Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуараСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глаза 89. После массажа век и области вокруг глаз 3—5 раз повернуть глазные яблоки влево и вправо, вверх и вниз, по кругу. На несколько секунд широко открыть глаза, затем — сильно зажмурить. Это снимает напряжение и улучшает кровообращение в области глаз, улучшает зрение. При выполнении упражнений голова всегда фиксирована. Слежение глазами идет за предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя и, наконец, 3) около переносицы. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях. При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. Вначале он следит за предметом, перемещаемым психологом, затем — за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе. В грубых случаях несформированности глазодвигательных функций необходимо выполнять описываемые упражнения с сопротивлением движению рук ребенка со стороны взрослого. Психолог обязательно следит за плавностью движения взгляда и его стабильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 131 дополнительное внимание, «прорисовывая» их до тех пор, пока движение и удержание взгляда на предмете не станут устойчивыми. 90. Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка 91. Руки (опущенные, поднятые в стороны или вверх) сжаты в 92. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому 93. Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные верти После того как эти упражнения усвоены, можно совместить их с дыхательными упражнениями: движение — на фазе глубокого вдоха; удержание взгляда в крайнем верхнем (нижнем, правом, левом) положении, у переносицы — на фазе задержки. Возврат в И.п. — на пассивном выдохе. Успешным является результат, при котором каждое движение глаз согласуется с равными фазами дыхания. 94. Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности оо 95. «Слоник». Голова кладется на вытянутую вперед и в сторону 132 Часть П. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Речевой аппарат Работа над расширением сенсомоторного репертуара речевого аппарата всегда начинается с массажных упражнений (глава 2) и подробно описана в логопедической литературе, поэтому мы перечислим лишь некоторые из соответствующих упражнений: • открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с зак • язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; движения • движения языка по внешней и внутренней поверхности верх Следующий блок упражнений (каждое выполняется 3—6 раз), заимствованный из актерской практики, помогает бороться с вялостью речевого аппарата («кашей во рту») и, кроме того, расширяет репертуар соответствующих кинестетических (артикуляционных) и кинетических возможностей. Тренировка нижней челюсти Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. 96. И.п. — голову держать прямо. Подбородок в обычном удобном 97. И.п. — то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 133 Тренировка губных мышц 98. И.п. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. 99. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два»
100. И.п. — зубы сомкнуты. На счет «один» нижняя губа опускает 101. Губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под Тренировка мышц языка Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень. 102. И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, его кончик — у ниж 103. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутрен 104. И.п. — рот открыт. Положить язык плоско, чтобы была видна 105. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка 134 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация 106. Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зу 107. Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам, 108. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губа 109. Тренировка небной занавески и корня языка. Губы сомкну Проделайте упражнение, стараясь увеличивать время, при котором небная занавеска находится в поднятом состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти — сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка как при сомкнутых, так и при открытых губах. Шея, плечи ПО. «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в стороны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить голову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3—5 раз. Аналогично — ладони на лоб. 111. «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контрастное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и попеременно; 3) вра- Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 135 щать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не прогибая и прогибая спину назад и вперед. 112. «Наклоны головы». Сесть или встать прямо. В медленном темпе 113. «Перекаты головы». И.п. то же, что и в упражнении 111, ноги 114. «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения го Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, способствуют улучшению кровообращения головы, движению спинномозговой жидкости. Руки 115. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто 116. «Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, 117. «Краб». Покажите ребенку, как передвигается краб (лягуш Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация вершать рывки в стороны, вверх — вниз (бросать руки в разных направлениях). 118. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные. 119. «Волшебная мельница». Ребенок представляет, что его руки — а) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе впе б) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и сво в) вращать руки в лучезапястных суставах (руки вытянуты впе 120. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы — Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки). 121. «Море». Ребенок вместе с психологом рассказывает историю Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 137 нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)». Ноги 122. Ребенок ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгиба 123. Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в 124. «Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде 125. Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в 126. «Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в ко 127. «Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым мы способствуем повышению устойчивости ребенка. Она связана с развитием равновесия, «чувства опоры» или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии. Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, ребенку предлагается встать в свободной позе, перенести вес Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Приподнять немного одну ногу, не теряя равновесия, покачать ею в разных направлениях, вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Растереть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки и ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног. 128. «Развитие устойчивости и раскрепощение суставов». Внима И.п. — встать на одну ногу. Вращать другой ногой от бедра сначала по часовой стрелке, потом против. Сменить ногу; И.п. — то же. Бедро другой ноги поднято параллельно полу, колено согнуто. Жестко фиксируя это положение, описывать голенью (затем только стопой) горизонтальные круги, сначала по часовой стрелке, потом против. Голень (стопа) при этом полностью расслаблена. Сменить ногу; И.п. — то же; согнуть другую ногу в колене, руки за спиной, правой ладонью обхватить левое запястье. Описывать стопой вертикальный круг, как бы вращая педаль велосипеда. Описав 3—5 кругов, поменять направление на противоположное. Сменить ногу; И.п. — то же; другая нога слегка приподнята над полом; вращать стопу в голеностопном суставе, описывая мыском ноги круги и волны в горизонтальной (вертикальной) плоскости. После 3—5 раз поменять направление на противоположное. Затем сменить ногу. 129. «Перекаты». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, 130. «Приседания». Сесть на корточки, подошвы ног полностью 131. И.п. — ноги шире плеч, руки расслаблены. Развернуть правую 132. Ноги вместе; широкий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 139 пол, чувствуя напряжение в икре и ахилловом сухожилии. На вдохе поднимаемся на правой ноге и одновременно отрываем левую пятку от пола. Повторить 3 раза. Поменять ноги. 133. «Канатоходец». Ребенок — канатоходец — имитирует проход по канату (он идет по прямой воображаемой линии по полу): скользит и балансирует, ищет равновесие. Партнер дует на него со стороны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстояния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь (справа, слева). Цель канатоходца — удержаться, несмотря на препятствие. В целом весь приведенный выше комплекс, как и развитие мелкой моторики любого вида, является мощным тонизирующим фактором. Он неизбежно должен активно применяться в психологической, дефектологической и логопедической практике: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из пальцев и т.д.), лепка, нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, перебор круп и т.п. I Однако в настоящее время, как правило, популярны лишь некоторые из этих упражнений. Между тем именно их последовательное и Иерархизированное включение в коррекционный процесс приводит к устойчивым результатам. Ведь каждое из них направлено на определенную коррекционную (абилитационную) мишень. И лишь в единой системе они выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, he только достигая своей собственной цели, но повышая и стабилизируя общий энергетический потенциал ребенка. Обогащают и совершенствуют его двигательный и сенсорный репертуар, представление о собственном теле и владение им; развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают эмоционально. )3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий Особое внимание следует уделить работе с теми патологическими ригидными телесными установками (в статике и динамике), ко-эрые ограничивают и обедняют движения ребенка. Например, при "Шсьме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напряга-гся плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную юзу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей •остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются (обильные мимические и оральные комплексы оживления. 140 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Коррекция здесь, может быть, наиболее трудоемка и сложна как для ребенка, так и для психолога, поскольку основной мишенью является перестройка непродуктивных стереотипов и неэффективных формул движения. Однако достижение этой цели дает поразительный эффект в различных сферах психической жизни ребенка. Синкинезии — это непроизвольное оживление двигательной активности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему. К приведенным выше примерам каждый специалист может добавить множество своих. Принципиально существует два основных пути устранения синки-незий. Первый из них связан с тем, что синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное, то есть становятся волевым актом, иногда доведенным до абсурда, но контролируемым ребенком сознательно. Например, ребенку, у которого процесс письма сопровождается непроизвольными движениями ног, говорят: «...Нет уж, ты, пожалуйста, вместе с ногами!» Второй связан с блокировкой синкинезии, при которой ребенку придается такое положение тела, когда их появление сведено к минимуму, вплоть до абсолютной невозможности. Основной методический прием при этом заключается в фиксации одного из патологически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается определенными движениями, пока автономность движений по уровням не автоматизируется. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой самим ребенком Например, имеют место обильные синкинезии (ноги, язык, мимика и т.п.), возникающие одновременно с движением руки. В этом случае может рекомендоваться: —используя утяжелитель, дать нагрузку на ту руку, действие ко —перенести произвольное внимание ребенка, например, на —удерживать в руке длительное статическое напряжение (напри Раздел 1. Стабилизация и активация энергетического потенциала организма 141 Иногда вам придется в буквальном смысле «зацементировать» ребенка: вы крепко обхватываете его руками или он делает это сам. Или он стоит на коленях перед столиком, подпирая голову руками; ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты (в зубах — «баранка» или палочка). И только когда ребенок находится в таком положении, можно приступать к выполнению глазодвигательных, графических и других упражнений. Не исключено, что и тут вы вынуждены будете фиксировать его голову или плечи. Формирование автономии по уровням логично начинать с устранения синкинезии «глаза — язык», так как, во-первых, патологическая связь этих уровней довольно часто встречается у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоемкой для организма в целом, в-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уровней необходимо для развития восприятия, речи, письма и т.д. 134. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить б) максимально открыть рот, язык спрятать; в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык. 135. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и язы 136. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разно 137. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе 138. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе Очевидно, что все перечисленные упражнения постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и выполняться в положении лежа, сидя, стоя. По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног они также включаются в эти блоки упражнений. 142 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.019 с.) |