Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Кинетические процессыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Динамическая организация двигательного акта. Ловкость Динамическая организация движения связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных или различающихся движений, составляющих единую «кинетическую мелодию». Трудности выполнения моторных программ могут быть связаны с ограниченным объемом возможных движений. Базой для преодоления этой недостаточности являются упражнения из раздела 1. Здесь мы продолжаем развивать и автоматизировать усвоенные навыки на более высоком уровне. Следует еще раз подчеркнуть, что при освоении новых паттернов ребенок должен опираться не только на внешний образец и собственные ощущения (которых может быть недостаточно), но и на дополнительную зрительную афферентацию, для чего используются зеркала, в которые ребенок смотрит при выполнении движений. Содержанием отдельных паттернов (циклов, серий) могут быть различные движения, позы, определенное сочетание звуков (пачки ритмов), орнаментов, предметов или фигур. 96. И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед. 97. И.п. — то же. Перенести вес тела на правую ногу. Делая вдох, 98. Ребенку предлагается ряд любых движений, описанных выше, Одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции — развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корре- Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 177 ляций с развитием высших психических функций. Начало процесса здесь связано с акцентом на точность. Например, прилаживание ходьбы к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам; движений карандаша к обведению нарисованного контура и т.д. Это и прицельное внимание к точности попадания (меткости) броска, прикосновения; в более сложном случае — точности воспроизведения видимой формы, фигуры. Иными словами, это процессы, оцениваемые по финальной четкости. Развитие ловкости неотделимо от быстрых (ограничение по времени), точных и согласованных движений в условиях сложной пространственной ориентировки. Составными компонентами такого рода занятий могут быть беговые, прыжковые упражнения, а также упражнения, включающие мелкие движения кистей и пальцев рук (с применением больших и малых мячей, гимнастической палки, колец и т.п.). При их освоении целесообразно дробление на этапы. Например, по мере того как дети в общих чертах усвоят координацию движений ног, подключаются движения рук и т.д. 99. «Классики». Упражнение представляет собой варианты обще 100. Встать у линии, проведенной на расстоянии 2,5 м от стены, Варианты этого упражнения общеизвестны: бросок мяча из-за спины через голову; перепрыгивание через отскочивший от стены мяч; бросок из-под бедра, стоя спиной к стене и т.п. Упражнения с мячом 101. Круговые движения с мячом вокруг туловища в горизонталь 178 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 102. Наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно носом, 103. Подбрасывание мяча и его ловля правой рукой, левой рукой, 104. Удары мяча (о стену и пол) одной и двумя руками, попере 105. Ведение мяча вокруг себя поочередно правой и левой рука 106. Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча од 107. «Передай мяч». Игра проводится в форме соревнования меж Упражнения с гимнастической палкой 108. Перехваты палки, которую ребенок держит в вертикальном 109. «Мельница» — вращение палки двумя руками на уровне пояса. 110. «Вертолет» — присесть, палку держать в горизонтальном Серийная организация движений должна быть включена в общую программу коррекции и абилитации посредством привлечения апп- Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 179 ликаций, мозаики, нанизывания бус в определенной последовательности, макраме, графической деятельности и т.п. Эффективность такого рода занятий общеизвестна; не в последнюю очередь это связано с тем, что подобные упражнения способствуют формированию ре-ципрокных взаимодействий рук. Рассмотрим несколько заданий, также ориентированных на оптимизацию этих процессов. 111. Сначала одна, потом другая рука, потом обе руки вместе 112. Одна ладонь располагается вертикально перед грудью боль 113. Одна рука производит похлопывающие движения (по плечу, Графические способности 114. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к освоению пространства листа и навыка письма. 115. Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на 180 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация кальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом — другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого — прямые и волнистые «дорожки» из точек. Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе. 116. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих Ребенок рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) рукой, а затем — другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом создается замкнутая линия. 117. «Загадочный контур». Психолог рисует на доске или листе Затем, подражая психологу или вместе с ним, ребенок постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, представить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.). Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необычного заполнения, например, незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т.д. 118. «Необычные животные». Придумывание и рисование «не Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например, «фантастической лисы», «крылатого зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, до- Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 181 рисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т.д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура. 119. «Каляки-маляки». Сначала психолог заполняет весь лист не После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать «каля-ки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной задачей является поиск ребенком в своей «каляке-маляке» заданного образа, например «котенка, играющего с клубком ниток». 120. «Коврики». Перед ребенком кладутся лист бумаги и набор 121. Дается образец (последовательность элементов), который ре 122. На рисунках 18—20 представлены образцы, которые должен Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), а в дальнейшем — к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ. 123. «Свободные рисунки двумя руками одновременно». На первом 182 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация овалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — к краям листа); законченный сюжетный рисунок.
124. «Раскрути спираль, закрути спираль». Ребенку предлагается «раскрутить» предложенные вами рисунки лево- и правосторонней спирали, а затем — «закрутить» их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задания выполняются сначала каждой рукой отдельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противопо- Раздел 2. Формирование операционального обеспечения Рис. 19 184 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Рис. 20 Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 185
Рис. 21 Рис. 21 ложных направлениях. Необходимо выполнять его, начиная из центра спирали, а затем — от внешней точки. 125. «Соедини полуовалы». Сначала ребенок обводит по контуру, 126. «Дорисуй...» Надо закончить рисунок, на котором «художник 127. «Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала 128. «Рисунки двумя руками по заданному образцу». Ребенку пред Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям листа, от краев к центру листа, попеременно — от центра к краям листа, от краев к центру и т.д. Затем ему надо скопировать одно изображение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои рисунки. 129. «Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным, 186 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Рис.22 Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 187 Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности. Более сложный вариант — штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом — цветными карандашами. Например, одна бусинка в «красную клеточку», вторая — в «синюю полосочку» и т.д. 130. «Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске 131. «Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе от
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.25.226 (0.012 с.) |