Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познавательные процессы личностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В голове человека происходят психические процессы, которые отражаются в динамически изменяющихся ответах мозга на внешние и внутренние воздействия (раздражители). Познавательные процессы – это психические действия по осмыслению и накоплению новых знаний. Благодаря познавательным процессам человек приобретает жизненные и профессиональные знания, обучается и развивается. К познавательным процессам относятся: 1. Ощущения и восприятия; 2. Внимание и память; 3. Мышление и воображение. Ощущения – это отражения внешних явлений и внутренних состояний организма при их воздействии на органы чувств. В ходе изучения ощущений рассматриваются вопросы: а) сущность ощущения; б) типы ощущений; в) характеристики ощущений. Органами чувств являются: зрение, слух, обонянии, осязание. Полученные с их помощью ощущения выступают как простейшие психические процессы. Физиологическим аппаратом, при помощи которого возникают ощущения, являются анализаторы. Ощущения возникают благодаря трем отделам анализатора: рецептору проводящему, нервному пути, корковой части. Психология выделяет три основных типа ощущений: внешние, внутренние и динамические. Внешние ощущения. Это зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные ощущения. С их помощью человек познает свойства предметов, которые находятся вне его. Рецепторы внешних ощущений расположены на поверхности тела человека, в органах чувств. Различают внешние ощущения трех видов: обоняние – запахи и их оттенки; вкус – сладкое, соленое, кислое и горькое; осязание (чувствительность) – тепло, холод, давление, боль. Внутренние ощущения. Эти ощущения принимают информацию от тех органов чувств, которые находятся внутри организма человека. Это голод, жажда, тошнота, изжога, боль (кроме внешней кожной). Особую роль в жизнедеятельности человека играют болевые ощущения. Они являются своеобразным сигналом о возникших в организме проблемах, неполадках, сбоях. Болевые ощущения являются комбинированными. Они возникают, если интенсивность воздействия превышает допустимый уровень – порог чувствительности. Связь интенсивности воздействия и болевых ощущений представлена на рисунке 3.8.
Рисунок 3.8 – Связь интенсивности воздействия с болевыми ощущениями Динамические ощущения. Это ощущения движения и положения тела в пространстве. Рецепторы двигательного анализатора находятся в мышцах и связках. Это так называемые кинестатические ощущения. Они обеспечивают управление движениями на подсознательном уровне. В голове человека находится орган контроля за равновесием и ориентацией тела в пространстве – мозжечок. При его повреждении человек теряет координацию. Ощущения человека очень разнообразны и индивидуальны. Однако они имеют общие характеристики. Основными характеристиками ощущений являются: чувствительность, адаптация, контрастность. Чувствительность – способность организма реагировать на сравнительно слабые воздействия. Ощущения каждого человека имеют вполне определенный диапазон. С двух сторон этот диапазон ограничивается абсолютными порогами ощущений. За пределами нижнего порога ощущения еще не возникают, так как раздражитель слишком слаб. За пределами верхнего порога ощущений уже нет, так как раздражитель слишком силен. С помощью специальных упражнений человек может расширить свою чувствительность (сенсибилизацию). Адаптация – это изменение чувствительности (приспособление) под влиянием действующего раздражителя. Так, человек остро ощущает любой запах только в первые несколько минут. Затем ощущения притупляются, так как человек к ним адаптировался. Существует три основных вида адаптации: уменьшение, увеличение и исчезновение ощущения. Уменьшение чувствительности органов происходит обычно под воздействием сильного раздражителя. Организм как бы защищает себя от чрезмерного воздействия. Например, на ярком солнце зрачки глаз человека сужаются. Происходит защита от активного воздействия солнечного света. Увеличение чувствительности органов чувств происходит под воздействием слабого раздражителя. Организм пытается сохранить восприимчивость за счет расширения диапазона. Происходит снижение нижнего порога ощущения. Например, в темноте зрачки глаз человека расширяются. Зрение пытается уловить даже слабые светотени. Исчезновение ощущения происходит при продолжительном действии раздражителя. Организм фиксирует отсутствие защитной реакции человека, и прекращает сигнал. Так, находясь в аэропорту, человек через некоторое время перестает замечать шум двигателей самолетов на взлете и посадке. Контрастность – изменение чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя. Например, одна и та же фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном – светлее. Ощущения человека взаимосвязаны и тесно взаимодействуют. На этой основе возникает новый, более сложный психический процесс – восприятие. Восприятие – это отражение в сознании человека предметов и явлений в результате их воздействий на органы чувств. Восприятия существенно отличаются от ощущений. Ощущения показывают отдельные свойства предметов и явлений. Восприятия же отражают предметы и явления в целом, в совокупности их свойств. При изучении восприятия следует рассмотреть вопросы: а) сущность восприятия; б) характеристики восприятия; в) особенности восприятия; г) апперцепция как основное свойство восприятия. Восприятия выступают как осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений. Осмысленность включает ощущения и принятие решения. Означенность понимается как связанность ощущения с речью. Результатом восприятия (синтеза ощущений) является образ предмета. Поэтому восприятие всегда предметно. Восприятие объединяет и обобщает всю гамму ощущений от предмета. Разные анализаторы принимают в этом неодинаковое участие. Однако один из них обычно выступает ведущим. Он и определяет вид восприятия. Восприятие тесно связано с переработкой информации, поступающей из внешней среды. В результате этого и формируются образы. Ими в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, воображение. Восприятие как познавательный психический процесс имеет свои характеристики: предметность, целостность, константность, обобщенность. Предметность – восприятие объекта как обособленного в пространстве и во времени отдельного физического тела. Наиболее ярко это свойство появляется в феномене цветового выделения фигуры из фона. Вся наблюдаемая человеком действительность делится на две неравные по значимости части: фигура и фон. Фигура – это предмет. Он воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое. Вторая наблюдаемая часть – это фон. Он является более аморфным, неопределенным. Фон располагается позади основного предмета неограниченным полем. Таким образом, воспринимаемая реальность всегда разделяется как бы на два слоя: фигуру – образ предмета, и фон – образ окружающего предмет пространства. Целостность – восприятие объекта во внутренней органической взаимосвязи частей и целого в образе. Любой образ целостен. При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта. Первый – объединение разных элементов в целое. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Восприятие объединенных элементов в целое подчиняется трем правилам: подобия, общей судьбы и близости. Правило подобия: чем больше части предмета похожи друг на друга по какому либо качеству, тем с большей вероятностью они будут восприниматься совместно. Группирующими свойствами могут выступать сходство по размеру, форме, расположенности частей. Правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно – как единый движущийся объект. Это правило применимо и в том случае, когда объект неподвижен, а движется наблюдатель. Правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект. Второй аспект восприятия – независимость целого от качества составляющих его элементов. Это проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими. Выделяют три формы такого доминирования: разное восприятие, неизменность структуры образа, сохранение восприятия. Разное восприятие заключается в том, что один и тот же элемент, будучи включен в разные целостные структуры, воспринимается по-разному. Неизменность структуры образа сохраняется, когда происходит замена отдельных элементов, но сохраняются соотношения между ними. Сохранение восприятия структуры как целого происходит при выпадении отдельных ее частей. Так, для целостного восприятия лица человека достаточно несколько элементов его контура. Остальное психика наблюдателя дорисует сама. Константност ь – это относительная независимость (постоянство) образа от условий восприятия. Константность проявляется в неизменности образа. Форма, размер и цвет предметов воспринимаются человеком как постоянные. Это происходит, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняется. Так, размер проекции предмета на сетчатке глаза зависит от расстояния между предметом и глазом, и от угла зрения. Но предметы человеку кажутся неизменной величины, вне зависимости от этого расстояния. Константность имеет большое значение. Не будь этого свойства, при всяком движении или изменении освещения, менялись бы основные признаки узнавания предмета. Человек перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей. Восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности. Обобщенность – это отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющих свое название. В обобщенности отражается влияние не только языка, но и личного опыта человека. По мере расширения опыта образ восприятия, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется по все большей совокупности предметов определенной категории. Иными словами, он классифицируется. Классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта. Это происходит независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Так, значение обобщенности узнавание проявляется в способности человека читать текст, независимо от его шрифта или почерка. Обобщенность восприятия позволяет классифицировать и узнавать предметы. Она дает возможность предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то можно строить определенные ожидания. Они могут быть связаны с тем, что объект обладает и другими свойствами этого класса. Между четырьмя рассмотренными характеристиками восприятия есть некоторое функциональное сходство. Все они придают образу важную черту – независимость в некоторых предметах от условий восприятия и искажений. В этом смысле особенности восприятия можно представить так: предметность – независимость от фона восприятия предмета; целостность – независимость целого от изменений компонентов; константность – независимость от физических условий восприятия; обобщенность – независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса. Важнейшим личностным свойством восприятия является апперцепция – субъективность восприятия. Она означает зависимость восприятия не только от сущности воспринимаемого объекта, но и от особенностей воспринимающего субъекта. Каждый человек воспринимает и оценивает окружающие явления по-своему. Дейл Карнеги так образно описывает разницу в оценках и предпочтениях: «Я люблю клубнику со сливками. Однако когда иду ловить рыбу, я беру с собой червей. Хотя сам их терпеть не могу». На явление апперцепции оказывают влияние следующие факторы: отношение человека к объекту («предварительная установка»); эмоциональное состояние и переживаемые чувства («розовые очки»); прошлый опыт, предыдущие знания об объекте; желания человека в зависимости от решений им задач. Рассмотренные характеристики и свойства восприятия не являются врожденными. Они развиваются в жизнедеятельности человека. Человеку нет необходимости воспринимать все окружающие его воздействия. Восприятия человека организуются (концентрируются) в процессе внимания. Внимание – это активная направленность сознания человека на определенные явления. Внимание обычно связано с отвлечением от других явлений. Внимание является такой организацией психической деятельности, при которой определенные образы, мысли или чувства осознаются отчетливее других. Внимание можно назвать психологической концентрацией, или сосредоточенностью на каком-либо объекте.
При изучении внимания рассматриваются следующие вопросы: а) сущность и факторы внимания; б) характеристики и виды внимания. Отличительной сущностью внимания является его одномоментность и направленность. Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение приводит к необходимости выполнять работы последовательно, а поступающую извне информацию дробить на части. Причем эти части не должны превышать возможности обрабатывающей системы. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Попытка, например, следить за одним сообщением, и отвечать на другое, понижает и точность восприятия, и правильность ответа. Существует историческая легенда о феноменальных способностях Юлия Цезаря. Якобы, он мог делать одновременно семь не связанных между собою дел. Однако есть все основания полагать, что одновременно протекает только один вид сознательной психической деятельности. А субъективное ощущение одномоментности нескольких дел обязано быстрому последовательному переключению. Избирательность и направленность внимания определяют два фактора. Первый – структура внешнего поля восприятия, то есть внешние раздражители. К ним относят физические параметры сигнала (интенсивность, частота). Второй фактор – структура внутреннего поля восприятия, то есть деятельность самого человека. Если в поле восприятия появляется сигнал большей интенсивности или новизны, он автоматически привлекает внимание. У человека имеются центральные механизмы внимания. На них настроены значимые для индивида раздражители. К ним, например, относят его имя и имена близких людей, профессиональные интересы и другое. Например, «феномен вечеринки». Человек поглощен интересной беседой в группе гостей. Внезапно он услышал свое имя, негромко произнесенное в другой группе. Он тут же переключил внимание на эту группу и их разговор. При этом он перестает слышать разговор в своей группе. Уделять внимание – значит воспринимать некоторую вещь с помощью вспомогательных механизмов. Внимание всегда предполагает несколько физиологических и психологических усилий. С их помощью выделяется (фокусируется) что-то конкретное. Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: концентрацию, устойчивость, предметность, распределение, переключение. Концентрация – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Человек специально сосредотачивает направленность своих органов чувств на конкретный объект. При этом он старается блокировать другие сигналы, чтобы они не мешали главным. Концентрация внимания позволяет более полно и качественно воспринимать интересующий предмет. Устойчивость – длительное привлечение внимания к одному объекту. Устойчивость внимания зависит от двух факторов. Первый – индивидуальные особенности человека (субъекта). Второй – возможность постоянно раскрывать в объекте новее черты. Можно сказать, чем интереснее для человека объект, тем устойчивее будет его внимание. Предметность – оперирование конкретным объектом либо его частью. Внимание сосредотачивается не на обобщенных образах, а на предмете. В образе конкретного физического или виртуального предмета (детали) происходит абстрагирование от того, что в данном случае является фоном либо несущественным элементом. Например, можно слушать симфонический оркестр, не замечая кашля соседа. Можно смотреть в зале кинофильм, не замечая шляпы впереди сидящего зрителя. Распределение – удерживание в поле внимания несколько разных объектов одновременно. Распределение дает возможность совершает сразу несколько действий, сохраняя их в сфере внимания. При этом интенсивность внимания на каждом объекте будет не одинаковой. Переключаемость – быстрый перевод внимания с одного объекта на другой. Показателем плохой переключаемости внимания является рассеянность. Широко известна рассеянность многих ученых. Однако их рассеянность часто является оборотной стороной максимальной сосредоточенности на своих исследованиях. Известный композитор и химик А.П. Бородин поехал с женой за границу. На пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в помещение вошла его жена, Екатерина Сергеевна. Бородин бросился к ней: «Катя! Ради Бога, как тебя зовут?» Психология различает три основных вида внимания: произвольное, непроизвольное и постпроизвольное. Произвольное – сознательно регулируемое, сосредоточенное внимание. Непроизвольное – возникает не специально, а под влиянием особенностей объекта, либо его динамики. Постпроизвольное – возникает сознательно вслед за произвольным вниманием. Оно удерживается автоматически и не требует специальных усилий для того, чтобы не отвлекаться. В процессе восприятия с помощью напряжения внимания у человека создаются субъективные образы предметов и явлений. Часть этих образов сохраняется и при прекращении восприятия. Такие образы называются представителями (ассоциациями). Они могут долго храниться в памяти человека. Оценить свое внимание можно с помощью теста приложения 7. Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Память связана со специальными психическими процессами, которые направлены на удержание информации в сознании человека. Объем информации, которую способен сохранять человек, поистине огромен. В ходе изучения памяти рассматриваются следующие вопросы: а) процессы, формы и типы памяти; б) виды прижизненной памяти; в) физиологические основы памяти. Память состоит из пяти взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, переработка, воспроизведение и забывание информации. Запоминание – это процесс опосредования и сохранения информации путем связывания ее с приобретенной ранее. Процесс запоминания информации осуществляется в четыре стадии: узнавания, копии, трансформации, умения (рисунок 3.9).
Рисунок 3.9 – Уровни запоминания Сохранение – это процесс удержания информации в памяти с учетом возможности ее воспроизведения. Переработка – это группирование, анализ и структурирование информации, установление связей между отдельными знаниями. Воспроизведение – перемещение информации из глубинных слоев в оперативную память, подготовка знаний к использованию. Забывание – это потеря части сохраняемой информации. Забывание является важнейшим свойством, которое не позволяет перегружать память, особенно отрицательной или второстепенной информацией. Забывание обычно прямо пропорционально времени хранения информации. Это показано кривой I на рисунке 3.10. Если же информацию периодически подправлять повторением, то графически она примет вид ломаной II. По имени автора она получила название «кривой Эббингауэза». По времени сохранения информации выделяют три основных формы памяти: мгновенная (сенсорная, зрительная, слуховая), кратковременная (оперативная) и долговременная. Сенсорная память – это первоначальная мгновенная регистрация сенсорной информации в системе памяти. Первоначальная запись информации, которая воспринята органами чувств, происходит автоматически. Но если эта информация не воспринимается как необычная, или специально не фиксируется, она вскоре забывается. На ее место записываются новые ощущения.
Рисунок 3.10 – Забывание и повторение Зрительная память – это образное (фотографическое) запоминание воспринятой информации. Это память воспринимает информацию в виде образов, поэтому часто ее называют иконической. Она весьма скоротечна. На какой-то момент глаза регистрируют точный образ объекта. Человек может подробно вспомнить его любую деталь. Но это сохраняется лишь доли секунды. Затем мелкие детали быстро стираются. Слуховая память – это мгновенное запоминание звуков. Эту память еще называют эхоической. Если при восприятии звуков на них нет целевой концентрации, они быстро теряются. Звуки и слова, воспринятые в качестве фона с другими объектами, человек может воспроизвести лишь на протяжении 3-4 секунд. Это недолго, но все-таки дольше, чем в зрительной памяти. Кратковременная память – это сохранение информации короткое время. Все раздражители, воспринимаемые человеком, на непродолжительное время автоматически фиксируются в его памяти. Но если их специально не кодировать с целью сохранения, они также автоматически стираются. Хранение информации в кратковременной (оперативной) памяти ограничено не только по времени, но и по объему. В оперативной памяти хранится 7 единиц, плюс-минус 2. Этот объем хранения получил в психологии название магическое число 7 ± 2 (Миллер). Так, психолог Кован считает, что человек может немедленно воспроизвести столько слов, сколько он может их произнестиза 2 секунды. Долговременная память – это сохранение информации продолжительное время. Для этого информация должна быть закодирована для хранения. Это может произойти как непроизвольно, так и целенаправленно. Психологию интересует, насколько долго и точно может храниться информация, и каков ее объем. Длительное время люди ориентировались на версию ограниченного объема памяти. В одном из рассказов А. Конан Дойля Шерлок Холмс рассуждает: «Мне кажется, что вначале наш мозг напоминает пустой чердак, а человек загружает его такой мебелью, которую хотел бы сохранить. Не следует думать, что этот чердак резиновый, и может бесконечно растягиваться. Наступает такой момент, когда нужно что-то забыть, чтобы поместить там что-то новое». В действительности же, способность человека сохранять информацию практически не ограничена. Современная психология считает, что человек может хранить в памяти до биллиона битов информации. Это объем, который невозможно даже представить. Различают два основных типапамяти: наследственную (генетическую) и прижизненную (приобретенную). Наследственная память содержит информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое построение организма в процессе развития. Эта память мало зависит от условий жизнедеятельности организма. Генетическая память хранит информацию в молекулах ДНК, состоящих из длинных спиральных цепей. При этом в каждой клетке организма содержится вся наследственная информация. ДНК устойчива к повреждениям, способна к самоисправлению некоторых повреждений. Многие считают, что в наследственной памяти содержится родовая (семейная) и социальная (историческая) информация. Этим объясняются иногда возникающие у отдельных людей странные воспоминания о давно прошедших событиях. Прижизненная память – это хранение информации, полученной с момента рождения до смерти. Эта память является приобретенной и накопительной. Она существенно больше зависит от внешних условий жизнедеятельности организма. У прижизненной памяти имеется несколько разновидностей. Одной из них является промежуточная между наследственной и прижизненной памятью. Это запечатлевание, или импринтинг. Запечатлевание – это одномоментное установление очень устойчивой специфической связи организма с конкретным объектом внешней среды. Запечатлевание осуществляется только в ранний период развития, сразу после рождения. Эта связь может проявиться в следовании за любым движущимся объектом, впервые увиденным в первые часы жизни, в приближении к нему, прикосновении. Главное – не новизна раздражителя, а его первенство. Психология выделяет следующие основные виды прижизненной памяти: двигательную, образную, эмоциональную, символическую. Двигательная память – это запоминание движений, поз, положений тела. Эта память обнаруживается очень рано, начиная с обучения ребенка ходить. Она лежит в основе ряда профессиональных, спортивных, танцевальных и иных динамических навыков. Например, к двигательной памяти можно отнести привычку переходить улицу: посмотреть сначала налево, а потом направо. Образная память – это удержание информации в виде образов. В памяти с образом происходит определенная трансформация. Изменения могут быть такими: упрощение – опускание деталей; некоторое преувеличение наиболее важных деталей; преобразование фигуры в более симметричную или однообразную. Форма образа может меняться и по цвету. Образная память может быть словесной и зрительной. Зрительная образная память меньше поддается произвольному управлению. У Чехова в пьесе «Чайка» неудачливый писатель так сравнивает себя с талантливым: «У него на плотине блестит горлышко от разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса – вот лунная ночь и готова, а у меня и трепещущий свет луны, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе». Эмоциональная память – это запоминание чувственного состояния в связи с определенной ситуацией. При повторении ситуации эмоциональная память воспроизводит пережитые когда-то чувства. Эта память отличается быстрым формированием следов, их прочностью и непроизвольностью воспроизведения. Сильные, эмоциональные впечатления и чувства человек может хранить всю жизнь. В основе развития эмоциональной памяти лежит чувственная память. Символическая память – это хранение информации в виде символов. Этот вид памяти делится на словесную и логическую. Словесная символическая память формируется в процессе жизненного опыта. Она достигает наивысшей силы к подростковому возрасту. Словесная память при правильном воспроизводстве доносит информацию с высокой точностью. Кроме того, текст можно сократить, и тем самым облегчить работу памяти. Сокращать надо не простым урезанием, а выделением главного, ключевых понятий. Это развивает логическую память. С ее помощью информация храниться дольше. Психологию давно интересует вопрос о физиологической основе памяти. На этот счет существуют три теории: физиологического следа памяти; электрической деятельности мозга; изменения в синапсах. Физический след памяти – это теория сохранения информации в коре головного мозга. Многие люди считают, что знания хранятся в мозгу, подобно магнитной записи на ленту. Эта запись не всегда доступна, но она существует. Теория следа изучает «программное» и «аппаратное» обеспечение памяти. Программное обеспечение связано с познавательно деятельностью, которая и создает физический след (магнитную запись). Аппаратное обеспечение изучает место и способ физического сохранения информации в мозгу. Психологические исследования ХХ века доказали, что информация не храниться на каком-то одном определенном участке коры головного мозга. Тем самым теория «физического следа» была поставлена под сомнение. Электрическая деятельность мозга – это теория сохранения информации посредством импульсов в нейронах. Если следовать данной теории, то с прекращением электрических импульсов информации должна потеряться. Однако эксперименты это не подтвердили. После перерыва, с возобновлением электрической деятельности, знания в памяти возобновляются. Изменение в синапсах – это теория сохранения информации в участках, где нейронные клетки взаимодействуют друг с другом (в синапсах). Взаимодействие происходит посредством нейронных импульсов. Данная теория считается наиболее достоверной. Именно нейронная активность воспринимается как носитель информации, то есть как основа памяти. Синаптическая деятельность в нейронной системе и заключает в себе память. Мышление – это сознательное отражение действительности в ее свойствах и связях. Мышление дает человеку знание, а через него – власть над людьми и обстоятельствами. В истории цивилизации знания всегда были прерогативой правящих классов, и они пользовались ими для собственной выгоды. Так, существует легенда о борьбе в Древнем Египте между фараоном и жрецами – хранителями знаний. Фараон хотел штурмом взять храм солнца Амона, и забрать хранящиеся в его подземельях сокровища. Верховный жрец знал, что скоро будет затмение солнца. Через верных людей он устроил так, что войска окружили храм за несколько часов до затмения. Жрец со стены храма пригрозил фараону и войску, что за их кощунство Бог отнимет у египтян солнечный свет. Фараон дал приказ к бою. И тут наступило затмение. Солнце исчезло. Войско в ужасе отступило. Фараон погиб, а верховный жрец сам занял царский престол. Сам процесс познания мира и общества дает человеку ни с чем не сравнимое наслаждение. Поэтому не случайно, ученые с древности и до наших дней – люди не просто увлеченные, а буквально одержимые. Расширение своих познаний, открытие новых законов природы и общества они ставят превыше всего. Например, древнегреческий философ Демокрит (IV век до н.э.), известный своим открытием первоосновы мира – атомов, чрезвычайно высоко ценил познание. Он говорил, что отдал бы персидский престол за знание причины только одного какого-нибудь явления природы. Основой мышления (интеллекта) является ум как природный дар человеку. Ум позволяет человеку заглянуть туда и увидеть то, что неподвластно другим психическим процессам. Для ума не существует ни времени, ни пространства. Так, древнегреческий философ Фалес Милетский (VI век до н.э.) в своих знаменитых афоризмах утверждал: «Что быстрее всего на свете? – Ум». Мышление позволяет увидеть те закономерные свойства и связи объективной действительности, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию. Другими словами, мышление есть психический процесс познания. Он связан с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. При изучении мышления рассматриваются следующие вопросы: а) элементы, операции, типы и виды мышления; б) алгоритм решения мыслительной задачи; в) барьеры мышления; г) интеллектуальные (мыслительные) особенности личности. Мысль человека оперирует рядом элементов. Основными элементами мышления являются: понятия – отражение общих и существенных признаков каких-либо предметов и явлений; суждения – установление связей между предметами и явлениями; умозаключения – выведение из предыдущих суждений нового суждения; образы – целостное восприятие предмета в виде обобщенного образа; представления – сохраняющиеся в сознании образы, после восприятия. В процессе мышления человек производит определенные операции. Мыслительные операции можно представить как обратимые пары. Анализ-синтез: мысленное разделение целого на части, объединение отдельных частей в целое. Установление сходства-различия: выделение совпадающих и несовпадающих свойств и качеств. Абстрагирование-конкретизация: мысленное выделение какого-либо свойства, и отвлечение от остальных. Обобщение-классификация: объединение сходных объектов и явлений. Алгоритм решения мыслительной задачи выглядит так: 1) Постановка задачи – осознание проблемы, установление противоречия, формулирование задачи; 2) Выдвижение гипотез – изложение различных возможных вариантов решения задачи; 3) Выбор оптимального решения – анализ возможных решений в соответствии с выбранными критериями; 4) Реализация решения – процесс внедрения решения в жизнь; 5) Проверка решения – оценка полученных результатов и достижения цели. Осуществлению эффективного мышления могут препятствовать различные помехи. Они получили название барьеры мышления. Самоограничения – это инертность и стереотипы мышления, установление для себя определенных рамок. Ложные аналогии – рассмотрение различных ситуаций как похожих, при недостаточных для этого основаниях. Преклонение перед авторитетами – ссылка на высказывания известных людей, и связанный с этим консерватизм мышления, отсутствие инновационного подхода. «Предлагай лучшее» – неприятие критики, если вместе с ней не выдвигается другого варианта, который был бы обоснован и доказан как более предпочтительный. Психология управления выдвигает три основных типа мышления: интеллектуальное – основанное на знаниях, умениях оперировать ими, выстраивать логические цепи; интуитивное – опирающиеся на подсознание, неосознанные психические процессы, преобладание эмоций над логикой; атрибутивное – повседневное обыденное мышление, связанное с обычной жизнедеятельностью. Психология относит тип мышления к деятельности двух полушарий мозга. Левое полушарие отвечает за логику, рациональность, абстракцию. Сферой деятельности первого полушария являются чувства, эмоции, прагматичность. Основными видами мышления являются теоретическое и практическое. Часто они проявляются не в обособленном виде, а во взаимосвязи и взаимодействии. Теоретическое мышление связано с оперированием абстрактными знаниями и информацией. К этому виду относятся понятийное и о бразное мышление. Практическое мышление производит своеобразную подготовку к действию. Этот вид состоит из наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. К интеллектуальным особенностям личности относят свойства ума (внутренняя часть) и культуру речи (внешняя часть). Ум – способность человека к мыслительной деятельности. К свойствам ума можно отнести: любознательность – стремление узнать как можно больше и точнее; глуби |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 979; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.47.194 (0.013 с.) |