Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекция и абилитация функционального статуса подкорковых отделов мозга, инициация подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (1-й фбм)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Любая произвольная, проговоренная (про себя и вслух), развернутая операция чрезвычайно энергоемка. Мозг человека — удивительно совершенный и тонкий инструмент, но он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательные процессы, и на модуляцию иммунного, эндокринного статуса; перечень системоорганизующих функций мозга можно продолжать бесконечно. Представляется, что в самом общем виде положение таково: чем больше энергии требуется на актуализацию высших психических процессов (движения, восприятия, речи, счета, мышления, а тем более произвольной саморегуляции), тем больше вероятность «обкрадывания» базалъных структур психики (синергических и реципрокных сенсомо-торных взаимодействий, соматических и аффективных функций). Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у современных детей. С одной стороны, они в подавляющем большинстве случаев демонстрируют неблагополучный тип раннего развития, что весьма пагубно сказывается на состоянии их подкорковых структур. С другой — едва ли не с самого рождения постоянно нагружаются когнитивно в Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 87 ущерб подвижным и ролевым играм, другим, чисто детским радостям и депривированы по отношению к окружающему миру в угоду компьютеру, телевизору и т.п. А ведь «памперсы», например, суть культурно-исторические механизмы опосредования естественного развития. Иными словами, на неблагоприятное у многих детей течение внутриутробного развития и родовые травмы накладывается элиминация естественной аутокоррекции, каковой испокон веков была активность коммуникаций ребенка с собой и окружающим миром. Я не призываю к воплощению заповедей Ж.-Ж. Руссо и возвращению к пещерному быту. Но как профессионалы мы должны отдавать себе отчет, что упомянутые памперсы приводят к отсутствию дискомфортных ощущений (тактильно-кинестетических, обонятельных и т.д.) и закономерному повышению порогов чувствительности от систем малого таза и внешних половых органов. Отчего же нас так удивляет нарастание сексуальных расстройств (и в гипо-, и в гиперфункциональных ракурсах) в подростковом и юношеском возрасте?.. Гностическая депривация не может не способствовать депривации эмоционально-личностной, поскольку таковая является надстройкой над совокупностью сенсорных возможностей человека. Именно поэтому нельзя пренебрегать такими общепринятыми способами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные занятия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. Очень эффективен натуропатический подход, специально подобранные для ребенка диеты; грамотное использование различных трав, пряностей и т.п. Подчеркнем важность (и, к сожалению, неизбежность) всех этих типов сопровождения, поскольку цифры в детской популяции, касающиеся частоты встречаемости только лишь различного рода желудочно-кишечного дефицита (в том числе желчевыво-дящих путей, поджелудочной железы и т.д.), удручают — 93%! Но определяющим является именно направленное нейропсихо-логическое сопровождение этих детей. Обращаем еще раз внимание на то, что обсуждаемые в данном параграфе блоки упражнений (подробно описанные в 1-м разделе второй части книги) должны применяться одновременно. Иными словами, на отдельном занятии надо найти время для упражнений из каждого раздела. Другое дело, что решать вопрос об их удельном весе следует, исходя из объективного состояния ребенка и степени освоения им той или иной программы. Поскольку представлены упражнения в порядке от простого к сложному, можно просто постепенно продвигаться «вниз», периодически возвращаясь для контроля к уже освоенному. Варианты алгоритмов поурочной реализации предлагаемой технологии представлены в части «Авторские программы». 88 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития Любой человек является иерархически организованной, саморегулирующейся «нейропсихосоматической» системой, включающей три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости. «Нейро-» — связанная с деятельностью его нервной системы, главным организатором которой является его мозг. «Психо-» — отражающая его психическую деятельность. «Соматическая» — телесная, включающая само его существование и реализацию через совокупность внутренних и внешних органов и процессов. Подчеркнем еще раз инвариантное единство этих трех плоскостей: одно без другого просто не существует в природе. Поэтому мы и ставим ударение на слове «единовременное». Сбой, задержки, искажения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы, подчас в самом неприятном, препатологическом или патологическом варианте. В связи с этим Нейропсихологическое сопровождение и включает в данном разделе многие подходы (прежде всего восточные), основным принципом которых является холистический, целостный взгляд на природу человека. Итак, переходим к рассмотрению и кратким комментариям к наиболее важным и крупным блокам нейропсихологического сопровождения, обеспечивающего ребенку коррекцию и абилитацию, оптимизацию нейропсихосоматического статуса. Выработке правильного дыхания необходимо уделить большое внимание не только потому, что это оптимизирует газообмен и кровообращение; обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания, создавая основу для формирования базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Наконец, и это принципиально, именно наше дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала: мы говорим на выдохе! Дыхательные упражнения должны включаться в процесс занятий как можно раньше, в идеале — предшествовать самомассажу и другим заданиям. Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания, выполняемое сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. После усвоения ребенком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание согласуется с движением. Поскольку у многих детей не сформированы устойчивые впечатления о том, где у них правая—левая рука (нога), обязательно надо Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 89 промаркировать левую руку (например, красной тряпочкой, браслетом и т.п.). Таким образом, в памяти у ребенка остается образ: «левая сторона — это там, где...», что очень облегчает его жизнь. Движения осуществляются на фазе вдоха и выдоха, во время пауз происходит удержание позы. Массаж и самомассаж являются одним из необходимых повседневных мероприятий для профилактики телесных состояний, их психологических аналогов при негативном статусе, общей гармонизации. Многие из нас на собственном (личном и профессиональном) опыте знакомы с чудодейственными результатами профессионального массажа и научно-прикладным обоснованием его внедрения в психолого-педагогическое сопровождение процессов развития. Опыт показывает, что сегодня нет ребенка (равно как и взрослого), которому не был бы дважды в год показан соответствующий курс. Обучение ребенка самомассажу рекомендуется проводить в несколько этапов. Сначала 1) взрослый массирует тело ребенка сам, затем 2) руками самого ребенка, наложив сверху свои руки, только после этого 3) ребенок выполняет самомассаж самостоятельно. Обязательно попросите ребенка описать свои ощущения до и после массажа: «Возможно, что-то изменилось? Что? Где? На что это похоже?» Например, массируемые (или иные) части тела стали более теплыми, горячими, легкими или покрылись мурашками, тяжелыми и т.п. Можно предложить ему на выбор несколько мелодий, чтобы подобрать наиболее приятную и комфортную; попросить его что-нибудь нарисовать в завершение этих процедур. И для детей, и для взрослых очень полезным будет овладение некоторыми приемами даосской медицины, которые можно выполнять дома, на уроке, в транспорте и т.д. Они не зря называются «волшебными», поскольку в их основе — древние знания о биоэнергетических меридианах человека, которые (наряду с нервной системой и соединительной тканью) являются важнейшими энергоинформационными магистралями в нашем организме. Попробуйте ввести их в свой повседневный распорядок и вы убедитесь, что со многими предбо-лезненными и болезненными состояниями можно расставаться без привлечения таблеток. Блок упражнений «Здоровые глаза» широко известен в корейской медицине как весьма эффективный метод поддержания всех систем зрения и их коррекции. Это действительно так, поскольку каждый из описываемых ниже приемов, помимо собственно зрения, универсально активизирует кровоснабжение мозга и, опосредованно, многие системы человеческого организма. Каждое упражнение выполня- 90 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития ется 15—20 раз, желательно 2—3 раза в день; последний раз не позже 18—19 часов. • Сильно потереть (растереть) ладони, ступни и каждый палец • Похлопать, подрумянить щеки. Потереть глаза кулачками. • Обеими руками активно помассировать:
—лоб от центра к корням волос; подушечки бровей от носа к —области перед и за ушами, уши вниз и вверх, не забывая обо —крылья носа от основания к переносице и обратно, повра • Массировать активные точки: —в центре лба, между бровями, над внутренними и внешни —рядом с внутренними и внешними уголками глаз; —у основания крыльев носа; в углублении между нижней гу
• Двумя пальцами с закрытыми глазами надавить на глазное яб • Массажером, грубым полотенцем, руками «пилить» и масси • Встав у окна, выбрать два предмета: один на расстоянии 1 мет • Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, поси Древняя психосоматическая технология «Мудры» эффективна для профилактики и коррекции различных заблеваний, поддержания общего нейродинамического тонуса, гармонизации потоков энергии в организме, стабилизации телесных и соответственно межполушарных взаимодействий. В нейропсихологическом контексте эта технология — своего рода «стимулирующий массаж мозга» в зоне центральных извилин правого и левого полушарий: базовых для мануальной и рече- Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 91 вой экспрессии систем могза. Каждая мудра выполняется от 2 до 25 минут; можно делать их несколько раз в день по 5—10 минут. Обратимся к некоторым из них с указанием главной мишени их действия на состояние человека: 1. Универсальный комплекс № 1. По очереди на указанный пери 2. Универсальный комплекс № 2. По очереди на указанный пери 3. Универсальный комплекс № 3. По очереди на указанный пери 4. Для повышения работоспособности, концентрации внимания, 5. Для снятия охриплости голоса, коррекции и профилактики за 6. Для высвобождения гайморовых пазух и активизации функцио 7. Для снятия депрессивных и субдепрессивных состояний, вы Описанные процедуры, равно как и разнообразные растяжки, — безальтернативные составляющие коррекционно-абилитационного процесса; другого пути преодоления патологических ригидных телесных установок, блоков и зажимов просто не существует. Кроме того, 92 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития как уже не раз отмечалось, эти воздействия оказывают иррадиирую-щее влияние на всю сенсомоторную сферу ребенка, включая речь. А постоянная востребованность к синергическим и реципрокным взаимодействиям рук и ног — залог совершенствования на базовом уровне парной работы полушарий мозга. Эти технологии полезно рекомендовать с целью профилактики нежелательных дизонтогенетичес-ких явлений всем родителям, начиная с младенческого возраста их ребенка. Понятно, что в этом случае все упражнения демонстрируются и выполняются в пассивном варианте. Внедрение их в учебный процесс также показало их эффективность и используется многими учителями и воспитателями. Следующий фундаментальный цикл комплексного нейропсихо-логического сопровождения детей по методу замещающего онтогенеза — формирование и коррекция базовых сенсомоторных (синергичес-ких и реципрокных) взаимодействий — паттернов поведения, лежащих в основании онтогенеза межполушарных взаимодействий. Он является «альфой и омегой» сопровождения процессов психологического развития не просто потому, что абсолютно изоморфен реальному онтогенезу. Конвергенция глаз, ползание, ходьба и т.д. — отражение на поведенческом уровне системно-динамической организации ипси- и контралатеральных (то есть соответственно полушарных и межполушарных) мозговых структурно-функциональных взаимодействий. Очевидно, что иного пути инициации и стабилизации парной работы полушарий мозга, подкорково-корковых сетей и распределенных систем попросту не существует. Сформировавшийся или несформировавшийся, дефицитарный на уровне «языка тела» интегративный сенсомоторный базис обнаруживает свое активирующее (либо соответственно крайне негативное и тормозящее) влияние на аналогичные речевые, гностические, мне-стические структуры, рисунок, письмо и т.д. При нормативном развитии или адекватной, своевременной коррекции наблюдается их внешне как бы «спонтанный» дебют или оптимизация. Но этот процесс не станет полноценным, если не заняться прицельно формированием у ребенка устойчивых, автоматизированных навыков владения теми системами, которые обеспечивают нам любое действие. Ведь что бы мы ни делали, нам с необходимостью требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но главное, они должны взаимодействовать как единый отлаженный механизм, не мешая друг другу. Что и достигается поэтапным внедрением упражнений на оптимизацию (а подчас, как всем известно, и создание) обще-и глазодвигательного репертуара. Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 93 Современные дети как раз демонстрируют ситуацию, когда эти системы работают «вразнобой». А это препятствует развитию практически всех психических процессов. В нейропсихологическом контексте все эти проблемы тесно связаны с приобретенным в раннем младенчестве (или внутриутробно) дефицитом глубинных систем мозга. Соответственно недостаточно сформированными подкорково-корко-выми взаимодействиями и отлаженными механизмами парной работы полушарий мозга. Приведенные методы многие годы демонстрируют свою неизменную эффективность. Очевидно, что они прямо соотносятся с этапами сенсомоторно-го развития ребенка, каковые и являются многократно упомянутой «востребованностью извне» к наращиванию мозгового потенциала. В заключение акцентируем еще раз аксиоматичность единовременного привлечения как различных упражнений из перечисленных выше, так и таковых из других разделов. Нередко встречается мнение, что можно и нужно сначала отработать исключительно базовые сен-сомоторные аспекты, а уже потом переходить к более высоким когнитивным уровням организации психической деятельности ребенка. Эта позиция неверна и некорректна методологически. Интеграция сенсомоторных актуализаций ребенка — фундамент его психического развития. Но уже в 4—5-летнем возрасте наиболее сензитивными являются у него как раз достаточно высокие этажи познавательных процессов. Массированное, но изолированное воздействие исключительно на сенсомоторный уровень может привести к постепенному обкрадыванию этих иерархически более высокоорганизованных форм их психической деятельности. Лишь единовременное и организованное по принципу единства мозговой организации воздействие на весь спектр психических функций ребенка (адекватное его возрасту) приводит не только к преодолению имеющегося дефицита, но и к консолидирующему эффекту. Другой вопрос, что удельный вес таких психолого-педагогических технологий, как изложенные в настоящей главе, на первых этапах коррекции должен быть наиболее представительным. Это же относится к циклам, описанным в других параграфах данной главы. Консультируя родителей, не забудьте порекомендовать им уделить больше внимания самому элементарному (и, казалось бы, давно пройденному) в жизни ребенка: ползанию на животе, спине, на локотках и коленках, на четвереньках; игре в мяч, стуча его о пол, о стенку — одной рукой, другой, попеременно; играм в «Вышибалы», «Скакалки» и «Классики». Опыт показывает, что все это приводит к повышению способностей ребенка, улучшая его учебные показатели и поведение в целом. Многие еще помнят, что 20—30 лет назад пере- 94 Часть I. Нейропсихологическое сопровождение процессов развития численное составляло значительную часть общего «сценария детства», потому и наблюдалась тенденция к аутокоррекции. Сегодня все эти сферы жизни ребенка выхолощены; следует обратить на это внимание взрослого окружения ребенка с ясным и непротиворечивым изложением последствий такого типа развития. Бесценны в этом смысле занятия гимнастиками типа тай-цзи-тю-ань или у-шу, ритмика и танцы, музыка, плавание, велосипед или теннис. Необходимо увлечь ребенка рисованием несложных орнаментов (выкладыванием узоров с помощью мозаики) с повторяющимся мотивом. Постепенно подвести его к уровню, когда он сможет выполнять эти задачи не пофрагментарно, штрих за штрихом, а плавно, соблюдая двигательную мелодию. Напомним, что гармонизация его движений: двигательная мелодия, ловкость, точность и меткость — залог многих дальнейших достижений ребенка. Подробные процедуры и упражнения для достижения хороших результатов в этом аспекте приведены в соответствующей главе (часть II), посвященной коррекции и абилитации 2-го функционального блока мозга. Здесь же мы говорим об этих задачах, просто продолжая следить за логикой разворачивания метода замещающего онтогенеза; в данном случае — от первого ФБМ ко второму. Поэтому хорошую службу здесь сослужат занятия макраме, нанизывание бус и бисера, лепка, раскрашивание мелких изображений, китайской каллиграфией. В прежние времена прекрасным способом сформировать многие из этих навыков служили переводные картинки — ведь манипуляции с ними требуют необыкновенной тщательности, сосредоточенности и контроля за малейшим нажимом. Как известно, перечисленное — единственная прямая возможность непосредственной элиминации сенсомоторной недостаточности речевых процессов в любом возрасте. Объясняя тактику и стратегию ваших занятий с ребенком родителям, акцентируйте еще раз то, о чем мы говорили в предыдущем параграфе, посвященном 3-му функциональному блоку мозга. Развертывание деятельности ребенка во времени и пространстве, программирование, целеполагание и контроль за протеканием собственных действий прекрасно формируются в ходе разнообразных игр. Вообще любые совместные, особенно подвижные игры, которыми дети сегодня пренебрегают, заменяя их «общением с компьютером», скажутся на развитии самым эффективным образом. Понятно, что результат будет тем очевиднее, чем нагляднее цель игры. Иными словами, вначале ребенок должен просто на чем-нибудь сосредоточиться: об этом мы уже говорили раньше. Для этого надо привлечь все возможные «яркие» цветовые, слуховые, эмоционально Раздел 2. Метод замещающего онтогенеза 95 насыщенные стимулы, чтобы удержать его внимание. Затем ребенок должен что-нибудь «поймать» (например, мячик, катящийся или брошенный ему). Далее — «попасть мячиком (стрелой) в цель: далекую-близкую, большую—маленькую». Идеально, чтобы он постепенно научился делать все это в условиях, когда его намеренно отвлекают. То есть цель (равно как и результат) как таковая должна быть дана ему в абсолютно наглядно-чувственном плане. И чрезвычайно важно, чтобы он (вместе с вами и/или родителями) ее обозначил, нарисовал, проговорил. Тогда психологические факторы 1-го ФБМ, корригируемые по описанной технологии, станут средством достижения ребенком более интересных для него целей и результатов, а процесс формирующего обучения — более эффективным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.013 с.) |