________________________________

Метод № 2 ________________________________________________________

Цель: _____________________________________________________________

Ход работы: _______________________________________________________

Ожидаемый результат: ______________________________________________

… и т.д.

3. Коррекция ….

В качестве коррекционных мер могут использоваться игры, тренинги, коррекционные задания, психотерапия (гештальт, КПО, арттерапия и др.), медитативные техники, физиологические и психофизиологические упражнения и т.д.

 

Основные понятия, относящиеся к разделу «Память»

Глоссарий

Автоноэтическое сознание – специфическое состояние сознания, сопровождающее обращение к личным воспоминаниям. Понятие введено Э. Тульвингом.

Амнезия (от греч. a – отрицательная частица + mneme – память) – нарушение памяти.

Антиципации метод – классический метод исследования памяти. Задача испытуемого – воспроизвести материал в том же порядке, в котором он был предъявлен. Вычисляется количество подсказок, необходимое для полного воспроизведения ряда.

Бондинг – процесс возникновения эмоциональной привязанности между родителями и новорожденным, формирующейся в первые часы и дни после рождения.

Веера эффект – новая информация относительно объекта осложняет доступ к уже хранящимся в памяти сведениям о нем.

Верчения на кончике языка эффект (tip of the tongue effect) – явление невозможности воспроизведения информации при субъективном ощущении того, что испытуемый ей располагает.

Визуально-пространственная матрица – компонент модели рабочей памяти, где идет работа с материалом, представленным в невербальной форме.

Воспоминания-модели – автобиографические воспоминания, в которых фиксируются типичные жизненные ситуации. Описаны Д. Пиллеме-ром.

Воспоминания-якоря – автобиографические воспоминания, с помощью которых фиксируются значимые для человека аспекты самоописания. Описаны Д. Пиллемером.

Высшие психические функции (ВПФ) – сложные психические функции, прижизненно формирующиеся, социальные по происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу регуляции (например, произвольная память). Понятие ВПФ было введено в психологию Л.С. Выготским.

Вытеснение – механизм психологической защиты, препятствующий воспроизведению информации, прямо или ассоциативно связанной с психотравмирующим опытом. Описан З. Фрейдом.

Генерации эффект – явление лучшего запоминания материала, который был создан самим испытуемым.

Двойного кодирования теория – теория, предложенная А. Пайвио, согласно которой существуют две частично независимые подсистемы памяти, одна из них предназначена для оперирования с образной, а другая – с символической информацией.

Двойной стимуляции методика – испытуемым предлагается два ряда стимулов. Запоминание одного ряда является прямой задачей (стимулы-объекты), в то время как второй ряд представляет собой стимулы-средства, с помощью которых и должно осуществляться запоминание.

Дежа вю эффект (от фр. deja vu) – наблюдается в тех случаях, когда человеку кажется, что он уже переживал ситуацию, которой на самом деле никогда не было в его опыте.

Длины слова эффект – при заучивании уравненных по смыслу рядов слов преимуществом при воспроизведении будет пользоваться тот ряд, в котором слова короче. Эффект связывают с возможностью многократного внутреннего повторения коротких слов для более прочного удержания.

Замещающего выполнения намерения эффект – воспоминание о действии, которое запланировано совершить, препятствует его своевременному выполнению в реальности. Описан Г.В. Биренбаум.

Импринтинг (запечатление) – способность мгновенно запечатлевать в памяти биологически значимые объекты. Импринтинг разворачивается только в определенные периоды жизни (чаще в период новорожденности). Термин введен К. Лоренцем.

Интерференция – механизм забывания, заключающийся в том, что одно содержание памяти препятствует сохранению другого. Различают проактивную (направленную на вновь поступающую информацию) и ретроактивную (направленную на уже присутствующую в памяти информацию) интерференцию.

Когнитивной экономии гипотеза – согласно этой гипотезе, система семантической памяти «экономит» свои ресурсы за счет того, что сведения, справедливые для общих категорий, не уточняются повторно в узлах, относящихся к частным представителям этих категорий.

Конгруэнтности настроения эффект (от лат. congruens – совпадающий) – наилучшее запоминание наблюдается в том случае, когда состояния субъекта в моменты запечатления и воспроизведения совпадают.

Кривая забывания – эмпирически установленная зависимость количества сохраненного в памяти материала от времени. В классическом варианте получена с помощью метода сбережения Г. Эббингаузом.

Лексичности эффект – вероятность безошибочного воспроизведения ряда возрастает с приближением запоминаемой комбинации стимулов к словам естественного языка.

Ложного вывода механизм – при извлечении информации из памяти человек проявляет тенденцию к созданию логически непротиворечивой истории.

Мест метод – метод улучшения эффективности запоминания, при котором каждый запоминаемый элемент визуализируется и мысленно «размещается» в некотором месте, например, элементы ряда могут быть размещены «на пути из университета домой». Потом субъект воспроизводит заученное, как бы «собирая» элементы. Впервые был разработан в античности.

Модальности эффект – группа явлений, связанных с тем, что время хранения информации в эхоической памяти на порядок больше, чем в иконической.

Накопления и распределения повторений закон (закон Йоста) – при фиксированном количестве повторений, распределенные во времени повторения оказываются более эффективными, чем одновременные.

Научение – индивидуальное прижизненное накопление процедурного знания (умений и навыков). Научение – форма памяти, общая для человека и животных.

Научение викарное – научение путем наблюдения за другими и заимствования наиболее успешных способов поведения. Отличается от простого подражания осознанным стремлением достичь тех же результатов, что и модель.

Научение оперантное – научение путем подкрепления наиболее эффективных из спонтанных реакций в проблемной ситуации.

Научение с помощью последовательных приближений – метод научения, предложенный Б.Ф. Скиннером при котором подкрепляется не только правильный ответ, но и ответы, «приближающиеся» к правильному.

Незавершенного действия эффект (эффект Зейгарник) – содержание незавершенных действий воспроизводится в два раза лучше, чем содержание завершенных.

Ноэтическое сознание – специфическое состояние сознания, сопровождающее обращение к личностно нейтральным семантическим знаниям. Термин введен Э. Тульвингом.

Общего времени закон – закон, установленный Г. Эббингаузом, согласно которому на каждое сделанное накануне повторение при доучивании на следующий день приходится экономия примерно трети времени, необходимого для одного повторения.

Оружия эффект – в стрессовой ситуации адекватно запоминаются только прямосвязанные со стрессором аспекты стимуляции. Эффект описан Э. Лофтус.

Ошибки источника информации механизм – случай, когда человек достаточно аккуратно воспроизводит содержание воспоминания, но затрудняется в установлении обстоятельств получения информации.

Память – психический процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным его использование в деятельности и / или восстановление его в сфере сознания.

Память автобиографическая – подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях.

Память вторичная – согласно В. Джеймсу, – это «знания о прошедших состояниях сознания, доступных после того, как они уже однажды покинули сознание».

Память декларативная – тип памяти, связанный с представлениями.

Память долговременная – постоянное хранилище информации. Объем и время сохранения информации в долговременной памяти практически безграничны.

Память иконическая – сенсорный регистр в зрительной модальности. Термин введен У. Найссером.

Память имплицитная – тип памяти, в рамках которого не удается произвольно и сознательно актуализировать опыт, выявляемый косвенными методами.

Память кратковременная – промежуточное хранилище информации, обеспечивающее непосредственное ее использование или перевод в долговременное хранилище. Кратковременная память отличается ограниченной емкостью и использованием повторения как основного механизма удержания материала.

Память первичная – согласно В. Джеймсу, содержание памяти, присутствующее в текущем состоянии сознания.

Память проспективная – тип памяти, включающий в себя знания о намерениях и планах, т.е. адресующаяся к будущему.

Память процедурная – тип памяти, включающий в себя программы выполнения действий. Процедурная память не связана с представлениями.

Память рабочая – подсистема памяти, в которой циркулирует информация, необходимая для осуществления текущей деятельности и / или присутствующая в сознании. Термин введен А. Бэддели.

Память ретроспективная – тип памяти, включающий информацию, относящуюся к прошлому субъекта.

Память семантическая – тип памяти, отражающий обобщенные знания о мире.

Память эксплицитная – тип памяти, который включает в себя произвольную и сознательную актуализацию зафиксированного опыта.

Память эпизодическая – тип памяти, включающий в себя конкретные эпизоды прошлого, локализованные во времени и пространстве. Термин введен Э. Тульвингом.

Память эхоическая – сенсорный регистр в слуховой модальности. Термин введен У. Найссером.

Переломные воспоминания – автобиографические воспоминания, фиксирующие кардинальные изменения в личности человека. С помощью переломных воспоминаний задается субъективная периодизация жизненного пути. Описаны В.В. Нурковой.

Пика воспоминаний эффект – явление, заключающееся в том, что люди вспоминают непропорционально большое количество событий, относящихся к возрасту 16 – 30 лет. Описан Д. Рубиным.

Повторной репродукции метод – метод, при использовании которого испытуемый воспринимает вербальный или визуальный материал, и после паузы воспроизводит то, что запомнил. Пауза и воспроизведение чередуются несколько раз. Результаты каждой репродукции сравниваются между собой. Метод был предложен Ф.Ч. Бартлеттом.

Позиционный (краевой) эффект – при заучивании расположенных в ряд элементов хуже всего запоминаются элементы, несколько смешенные от центра к концу ряда.

Постоянная долговременная память (permastore) – термин, введенный Г.П. Бахриком для обозначения постоянного хранилища информации.

Предшествования эффект – влияние неосознанно воспринятого стимула на содержание, точность и полноту воспроизводимой впоследствии информации.

Проспективного означивания материала механизм – хранящаяся в памяти информация оказывает влияние на кодирование вновь поступающей информации.

Прототипа гипотеза – гипотеза, согласно которой распознавание образа происходит через сопоставление с некоторой «главной идеей» того или иного объекта. Прототип задает внешнюю рамку опознания объекта, ставя перед субъектом вопрос: входит ли данный стимул в множество N?

Распознаватель – часть долговременной памяти, вынесенная вовне, представляет собой оператор рабочей памяти. С помощью распознавателя происходит превращение хаотичного потока информации в организованные осмысленные информационные единицы.

Реминисценция – процесс, противоположный забыванию, способный оказывать благоприятное воздействие на мнемические процессы в отсутствие дополнительных упражнений.

Ретроспективного означивания материала механизм – новая информация оказывает влияние на уже хранящуюся в памяти информацию.

Сбережения (экономии) метод – классический метод исследования памяти, предложенный Г. Эббингаузом. Исследователь сравнивает количество проб, необходимых для безошибочного воспроизведения материала при первом и при повторном заучивании. Различие между двумя показателями – коэффициент сбережения.

Сенсорный регистр – сверхкратковременное прекатегориальное хранилище информации очень большого объема, первая инстанция на пути переработки информации в системе памяти.

Сериальной репродукции метод – метод, при использовании которого первый испытуемый пересказывает воспринятый материал второму, второй – третьему и т.д. Оценивается соответствие результатов репродукции друг другу. Метод разработан Ф.Ч. Бартлеттом.

Специфичности кодирования принцип – действующий в эпизодической памяти принцип, который заключается в том, что доступность образа прошлого определяется совпадением «ключевых» элементов ситуации кодирования и извлечения. Открыт Э. Тульвингом.

Стартовые воспоминания – автобиографические воспоминания, маркирующие первый опыт человека в значимой для него области. Описаны Д. Пиллемером.

Схема – способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте как индивидуума, так и культуры в целом. Относительно явлений памяти схема – это активный организатор прошлого опыта, активизирующийся при любом поведении.

Телескопический эффект – действующий в автобиографической памяти принцип, согласно которому субъективно значимые события кажутся недавними. Описан Д. Рубиным.

Узнавание – процесс памяти, заключающийся в сопоставлении наличного стимула и следа памяти.

Упражняемость – фундаментальное свойство живого организма заключается в улучшении каждого следующего исполнения действия по сравнению с предыдущим.

Уровневой переработки информации теория – предложенный Ф. Крейком и Г. Локхартом взгляд на запоминание как на один из результатов процессов переработки информации. Чем глубже переработка материала, тем более качественным оказывается след памяти.

Установка неосознаваемая – готовность субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении, являющаяся результатом его прошлого опыта. Теория неосознаваемой установки разработана в школе Д.Н. Узнадзе.

Фон Ресторф эффект – если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные элементы сохраняются в памяти лучше, чем однородные. При заучивании большого числа разнородных элементов эффект снимается.

Фонологическая петля – компонент модели рабочей памяти, «место» в системе, где идет работа с вербальной информацией.

Фотографические воспоминания (flashbulb memories) – воспоминания об эпизодах личного прошлого, сопровождающиеся чувством глубокой достоверности и полноты актуализируемого опыта. В реальности легко подвергаются искажениям.

Центральный исполнитель – компонент модели рабочей памяти, исполняющий функцию контроля над текущими мнемическими процессами.

Циклический календарный эффект – проявляется при датировании событий в автобиографической памяти. Культурно и естественно детерминированная метрика времени (недели, месяцы, годы) заставляет субъекта впадать в регулярную ошибку относительно точной даты события. Циклический календарный эффект описан Дж. Сковронски.

Частичного отчета метод – метод исследования памяти, базирующийся на допущении о том, что если человек способен актуализировать случайно выбранный фрагмент информации, то, следовательно, он располагает всей информацией. С помощью метода частичного отчета Дж. Сперлингом было установлено существование особого блока переработки информации – сенсорного регистра.

Черт гипотеза – согласно гипотезе черт, распознавание образа происходит через сопоставление с простейшими эталонами и ключевыми связями между ними.

Эйдетизм – способность на протяжении долгого времени удерживать во всех деталях иконический образ. Эйдетизм часто свойственен детям.

Энграмма – нейрофизиологическая единица следа памяти. Термин введен К. Лешли в 1950 г.

Эпизодический буфер рабочей памяти – компонент модели рабочей памяти, особая область в системе переработки информации, где происходит временное хранение уже распознанной «событийной» информации, организованной по временному принципу.

Эталона гипотеза – восприятие объекта происходит по принципу точного однозначного соотнесения с эталоном (идеальной схемой, хранящейся в системе долговременной памяти).

Эффекта закон – реакция, за которой следует награда, закрепляется в поведении.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение памяти. Что является физиологической основой памяти?

2. Какие фазы памяти вы знаете?

3. Назовите типы образной памяти.

4. Какие качества памяти Вы знаете?

5. Что такое кратковременная память и чем она характеризуется?

6. Что такое объем кратковременной памяти, чем он характеризуется и как он определяется?

7. Каков предел кратковременной памяти по ДЖ. Миллеру?

8. В чем суть процесса заучивания?

9. Какова роль повторения в процессе запоминания?

10. Что такое эффект края?

11. Какая информация запоминается лучше и почему?

12. Что является физиологической основой воспроизведения?

13. В чем различие непроизвольного и произвольного воспроизведения?

14. Чем отличаются процессы воспроизведения и узнавания?

15. Как иначе можно назвать процесс узнавания?

16. Как классифицируют память по характеру психической активности, преобладающей в деятельности?

17. Как классифицируют память по характеру целей деятельности?

18. Как классифицируют память по времени закрепления и сохранения материала?

19. По какому критерию различают непроизвольное и произвольное запоминание?

20. Каковы условия продуктивности непроизвольного запоминания?

21. Назовите основные психологические исследования памяти.

22. Почему в осмысленном тексте одномоментно воспринимаются слова из 10 – 12 букв или целые фразы, что превышает предел кратковременной памяти?

Примеры стимульного материала

Лабораторная работа № 1

 

Карточка № 1 (для предъявления на слух)
                       

 

Карточка № 1 (для зрительного предъявления)
                       

 

Карточка № 2 (для предъявления на слух)
                       

 

Карточка № 2 (для зрительного предъявления)
                       

 

Карточка № 3 (для предъявления на слух)
                       

 

Карточка № 3 (для зрительного предъявления)
                       

 

Лабораторная работа № 2

 

Вариант № 1
Ряд № 1 Ряд № 2 Ряд № 3 Ряд № 4
Стол Провод Тетрадь Парта
Озеро Стул Дым Кровать
Карандаш Цветок Сосна Карта
Паровоз Табурет Картина Железо
Площадь Куст Ящик Стадион
Бумага Портфель Куница Журнал
Шкаф Ножницы Замок Перо
Батон Туман Диск Скоба
Щетка Снег Рюкзак Колокол
Кролик Шрифт Кресло Бант

 

Вариант № 2
Ряд № 1 Ряд № 2 Ряд № 3 Ряд № 4
Папка Дорога Рама Скрепка
Доска Ручка Прицеп Календарь
Диван Стена Футляр Дверца
Шнур Горшок Ваза Банка
Вагон Спутник Майка Фонарь
Кисть Посуда Таблица Зонт
Линейка Книга Утюг Булка
Сковорода Ветер Мяч Ковер
Занавес Тумба Кресло Лейка
Поднос Человек Пакет Сумка

 

Лабораторная работа № 3

 

Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3
луч – солнце шум – вода замок – дверь
медь – свинец стол – обед день – сутки
пень – елка мост – река пруд – плотина
год – месяц рубль – копейка зверь – лиса
ноль – число лес – медведь глаз – ухо
свет – заря дуб – желудь ночь – звезда
Марс – планета дичь – выстрел путь – дорога
дом – книга рой – пчела сад – цветы
нож – вилка час – время пуля – война
лист – дерево гвоздь – доска дождь – зонтик

 

Лабораторная работа № 4

 

Вариант № 1
Первый ряд Второй ряд
кукла – игра жук – кресло
курица – яйцо расческа – земля
ножницы – бумага компас – клей
лошадь – сани колокольчик – стрела
книга – студент синица – сестра
гусеница – бабочка лейка – трамвай
щетка – зубы мухомор – диван
барабан – строй масленка – ветер
снег – зима ботинки – самовар
писатель – рассказ графин – рать
паровоз – рельсы спичка – овца
корова – молоко терка – море
карандаш – тетрадь шляпа – пчела
груша – компот рыба – пожар
лампа – вечер пила – яичница

 

Вариант № 2
Первый ряд Второй ряд
цветок – ваза дырка – ягода
глаза – очки шпилька – чайка
аллея – парк песок – люстра
обои – стена нора – файл
игрушка – ребенок карта – пуговица
кошка – молоко кепка – розетка
дети – школа воронка – мыло
музыка – концерт часы – пленка
гриб – лес банка – усы
каникулы – отдых гость – сетка
петух – курятник рулон – прогулка
спорт – чемпион голос – варенье
костер – огонь залив – метла
вода – кран лак – рыба
гитара – песня камень – тесто

 

 

Лабораторная работа № 5

 

Вариант № 1
Ряд № 1                    
Ряд № 2                    

 

Вариант № 2
Ряд № 1                    
Ряд № 2                    

 

Вариант № 3
Ряд № 1                    
Ряд № 2                    

 

Лабораторная работа № 6

 

Вариант № 1   Вариант № 2   Вариант № 3
  Рыба       Ворот       Дверь  
  Совок       Кофе       Радость  
  Нога       Губка       Веник  
  Власть       Солнце       Марка  
  Песок       Туфель       Носок  
  Окно       Стрелка       Торт  
  Кофта       Лента       Куст  
  Завод       Рота       Крынка  
  Пирог       Шишка       Вата  
  Чулки       Котел       Танец  

Лабораторная работа № 7

 

Вариант № 1
Опыт № 1 Опыт № 2
Список слов для воспроизведения Список слов для уз


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.219 (0.013 с.)