Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Научно-прикладные аспектыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Фундаментальная аксиома нейропсихологии постулирует нерасчленимое в реальности взаимообусловливающее единство нейропсихосо-матических и биосоциокультурных механизмов развития. И хотя предметом нейропсихологии является собственно мозговая организация поведения человека, в поле ее зрения всегда имманентно присутствуют все названные «участники» этой драматургии. Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 53 Любой психический процесс рассматривается как иерархический, системно-динамический, многофакторный; его мозговая организация обеспечивается пространственно-временной драматургией подкорково-корковых и межполушарных функциональных взаимодействий. Последние, в свою очередь, включены в еще более глобальную нейропсихо-соматическую систему адаптации человека к себе и окружающему миру, специфически организованную на различных этапах онтогенеза. Развитие каждой когнитивной или эмоциональной функции (равно как и психический онтогенез в целом) обусловлено изменением ее внутри- и межфункционального психологического строения и, в частности, мозговой организации. При этом очевидна определяющая роль на ранних этапах онтогенеза субкортикальных образований, функционально обеспечивающих становление (специализацию и взаимодействие) подкорково-корковых и полушарных интег-ративных систем. Психический онтогенез, как и поведение вообще, является динамическим, иерархически организованным, системным энергоинформационным процессом. В организме человека он обеспечивается нервной системой, соединительной тканью (кости, сухожилия, кровь, лимфа, жир, ликвор и т.д.) и «биоэнергетическими» меридианами, описанными в классической китайской и корейской медицине (цигун, су-джок и т.п.). Научно обоснованное описание последних — в процессе становления, но очевидная их реабилитационная, коррекционная и профилактическая ценность свидетельствует (от обратного) в пользу их реального существования. Особый статус соединительнотканно-нервных информационных магистралей проявляется даже в их избыточных потребностях и затратности. Нервные клетки и соединительная ткань мозга поглощают 60% общеорганизменных суточных запасов глюкозы и кислорода. Думаю, что строение и функции нервной системы хорошо известны читателю. Потому обозначим кратко основные представления о более фило- и онтогенетически древней энергоинформационной системе человека (и жизни вообще) — о соединительной ткани, ее роли и функциях.Известно, что соединительная ткань — самовосстанавливающаяся, самоорганизующаяся, питающая, восстанавливающая и очищающая система. Она контролирует и координирует в силу своих функций (транспортных, опорно-механических, трофических, защитных, морфогенетических, метаболических, репаративных) пространственной организации работу всех остальных тканей, их рост и развитие. Составляя 85% массы тела человека и 95% внутричерепной тканевой массы (цит. по Алексеев, 2000), она является общеорганизмен-ным регулятором: катализирует, активирует и/или ингибирует, тор- 54 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития мозит, подавляет, модулирует, оперативно реагирует на любой возникший дисбаланс. Опережающая соединительнотканная реакция знакома каждому из нас по дебюту (и последействию) самого элементарного вирусного заболевания: еще как бы нет (или уже нет) болезни, а «ломит все тело», пропадает или становится весьма капризным аппетит, клонит в сон, снижается память, появляется раздражительность и агрессивность и т.п. Соединительнотканная структура представлена практически всеми агрегатными состояниями (жидкость, кристалл, гель и т.д.), которые ассоциируются с процессами жизни вообще. «Переходы форм соединительной ткани из одного фазового состояния в другое определяют сам факт подвижности системы, характеризующей наличие жизни как факта, — пишет А.А. Алексеев. —...Это мы наблюдаем при свертывании крови, лимфы, развитии опухолей, развитии тугопо-движности в суставах, нарушении иммунитета... Достаточно уменьшить скорость движения жидких компонент соединительной ткани, и все другие ее фазовые состояния тотчас перестраиваются, чтобы компенсировать "нанесенный ущерб". Все прочие ткани реагируют только после того, как произошли "фазовые переходы" в соединительнотканной системе: в разной степени изменились свойства крови, костей, гелей, связок и т.д.». Лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников еще в начале XX века сказал: «Человек стар настолько, насколько стара его соединительная ткань». Это исчерпывающее определение, в сущности, говорит о том, что мечта человечества об эликсире молодости скрывается в тайне соединительной ткани. Для нейропсихолога эта тайна представляется потенциально раскрываемой (пусть даже в весьма отдаленной перспективе) и привлекательной тем, что центральная регуляция всех функций соединительной ткани обеспечивается прежде всего стволовыми (в первую очередь гипоталамо-диэнцефальными) системами мозга. Но это лишь часть уникальной роли этих мозговых образований. Гипоталамо-диэнцефальные структуры мозга держат в определенной функциональной зависимости выше- и нижележащие уровни нервной, психической, нейроэндокринной, соматовегетативнойрегуляции. Причина этому — их глобальная (действительно уникальная по сравнению со всеми другими системами) заинтересованность в актуализации доминирующей мотивации, а соответственно всего спектра когнитивных и эмоциональных процессов. Ведущая роль в опосредовании ритмологи-ческих, биофизикохимических, нейрогуморальных и иных, в целом адаптогенных, паттернов организма. В формировании активационно-тормозного баланса мозга и организма вообще, различного рода пато- Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 55 логических (эпилепто- и галлюцинациогенез, зависимости разного рода, искажение влечений, летаргия и т.п.) и паранормальных (измененные состояния сознания, ясновидение и т.п.) эксцессов. Такая единственная в своем роде пространственная мозговая организация широкого круга как бы отдаленных друг от друга феноменов и детерминирует функциональную уникальность гипоталамо-диэнцефального комплекса. О чем в свое время, еще не обладая всей совокупностью данных, которыми мы оперируем сегодня, говорил великий В. Пенфильд (1952) в своей «центрэнцефалической» теории. В нейропсихологии существует аксиома, лежащая в основе синд-ромного анализа: мера взаимовлияния (паритетности, интерференции, реципрокных взаимодействий и т.п.) двух психологических явлений (в норме и патологии) тем выше, чем ближе зоны мозга, эти явления реализующие, чем меньше функциональная дистанция между ними. На сравнительно небольшом пространстве гипоталамо-диэнцефальной области (то есть, в сущности, при отсутствии такой дистанции) разворачиваются единовременно и взаимозависимо по меньшей мере сотни фундаментальных для жизни процессов. Следовательно, наш диагностический и коррекционный аппарат должен определяться возможностью максимально достоверного междисциплинарного их рассмотрения как со стороны центрального, так и периферического регулирования. Именно поэтому изначально (еще в 90-х гг. XX века) при моделировании алгоритма нейропсихологи-ческой диагностики, коррекции, абилитации и профилактики отклоняющегося поведения (Семенович, Архипов, 1991—1995) был заложен фундамент научно-прикладного взаимодействия собственно нейропсихологии с телесно-ориентированной парадигмой и натуропатическим подходом. Такой «синклит», работая по определению как своего рода постоянно действующий «консилиум», позволяет: 1) достаточно достоверно описать исходный статус ребенка именно как нейропсихосомати-ческий; 2) выработать стратегию и тактику сопровождения данного типа развития в обоих направлениях — центробежном и центростремительном (то есть от мозга к телу и наоборот), многократно при этом активируя соответствующие психические звенья; 3) оптимизировать коррекционный (абилитационный, профилактический) процесс, поскольку каждый из этих маршрутов, не говоря уже об их единовременном внедрении, ведет к элиминации дизонтогенетических процессов в целом; ведь конечная мишень в каждом случае у них одна. Это первое и главное следствие из приведенной выше нейропси-хологической аксиомы: единство/территориальная близость мозговой организации различных психологических феноменов инвариантно 56 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития предполагает иррадиирующий, «веерообразный» эффект (создаваемый совокупностью положительных и отрицательных обратных связей) коррекционно-абилитационной работы с одним из них на все остальные. Нужно просто представлять себе, хотя бы в общем плане, строение таких нейропсихосоматических альянсов, описанных в базовой литературе по нейропсихологии, неврологии, внутренним болезням, генетике и т.д. Энергоинформационные магистрали находятся в неразрывном взаимодействии, что и является базой для формирования многоуровневых механизмов и процессов оптимальной адаптации ребенка к собственному онтогенезу и условиям его протекания. Негативным отражением этого факта сегодня является практически стопроцентная актуализация в детской популяции системных явлений различных вариантов дизонтогенеза психических и соединительнотканных дисфункций. Что, собственно, помимо чисто абстрактных, теоретических рассуждений, и послужило отправной точкой для выдвижения гипотезы (Семенович, Архипов, 1995; Семенович, 2000—2004) о наличии надсистемного (соединителънотканно-нейропсихологического) механизма дизонтогенетических процессов в современной детской популяции. В этом ракурсе перестает быть необъяснимой актуализация различных вариантов психического дизонтогенеза в обрамлении соматических и психосоматических эксцессов. Становится очевидным (хотя и требующим длительного, скрупулезного изучения) синдро-мальное единство источников и сущности, казалось бы, не имеющих точек соприкосновения феноменов: пониженные пороги возбудимости мозга и аллергии/остеопатии, мышечные и сосудистые ди-стонии/асинхронии и эмоционально-потребностные/когнитивные (вплоть до психопатологических) девиации. Многолетние наблюдения позволяют утверждать, что в современной детской популяции имеет место очевидное накопление феномена псевдопроцессуальности— актуализации тех или иных патологических стигм, связанных не с первичным дефицитом какой-либо системы организма (в частности, мозга), а с процессами ее декомпенсации. Например, такова псевдопроцессуальная функциональная квазиправополушарная дисфункция, первопричиной которой оказалось накопление в роду (в большей степени по материнской линии) критической массы сердечно-сосудистых, эндокринных заболеваний и остеопатии. Идентификация псевдопроцессуальных феноменов необычайно важна для построения стратегии и тактики коррекционно-го воздействия. В ином случае «ядро» и «фасад» типа дизонтогенеза останутся неразличимыми, что повлечет за собой отсутствие стойкого результата, а подчас и усугубление состояния ребенка. Псевдопроцес- Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 57 суальность может наблюдаться в пределах одной системы (такова, например, вторичная задержка функционального онтогенеза передних отделов мозга у детей с недостаточностью подкорковых структур). Но часто она проявляется как межсистемный дисбаланс (например, страхи у детей с почечной недостаточностью, возникающие, очевидно, как следствие дезинтеграции в альянсе почки — надпочечники — гипоталамо-гипофизарные отделы мозга). По данным клинико-психологических исследований отклоняющегося развития, за последние десятилетия наблюдается резкая перестройка патогенетических церебральных механизмов, обусловливающих актуализацию дизонтогенетических процессов. Этот факт обозначен как «дрейф популяционного нейропсихологического синдрома отклоняющегося развития» (Семенович, 1997) и отражает определенную тенденцию к качественному изменению мозговых механизмов, лежащих в основе психической дизадаптации детей, составляющих, как уже было сказано, нижненормативную часть детской популяции. Длительные наблюдения и анализ литературных данных показали, что вплоть до 1991 г. основным дизонтогенетическим механизмом, определяющим девиации развития, было запаздывающее функциональное созревание наиболее поздно и долго формирующихся — височных и лобных — структур левого полушария. Эта категория детей со всеми специфическими для данной мозговой организации патофеномена-ми составляла около 80% от общего числа. Данные приведены по детям-правшам, поскольку анализ дизонтогенетических феноменов в популяции детей-левшей и вообще обсуждение влияния генетически заложенного фактора левшества на мозговую организацию психической деятельности человека требует отдельного описания (Семенович, 2004). Нынешняя ситуация характеризуется тем, что вне зависимости от наличия или отсутствия у ребенка диагноза, просто как субпопу-ляционный стигмат, у большинства таких детей (более 70%) на первый план выступает препатологическое состояние наиболее рано созревающих— подкорковых и стволовых— систем головного мозга.Тех систем, которые по большей части морфологически и функционально формируются внутриутробно, предопределяют течение пренатально-го периода и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Значимость этих образований мозга связана с тем, что благодаря им актуализируются следующие глобальные структурно-процессуальные аспекты жизнедеятельности человека: • Закладка фундамента для формирования несущей вертикальной оси нейросоматической организации человека — интегра-тивных подкорково-корковых (таламо-кортикальные, каудато- 58 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития кортикальные, стволово-кортикальные и т.п.) и спинально-подкорково-корковых петель и сетей, Морфо-функционально они реализуются центральной и периферической системами (или в другой системе координат — соматической и вегетативной) через совокупность нервных, нейроэндокринных, гуморальных, физико-химических механизмов. Этот нейросоматический «каркас» формирует, контролирует (активируя, тормозя, катализируя и т.д.) и модулирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Именно он опосредует оптимальный статус и иерархию в первую очередь регуляторных (непроизвольного и произвольного) уровней поведения человека, их сонастроенный, сбалансированный ансамбль в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней информации. Исторически эта вертикальная организация сложилась вследствие эволюционной необходимости все больше подчинять категорически непреодолимые запросы и требования (мотивационно-потребностные, витальные, энергетические, когнитивные и т.д.) собственного организма императиву усложняющихся внешних, в том числе социокультурных, условий существования. • Формирование нейробиологических и нейропсихологических предпосылок функциональной асимметрии мозга — горизонтальная ось центрального механизма становления и актуализации мозговой организации всех, в первую очередь когнитивных, психических функций и процессов, психической деятельности в целом. В фило- и онтогенезе эта «горизонтальная» дифференциация возникла и служит для разнесения во времени и пространстве мозга принципиально различных когнитивных стилей и стратегий человека: функциональной специализации мозговых гемисфер. Одна из них — правополушарная — в качестве точки отсчета (и критериев оценки полученного результата) использует внутренние, невербализуемые, чувственные, соматогностические состояния. Другая — левополушарная — социокультурально, то есть извне приобретенные и усвоенные, вербализованные, диалогические по своему генезису языковые алгоритмы и схемы. Ясно, что в первом случае и причина, и критерий оценки результата любого поведенческого акта будут принципиально субъективными, малоосознанными, телесно-ориентированными; требующими наличия не осязаемого продукта, а лишь некоего контекста, свидетельствующего об актуальном удовлетворении в первую очередь базовой потребности самосохранения. Во втором будут главным образом Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 59 объективно, извне заданными и зависящими не только от соответствия реально полученного продукта — желаемому, но и установок, усвоенных в процессе воспитания и обучения, то есть соблюдения принятых в данной культуре (среде) правил. Во главу угла при такой «левополушарной» самоактуализации ставится стремление к удовлетворению потребности в коммуникации и саморазвитии. И процесс и результат здесь предпочтителен как аналитически препарированный и символически (лучше — в речи) оформленный. Межполушарное функциональное взаимодействие и призвано поддерживать адаптационный паритет ('уникальный для каждого человека) между этими двумя крайними стратегиями. Для этого эволю-ционно (и в частности — онтогенетически) создан огромный арсенал способов и средств, включающий: специализацию/интеграцию; комплементарность/конкуренцию; активацию/торможение и иные характеристики парной работы левой и правой гемисфер. Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие — базовый паттерн реализации, прежде всего операционального уровня ранжированного, упорядоченного приема, переработки, хранения, отреагирования и оценки информационного обмена с собой и окружающим миром. Выбор же доминирующей стратегии поведения, безусловно, контролируется совокупностью «вертикально-горизонтальных» взаимодействий. В отличие от «вертикальной» регуляции «горизонтальная» существенно менее генетически детерминирована, инертна и стабильна; она обладает уникальной способностью к оперативной трансформации в зависимости от количества и качества ситуативных процессов обучения. Понятно, что такое четкое разделение функций подкорково-кор-ковой и межполушарной организаций достаточно условно и в реальности требует многих уточнений и оговорок, немыслимых в этом кратком очерке. Ведь речь идет о вертикальной и горизонтальной функциональных осях нашей единой мозговой организации. Однако, утрируя и упрощая до предела имеющую место действительность, я апеллирую к знанию читателем базовой нейропсихологической литературы. В контексте обсуждаемой темы важно создать, возможно, чересчур компактный, но ясный и непротиворечивый (то есть «лево-полушарный») образ немыслимой многогранности и разнообразия нейропсихологической драматургии. Ведь онтогенез всех перечисленных процессов однозначно зависит от успешности его инициирования, начиная с внутриутробного периода, именно подкорковыми образованиями мозга. ll^p 60 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития Помимо сказанного, их функциональная (и у детей, и у взрослых) роль предполагает: —перераспределение энергетического баланса организма и об —опосредование наиболее жестких, генетически, архетипически —инициацию, нейродинамику и пластичность любого поведен —организацию интегративных морфо-функциональных систем Итак, лонгитюдный нейропсихологический анализ причин психической и соматической дизадаптации детей с разнообразными проблемами и/или диагнозами (в большинстве своем «размытыми»), в том числе обычных «двоечников и хулиганов», позволил установить основные дизонтогенетические факторы, связанные с особенностями развития мозга в современной детской популяции. И независимо от того, имеет ребенок «диагноз» или нет, законы развития мозга, а следовательно, его участие в опосредовании психической деятельности, непреложны и будут актуализировать себя инвариантно. Таким образом, нейропсихологическая профилактика, коррекция и абили-тация процессов развития в современной детской популяции становятся неотъемлемой частью воспитательного процесса. Исследование и описание дисгенетического синдрома (Семенович, 1992, 1995, 1998, 2000, 2005; Семенович, Архипов, Фролова, Исаева, 1997, и др.) — наиболее часто встречающегося варианта отклоняющегося развития в современной детской популяции — убедительно раскрыли и подтвердили определяющую роль стволовых и гипотала- Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 61 мо-диэнцефальных структур мозга в формировании этих надсистем-ных патофеноменов. Дисгенетический синдром (возникающий у детей с ранним органическим и/или функциональным дефицитом стволовых образований мозга) наряду с целым рядом соматических и нейробиологических дисфункций характеризуется системно-динамической задержкой и дезинтеграцией формирования подкорково-корковых и межполушар-ных функциональных взаимодействий, что актуализируется на всех уровнях онтогенеза эмоциональных, познавательных, ауторегулятор-ных, психосоматических процессов. Указанный тип мозговой организации психических процессов (без изоморфного ему клинико-психолого-педагогического сопровождения) может привести к накоплению в детской популяции критической массы широкого спектра дизадаптивных (системных психосоматических и психопатологических) феноменов. Прогностически не исключено возникновение психологических новообразований в норме и патологии; вероятна актуализация парадоксальных механизмов адаптации на всех уровнях неиропсихосоматическои актуализации; не исключено, что эти феномены будут гомологами реликтовых форм поведения. Анализ механизмов формирования данного нейропсихологического синдрома показывает, что основными патогенетическими радикалами являются системная задержка и искажение цереброгенеза (лат. cerebrum — мозг, genesis — происхождение, развитие) как комис-суральных, так и полуторных систем, приводящие к девиации и модификациям психического функциогенеза. При этом функциональный статус правого полушария можно обозначить как вторично дефицитарный (где гипофункция задних отделов зачастую сочетается с гиперфункцией передних). Межполушар-ные связи (в первую очередь мозолистое тело) страдают в «третью очередь». Левое же полушарие, функционально развивающееся как бы в условиях постоянного «обкрадывания» (ведь вектор активации направлен справа налево), демонстрирует несформированность четвертого порядка по отношению к статусу стволовых образований, правого полушария и межполушарных взаимодействий. Вместе с тем иногда внешним фасадом данного синдрома (особенно у девочек) выступает типичная грубая «лобная» симптоматика, нехарактерная для детей, а скорее напоминающая таковую у взрослых. Исследования показали, что особенно отчетливо у этих детей актуализируется «качелеобразное» взаимодействие полушарий мозга, когда возрастающая активность правого полушария сочетается с по- 62 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития степенной элиминацией функционального вклада левого и наоборот. Феномен «мерцающей» функциональной включенности левого полушария в опосредование психической деятельности — одно из наиболее вредоносных следствий такого типа развития. В течение определенного периода у такого ребенка могут иметь место многократные колебания эффективности «левополушарных» факторов (и операциональных, и регуляторных) от уровня высокой нормы до значений, близких к патологическим. Такая латентная функциональная инактивность левой гемисферы мозга является легко прогнозируемой и подтвержденной лонгитюдными исследованиями предтечей широкого круга дезадап-тивных эксцессов. Проведенный анализ позволяет утверждать, что внешняя элиминация дисгенетического синдрома в онтогенезе происходит вследствие компенсирующего влияния речевого опосредствования. Созревание той или иной психической функции протекает у этих детей преимущественно не за счет латерализации и межполушарной организации самих психологических факторов и межфакторных связей, то есть имеет место инициация фактора- и функциогенеза не изнутри, но извне за счет опосредствования его путем сращивания с речевой маркировкой. С одной стороны, это классический (по Л.С. Выготскому) процесс — ведь логика психического развития ребенка имманентно включает речевое опосредствование широкого круга невербальных явлений. Но в нашем случае механизм оречевления опирается на несформированный первично сенсомоторный базис, что приводит к повышению энергозатрат психики и дезавтоматизации операционального ее уровня. Образуется порочный круг, внутри которого недостаточными оказываются и сами речевые функции (конечно, наиболее вредоносно это для высших форм организации речевой деятельности как регулятора произвольного самоконтроля человека), и деформированные невербальные аспекты психики. Такой тип формирования мозговой организации психических процессов фасадно (по мере взросления) может выглядеть относительно удовлетворительным. Но не затрагивая ядерного патологического радикала (который, пребывая в латентном состоянии, начинает постепенно включаться во все более обширные зоны саморегуляции и самоосознания ребенком себя в окружающем мире), он является предпосылкой для возникновения широкого круга уже не диз-, а де-задаптивных эксцессов. Онтогенез — понятие в реальности непрерывное, поэтому не могу не высказать предположение, что о надсистемном соединитель-нотканно-нервном дефиците вскоре придется задуматься (как все- Раздел 1. Научные основы нейропсихологического сопровождения 63 гда, с опозданием) не только специалистам в области онтогенетических проблем. Напомню, что той категории детей, у которой был зафиксирован резкий скачок встречаемости дисгенетического синдрома, сегодня уже двадцать лет. А ведь «след дизонтогенеза» безусловно нестираем, хотя может долгое время пребывать в латентном состоянии. Длительность такого относительно спокойного периода будет определяться тем, насколько скоро на жизненном пути человека возникнут дистрессовые (психогенные или общепатогенные) ситуации и эксцессы. Собственно создание метода замещающего онтогенеза было предопределено именно резким увеличением числа детей с дисгенетичес-ким синдромом. В 90-х годах прошлого столетия стало очевидно, что традиционные методы коррекции перестают соответствовать характеру онтогенеза этих детей и необходимо описать теоретическую и научно-прикладную модель, изоморфную типу морфо-функционального развития их мозга. Это привело к разработке, апробации и внедрению технологии комплексного нейропсихологического сопровождения развития ребенка, представленной в настоящем издании. Раздел 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.69.176 (0.013 с.) |