Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 7. Базовые сенсомоторные взаимодействия

Поиск

____________________________________________ 5—10 лет

Занятие 1

«Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правиль­ностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблем­ных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игно­рирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылка с во­дой или мешочек с крупой) и таким образом «включить» ее в выпол­нение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упраж­нение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.)

Занятие 2

«Да спине безрук-1». Ребенок ложится на спину, кладет сцеплен­ные в замочек руки на живот и приподнимает голову, а ноги сгибает в коленях. Он должен доползти до цели, отталкиваясь одновременно двумя ногами.

Занятие 3

«На спине без рук-2». Упражнение выполняется так же, как на за­нятии 2, но отталкиваться надо поочередно — то левой ногой, то правой.

Занятия 4—5

«Ползание по-пластунски». Ребенок ложится на живот, головой в сторону цели, сгибает правые руку и ногу. Голова чуть оторвана от пола. Разгибая одновременно руку и ногу, неотрывно смотря на цель, ребенок толкается. После этого сгибает левую руку и ногу и опять тол­кается. Задача — доползти до цели.

Занятия 6—7

«Ползание на шестереньках». Ребенок встает на колени, локти и кисти рук. Поднимая правую ногу и правую руку, делает шаг. Затем меняет руку и ногу. Задача — не сбиваясь и не падая дойти до цели. В этом и всех последующих упражнениях важно, чтобы рука и нога ре­бенка касались пола одновременно.


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 367

Сначала лучше каждый шаг этого упражнения делать по коман­де, например «Ква» или «Бу», — это даст вам возможность контроли­ровать темп выполнения упражнения. Можно также ввести ложные команды, которые ребенок должен игнорировать. Заодно потрениру­ете внимание и слух (например, вместо команды «Ква» сказать «Кво» или «Кма»).

Примечание. Упражнение будет очень важно в дальнейшем, по­этому уделите ему максимум внимания. После усвоения упражнения можно ввести счет, например, 1 — отрываем ногу и руку, 2-3-4 — переносим их вперед, 5 — ставим руку и ногу. Этим вы замедлите вы­полнение упражнения, сделаете движения более точными и рассчи­танными. Хотя после трех-четырех повторов рекомендуем вернуться к обычному выполнению упражнения и сосредоточиться больше на скорости.

Занятие 8

«Ползание на четвереньках-1». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и правую руку, делает шаг. Язык медленно «переезжает» за «шагающей» рукой. Затем рука и нога меняются, а язык во время шага переползает в другую сторону. Задача — не сбива­ясь и не падая, дойти до цели.

Примечание. Упражнение несложное. Главное, чтобы ребенок при «приземлении» не прикусил язык от усердия. Важно, чтобы он не за­думывался о том, куда должен перемещаться язык, а делал это автоматически.

Занятие 9

«Ползание на четвереньках-2». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и левую руку, делает шаг. Язык медленно «пе­реезжает» в противоположную от «шагающей» руки сторону. Затем рука и нога меняются, а язык во время шага переползает в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

Занятие 10

«Ползание на четвереньках-3». Ребенок встает на четвереньки. Поднимая правую ногу и левую руку, делает шаг. Язык медленно «пе­реезжает» в противоположную от «шагающей» руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем ребенок делает шаг дру­гой рукой и ногой и т.д. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.


368 Часть III. Дидактические материала!

Занятие 11

«Ползание на четвереньках-4». Ребенок встает на четвереньки, причем руки ставит друг за другом. Делает шаг правой ногой и одно­временно руку, которая находится сзади, переставляет вперед. При этом если шагает правая рука, то язык и глаза смотрят влево, если левая — то вправо. Затем рука и нога меняются, а язык и глаза во вре­мя шага переползают в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

Затем ребенок должен таким же образом проползти эту диста^
цию обратным ходом. *

!

Занятие 12 г

«Ползание на четвереньках-5». Ребенок встает на четвереньки, причем руки перекрещены. Ребенок делает шаг правой ногой и од­новременно руку, которая находится сзади (за одной из рук), пере­ставляет вперед. Язык медленно «переезжает» в противоположную от шагающей руки сторону, а глаза смотрят в сторону «шагающей» руки. Затем рука и нога меняются, а язык и глаза во время шага переполза­ют в другую сторону. Задача — не сбиваясь и не падая, дойти до цели.

Занятие 13

«Ползание боком». Ребенок встает на четвереньки. Ноги раздви­нуты на ширину плеч, руки вместе. Делая шаг вбок, он ставит ноги вместе, а руки раздвигает на ширину плеч. Еще шаг — и опять руки вместе, а ноги на ширине плеч.

Примечание. Сначала можно помочь ребенку, проговаривая ре­зультат каждого шага: «Сейчас ноги вместе, руки — раздельно».

Вариант упражнения. Ребенок встает на четвереньки. Ноги вмес­
те, руки перекрещены. Правая рука и правая нога одновременно ша­
гают вбок (руки и ноги ставятся параллельно друг другу на ширине
плеч). Следующий шаг левой рукой и левой ногой — и опять руки nej
рекрещены, а ноги вместе. !

Занятие 14

«Хождение на коленях-1». Руки вытянуты в стороны. Пальцы рук прижаты друг к другу. Ладонь правой руки «смотрит в сторону», паль­цы руки «смотрят вверх». Ладонь левой руки «смотрит в пол», а паль­цы «смотрят в сторону». Стоя на коленях головой по направлению к цели, ребенок делает правой ногой шаг и одновременно с этим ме­няет положение ладоней — ладонь правой руки направляется в пол, а левая рука обращается вверх.


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 369

После того как ребенок усвоит это упражнение, можно добавить еще одно действие: язык следует за ладонью, смотрящей вверх.

Занятие 15

«Хождение на коленях-2». Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но при этом язык следует за ладонью, смотрящей вверх, а глаза — в противоположную сторону от языка.

Затем, наоборот, глаза следуют за ладонью, смотрящей вверх, а язык в противоположную от глаз сторону.

Занятие 16

«Хождение у стены-1». Ребенок встает лицом к стене, ноги на ширине плеч. Руки согнуты, ладони лежат на стене на уровне глаз. Ре­бенок передвигается вдоль стены на несколько метров вправо, а за­тем влево следующими способами:

а) руки и ноги параллельны друг другу (приставным шагом);

б) руки перекрещены, ноги параллельны;

в) ноги перекрещены, руки параллельны;

г) руки и ноги перекрещены.

Занятие 17

«Хождение у стены-2». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16. При этом глаза смотрят в стену, а язык двигается в сторо­ну шагающей руки. Затем, наоборот, язык неподвижен, а глаза смот­рят в сторону шагающей руки.

Занятие 18

«Хождение у стены-3». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16. При этом глаза смотрят в сторону шагающей руки, а язык двигается в противоположную от глаз сторону. Затем, наоборот, язык двигается в сторону шагающей руки, а глаза смотрят в противопо­ложную сторону от языка.

Занятие 19

«Хождение у стены-4». Упражнение выполняется так же, как на занятии 16, но с закрытыми глазами.

Занятие 20

«Цыганочка». И.п. — ноги на ширине плеч, руки опущены. Ребе­нок дотрагивается правой рукой до поднятого левого колена. Вернуть­ся в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки (со-


370 Часть III Дидактические материалы

гнутая в колене правая нога отводится назад). Вернуться в И.п. Затем выполнить упражнение соответственно для левой руки и правого ко­лена и правой руки и левой пятки. Повторить весь цикл 3 раза.

Раздел 8. БАЗОВЫЕ СЕНСОМОТОРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

_____________________________________________ 5—6 лет

4

Занятие 1,

В первое занятие упражнения этого раздела не включаются. t

Занятие 2

«Рисуем брови». На доске мелом (на стену можно также прикре­пить лист бумаги или кусок старых обоев) ребенок рисует дуги. Для выполнения этого задания на доске или листе нужно провести верти­кальную линию, которая разделит лист (доску) пополам. Ребенок все время стоит у середины листа и держит в руках маркеры (мел). Ребе­нок начинает рисовать дуги сначала одной рукой (отдельно правой и левой), а затем одновременно обеими руками две дуги. Каждую дугу ребенок обводит несколько раз, в разных направлениях, не отрывая руки. Дуги должны быть средних размеров, на каждой половине листа должно быть нарисовано 5—6 дуг каждой рукой и 4 пары дуг двумя руками.

Занятие 3

«Радуга». Ребенок рисует разноцветную радугу. Нужно пригото­вить несколько маркеров (мелков) разных цветов. Делим лист или доску пополам. Упражнение выполняется сначала одной рукой (от­дельно правой и левой), а потом двумя руками одновременно. Каж­дую дугу в радуге обводим несколько раз, не отрывая руки. В итоге должно получиться 4 радуги. Для первого раза нарисуйте ребенку две точки, которые будут являться внешними границами радуги.

Занятие 4

«Рисуем улыбки». Выполняется так же, как упражнение «Рисуем брови» (занятие 2), только теперь ребенок рисует «улыбки».


Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет



Занятие 5

«Картины». Делим лист или доску пополам. Ребенок рисует кар­тинку сначала одной рукой (отдельно только правой и левой), а по­том одновременно двумя руками две картинки. Порядок рисования следующий:

— рисуется рамочка в виде большого квадрата;

— в рамочке — солнце с лучами;

— облака;

—чайка или несколько чаек;

—волны.

В результате должна получиться картинка. Всего таких картинок должно быть 4: рисунок левой рукой, потом правой, затем 2 картин­ки двумя руками сразу. Время выполнения 5—8 минут. В случае труд­ностей, возникающих у ребенка, взрослый делает задание вместе с ребенком, придерживая его руку и способствуя его самостоятельной работе.

Занятие 6

«Круги». Делим лист пополам. Ребенок рисует круги двумя руками одновременно — на каждой половине листа по кругу. Нарисовав их, он продолжает обводить их в течение ровно одной минуты, не отры­вая рук, по очереди в разных направлениях (в течение ровно одной минуты в каждом): правой рукой вправо, затем влево, левой рукой влево, затем вправо; обеими руками вправо, затем влево, обеими ру­ками в разных направлениях (см. рис. 46). Взрослый засекает время, и по команде «Начали!» ребенок начинает рисовать круги, а по коман­де «Стоп!» перестает выполнять задание. Важно, чтобы в результате у ребенка вместо кругов не получились «клубки ниток». Обводить нуж­но как можно точнее.

Нужно обозначить черточками места начала рисования кругов (вверху). Затем каждый раз, когда ребенок проходит эту черточку, он чмокает языком или топает ногой (нужно обязательно напоминать ребенку про «условный сигнал», если он будет забывать). Это упоря­дочивает рисование, облегчает задачу и не дает сбиться.

Занятие 7

«Квадраты». Выполняется так же, как упражнение «Круги», только теперь ребенок рисует квадраты. Важно, чтобы вместо квадра­тов не получились круги или овалы. Обводить фигуру нужно как мож­но точнее, заостряя внимание на углах. Если это трудно, то можно предложить ребенку цокать языком или топать ногой при прорисовке каждого угла.



 

Рис. 46. Порядок выполнения всех упражнений на обведение


Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет



Занятие 8

«Треугольники». Ребенок рисует треугольники так же, как круги и квадраты (занятия 6—7).

Занятие 9

«Улитки». Рисуем улиток двумя руками одновременно. Делим лист или доску на две части. Взрослый предлагает ребенку последова­тельность действий. Если, воспринимая инструкцию на слух, ребенок не понимает, что надо делать, то можно нарисовать образец и по нему диктовать задание:

—начинаем с панциря: правая и левая руки (каждая на своей по­
ловине) ставят исходные точки;

—далее от этой точки рисуем спиральку, которая переходит в го­
лову улитки;

—рисуем усики;

—рисуем ножки;

—рисуем глаза и рот.

В итоге одновременно должно получиться две улитки: справа и слева на листе (доске). Улитки должны быть средних размеров.

Занятие 10

«Коврик». Дети рисуют коврик с узором в виде спиралек. Понадо­бятся несколько разноцветных маркеров. Делим лист пополам и начи­наем рисовать от разделительной линии в разные стороны и на одном уровне двумя руками одновременно. Должна получиться одна линия из спиралек. Далее рисуем вторую линию другим цветом или цветами (если в руках разные по цвету маркеры). В итоге получается разноцвет­ный ковер. Спирали закручиваются сначала в одну, потом в другую сторону. В ходе выполнения задания ребенок не должен отвлекаться.

Занятие 11

«Елка». Ребенку нужно нарисовать и нарядить елку. Лист делится пополам. С левой стороны разделительной линии ребенок рисует часть елки левой рукой, а с правой стороны от линии рисуется правая часть елки правой рукой. Ребенок рисует одновременно двумя руками. Пос­ле этого он начинает елку наряжать: сам рисует на ней елочные иг­рушки (шарики, бантики и т.д.), используя свою фантазию. Важно, чтобы ребенок продолжал рисовать одновременно двумя руками (сле­ва — левой рукой, справа — правой). Следующий этап — нарисовать таким же образом звездочку на макушке елки.


374 Часть III. Дидактические материалы

Занятие 12

«Горизонтальные восьмерки». Рисование одновременно двумя ру­ками горизонтальных восьмерок. Ребенок, не отрывая рук, рисует и, обводит на левой и правой частях листа (доски) восьмерки в течение минуты.

Занятие 13

«Цветок из восьмерок». Рисование одновременно двумя руками вертикальных и горизонтальных восьмерок. Ребенок рисует и обводит на левой и правой частях листа (доски) сначала вертикальные, а за­тем горизонтальные восьмерки. Каждую восьмерку ребенок обводит ровно минуту, не отрывая рук.

Далее эти два вида восьмерок соединяются в узор, похожий на цветок. Точно так же одновременно двумя руками ребенок рисует и обводит эти узоры, не отрывая рук, в течение минуты. В итоге долж­ны получиться: 2 восьмерки вертикальные, 2 восьмерки горизонталь­ные и 2 «цветка» из восьмерок.

Занятие 14

«Зеркало». Лист или доска делится на две части. Ребенок должен представить, что правая часть листа — это зеркало. И когда он будет рисовать что-то слева, то этот рисунок будет отражаться и в правой части. В этом упражнении ребенок составляет из геометрических фи­гур человечка. Он должен рисовать сразу двумя руками максимально похожих человечков (одного слева и одного справа), которые могут состоять из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и ромбов. Далее этого человечка надо назвать и написать его имя под рисунком печатными буквами. Но правая часть листа — это зеркало, поэтому имя справа должно быть написано как отражение надписи слева. Имя можно писать каждой рукой отдельно.

Занятие 15 п

«Дом». С этого занятия разделительная линия не рисуется. Ребе-* нок должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая, при одновременном рисовании двумя руками. Надо приготовить не­сколько разноцветных маркеров. Ребенок рисует два дома: слева и справа. Обязательно с окнами, дверью. Можно внутри со шторами. Важно, чтобы дом выглядел так, как будто в нем кто-то живет. Доми­ки надо раскрасить.


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 375

Занятия 16—17

«Геометрические фигуры». Разделительной линии уже нет. Ребе­нок двумя руками одновременно рисует и раскрашивает геометричес­кие фигуры: два квадрата, два круга, два треугольника. Одну фигуру правой рукой справа, другую фигуру левой рукой слева. Каждую фи­гуру нужно обвести несколько раз.

Занятия 18-9

«Восьмерки-1». Разделительной линии уже нет. Ребенок рисует двумя руками одновременно две восьмерки (сначала вертикальные, затем — горизонтальные): слева и справа. Правая и левая восьмерки не должны пересекаться в центре, а также должны быть более или менее ровными.

Занятие 20

«Восьмерки-2». Ребенок рисует одновременно две восьмерки: ле­вой рукой вертикальную, а правой рукой горизонтальную. Затем на­оборот.

_____________________________________________ 7—8 лет

Занятие 1

В первое занятие упражнения этого раздела не включаются.

Занятие 2

«Рисуем улыбки». На доске мелом (на стену можно также прикре­пить лист бумаги или кусок старых обоев) ребенок рисует дуги. Для выполнения этого задания на доске или листе нужно провести верти­кальную линию, которая разделит лист (доску) пополам. Ребенок все время стоит у середины листа и держит в руках маркеры (мел). Ребе­нок начинает рисовать дуги сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно обеими руками. Каждую дугу ребенок обводит несколько раз, не отрывая руки. Дуги должны быть средних размеров, на каждой половине листа должно быть в итоге получиться по 5—6 дуг, нарисованных одной рукой, и 4 пары дуг, нарисованных двумя руками. Взрослый внимательно следит за выполнением упражнения и за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не напрягал руку. Если ребенок напряг руку, следует сказать ему, чтобы он ее расслабил: пусть поло-


376 Часть III. Дидактические материалы

жит маркер или мел, потрясет рукой, взрослый может помассировать руку от лучезапястного сустава до плечевого, плечи и шею, после чего можно продолжить упражнение.

Занятие 3

«Радуга». Ребенок рисует разноцветную радугу. Нужно пригото­вить несколько маркеров (мелков) разных цветов. Делим лист или доску пополам. Упражнение выполняется сначала одной рукой (от­дельно правой и левой), а потом двумя руками одновременно. Каж­дую дугу в радуге обводим несколько раз, не отрывая руки. В итоге должно получиться 4 радуги. Для первого раза нарисуйте ребенку две точки, которые будут являться внешними границами радуги.

Занятие 4

«Картины». Делим лист или доску пополам. Ребенок рисует кар­тинку сначала отдельно каждой рукой, а потом одновременно двумя руками. Порядок рисования следующий:

—рисуется рамочка в виде большого квадрата;

—в рамочке — солнце с лучами;,,

— облака;

— чайка или несколько чаек;

—волны.

В результате должна получиться картинка. Всего таких картинок должно быть четыре: нарисованная левой рукой, нарисованная пра­вой, две картинки, нарисованные двумя руками сразу. Время выпол­нения 5—8 минут. В случае трудностей взрослый делает задание вме­сте с ребенком, придерживая его руку и способствуя его самостоя­тельной работе.

Занятие 5

«Геометрические фигуры-1». Делим лист пополам. Ребенок рисует сразу двумя руками одновременно разные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. Нарисовав их, ребенок обводит их в течение одной минуты, не отрывая при этом рук от бумаги, в разных направлениях (см. рис. 46). Взрослый засекает время и по команде «На­чали!» ребенок начинает рисовать определенную фигуру, а по коман­де «Стоп!» перестает выполнять задание. И так с каждой фигурой. Важ-' но, чтобы при выполнении задания у ребенка вместо круга не полу­чился «клубок ниток». Обводить нужно как можно точнее, чтобы квадрат не раздваивался, а треугольник не увеличился в несколько


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 377

раз. Необходимо поставить отметку в виде черточки в месте начала рисования фигуры, при прохождении этой отметки ребенок должен цокать языком, топать ногой или проговаривать слог «та».

Занятие 6

«Улитки». Рисуем улиток двумя руками одновременно. Делим лист или доску на две части. Взрослый предлагает ребенку последова­тельность действий. Если ребенок не понимает, как рисовать по рече­вой инструкции, то можно нарисовать образец и по нему читать зада­ние:

—начинаем с панциря: правая и левая руки (каждая на своей по­
ловине) ставят исходные точки;

—далее от каждой точки рисуем спиральку, которая переходит в
голову улитки;

—потом рисуем усики;

—рисуем ножки;

—глаза и рот.

В итоге одновременно должно получиться две улитки: справа и слева на листе (доске). Улитки должны быть средних размеров.

Занятие 7

«Коврик». Ребенок рисует коврик с узором в виде спиралек. Пона­добятся несколько разноцветных маркеров. Делим лист пополам и начинаем рисовать от разделительной линии в разные стороны и в одну линию двумя руками одновременно. Должна получиться одна линия из спиралек. Далее рисуем вторую линию другим цветом или цветами (если в руках разные по цвету маркеры). В итоге получается разноцветный ковер. Во время выполнения задания ребенок не дол­жен отвлекаться.

Занятие 8

«Елка». Ребенку нужно нарисовать и нарядить елку. Лист делится пополам. С левой стороны разделительной линии ребенок рисует часть елки левой рукой, а с правой стороны от линии рисуется правая часть елки правой рукой. Ребенок рисует одновременно двумя руками. Пос­ле этого он начинает елку наряжать: сам рисует на ней елочные иг­рушки (шарики, бантики и т.д.), используя свою фантазию. Важно, чтобы ребенок продолжал рисовать одновременно двумя руками (сле­ва — левой рукой, справа — правой). Следующий этап — нарисовать таким же образом звездочку на макушке елки.


378 Часть III. Дидактические материалы

Занятия 9—10

«Цветок из восьмерок». Рисование одновременно двумя руками восьмерок горизонтальных и вертикальных. Ребенок, не отрывая рук, рисует и обводит на левой и правой частях листа (доски) восьмер­ки. Сначала в течение минуты вертикальные, потом горизонтальные. Каждую восьмерку ребенок обводит ровно минуту, не отрывая руки. Далее эти два вида восьмерок соединяются в узор, похожий на цветок. Точно так же одновременно двумя руками ребенок рисует и обводит эти узоры, не отрывая рук, в течение минуты. В итоге должны полу­читься две восьмерки вертикальные, две восьмерки горизонтальные и два «цветка» из восьмерок.

Занятие 11

«Зеркало». Лист или доска делится пополам. Ребенок должен представить, что правая часть листа — это зеркало. И когда он будет рисовать что-то слева, то этот рисунок будет отражаться на правой стороне листа. В этом упражнении ребенок составляет из геометри­ческих фигур человечка. Он должен рисовать двумя руками сразу максимально похожих человечков (одного слева и одного справа), которые могут состоять из кругов, квадратов, треугольников, пря­моугольников и ромбов. Этого человечка надо назвать и написать его имя под рисунком печатными буквами. Но правая часть листа — это зеркало, поэтому имя справа тоже должно быть написано, но толь­ко как отражение надписи слева. Имя можно писать каждой рукой отдельно.

Занятия 12-13

«Геометрические фигуры-2». С этого занятия разделительная ли­ния не рисуется. Ребенок при рисовании двумя руками одновременно должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая. Дву­мя руками одновременно (правой рукой справа, левой рукой слева) ребенок рисует и раскрашивает геометрические фигуры: два квадра­та, два круга, два треугольника, одну фигуру. Каждую фигуру нужно обвести несколько раз.

Занятия 14—15

«Восъмерки-1». Разделительная линия не проводится. Ребенок ри­сует две восьмерки (сначала вертикальные, затем горизонтальные) — слева и справа. Правая и левая восьмерки не должны пересекаться в центре, а также должны быть более или менее ровными.


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 379

Занятие 16

«Дом». Разделительной линии уже нет. Надо приготовить несколь­ко разноцветных маркеров. Ребенок рисует два дома: слева и справа. Обязательно с окнами, дверью. Можно внутри со шторами. Важно, чтобы дом выглядел так, как будто в нем кто-то живет. Домики надо раскрасить.

Занятие 17

«Восьмерки-2». Ребенок рисует двумя руками одновременно две восьмерки: правой рукой вертикальную, а левой горизонтальную. Раз­делительная линия не ставится.

Занятие 18

«Восьмерки-3». Ребенок рисует двумя руками две восьмерки, как на прошлом занятии, но теперь, наоборот, правой рукой — горизон­тальную, а левой — вертикальную.

Занятие 19

«Дуги-1». Ребенок рисует одновременно правой рукой дугу, вы­гнутую вверх, а левой рукой дугу, выгнутую вниз.

Занятие 20

«Дуги-2». Ребенок рисует одновременно правой рукой дугу, вы­гнутую вниз, а левой рукой дугу, выгнутую вверх.

____________________________________________ 9—10 лет

Занятие 1

В первое занятие упражнения этого раздела не включаются.

Занятие 2

«Дуги». На доске мелом (на стену можно также прикрепить лист бумаги или кусок старых обоев) ребенок рисует дуги. Для выполне­ния этого задания на доске или листе нужно провести вертикальную линию, которая разделит лист (доску) пополам. Ребенок все время стоит у середины листа и держит в руках маркеры (мел). Ребенок на­чинает рисовать дуги сначала каждой рукой по отдельности, а затем одновременно обеими руками. Каждую дугу ребенок обводит несколь­ко раз, не отрывая рук от бумаги. Дуги должны быть средних разме-


380 Часть III. Дидактические материалы

ров, на каждой половине листа должно в итоге получиться по 5—6 дуг, нарисованных одной рукой, и 4 пары дуг, нарисованных двумя руками. Взрослый внимательно следит за выполнением упражнения и за тем, чтобы ребенок не отвлекался, не напрягал руку. Если ребенок напряг руку, следует сказать ему, чтобы он ее расслабил: пусть поло­жит маркер или мел, потрясет рукой, взрослый может помассировать руку от лучезапястного сустава до плечевого, плечи и шею, после чего можно продолжить упражнение.

Занятие 3

«Лицо». Ребенок рисует лицо человечка. Делим лист или доску по­полам. Сначала одной рукой (отдельно правой, потом левой), а потом двумя руками одновременно выполняется это упражнение. Рисуем брови (дуги, выгнутые вверх): правую бровь, потом левую. Каждую бровь обводим несколько раз, не отрывая руки. Затем рисуем ротик (дугу, выгнутую вниз). Обводим его несколько раз. В итоге должно по­лучиться четыре лица (два, нарисованных одной рукой, два, нарисо­ванных двумя руками). Для первого раза нарисуйте ребенку две точки, которые будут являться внешними границами будущей дуги. В конце рисования можно подрисовать глазки, носик, волосы, ушки и т.д.

Занятие 4

«Картина». Делим лист или доску на пополам. Ребенок рисует картинку сначала отдельно каждой рукой, а потом одновременно дву­мя руками. Последовательность рисования:

—рисуется рамочка в виде большого квадрата;

—в рамочке — солнце с лучами;

— облака;

—чайка или несколько чаек; '

—волны.

В результате должна получиться картинка. Всего таких картинок должно быть четыре: нарисованная левой рукой, нарисованная пра­вой и две картинки, нарисованных двумя руками сразу. Время выпол­нения 5—8 минут. В случае возникновения затруднений взрослый вы­полняет задание вместе с ребенком, придерживая его руку и способ­ствуя его самостоятельной работе.

Занятие 5

«Геометрические фигуры-1». Делим лист пополам. Ребенок рисует сразу двумя руками одновременно разные геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники. Нарисовав их, ребенок обводит их в


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет «о 1

течение одной минуты, не отрывая при этом рук от бумаги (см. рис. 46). Взрослый засекает время, и по команде «Начали!» ребенок начинает рисовать определенную фигуру, а по команде «Стоп!» пере­стает выполнять задание. И так с каждой фигурой. Важно, чтобы при выполнении задания у ребенка вместо круга не получился «клубок ниток». Обводить нужно как можно точнее, чтобы квадрат не раздва­ивался, а треугольник не увеличился в несколько раз. Необходимо по­ставить отметку в виде черточки в месте начала рисования фигуры, при прохождении этой отметки ребенок должен цокать языком, то­пать ногой или проговаривать слог «та».

Занятие 6

«Улитки». Рисуем улиток двумя руками одновременно. Делим лист или доску пополам. Взрослый предлагает ребенку последователь­ность действий. Если, воспринимая инструкцию на слух, ребенок не понимает, что надо делать, то можно нарисовать образец и по нему диктовать задание:

—начинаем с панциря: правая и левая руки на своих половинах
ставят исходные точки;

—далее от каждой точки рисуем спиральку, которая переходит в
голову улитки;

—потом рисуем усики;

—рисуем ножки;

—глаза и рот.

В итоге одновременно должно получиться две улитки: справа и слева на листе (доске). Улитки должны быть средних размеров.

Занятие 7

«Коврик». Ребенок рисует коврик с узором в виде спиралек. Пона­добятся несколько разноцветных маркеров. Делим лист пополам и начинаем рисовать от разделительной линии в разные стороны и в одну линию двумя руками одновременно. Должна получиться одна линия из спиралек. Далее рисуем вторую линию другим цветом или цветами (если в руках разные по цвету маркеры). В итоге получается разноцветный ковер. Спиральки закручиваются сначала в одну сторо­ну, потом в другую. Во время выполнения задания ребенок не должен отвлекаться.

Занятие 8

«Елка». Ребенку нужно нарисовать и нарядить елку. Лист делится пополам. С левой стороны разделительной линии ребенок рисует часть


382 Часть III. Дидактические материалы

елки левой рукой, а с правой стороны от линии рисуется правая часть елки правой рукой. Ребенок рисует одновременно двумя руками. Пос­ле этого он начинает елку наряжать: сам рисует на ней елочные иг­рушки (шарики, бантики и т.д.), используя свою фантазию. Важно, чтобы ребенок продолжал рисовать одновременно двумя руками (сле­ва — левой рукой, справа — правой). Следующий этап — нарисовать таким же образом звездочку на макушке елки.

Так же можно нарисовать домик, человека, кошку.

Занятия 9—10

«Цветок из восьмерок». Рисование одновременно двумя руками восьмерок горизонтальных и вертикальных. Ребенок, не отрывая рук, рисует и обводит на левой и правой частях листа (доски) восьмерки. Сначала в течение минуты вертикальные, потом горизонтальные. Каждую восьмерку ребенок обводит ровно минуту, не отрывая руки. Далее эти два вида восьмерок соединяются в узор, похожий на цве­ток. Точно так же одновременно двумя руками ребенок рисует и обво­дит эти узоры, не отрывая рук, в течение минуты. В итоге должны получиться 2 восьмерки вертикальные, 2 восьмерки горизонтальные и 2 «цветка» из восьмерок.

Занятие 11

«Зеркало». Лист или доска делится на две части. Ребенок должен представить, что правая часть листа — это зеркало. И когда он будет рисовать что-то слева, то этот рисунок будет отражаться справа. В этом упражнении ребенок составляет из геометрических фигур человечка. Он должен рисовать двумя руками сразу максимально похожих чело­вечков (одного слева и одного справа), которые могут состоять из кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и ромбов. Этого человечка надо назвать и написать его имя под рисунком печатными буквами. Но правая часть листа — это зеркало, поэтому имя справа тоже должно быть написано, но как отражение надписи слева. Имя можно писать каждой рукой отдельно.

Занятие 12

«Геометрические фигуры-2». С этого занятия разделительная ли­ния не рисуется. При одновременном рисовании двумя руками ребе­нок должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая. Двумя руками одновременно ребенок рисует и раскрашивает геомет­рические фигуры: 2 квадрата, 2 круга. Одну фигуру правой рукой


Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___________________ 383

справа, другую фигуру левой рукой слева. Каждую фигуру нужно об­вести несколько раз, в разных направлениях.

Занятие 13

«Геометрические фигуры-3». Упражнение выполняется так же, как предыдущее, только вместо квадратов и кругов рисуются тре­угольники и ромбы.

Занятия 14—15

«Восьмерки-1». Разделительная линия не рисуется. Ребенок двумя руками одновременно рисует восьмерки (сначала вертикальные, за­тем горизонтальные) — слева и справа. Правая и левая восьмерки не должны пересекаться в центре, а также должны быть более-менее ровными.

Занятие 16

«Дом». Разделительной полосы уже нет. Надо приготовить не­сколько разноцветных маркеров. Ребенок двумя руками одновремен­но рисует домики: слева и справа. Обязательно с окнами, дверью. Можно внутри со шторами. Важно, чтобы дом выглядел так, как буд­то в нем кто-то живет. Домики надо раскрасить.

Занятие 17

«Восьмерки-2». Ребенок рисует двумя руками одновременно две восьмерки: правой рукой вертикальную, а левой — горизонтальную. Разделительная полоса не ставится.

Занятие 18

«Восьмерки-3». Ребенок рисует двумя руками две восьмерки, как на прошлом занятии, но теперь, наоборот, правой рукой — горизон­тальную, а левой — вертикальную.

Занятие 19

«Квадрат и круг-1». Ребенок рисует одновременно правой рукой квадрат, а левой рукой круг.

Занятие 20

«Квадрат и круг-2». Ребенок рисует одновременно правой рукой круг, а левой рукой квадрат.


Часть III. Дидактические материалы,

384 Часть III. Дидактические материалы,


 


Раздел 9. МЕЛКАЯ МОТОРИКА

_____________________________________________ 5—6 лет

Занятие 1

«Пальчик-мальчик, где ты был?»

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком:

«Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел».

Занятие 2

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
С вами мы подружимся, Маленькие пальчики. Хлопаем в ладоши.
Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять. Пальцы касаются друг друга верхними фалангами, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.

Занятие 3

«Этот пальчик хочет спать...»

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.46 (0.01 с.)