Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Коммуникативные навыкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга. Одним из видов группового взаимодействия являются двигательные импровизации — начиная с задаваемых образов (образы зверей) и заканчивая импровизациями, направляемыми внутренним импульсом ребенка. «Когда человек входит в комнату, он делает это ради какой-то цели... Или чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувство...» — писал К.С. Станиславский. На первом занятии участникам следует объяснить, что все они, приходя куда-то, имеют определенную цель, и предложить изобразить это невербально. 16. «Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, 17. Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой, 18. Детям предлагается по очереди не словами, а только звуками Раздел 3 Формирование смысл сообразующей функции психических процессов 221 В разминку, в начале занятия, хорошо включать различные парные упражнения, в том числе этюды по согласованным действиям: «пилка дров», «гребля», «перемотка ниток», совместный рисунок и т.п. 19. «Зеркало». Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг Сложность и рисунок двигательных мелодий, естественно, должны варьироваться, поскольку дети-«отражения» довольно быстро обучаются угадывать движения партнера, иногда предвосхищают, более того — опережают их. Это и следующие упражнения — прекрасное средство для установления психологического контакта. 20. «Тень». Первый участник двигается определенным образом, а 21. Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на 22. Один из партнеров принимает положение «упор лежа», дру 23. Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на В упражнениях, предлагаемых ниже, условия поставлены таким образом, что дети должны двигаться как единое целое. 24. Разбившись на пары, дети ложатся на спину ногами друг к 25. Дети встают лицом друг к другу, держась за талии, на под 222 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 26. Дети встают боком друг к другу и «приклеиваются»: берут друг 27. «Слепой и поводырь». Дети делятся на пары: один из них — 28. «Паровоз». Дети разбиваются на команды по 4—5 человек, Следующий этап — соревнования, в которых группа разбивается на команды. Условия должны включать как самостоятельную активность каждого ребенка из пары, так и их взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании. 29. «Представление». Дети встают или садятся в круг. Один (двое 224 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ. 33. «Составление рассказа по сюжетной картинке или серии кар На следующем этапе важно намеренно нарушить заданный порядок картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) коренным образом меняет (вплоть до полного абсурда) сюжет. 34. «Прослушай, прочти и перескажи». Прослушивание (прочте 35. «Пословицы и поговорки». Работа над пониманием пословиц и 36. «Подбери следующее». Попросите ребенка подобрать слово, первый —..., завтрак —..., июль —..., лето —..., январь —..., зима —..., седьмой —..., 1998 —... и т.п. Если решение позволяет предложить несколько ответов, подробно обсудите их, а потом выберите вместе с ребенком наиболее точный. 37. «Расставь события по порядку». —Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я —Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает —Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д. 38. «Время и антивремя». Каждому из участников предлагается Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 225 Крайне важно в обязательном порядке включать в коррекцион-ные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным, традиционным правилам. Содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех, что описаны выше, прежде всего в 1 и 2 разделах настоящего пособия. Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 44. «Запретное движение». Психолог показывает различные дви 45. «Гонка за лидером». Дети стоят за стульями, расставленными 46. «Внимательный». Ставится стул и дается команда начать дей Усложненные варианты этого упражнения: по сигналу ребенок меняет направление движения на противоположное — 1 раз приседает и 2 раза подпрыгивает и т.д. 47. «Повтори за мной». Ребенок, начинающий игру, демонстри 48. «Японская машинка». Это упражнение направлено прежде все Группа рассаживается в полукруг. Участники рассчитываются по порядку, начиная с любого края. Ведущему всегда присваивается но- Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 227 мер «ноль». Ведущий может принимать участие в упражнении, но чаще всего он только начинает его и задает темп. Темп отбивается всеми участниками группы следующим образом: на счет «раз» — удар ладонями обеих рук по коленям, на счет «два» — удар правой ладонью, на счет «три» — удар левой ладонью и т.д. Одновременно с ударом правой ладонью ведущий начинает игру, произнося свой номер: «Ноль». На удар левой ладонью он называет номер игрока, который продолжает игру дальше. (При этом участники, приглашая к игре друг друга, должны обязательно сопровождать свое приглашение взглядом.). Далее следует удар ладонями по коленям (все молчат). Участник, допустивший ошибку в выполнении задания, прекращает игру, продолжая, однако, сидеть в полукруге и отстукивая ритм. Ведущий, не меняя темпа, констатирует, например: «Третьего нет», и продолжает игру. Ошибками считаются: сбой темпа; неправильное называние своего номера или номера партнера; приглашение к игре выбывшего участника или ведущего (если он не играет); приглашение к игре, не сопровождаемое взглядом. Возможные пути усложнения игры: убыстрение темпа, изменение направления расчета участников, расчет нечетными числами или буквами. Развитию внимания, памяти и произвольности способствуют также игры, происходящие во внутреннем плане действия. 49. «Муха». Играть может любое количество людей. Каждый пред 50. «Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» Более сложная задача — услышать свой пульс, а затем почувствовать его в соответствующей части тела. Другим вариантом упражнения является восприятие указанной части тела как максимально разогретой. Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Синестезии Известно, что любое наше состояние: сон — бодрствование, усталость — активность, радость — печаль и т.п. — контролируется мозгом. В последние годы ученые доказали, что человек может сам управлять ритмикой своего мозга и теми биохимическими процессами, которые в нем происходят, используя метод «обратной связи». На этой основе были изобретены специальные методы, позволяющие человеку (без привлечения лекарств) избавляться от страха и боли, тоски и чрезвычайного возбуждения и т.п. Предлагаемые ниже упражнения направлены на то, чтобы, во-первых, расширить возможности восприятия, памяти, внимания, воображения ребенка и, во-вторых, попытаться научить мозг подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент. Из предложенных ниже упражнений ребенок может в результате составить, собрать картину, образ которой поможет ему максимально расслабиться или, наоборот, собраться, оказывает стимулирующее действие и т.д. Поэтому в конце каждого из упражнений ребенок должен словами описать свои ощущения и/или нарисовать их. 51. «Зрительные представления». а) Представьте себе различные фигуры: круг, треугольник, квад б) Представьте какой-нибудь предмет (одушевленный или не Что у вас получилось? Что это было? 52. «Тактильные и кинестетические представления». а) Представьте себе свои ощущения, когда вы прикасаетесь к какому-нибудь предмету (дерево, вата, бархат, волосы и т.д.). Прикоснитесь в воображении к коре дерева, крапиве; к снегу, только что выпавшему и тающему; к разным цветкам, их лепесткам, стеблю, листьям; песку, струе воды, потоку горной реки, морю, перышку. Раздел 3. Формирование смыслоообразующей функции психических процессов 229 б) Представьте пожатие руки, ощутите его тепло (или холод), в) Вы идете, бежите, лежите на пляже у реки, моря (песок, галь г) Представьте, что ручка медленно пишет ваше имя. Как оно 53. «Обонятельные и вкусовые представления». Представьте себе, что вы вдыхаете запах: прибитой дождем пыли, сада после грозы, знойной степи, луга; бензина, духов, дыма костра; мяты, сирени, моря, водорослей; свежеиспеченного хлеба, своего нелюбимого блюда, своего любимого блюда. Представьте вкус, температуру, плотность воды, пепси-колы, банана, йогурта, сыра и т.д. 54. «Слуховые представления». Представьте себе голоса знакомых 55. «Синестетические образы». а) Психолог предлагает представить и назвать предметы, фрук б) Вспомните и постарайтесь воссоздать переживание различных 230 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация произведение с большим количеством действующих лиц (может быть, и исторических), наполненное звуками, запахами, яркими красками. в) Закройте глаза, представьте образ, рассмотрите его в деталях и затем заставьте измениться: молодой человек постепенно превращается в старого и наоборот; молодой побег развивается в большое ветвистое дерево; зимний пейзаж превращается в весенний, летний — в осенний; старуха нищенка — в красавицу; лягушка — в царевну. Попробуйте изобразить это только своим телом, в рисунке, расскажите, что произошло.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.231 (0.013 с.) |