Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оптимизация и стабилизация общего тонуса телаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
34. Ребенок ложится на спину (или стоит, сидит). Его просят за Ребенка просят «прислушаться» к своему телу и при необходимости дополнительно поработать с напряженными участками и локальными зажимами (см. главу 2 и §1 главы 3). 35. «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление 120 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще. 36. «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов. Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги. 37. «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку 38. По этому же принципу строится упражнение «Раскачивающе 39. «Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в И.п. 40. «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 121 пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море. 41. «Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из кото 42. «Смазка». Дети стоят в кругу. Им предлагается представить свое 43. «Двигательныйрепертуар». Детям предлагается свободно дви Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по параметрам: быстрые — медленные; мягкие — жесткие; сильные — слабые; тяжелые — легкие; непрерывные — отрывистые; свободные — с сопротивлением. 44. «Огонь и лед». И.п. — стоя в кругу. По команде «Огонь!» — дети 122 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 45. «Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей — «Облако и камень»', движения тяжелые, законченные — образ камня — и легкие, плавные, непрерывные, связанные с представлением об облаке. 46. «Страна кукол». Психолог: «Когда-нибудь все люди вырастают «Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок. «Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения. «Марионетка»: кукла, которую кукловод — психолог или другой ребенок — приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознава-ние центров движения. Упражнение «Подвески» сложнее: детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления подвешены на гвоздиках в шкафу (за руку, за палец, за воротник, за плечо и т.д.), то есть их тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается. 47. «Росток». И.п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Психолог: «Представь себе, что ты маленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе "расти"». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — медленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают «расти», постепенно оживают руки, но пока висят как «тряпочки»; «три» — осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» — руки поднимаются вверх, смотрим на солнышко, тянемся к нему. Усложняя задачу, можно увеличивать количество этапов «роста» до 10—20. 48. «Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня гру- Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 123 ди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко. 49. «Потянулись — сломались». Руки и все тело ребенка устремле Растяжки Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда психолог, помогая ребенку, делает ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками. Упражнения лежа на спине 50. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, одна рука лежит на 51. Руки за головой, ноги согнуты в коленях. На вдохе прогибаем 52. Ноги согнуты в коленях, одна рука лежит вдоль тела, а ладонь 53. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодоч 124 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация ны от тела (при этом рука сверху «ползет» по другой руке), а ноги — с другой стороны. Переводим руки и ноги одновременно в противоположные стороны. 54. Прижать колени к груди, руки обхватывают голени, нос дотя 55. «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, про 56. «Бревнышко». Поднять руки за голову, кисти соединены, паль 57. Ползание на спине: при помощи рук и ног; только рук; только 58. «Струночка». Ребенок должен почувствовать пол головой, Вытянуть руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх; ноги вместе, мыски оттянуты. Подбородок опустить на грудь так, чтобы нижняя часть шеи приблизилась (прижалась) к полу. В этом положении важно, чтобы ребенок почувствовал опору тела (ощущение, что пол держит, что он лежит на полу), а затем расслабился. Психолог берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (другая лежит расслабленно), затем другую. То же — с ногами. После этого ребенок выполняет растяжки самостоятельно. 59. «Линейные растяжки». Ребенок (сначала с вашей помощью) 60. «Звезда». Ребенок ложится в позу «звезды» — слегка разведя Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 125 Растяжки «Струночка» и «Звезда» нужно делать не только на спине, но и на животе. Упражнения лежа на животе 61. «Лодочка». Вытянуться всем телом. Ребенок по инструкции 62. «Кобра». Ладони упираются в пол на уровне плеч. «Как кобра, 63. И.п. — упор лежа. Поднять бедра и таз как можно выше, опи 64. «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол 65. «Корзиночка». Схватить руками согнутые в коленях ноги за го
66. «Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опира 67. Ползать и ходить на четвереньках, изображая, как двигают 68. Ползание на животе: при помощи рук и ног; только рук или 126 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Упражнения сидя на полу 69. Сидя на полу, скрестить ноги; спина прямая, руки на голенях. 70. «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками, 71. Ноги вытянуть, наклониться вперед с прямой спиной и зах 72. «Лев». Сидя на пятках, немного наклониться вперед, опираясь 73. Сидя, скрестить ноги, спина прямая; привести руки к плечам 74. Сесть так, чтобы на колено правой ноги легла левая пятка, 75. «Крылья птицы». Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать 76. Опираясь на колени и сидя на пятках, схватиться за голено 77. И.п. — то же. Наклониться вперед, пока лоб не коснется пола. Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 127 78. И.п. — то же. Постепенно опуститься назад, сначала опираясь 79. Сидя на полу, слегка наклонитесь назад и обопритесь на Упражнения стоя 80. «Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, 81. «Тянемся к солнышку». Встать у стены, касаясь ее пятками, 82. Правая нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцы 83. «Растяжки для ног». Ноги на ширине плеч; поднять прямые а) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги б) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги 128 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 84. «Повороты в стороны». И.п. — то же. Поворот влево — левая 85. «Скручивание корпуса». И.п. — то же, колени слегка согнуты, Релаксация Прежде чем перейти к описанию упражнений, непосредственно направленных на релаксацию (полное расслабление), хотелось бы отметить особое влияние музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечисленных выше факторов может оказывать различное воздействие — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому продуманное применение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность выполняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулирующее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негромкая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета. При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы. Релаксация может проводиться как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле — релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений — является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент) Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 129 и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для отреагирования ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия. 86. Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях, Приведем несколько возможных сценариев для релаксации продолжительностью около 5 мин. Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. 87. «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и заго 88. «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; Для выхода из длительной (более 10 мин.), глубокой релаксации, чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас» и подготовиться, мобилизоваться для дальнейшей работы, рекомендуется, лежа на спине, выполнить последовательно пять упражнений, каждое из которых занимает около 30 сек.: а) сделать 3—5 циклов глубокого дыхания; б) потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и мыски ног 5 — 4794 130 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация в) поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и по г) потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву; д) подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Прокатиться Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.196 (0.017 с.) |