Работе № 7. Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работе № 7. Сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания



Задача исследования: сравнение процесса активного воспроизведения с процессом узнавания

Оборудование: четыре ряда слов, не имеющих эмоциональную окраску. Ряды подготавливаются экспериментатором для каждого испытуемого отдельно. Ряды слов для узнавания должны быть заранее записаны в протоколе.

Порядок исследования: эксперимент состоит из двух опытов, каждый из которых состоит из двух этапов:

1. Испытуемому предлагается ряд из 10 слов, который он должен воспроизвести по памяти, а потом узнать в ряду, состоящем из 20 слов.

2. Испытуемому предлагается ряд из 15 слов, который он должен воспроизвести по памяти, а потом узнать в ряду, состоящем из 30 слов.

Опыты отличаются только количеством экспериментального материала.

Инструкция испытуемому:

Перед началом каждого опыта: «Сейчас Вам будет прочитан ряд слов. Постарайтесь их запомнить. После окончания чтения по команде: «Запись!» Вам необходимо будет записать все слова, которые Вы запомнили в любой последовательности. Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

После воспроизведения первого ряда слов: «Сейчас Вам будет предъявлен другой ряд, содержащий большее количество слов, но в котором будут встречаться и те слова, которые были названы ранее. Если Вы услышите слово, которое уже было названо раньше, скажите «Да!». Вопросы есть? Приготовьтесь! Начали!».

Ход работы:

Опыт № 1. В начале испытуемому зачитывается ряд из 10 не связанных между собой и не имеющих эмоциональную окраску слов с паузами между предъявлениями в 1 – 2 секунды. После предъявления последнего слова подается команда: «Запись!» и испытуемый записывает на бланке (в тетради) все запомнившиеся ему слова. Результат воспроизведения фиксируется в протоколе знаком «+».

Затем экспериментатор зачитывает второй ряд, состоящий из 20 слов, в который включены в случайном порядке все слова первого ряда. Испытуемый должен сказать «Да!», услышав слова, которые были уже предъявлены в первом ряду. Экспериментатор отвечает указанные слова знаком «+» при их чтении. Далее испытуемый отдыхает 10 минут.

Опыт № 2. Процедура проведения данной работы аналогична предшествующему опыту. Для активного воспроизведения предлагается ряд, состоящий из 15 слов, а для узнавания – ряд из 30 слов, включающий в себя предыдущий ряд слов.

Обработка и анализ результатов:

В процессе наблюдения экспериментатор фиксирует:

–– в чем проявляется активность испытуемого во время слушания;

–– каким образом испытуемый пытается запомнить предъявляемые ему слова (повторяет ли испытуемый губами читаемые ему слова и т.п.);

–– есть ли какие-нибудь внешние признаки умственного напряжения;

–– исправляет ли испытуемый записанное (это разрешается, но учитывается при анализе).

В процессе опроса экспериментатор уточняет данные наблюдения, определяет степень уверенности испытуемого в правильности воспроизведенных и узнанных им слов, а также выясняет:

–– применял ли испытуемый какие-либо специальные приемы, чтобы запомнить слова, и если применял, то какие;

–– какие слова были наиболее легкими для воспроизведения, а какие наиболее трудными;

–– запоминание какого ряда слов (10 или 15) потребовало у испытуемого меньше (больше) усилий.

В процессе опроса экспериментатору необходимо попросить испытуемого объяснить причину ошибочно воспроизведенных и ошибочно узнанных слов, ответив на вопросы:

–– проявилось ли в эксперименте влияние его собственного субъективного смысла на процессы запоминания, воспроизведения и узнавания;

–– насколько эмоциональная значимость слов для данного испытуемого повлияла на их ошибочное воспроизведение и узнавание;

–– обнаружились ли в эксперименте слова, ошибочно воспроизведенные или узнанные испытуемым и имеющие для него ассоциативную связь со словом-стимулом (по смежности, сходству или различию, по созвучию).

Количественные показатели определяются подсчетом количества правильно воспроизведенных и правильно узнанных слов. Все результаты заносятся в таблицу.

В графы «Предъявленные для воспроизведения слова» и «Предъявленные для узнавания слова» заносятся списки слов, которые были зачитаны испытуемому.

В графах «Воспроизведенные слова» и «Узнанные слова» ответы испытуемого отмечается знаками «+» или «–», а также рядом со знаком «+» указывается порядковый номер слова в списке испытуемого.

В графах «Примечания» экспериментатор делает заметки относительно реакций испытуемого в процессе воспроизведения или узнавания стимулов.

№ опыта Предъявленные для воспроизве-дения слова Воспроизведенные слова Приме-чание Предъявленные для узнавания слова Узнан-ные слова Приме-чание
  1. …     1. …    
           
  10. …        
             
        20. …    
  1. …     1. …    
           
  15. …        
             
             

Далее для обоих опытов вычисляются коэффициенты правильно воспроизведенных и правильно узнанных слов по формуле, представленной в лабораторной работе № 2.

Затем экспериментатору необходимо построить столбиковые диаграммы коэффициентов воспроизведения и узнавания в каждом опыте, например:

В выводе экспериментатору необходимо сравнить коэффициенты воспроизведения и узнавания первого в второго опытов между собой, выявить тенденцию, которая здесь обнаруживается и показать, чем она объясняется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.246 (0.005 с.)