Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Роль инициации. Наказание и поощрениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Огромное значение имеет соблюдение инициальных «обрядов». Инициация (посвящение) является языком, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя: «С сегодняшнего дня я не такой, каким был вчера, теперь я...». Инициация также объединяет членов группы, повышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии. Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фиксировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации— прохождение ребенком определенных «испытаний», экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в зависимости от его возраста и возможностей. Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может сказать: «Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело!» Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройденный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню, сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен справиться. Каждый пройденный этап, а также достижения каждого ребенка должны быть обязательно отмечены психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли («ведущий», «помощник» и т.д.). В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми маркерами, абсолютно необходима «тронная» речь психолога: «Теперь вы стали... Вспомните, как трудно было вначале... Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас "Знайками"». Наказание и поощрение Необходимым условием любого коррекционного процесса является система наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать «общественный договор»: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться. «Сила честности» — взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка. Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, «скамья запасных» и т.д.). Другим способом наказания яв- 238 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация ляется лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то — батут, компьютер или описанная выше игра «Царство животных»). В качестве поощрений можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т.п.), а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непреложно для всех. В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает право самостоятельно выбрать игру, в которую будут играть все лети, или музыку, под которую они будут танцевать. Причем этим выдающимся может быть не объективно самый успешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка «в центр», приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг. Часть III ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В этой части представлен ряд авторских программ, разработанных на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» (Семенович, Архипов, 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова, 2001). В них отражены варианты дидактической поурочной разработки схемы нейро-психологической коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Каждая из программ реализуется по единому плану, который предполагает: —предварительную нейропсихологическую диагностику и дина —занятия с детьми в течение 2,5—3 месяцев с периодичностью —дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопро —обязательную отработку в домашних условиях применяемых —постоянное консультирование родителей с подробным объяс
Часть III. Дидактические материалы В ходе проведения занятий (индивидуальных и групповых) необходимо учитывать следующее: —в структуре каждого занятия в обязательном порядке должны —все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигатель —оптимальный размер группы — 5—7 человек; меньшее или —группы формируются на основании исходного статуса («синд —два-три первых занятий проводятся совместно с родителями; —важно неукоснительно выполнять ритуалы и правила, вве —в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый резуль И еще одно замечание, связанное с постоянно возникающими вопросами: «Когда и с какими детьми можно начинать работать по данному методу, как этому научиться, смогу ли я, и каковы противопоказания к его применению?». Работать можно с детьми (и не только с детьми) всех возрастов, начиная с 4 лет, с любым типом онтогенеза: от «супернормы» до крайней «патологии». Вместе с тем частично метод можно применять и раньше в пассивном, адекватном возрасту варианте. Исключения составляют, например, дети с повышенной эпи-готовностью: несмотря на то что эта технология применима и эффективна в работе с ними (Мельников, Родригес, 1997), она не может тиражироваться повсеместно, поскольку требует постоянного, скрупу- 242 Часть III. Дидактические материалы лезного, сверхграмотного клинического сопровождения эпилептологом. Очевидно, что столь же тщательного наблюдения требуют дети с другими клиническими диагнозами (психиатрическими или общепатологическими). У вас прекрасно все получится. Более того, вы станете виртуозом в области комплексной нейропсихологической коррекции, как только обучитесь (хотя бы в течение 2—3 месяцев) этой технологии у опытных нейропсихологов и пройдете подготовку под руководством не менее опытного специалиста в области телесно-ориентированной психотерапии, а потом в течение 2—3 лет будете каждый день шлифовать свое умение вкупе с собственными профессиональными достижениями и обязательной супервизией. О необходимости знания базовых теоретических источников можно не дискутировать... Программа 1 (автор — нейропсихолог Е.В.Пивоварова, ЦППРиК «Строгино» СЗАО г. Москвы) рассчитана на индивидуальную и/или групповую коррекцию детей 5—6 лет. В ней подробно описаны «домашние задания». Данный вариант достаточно традиционен, поэтому может использоваться универсально. Программа представляет собой базовый вариант полноценного внедрения метода замещающего онтогенеза в психолого-педагогическое сопровождение детей в течение одной сессии одним ведущим. Программа 2 (авторы — психологи М.В. Евлампиева и М.В. Черенков, логопед Т.Н. Ланина; иллюстративный материал подготовлен педагогом-психологом Г.С. Лев, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г. Москвы) является расширенной модификацией первой. В этой программе представлены варианты коррекционных циклов для детей разных возрастов и разнообразный репертуар психолого-педагогического сопровождения психического развития детей. Программа состоит из двух основных частей и осуществляется двумя группами специалистов. Первая часть преимущественно ориентирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга и соответственно инициацию базовых составляющих подкорко-во-корковой и межполушарной организации процессов развития. Эта часть программы представлена в 1—9 разделах. Вторая часть направлена на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегуляции, актуализируемых благодаря активизации 2-го и 3-го ФБМ (10—17 разделы). Возможно как параллельное, так и последовательное (два цикла длительностью 2,5—3 месяца каждый) проведение данной программы в течение учебного года. Часть III. Дидактические материалы
Программа 3 (автор — логопед Т.Н. Ланина, ЦППРиК «Тверской» ЦАО г. Москвы) также создана по идеологии метода замещающего онтогенеза, но она в отличие от предыдущих дидактических разработок ориентирована более локально на формирование базовых предвербальных предпосылок речевого развития и инициацию потребности ребенка в активной коммуникации. Мы надеемся, что использование данных программ как исходной модели позволит читателям в полной мере актуализировать свои собственные профессиональные задачи и предпочтения. Очевидно, что представленный материал эффективно интегрируется в процесс психолого-педагогического сопровождения процессов развития как в массовых (детских садах, центрах творчества, школах и даже яслях), так и в специальных образовательных учреждениях. Имея в виду наметившуюся в последнее время тенденцию к интенсификации процессов инклюзивного образования, можно предположить, что представленный в данной книге подход станет одним из валидных и эффективных путей приближения тех или иных вариантов отклоняющегося развития к нормативному течению. Программа 1 Курс индивидуальных занятий С детьми 5—6 лет Эта программа может использоваться: 1) для индивидуальных занятий ребенка с психологом, 2) для индивидуальных занятий ребенка с родителями или заме Психолог проводит занятия два раза в неделю; при этом обязательным условием является отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии. Только в этом случае работа будет эффективной. Родители проводят дома упражнения, усвоенные на занятии, в течение 3—5 дней. Дыхательные упражнения выполняются лишь при наличии достаточной подготовки у взрослого, занимающегося с ребенком. Все двигательные упражнения (дыхательные, глазодвигательные, ползание на спине, животе, четвереньках, растяжки) выполняются по команде взрослого в медленном темпе 6—8 раз в течение занятия. В некоторых случаях родители после консультации со специалистом могут заниматься с ребенком дома самостоятельно, тогда каждое занятие также выполняется в течение 3—5 дней. Программа для индивидуальных занятий ребенка с психологом (базовая) приведена полностью. Программа для занятий ребенка с родителями представляет собой сокращенный вариант базовой, поэтому в конце каждого занятия указаны номера упражнений, которые исключаются при работе дома, и приводятся упражнения, отличающиеся от тех, что выполнялись ребенком на занятии со специалистом. Занятие 1 1. Дыхательные упражнения. Ребенок лежит на спине, руки и 2. Глазодвигательные упражнения. Исходное положение (и.п.) — Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет
и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3—4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. 3. «Качалочка». И.п. — ребенок сидит, обхватив согнутые ноги 4. «Лодочка». Ребенок ложится на живот, руки вытягивает впе 5. Ползание. Ребенок ползает на спине, на животе (как сможет). 6. Массаж ладоней и пальцев. Помассируйте ребенку пальцы на 7. Рисование на спине и руках геометрических фигур и букв. Вспомните с ребенком, какие геометрические фигуры он знает (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, ромб), и нарисуйте их на листе бумаги. Затем нарисуйте пальцем на спине ребенка одну из геометрических фигур и попросите его сказать, какая фигура нарисована. То же проделайте на руках ребенка, рисуя на обеих сторонах кисти (во время рисования на кистях рук глаза у ребенка должны быть закрыты). 8. «Животные-детеныши». Вспомните с ребенком, как называ 0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го.
246 Часть III. Дидактические материалы Занятие 2 1. Дыхательные упражнения. Исходное положение (И.п.) — лежа 2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так 3. «Растяжки». Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, 4. «Бревнышко». Ребенок должен покататься по полу, как «брев
1) с прямыми руками и ногами, руки прижаты к бокам («по 2) с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать. 5. Ребенок лежит на полу, руки и ноги не скрещиваются. По 1) приподнять голову (взрослый следит, чтобы в это время ребе 2) сесть из положения лежа без помощи рук. 6. Определение фактуры поверхности предметов. Покажите, на Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет 247 Если ребенок затрудняется назвать предмет, предложите ему ощупать материал одной рукой и найти этот же материал сначала этой же рукой, а затем другой. 7. Массаж ступней. Предложите ребенку походить босиком 8. «Игра в животных». Предложите ребенку показать вам какое- 0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 6-го и 8-го. Занятие 3 1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде 2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так 3. «Растяжки». И.п. — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в 4. Ползание на животе. Ребенок должен поползать на животе:
1) только при помощи ног (руки лежат на спине); 2) только при помощи рук, отталкиваясь сразу обеими руками; 3) только при помощи рук, отталкиваясь каждой рукой попе
248 Часть III. Дидактические материалы 5. Ползание на спине. Ребенок должен поползать на спине с помо 1) отталкиваясь одновременно обеими ногами; 2) отталкиваясь попеременно то левой, то правой ногой.
6. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — 7. «Волшебный мешочек». Положите в непрозрачный мешочек
Рис. 33 Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—б лет началом игры следует показать ребенку предметы из мешочка и обсудить, что это за предметы. Так же можно поиграть с вырезанными из картона геометрическими фигурами. 8. «Профессии». Обсудите с ребенком, какие он знает профессии (повар, портной, летчик, врач и т.д.), чем занимаются люди этих профессий, какими инструментами и предметами пользуются (рис. 33). 0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 7-го и 8-го. Занятие 4 1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде 2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так 3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, руки за 4. Ползание. Ребенок должен поползать на животе «по-пластунски»:
1) одновременно сгибаются правые рука и нога — ребенок от 2) одновременно сгибаются правая рука и левая нога — ребенок 5. «Сортировка». Смешайте небольшое количество фасоли и го
250 Часть III. Дидактические материалы фасоль в одну тарелку, горох во вторую, важно, чтобы ребенок работал обеими руками. 6. «Угадай, что за звук». Предложите ребенку послушать, как После того как ребенок хорошо научится определять источник звуков, усложните задание, предлагая ребенку для угадывания последовательность из двух или трех шумов. 7. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять мяч об пол, сначала
Какие картинки подходят к каждому Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет
8. «Времена года». Обсудите с ребенком, какие времена года он знает: как они называются, в каком порядке идут друг за другом, что происходит в природе во время каждого из времен года (рис. 34). 0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го и 8-го. Занятие 5 1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде 2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так 3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты в коленях, правая 4. Ползание. Ребенок стоит на четвереньках (на руках и коленях).
1) Делает шаг сначала правой рукой и ногой, затем левой рукой 2) Ребенок делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, за
5. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и, 6. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочками, 252 Часть III. Дидактические материалы они создают различные шумы. Необходимо иметь два идентичных набора: для себя и ребенка. Взрослый берет коробочку из своего набора и трясет ее, ребенок прислушивается к шуму с закрытыми глазами. Затем ребенок берет по одной коробочке из своего набора и, потряхивая, находит аналогично шумящую. Игра продолжается до тех пор, пока для каждой коробочки из набора взрослого не будет найдена пара. 7. «Разрезные картинки». Дайте ребенку два одинаковых изобра 8. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм, отстукивая 0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 5-го, 6-го, 7-го и 8-го. Вместо 5-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Сортировка». «Сортировка». Смешайте небольшое количество мелких и крупных бусинок (или бусинки разных цветов) и попросите ребенка разобрать бусинки: мелкие положить в одну тарелку, крупные — во вторую. Важно, чтобы ребенок работал обеими руками. { Занятие 6 1. Дыхательные упражнения. И. п. — лежа на спине. По команде 2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет вверх, вниз и к носу). Руки во время упражнения прямые и не сгибаются в локтях. Затем то же самое ребенок проделывает согнутыми в локтях руками. 3. «Растяжки». Лечь на спину, правая рука под головой, левая 4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, при этом руки ста
1) Делает шаг сначала правой рукой и правой ногой, затем ле 2) Делает шаг сначала правой рукой и левой ногой, затем левой
5. «Ладушки». Играют взрослый с ребенком: каждый делает хло 6. «Игры с мячом». Научите ребенка ударять об пол мячом и, 7. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя рука По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно усложнять и удлинять, например, «1» — правой рукой, «3» — левой рукой, «2» — правой рукой и т.п. 8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую 1) обе руки рисуют линии слева направо, 2) обе руки рисуют линии справа налево, 3) правая рука рисует слева направо, а левая рука одновременно 254 Часть III. Дидактические материалы 4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно рисует слева направо.. ь Повторите упражнение, предложив ребенку нарисовать верти*1 кальные линии..<Р i 0 Домашнее задание (занятие с родителями) >$. Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го. № *&. Занятие 7 1. Дыхательные упражнения. И.п. — лежа на спине. По команде 2. Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками. 3. «Растяжки». «Звездочка»: ребенок лежит на спине в позе звез 4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно Рот открыт, язык высунут и двигается в сторону «шагающей» руки (перемещается правая рука — язык поворачивается вправо, перемещается левая рука — язык поворачивается влево). Это же упражнение ребенок выполняет, двигаясь назад (пятясь). 5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно Программа 1. Курс индивидуальных занятий с детьми 5—6 лет
6. «Развитие чувства ритма». Психолог задает ритм, отстукивая 7. «Дорисуй предмет до целого». Предложите ребенку изображе 8. «Рисование двумя руками». Прикрепите лист ватмана на любую
1) обе руки рисуют круги слева направо, 2) обе руки рисуют круги справа налево, 3) правая рука рисует слева направо, а левая рука в это же время 4) правая рука рисует справа налево, а левая рука одновременно 0 Домашнее задание (занятие с родителями) Проводятся все упражнения, кроме 6-го, 7-го, 8-го. Вместо 6-го упражнения базовой программы ребенок выполняет упражнение «Игры с мячом». «Игры с мячом». Научите своего ребенка ударять об пол мячом и, прежде чем он поймает мяч, хлопать в ладоши один раз. 256 Часть III. Дидактические материалы но, держа его сначала правой рукой (ведет предмет вправо), затем левой рукой (ведет предмет влево), а затем двумя руками (ведет предмет вверх, вниз и к носу), руки во время выполнения этого упражнения прямые и не сгибаются в локтях. Затем упражнение выполняется согнутыми в локтях руками. 3. «Растяжки». Лечь на спину, ноги согнуты, руки вытянуты в Затем упражнение выполняется наоборот — левая рука перекатывается вверх, правая рука перекатывается вниз. 4. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно 5. Ползание. Ребенок ползет на четвереньках, руки параллельно 6. «Развитие чувства ритма». Взрослый задает ритм двумя нога По мере усвоения ребенком этого задания ритмы можно усложнять и удлинять, например, «1» — правой ногой, «3» — левой ногой, «2» — правой ногой и т.п. 7. «Развитие внимания». Предложите ребенку задание на развитие
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.016 с.) |