Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Мнестические процессыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Залогом успешного развития и коррекции мнестических возможностей ребенка является сформированность межмодальных перцептивных взаимодействий, то есть перевод информации с языка одной модальности на язык другой, межмодальный синтез. 193. «Межмодальный перенос». • «Перевод из тактильной в зрительную модальность». Возьмите • «Перевод из тактильной в слухо-речевую модальность». Ребенку • «Перевод из зрительной в тактильную модальность». Ребенок на • «Перевод из зрительной в слухо-речевую модальность». Ребенок Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 201 • «Перевод из слуховой в зрительную модальность». Воспроизводит • «Перевод из слуховой в тактильную модальность». Психолог про Вне зависимости от того, какой вид памяти (двигательная, слу-хо-речевая и т.д.) корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка. Сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти. При коррекции узнавания алгоритм следующий: ребенок запоминает 2—6 изображений предметов (животных, растений, игрушек и т.п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются; ему надо узнать (найти) их среди 10—15 аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих. В ходе формирования избирательности любого вида памяти ребенку предлагается запоминаемый материал, затем следует: — показать ему такой же ряд, но с расположением эталонных — показать ребенку такой же ряд, но с искажениями (фигуры с Таким образом, развитие памяти связано с запоминанием и последующим полноценным узнаванием или воспроизведением эталона. С другой стороны, оно опирается на обучение ребенка разным мнемотехни-кам, то есть возможности опосредствования мнестического процесса. Тактильная и двигательная память 194. «Теплый—холодный, сухой—мокрый». Подготовьте стимуль-ный материал, например, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелку, мокрую ватку и т.п. Сначала предложите ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они. После 202 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь (например: «Это сухой и теплый клубок ниток»). 195. «Найди такой же». Ребенок с закрытыми глазами ощупыва 196. «Запомни форму». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает 197. «Почувствуй и запомни позу». Стоящему или сидящему с за 198. «Замри». Играют несколько детей, один из них — ведущий. 199. «Двигательная память». Психолог показывает несколько Зрительная память 200. «Шапка-невидимка». В течение трех секунд надо запомнить 201. «Запомни и найди». Приготовьте таблицы с изображением Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами. Раздел 2. Формирование операционального обеспечения
Рис. 25 Рис. 25 'J Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 сек. до 5 мин.), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.). 202. «Запомни точно». а) Приготовьте лист бумаги с 15—20 геометрическими фигура б) Приготовьте бланк с правильными и перевернутыми Время запоминания — 15—20 сек. Количество запоминаемых элементов — от 5 до 10. 203. «Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в
204 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Рис. 26 Рис. 26 том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 сек., для второй — 3—4 сек., для пятой — 6—7 сек. 204. «Восстанови порядок». Приготовьте 5—10 игрушек (предме Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.). 205. Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запом 206. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осмат 207. Дети располагаются определенным образом по периметру Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 205 При большом количестве детей, или если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (в этом случае важны взаимопомощь и согласованность действий). 208. «Запомни фигуры». Приготовьте набор карточек с различны Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести. 209. «Вспомни пару». Приготовьте бланки с фигурами для запо Рис. 27 206 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару. 210. «Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинако Играют два и более участника. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз. Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов. 211. «Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку пред Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры. Слухо-речевая память 212. «Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попро Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 207 213. «Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, 214. «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5—7 215. «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют не 216. «Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь сло 217. «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) 208 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 218. «Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью ус4 219. «Пиктограммы». Ребенку читается текст. Для того чтобы егог 220. «Придумай, как запомнить слова». Объясните ребенку, что Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: — роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, то ",- * — машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор,: солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча. 221. «Стенограф». Для этого задания потребуются соответствую а) «события» (действия) карточками с картинками, подбирая и б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег»), а за в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество 222. «Цепочка ассоциаций». Необходимо запомнить 30—40 не свя Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 209 что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала. 223. Необходимо научить ребенка таким широкоизвестным мне-мотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги)», «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.37 (0.009 с.) |