Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Массаж и самомассаж

Поиск

Еще раз отметим, что обучение ребенка самомассажу лучше прово­дить в несколько этапов. Сначала взрослый массирует его тело сам, затем — руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого ребенок выполняет самомассаж самостоятельно.

Пусть ребенок опишет свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?»

Подчеркнем, что аналогично происходит освоение и всех иных упражнений, входящих в данный раздел: психолог демонстрирует, комментируя, то движение, которое предстоит освоить ребенку. Ког­да он повторяет показанное, психолог помогает ему своими руками (всем телом) и пояснениями. Выполняя упражнения самостоятельно, ребенок дает отчет о своих ощущениях до, в процессе и после выпол­нения упражнения.

17. «Волшебные точки». Массаж «волшебных точек» повышает со­противляемость организма, способствует улучшению обменных про­цессов, лимфо- и кровообращения. Безусловно, методы акупунктуры гораздо обширнее, и овладение ими во всяком случае принесет боль­шую пользу как специалистам, так и ребенку. Однако такая работа однозначно должна вестись только специально обученными профес­сионалами. Здесь же приведены примеры тех «волшебных точек» (по


 


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 115

А..А. Уманской), которые апробированы, доказали свою эффектив­ность и доступность при широком внедрении в повседневную педаго­гическую и домашнюю практику. На рис. 5 показаны точки, которые следует массировать последовательно.

Приемы этого массажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Массаж «волшебных точек», производимый вращательными движениями, надо делать ежедневно три раза в день по 3 сек. (9 раз в одну сторону, 9 — в противоположную). Если вы обнаружили у себя или ребенка болезненную зону, то ее надо массировать указанным способом через каждые 40 мин. до восстановления нормальной чув­ствительности. Помимо других своих эффектов, постоянный массаж благоприятен для ребенка, поскольку:

Рис. 5

• Точка 1 — связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с
костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель,
улучшается кроветворение.

• Точка 2 — регулирует иммунные функции организма. Повыша­
ет сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

• Точка 3 — контролирует химический состав крови и слизис­
тую оболочку гортани.


116 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

• Точка 4 — зона шеи связана с регулятором деятельности сосу­
дов головы, шеи и туловища. Массаж этой точки нормализует
работу вестибулярного аппарата. Эту точку следует массировать
не вращательными, а только поступательными, надавливаю­
щими или вибрирующими движениями сверху вниз, так же
как и точку 5.

• Точка 5 — расположена в области 7-го шейного и 1-го грудно­
го позвонка. Работа с ней дает разнообразные положительные
эффекты, в том числе: улучшение общего кровообращения,
снижение раздражительности и чувствительности к аллерги­
ческим агентам.

• Точка 6 — массаж этой точки улучшает кровоснабжение сли­
зистых оболочек носа и гайморовой полости. Нос очищается,
насморк проходит.

• Точка 7 — улучшается кровоснабжение в области глазного яб­
лока и лобных отделов мозга.

• Точка 8 — массаж воздействует на органы слуха и вестибуляр­
ный аппарат.

• Точка 9 — массаж дает многосторонний эффект; снимаются
отеки, нормализуются многие функции организма.

 

18. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу
и производит резкие хлопки (5—10 хлопков с интервалом около
1 сек.); местами соприкосновения становятся углубления между за­
пястьем и нижней частью ладони. Затем упражнение повторяется, но
местами соприкосновения становятся внешние стороны запястья.

19. Руки вытянуты вперед, кисти сжаты в кулаки; резкие удары
выполняются сначала кулаками, обращенными вверх, а затем —
вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боко­
вых поверхностей сжатых кулаков.

После этих стимулирующих упражнений можно переходить к массажу и самомассажу различных частей тела.

20. «Мытье головы», а) Пальцы слегка расставить и немного со­
гнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направле­
нии: ото лба к макушке; ото лба до затылка и от ушей к шее.

б) Пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фалан­ги плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

21. «Обезьяна расчесывается». Правая рука массирует пальцами
голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 117

рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном вари­анте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует го­лову ото лба к шее и обратно.

22. «Ушки». Уши растираются ладонями, как будто они замерзли;
разминаются три раза сверху вниз (по вертикали); возвратно-посту­
пательным движением растираются в другом направлении (по гори­
зонтали) (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к
затылку, локти вперед).

Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, умень­шает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение.

23. «Глазки отдыхают». Закрыть глаза. Межфаланговыми сустава­
ми больших пальцев сделать 3—5 массирующих движений по векам от
внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под
глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.

24. «Веселые носики». Потереть область носа пальцами, затем ла­
донями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и
влево 3—5 раз. После этого проделать 3—5 поглаживающих, враща­
тельных движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа
сверху вниз с обеих сторон. Это упражнение предохраняет от насмор­
ка, улучшает кровообращение верхних дыхательных путей.

25. Покусывание и «почесывание» губ зубами; то же — языка зу­
бами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье»
губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.

26. «Рыбки». Рот немного приоткрыт. Взять пальцами правой руки
верхнюю губу, а левой — нижнюю. Выполнять одновременные и раз­
нонаправленные движения рук, растягивая губы вверх, вниз, впра­
во, влево. Закрыть рот, взять руками обе губы и вытягивать их, мас­
сируя, вперед.

27. «Расслабленное лицо». Руками проводить по лицу сверху вниз,
слегка нажимая, как при умывании (3—5 раз). Затем тыльной сторо­
ной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбо­
родка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.

28. «Гибкая шея, свободные плечи». Массировать шею сзади (сверху
вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипыва­
ющие, растирающие, спиралевидные движения.

Аналогично: а) правой рукой массировать левое плечо в направ­лении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое пле-


118 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

чо; б) правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5—10 враща­тельных движений по часовой стрелке и против нее. То же — левой рукой, затем обеими руками одновременно.

29. «Сова». Поднять вверх правое плечо и повернуть голову впра­
во, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить пра­
вую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминайте зах­
ваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и глядя как можно
дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой.

30. «Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в раз­
ных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (пред­
плечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одно­
временно массируя ее. Затем руки меняются.

Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожа­тия рук.

31. «Домик». Сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавли­
вать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой
парой пальцев.

32. «Качалка» на спине и животе и «Бревнышко», которые под­
робно будут описаны в §1 главы 3 (упражнения 55, 56), являют­
ся прекрасным массажем для позвоночника, спинных и брюшных
мышц, внутренних органов.

33. «Теплые ножки». Сидя, энергично растереть (разминать, по­
щипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону сто­
пы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же — левой рукой со
стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг
о друга, а также об пол.

Полезно также поглаживание стоп и пальцев ног тыльной сто­роной кисти и пальцев; растирание, разминание их и давление на них кончиками пальцев и большим пальцем, косточками пальцев сжатой в кулак кисти, краем ладони и т.д.

Эти упражнения оказывают активизирующее и заземляющее действие на организм, а также укрепляют мышцы и связки свода стопы, снимают усталость, предотвращают плоскостопие; их полез­но также использовать при простуде и головных болях. Хорошим подкреплением к ним является хождение босиком по гальке, фасо­ли, любым неровным поверхностям (массажные коврики и шлепан­цы, тренажеры).


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 119



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.45 (0.011 с.)