Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы



В качестве упражнений для этого раздела прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и пого­ворок, метафор; игры в «Морской бой», «Крестики-нолики», шаш­ки, карты; шарады; задания типа «Найди семь отличий» и т.п.

56. «Закончи предложение». Ребенку предлагается список незавер­
шенных предложений. Инструкция: «Продолжи предложение, выбрав
наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

57. «Найди сходство и различия». Ребенку для анализа предлага­
ются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствую­
щих объектах.

Например: соловей — воробей, лето — зима, стул — диван, бе­реза — ель, самолет — автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д.

58. «От частного к общему». Объясните ребенку, что есть слова,
которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти
слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты мож­
но назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объек­тов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из


Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 231

этих слов, например, яблоки обозначает все яблоки (большие, ма­ленькие, зеленые, красные и др.).

А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

К словам из первого набора ребенок подбирает подходящее по­нятие из второго набора. Можно сделать набор карточек:

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона света, осадки, ягода,
водоем, птица.

59. «Чего больше?» Ребенок должен ответить на вопрос «Чего
больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых,
цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или суще­
ствительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сла­
достей?» и обосновать свой ответ.

60. «От общего к частному». Задание обратное предыдущим. Ре­
бенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее
понятие, например, природа, а ветвями — более частные, например,
живая— наживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: рас­
тения— животные— люди
и т.д.Следующее разветвление идет, на­
пример, от слова животные: домашние— дикие или птицы— змеи —
рыбы— насекомые
и т.д.

61. «Подбери общее понятие». Предложите ребенку назвать одним
словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша —...; стул, шкаф —...; огурец, капуста —...; бо­тинок, сапог —...; кукла, мячик —...; чашка, тарелка —...; кошка, слон —...; нога, рука —...; цветок, дерево —...; окунь, щука —...; роза, одуванчик —...; март, сентябрь —...; дуб, бе­реза —...; фонарь, лампа —...; дождь, снег —... То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прила­гательными, глаголами.

62. «Классификация по зрительному образцу». Для данного упраж­
нения можно использовать детское лото.

Разложите карточки и предложите ребенку выбрать все картин­ки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку — все картинки, на которых они изображены. Затем попросите его назвать каждую кар­тинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы

Можно выбирать картинки по определенному, заданному обще­му признаку, например, по форме, цвету или функциональному на­значению.



Часть II Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация


63. «Разложи по группам». Ребенку предлагается некоторое коли­
чество изображений, которые он должен разложить на обобщенные
группы: например, грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цве­
ты. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечис­
лить (назвать) все ее составляющие.

64. «Классификация по обобщающему слову». По заданному обоб­
щающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из же­
леза, круглые, колючие, летает, сладкие
и т.д.) ребенок должен выбрать
из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

65. «Лишнее слово». Ребенку предлагается выделить слово или на­
звание признака, который в ряду других является лишним, а для всех
остальных подобрать обобщающее понятие.

Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово — лишнее? Почему?»

А) Тарелка, чашка, стол, чайник. Темно, пасмурно, светло, зябко. Береза, осина, сосна, дуб. Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком. Диван, стол, кресло, дерево. Много, чисто, мало, наполовину. Ручка, мел, пенал, кукла. Вчера, сегодня, утром, послезавтра Землетрясение, тайфун, гора, смерч. Запятая, точка, тире, союз. Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б) Зимний, летний, осенний, июньский, весенний. Лежать, стоять, плакать, сидеть. Старый, высокий, молодой, пожилой, юный. Красный, синий, красивый, желтый, серый. Молчать, шептать, смеяться, орать. Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

66. «Ранжирование». Объясните ребенку, что такое ранжирова­
ние, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом
случае своему) принципу следующие понятия:

горох—абрикос—арбуз—апельсин—вишня; пчела—воробей—бабочка—страус—сорока; зуб—рука—шея—палец—нога; снежинка—сосулька—айсберг—льдина—сугроб; квартира—улица—город—страна—Земля; младенец—юноша—мужчина—старик—мальчик; молчать—говорить—кричать—шептать и т.п.


Раздел 3 Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 233

67. «Многозначность слов». Сыграйте с ребенком в игру «Посмот­
ри, как интересно!». Назовите ему какое-нибудь слово (существитель­
ное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы
за короткий промежуток времени (1—3 мин.) придумать как можно
больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

68. «Вставь пропущенное слово». Объясните ребенку, если он не
справляется сам, алгоритм решения такого рода интеллектуальных
задач. Из первого примера ясно, что искомое (...) слово образовано
из пятой и четвертой букв первого слова и третьей и четвертой — вто­
рого. Усвоив алгоритм решения, ребенок должен найти нужные от­
веты.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК ГАРАЖ (...) ТАБАК (ответ: жаба) ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КОСЯК (...) МИРАЖ (ответ: кожа)
ВОСК (СОХА) ФРАХТ СКОТ(...) ФРОНТ (ответ: окно) КАНВА (ВНУК) УЛИКА ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ (ответ: слон)

БАГОР (РОСА) ТЕСАК ВОСК (СОХА) ФРАХТ

ГАРАЖ (...) ТАБАК СКОТ(...) ФРОНТ

(ответ: жаба) (ответ: окно)

ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КАНВА (ВНУК) УЛИКА

КОСЯК (...) МИРАЖ ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ

(ответ: кожа) (ответ: слон)

69. «Распутай узел». Ребенку нужно «развязать» узлы (рис. 29) в
мысленном плане и рассказать, как это сделать.

Рис. 29


234 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Рис. 30

70. «Омонимы». Вспомните вместе с ребенком и вставьте вместо
точек в скобках слово, которое означало бы то же, что и слова, сто­
ящие вне скобок.

ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ)

РОДНИК (...) ОТМЫЧКА (ключ)

ЗАЛИВ (...) ЧАСТЬ ЛИЦА (губа)

РЫБА (...) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (скат)

ЖИВОТНОЕ (...) НЕЖНОСТЬ (ласка)

СКАМЬЯ (...) МАГАЗИН (лавка)

71. «Садовник». Надо пройти так, как шел садовник (рис. 30). Он
обошел по порядку все яблони (на рисунке — точки) и вернулся к
исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне
и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные
клетки.

72. «Полянки». Ребенку предлагается рисунок «Полянки» и за­
шифрованное письмо-схема, помогающая найти нужный домик. Ис­
пользуя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема
помогла ему найти путь. Примеры представлены на рис. 31.


Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 235

Рис. 31


236 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация



 


Рис. 32


Предложите ему выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором по инструкции психолога надо найти домик. При этом психолог диктует: «Вверх, направо, направо вниз, налево вниз» и т.д. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему само­стоятельно.

73. «Задачи Равена и Айзенка». Прекрасной тренировкой в уме­
нии устанавливать закономерности являются задания типа широко
известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис. 32). Инструкция:
«Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее
место?»

На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.

74. «Продолжи ряд чисел». Даны ряды чисел. Отметьте вместе с
ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и
продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.

6 9 12 15 18 21... 5 10 15 20 25 30... 16 12 15 11 14 10. (Ответ: 24 27 30 33) (Ответ: 35 40 45 50).. (Ответ: 13 9 12 8) 15 12 14 11 13 10(...) 37 И 15 19 23(...) 11 16 14 19 17 22(...)

75. «Найди три числа». Ребенку предлагается: «Напиши три сле­
дующих числа в каждом ряду».

2 4 6 8... 1 4 7 10... 2 1 17 13... (Ответ: 10 12 14) (Ответ: 13 16 19) (Ответ: 9 5 1) 18 1064(...) 2 5 8 11 (...) 8 12 16 20 (...)

 


Раздел 3 Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 237



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.248.66 (0.186 с.)