Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела

Поиск

34. Ребенок ложится на спину (или стоит, сидит). Его просят за­
крыть глаза и сосредоточиться только на своем теле; выполнить 3—4
цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе. Затем ему надо
напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напря­
жение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой час­
тью тела (психолог называет поочередно части тела, останавливаясь
на каждой в отдельности — правая рука, шея, спина, живот, пояс­
ница, правая нога и т.д.). По позе ребенка и «волне» его дыхания
можно легко определить «зажатые» места.

Ребенка просят «прислушаться» к своему телу и при необходимо­сти дополнительно поработать с напряженными участками и локаль­ными зажимами (см. главу 2 и §1 главы 3).

35. «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление
плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (но­
гой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую


120 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные вет­ви деревьев в лесной чаще.

36. «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони —
чашечки весов, держащие груз. При необходимости — реально нагру­
зить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-
либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть гори­зонтально, ладонью вниз, повернув пальцы от себя. С силой вытя­нуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, рас­слабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Анало­гичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом стано­вятся ноги.

37. «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку
(сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть
ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туло­
вище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягива­
ются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потя­
нуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка вып­
рямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное по­
ложение, потянуться вверх).

38. По этому же принципу строится упражнение «Раскачивающе­
еся дерево»
(корни — ноги, ствол — туловище, крона — руки и голо­
ва), которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы
каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и
ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

39. «Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на
колени, мысочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки
несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук
сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках.

Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не рас­цепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в И.п.

40. «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором
свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях,


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 121

пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на ост­ров и начинает «размешивать» хвостом море.

41. «Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из кото­
рой выпущен воздух, — лежит совершенно расслабленно на полу.
Психолог (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помо­
щью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с»
на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части рас­
прямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее на­
качивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лоп­
нуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напря­
жения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла пос­
тепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на
расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимо­
действия на уровне ощущения определенных свойств тела другого че­
ловека.

42. «Смазка». Дети стоят в кругу. Им предлагается представить свое
тело в виде любого механизма, который нуждается в смазке: «Пред­
ставь себе, что твой палец — это масленка. Я наполняю ее маслом,
чтобы ты мог смазать все суставы твоего тела. Сосредоточься, чтобы
ни один участок не остался без смазки».

43. «Двигательныйрепертуар». Детям предлагается свободно дви­
гаться по комнате, не касаясь друг друга, самыми разнообразными
способами, сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле.
Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максималь­
но быстро (медленно), чуть медленнее и т.п.; с различным уровнем
напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение и рас­
слабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе
этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом) различ­
ные ощущения: холод, жара, вкусная еда, неприятные запахи, силь­
ный ветер в спину и т.п.

Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапа­зона движений по параметрам: быстрые — медленные; мягкие — же­сткие; сильные — слабые; тяжелые — легкие; непрерывные — отры­вистые; свободные — с сопротивлением.

44. «Огонь и лед». И.п. — стоя в кругу. По команде «Огонь!» — дети
начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень
интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.
По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла
команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз че­
редует обе команды, меняя время выполнения той и другой.


122 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

45. «Рыбки и водоросли»: плавные, легкие движения водорослей —
на месте и рыб — с передвижением в воде.

«Облако и камень»', движения тяжелые, законченные — образ камня — и легкие, плавные, непрерывные, связанные с представле­нием об облаке.

46. «Страна кукол». Психолог: «Когда-нибудь все люди вырастают
и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в
детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну,
куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными куклами».

«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет ребенок.

«Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; полностью расслабленное тело (тело без костей).

«Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные дви­жения.

«Марионетка»: кукла, которую кукловод — психолог или другой ребенок — приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознава-ние центров движения.

Упражнение «Подвески» сложнее: детям предлагается предста­вить, что они куклы-марионетки, которые после выступления подве­шены на гвоздиках в шкафу (за руку, за палец, за воротник, за плечо и т.д.), то есть их тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается.

47. «Росток». И.п. — на корточках по кругу; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Психолог: «Представь себе, что ты ма­ленький росток, только что показавшийся из земли; он растет, по­степенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду по­могать тебе "расти"». Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. «Один» — мед­ленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают «расти», по­степенно оживают руки, но пока висят как «тряпочки»; «три» — ос­торожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четы­ре» — выпрямляются плечи, шея и голова; «пять» — руки поднима­ются вверх, смотрим на солнышко, тянемся к нему. Усложняя задачу, можно увеличивать количество этапов «роста» до 10—20.

48. «Репка». Дети садятся на корточки, колени — в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ногами. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня гру-


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 123

ди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются несколько выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

49. «Потянулисьсломались». Руки и все тело ребенка устремле­
ны вверх (пятки от пола не отрывать). Психолог: «Тянемся, тянемся
вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать
еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сло­
мались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях
(хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), слома­
лись в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились
(упали) на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислу­
шайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

Растяжки

Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Вы­полнение растяжек способствует преодолению разного рода мышеч­ных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных устано­вок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психичес­кой активности. Когда психолог, помогая ребенку, делает ему растяж­ки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

Упражнения лежа на спине

50. Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, одна рука лежит на
солнечном сплетении, другая — на пупке. На вдохе прогибаем спину,
опираясь на плечи и копчик; на выдохе — возврат в И.п. Руки надав­
ливают вниз, помогая пояснице коснуться пола.

51. Руки за головой, ноги согнуты в коленях. На вдохе прогибаем
спину с опорой на плечи и копчик, на выдохе поясничный отдел
позвоночника опускается, а голова и плечи приподнимаются так,
чтобы ребенок мог увидеть свои колени.

52. Ноги согнуты в коленях, одна рука лежит вдоль тела, а ладонь
другой — под головой. На вдохе спина прогибается вверх с опорой на
плечи и копчик, на выдохе — локоть руки, которая находится под го­
ловой, касается противоположного (или одноименного) колена, при
этом поднимается верхняя часть туловища и подтягивается колено.

53. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодоч­
кой и вытянуты вверх. Сложенные руки кладем на пол с одной сторо-


124 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

ны от тела (при этом рука сверху «ползет» по другой руке), а ноги — с другой стороны. Переводим руки и ноги одновременно в противо­положные стороны.

54. Прижать колени к груди, руки обхватывают голени, нос дотя­
гивается до коленей.

55. «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, про­
катываясь всеми позвонками по полу. Другой вариант — перекаты то
на правый, то на левый бок. По команде взрослого ребенок замирает
на каком-либо боку.

56. «Бревнышко». Поднять руки за голову, кисти соединены, паль­
цы «смотрят» вверх; ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько
раз перекатиться направо, затем налево, как «бревнышко».

57. Ползание на спине: при помощи рук и ног; только рук; только
ног (одновременные и попеременные движения правой и левой ко­
нечностями).

58. «Струночка». Ребенок должен почувствовать пол головой,
шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем опи­
сать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, мягким,
холодным, гладким, бугристым; шее или ногам неудобно и т.д.

Вытянуть руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх; ноги вместе, мыски оттянуты. Подбородок опустить на грудь так, чтобы нижняя часть шеи приблизилась (прижалась) к полу. В этом положении важно, чтобы ребенок почувствовал опору тела (ощущение, что пол держит, что он лежит на полу), а затем рассла­бился.

Психолог берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (дру­гая лежит расслабленно), затем другую. То же — с ногами. После это­го ребенок выполняет растяжки самостоятельно.

59. «Линейные растяжки». Ребенок (сначала с вашей помощью)
растягивает все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и
ногами; затем — только правой стороной тела (рука, бок, нога), по­
том — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выги­
баться. Спросите его о том, вытянулась ли его спина, руки и ноги.

60. «Звезда». Ребенок ложится в позу «звезды» — слегка разведя
руки и ноги, а затем выполняет растяжки, аналогично предыду­
щим, но не линейные, а диагональные. Оттягивается пятка правой
ноги и левая рука — по диагонали, при этом левая нога и правая
рука расслаблены. Расслабиться. Затем то же выполняется по другой
диагонали.


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 125

Растяжки «Струночка» и «Звезда» нужно делать не только на спи­не, но и на животе.

Упражнения лежа на животе

61. «Лодочка». Вытянуться всем телом. Ребенок по инструкции
психолога поднимает прямую руку (ногу); обе руки (ноги); одноимен­
ные и разноименные руку и ногу. Затем вместе с конечностями под­
нимаются и опускаются голова и глаза.

62. «Кобра». Ладони упираются в пол на уровне плеч. «Как кобра,
медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приотк­
рывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину.
Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены и лежать на
полу». Медленный возврат в И.п. и расслабление.

63. И.п. — упор лежа. Поднять бедра и таз как можно выше, опи­
раясь на стопы и ладони, пока верхняя и нижняя части туловища не
составят букву «Л». Вес тела должен быть равномерно распределен
между стопами и кистями рук, пятки — на полу, ноги прямые, смот­
реть вперед. Дети пробуют двигаться в такой позе (вперед, назад,
вправо, влево), при этом пыхтя и громко топая.

64. «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол
на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, выгибаем туловище
вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперед,
снова ноги шагают к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и
подошвы ног не отрывать от пола.

65. «Корзиночка». Схватить руками согнутые в коленях ноги за го­
леностопные суставы. Качаться на животе вперед — назад, направо —
налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.

 

66. «Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опира­
ясь на колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. Со вдо­
хом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом —
зашипеть; подбородок — к груди, спина выгибается вверх.

67. Ползать и ходить на четвереньках, изображая, как двигают­
ся различные животные и какие звуки они издают (змея, крокодил,
собака, ящерица, пантера и т.д.).

68. Ползание на животе: при помощи рук и ног; только рук или
ног (одновременные и попеременные движения правой и левой ко­
нечностями).


126 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Упражнения сидя на полу

69. Сидя на полу, скрестить ноги; спина прямая, руки на голенях.
Вдыхая через рот, выгнуться вперед, одновременно выпятив нижнюю
челюсть. С выдохом через рот опустить нижнюю челюсть на грудь,
выгнуть спину назад. Голова при этом по возможности остается на
одном уровне.

70. «Бабочка». Захватить сложенные подошвами стопы руками,
сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как
можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движения бед­
рами подобны взмахам крыльев бабочки.

71. Ноги вытянуть, наклониться вперед с прямой спиной и зах­
ватить руками большие пальцы ног. При этом указательный и сред­
ний пальцы обхватывают большой палец ноги, а большой надавлива­
ет на ногтевую пластинку. Обязательно колени держать прямыми
(если не получается схватиться за пальцы ног, возьмитесь за щико­
лотки или за икры).

72. «Лев». Сидя на пятках, немного наклониться вперед, опираясь
руками о колени (пол). Широко открыть рот, максимально высунуть
язык и издать громкий и страшный «львиный рык».

73. Сидя, скрестить ноги, спина прямая; привести руки к плечам
(четыре пальца направлены к шее, большой палец назад, плечи па­
раллельно полу). Выполняем свободные повороты налево — направо;
по возможности максимально скручиваем позвоночник. Голова пово­
рачивается сначала в одну сторону с телом, затем — в противополож­
ную.

74. Сесть так, чтобы на колено правой ноги легла левая пятка,
упор на пальцы левой руки. Правая рука держится за левое плечо.
Смотреть за левое плечо, разворачиваясь всем туловищем. То же — в
другую сторону.

75. «Крылья птицы». Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать
руками как крыльями («Какую птицу ты изображаешь?»).

76. Опираясь на колени и сидя на пятках, схватиться за голено­
стопные суставы или пятки, прогнуться всем телом (подать таз впе­
ред и вверх, голова свободно откинута назад). Облегченный вариант:
то же, но стоя на коленях (колени на ширине плеч) и поставив ладо­
ни на поясницу.

77. И.п. — то же. Наклониться вперед, пока лоб не коснется пола.
Руки ладонями вверх — вдоль туловища, кисти рядом со стопами.
Другой вариант: руки вытянуты вперед, ладони вместе.


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 127

78. И.п. — то же. Постепенно опуститься назад, сначала опираясь
на локти, а затем на голову. Руки свободно лежат вдоль туловища.
Постепенно выпрямляться, меняя положения в обратном порядке.

79. Сидя на полу, слегка наклонитесь назад и обопритесь на
согнутые в локтях руки, приподнимите согнутые в коленях ноги.
Перебирая руками и покачиваясь вперед — назад, крутитесь вокруг
своей оси.

Упражнения стоя

80. «Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак,
большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота.
Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и за­
прокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднима­
ясь на цыпочки, постепенно напрягая все тело как «струнку» (пред­
ставьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вер­
нуться в И.п., выполняя движения в обратном порядке.

81. «Тянемся к солнышку». Встать у стены, касаясь ее пятками,
ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять
руки вверх, задержать дыхание — кончиками пальцев рук тянемся к
солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная
с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отде­
лом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая
пяток от пола. (Вначале психолог должен дать почувствовать ребенку
ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх
за пальцы рук.) Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

82. Правая нога впереди, согнута в коленном суставе, пальцы
стопы направлены прямо вперед, опора на эту ногу. Левая нога вы­
прямлена, стопа повернута под углом 90° вовне. Правая рука вытя­
нута вперед, как будто держит лук, левая — максимально отведена
назад, натягивая тетиву лука. Руки растягивают лук так, чтобы в
груди чувствовалось напряжение. Повторить, поменяв положение
ног и рук.

83. «Растяжки для ног». Ноги на ширине плеч; поднять прямые
руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:

а) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги
левой рукой. Остаться в этом положении 5 сек. и вернуться в И.п. Ста­
раться не сгибать ног и рук. То же — для правой руки и ноги;

б) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги
правой рукой. Остаться в этом положении 5 сек. и вернуться в И.п. Не
сгибать ног и рук. То же — для левой руки и правой ноги.


128 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

84. «Повороты в стороны». И.п. — то же. Поворот влево — левая
рука движется назад, правая рука лежит на области сердца; поворот
вправо — правая рука назад, левая на сердце и т.д. Движения свобод­
ные и размашистые. Голова также поворачивается вместе с тулови­
щем в одну, а затем в другую сторону.

85. «Скручивание корпуса». И.п. — то же, колени слегка согнуты,
стопы параллельны друг другу. Тело полностью расслаблено. Скручи­
вать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину.
Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются
пола; позвоночник — вертикальная, неподвижная ось вращения. Го­
лова сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками,
потом — в противоположную от рук сторону.

Релаксация

Прежде чем перейти к описанию упражнений, непосредственно направленных на релаксацию (полное расслабление), хотелось бы от­метить особое влияние музыки, цвета и запахов на соматическое и психическое состояние человека. Известно, что сочетание перечис­ленных выше факторов может оказывать различное воздействие — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее и т.д. Поэтому продуманное приме­нение музыки, цвета и запахов может повысить эффективность вы­полняемых упражнений, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Так, ритмичная, быстрая, громкая музыка оказывает стимулиру­ющее и тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов. Напротив, медленная, плавная, негром­кая музыка оказывает успокаивающее и расслабляющее действие, как и зеленый, голубой, синий цвета.

При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбро­сить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствую­щую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы.

Релаксация может проводиться как в начале или середине заня­тия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе за­нятия опыта. Интеграция в теле — релаксация, самонаблюдение, вос­поминание событий и ощущений — является частью единого процес­са. За ней следуют интеграция в рисунке (невербальный компонент)


Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 129

и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие со­здают необходимые условия для отреагирования ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия.

86. Поставить ноги шире плеч, немного согнуть их в коленях,
мыски развернуть внутрь. Руки не касаются тела, слегка округлены,
опущены вниз, ладони развернуты назад. Спина прямая. Глаза закры­
ты. Сохраняя позу, максимально расслабиться, представляя, как на­
пряжение «стекает» по телу вниз. Шея отдыхает, голова соответствен­
но занимает свободное, произвольное положение, удобное для ре­
бенка (откинута назад или к плечу, слегка опущена вниз).

Приведем несколько возможных сценариев для релаксации продол­жительностью около 5 мин. Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3—4 цикла глубокого дыхания в инди­видуальном темпе.

87. «Пляж». «Представьте, что вы лежите на теплом песке и заго­
раете. Ласково светит солнышко и согревает вас. Веет легкий ветерок.
Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и
танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте
позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить
свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были
максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего цели­
ком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем
глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спе­
ша встаем».

88. «Ковер-самолет». «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет;
ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко
покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все
отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озе­
ра... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в
нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и вы­
дох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Для выхода из длительной (более 10 мин.), глубокой релаксации, чтобы вернуться в состояние «здесь и сейчас» и подготовиться, моби­лизоваться для дальнейшей работы, рекомендуется, лежа на спине, выполнить последовательно пять упражнений, каждое из которых за­нимает около 30 сек.:

а) сделать 3—5 циклов глубокого дыхания;

б) потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и мыски ног
от себя;

5 — 4794


130 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

в) поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и по­
стараться достать им до пола. Плечи при этом должны оставаться на
полу. Повторить движения несколько раз в каждую сторону;

г) потереть ладонь о ладонь и подошву о подошву;

д) подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Прокатиться
несколько раз на спине вперед — назад, раскачиваясь как «корзиноч­
ка» («качалка»), или перекатываясь как «бревнышко».

Само по себе это одно из лучших упражнений для позвоночника и всей спины, но делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.018 с.)