Психологические школы изучения личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические школы изучения личности



 

Для того, чтобы оказать личности реальную помощь в развитии, и управлять ею, необходимо, прежде всего, ее понять. Поэтому психология управления столь важную роль отводит вопросам изучения личности.

В современной психологии сложились четыре основных теории изучения личности.

1. Психоаналитическая теория Фрейда. Она полагает, что на формирование личности влияют детские половые ощущения и подсознательные мотивы.

2. Теория черт. Она определяет черты личности, отвечающие за ее устойчивые модели поведения.

3. Гуманистическая теория. В ней внимание акцентируется на внутренних возможностях личности к росту и самовыражению.

4. Социально-когнитивная теория. Она рассматривает то, как личность формируется под влиянием среды и образования.

Рассмотрим названные теории, а также основанные на их базе школы изучения личности, более подробно.

Школа психоанализа основана на идеях Зигмунда Фрейда. Психоанализ как метод изучения личности, особенно мотивов поведения, до сих пор популярен в западной психологии. Из школы психоанализа вышла целая плеяда выдающихся психологов: А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг и др.

Идеи З. Фрейда относятся, главным образом, к подсознанию человека, психосексуальным стадиям, механизмам защиты от беспокойства. Наиболее известные произведения З. Фрейда: «Введение в психоанализ», «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений».

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – знаменитый австрийский психолог, психиатр и невропатолог. С юности он проявлял признаки внутренней независимости и блистательного ума. Он обладал удивительной памятью, много читал. После получения медицинского образования, Фрейд занялся частной практикой, специализируясь на нервных нарушениях. Вскоре он столкнулся с нарушениями здоровья, которые не имели нейрологического характера. Поиск причин привел его не к физиологии, а к психике, и затем к подсознанию и психоанализу, которым было суждено изменить представление людей о самих себе. У Фрейда появились активные сторонники и непримиримые противники.

Фрейд установил, что внутреннее содержание мозга напоминает айсберг, большая часть которого спрятана под водой. Надводная (малая) часть – это сознание, подводная – бессознательное. Во второй части содержаться мысли, желания, чувства и воспоминания, которые человек преимущественно не осознает. Некоторые из этих мыслей хранятся временно в подсознательной области. В этом случае имеется возможность вернуть их в сознание.

В подсознании человека присутствуют, в числе прочих, неприемлемые страсти и мысли, которые подавляются или насильно блокируются сознанием, ибо являются слишком болезненными для их осознания. Фрейд считал, что хотя человек и не осознает их, они, тем не менее, влияют на него. Неосознанные импульсы выражаются в работе, которую человек выбирает, во мнениях, которых придерживается, в ежедневных привычках и эмоциональных симптомах. Подсознание незримо присутствует в мыслях и поведении человека.

Психоанализ Фрейда базируется на двух доктринах:психического детерминизма и преобладания бессознательного над сознательным.

Доктрина психического детерминизма строится на том, что в душевной жизни все взаимосвязано. Любая мысль, воспоминание, чувство или действие имеет свою причину. Каждое психическое действие возникает не спонтанно, а определяется предшествующими событиями. Понять поведение человека можно через вызывающие его причины.

Доктрина преобладания бессознательного над сознательным строится на том, что бессознательные психические процессы играют более значительную роль в формировании мышления и поведения человека, чем сознательные. Большая часть психической жизни индивида бессознательна.

Именно здесь скрыты главные процессы и факторы, определяющие формирование и функционирование личности. Здесь находится источник психической энергии человека.

Через гипноз либо метод свободных ассоциаций (расслабленный вольный рассказ) Фрейд находил у своих пациентов психические первопричины их физиологических расстройств. Устраняя первопричины, он лечил заболевания. Например, слепота или глухота могли быть вызваны нежеланием видеть или слышать что-либо, вызывающее резкое неприятие.

Фрейд создал структурную гипотезу организации психической жизни личности. Согласно этой гипотезе, структура личности состоит из трех инстанций: «Ид» (Оно), «Эго» (Я) и «Супер-Эго» (Сверх-Я).

Ид является первоначальной и центральной частью (основой) содержания и структуры личности. Она включает все унаследованное человеком при рождении – генетическое, природное. Ид является почти полностью бессознательным. Эго, напротив, подчиняется реальности, находится в постоянной связи с внешней средой, и вырабатывает рациональные способы общения с внешним миром. Супер-Эго составляют моральные нормы человека, определяющие приемлемость для него того или иного способа поведения. Это своеобразный внутренний судья и цензор, который проявляется в совести, самоконтроле и формировании идеалов.

Движущими силами развития личности Фрейд считал природно-инстинктивные агрессивные и сексуальные влечения. При их запрете со стороны общества, происходит вытеснение их в область бессознательного. Однако неосознанное влияние их на мысли и поведение человека сохраняется.

Оппоненты отвергли принятие идеи Фрейда о высокой роли агрессивного и сексуального в развитии личности. Фрейд завышал роль природного и принижал роль социально-осознанного выбора личности в вопросах управления своей агрессивностью и сексуальностью.

Высокая роль в формировании мотивации отводится Фрейдом детскому периоду жизни человека. Оно определяет характер и установки взрослой личности. Психотерапия заключается в том, чтобы выявить травмирующие переживания, и освободить от них личность путем катарсиса, осознания вытесненных мыслительных напряжений. Для этого применяется анализ сновидений, метод свободных ассоциаций и др.

По части определяющей роли детства в становлении личности оппоненты Фрейда показывают, что это верно лишь как частный случай. У некоторых людей, особенно тяжелые случаи из их детства, действительно травмируют психику. У большинства же людей события из их детства не имеют столь важного значения для их взросления. Современная «эволюционная психология» опирается на развитие человека на протяжении всей жизни.

Современная психология критически оценивает многие идеи Фрейда. Но его психоаналитическая теория остается актуальной.

Школа черт личности концентрирует внимание на различии моделей поведения и сознательных мотивов в зависимости от черт характера. Существуют ли стабильные и устойчивые черты, которые лежат в основе действий человека? И если это так, то можно ли достоверно установить эти черты?

Основатель данной школы психолог Г. Олпорт описывал личность в категориях основных черт – характерного поведения и сознательных мотивов человека. Олпорт сосредоточил внимание на описании индивидуальных черт характера, а не на их объяснении.

Школа черт исследует личность в два этапа: классификация и индивидуальное описание. Сначала человек относится к какому-то типу по характеру. Затем он рассматривается в рамках характера в совокупности своих индивидуальных черт.

Древние греки классифицировали людей в зависимости от того, какие «настроения» (флюиды) доминируют в человеке. Выделялось четыре типа характера: сангвиники (веселые), флегматики (спокойные), холерики (раздражительные) и меланхолики (подавленные).

Древнегреческая классификация характеров активно используется и сегодня. Наряду с этим, современная психология предлагает и другие типологии характеров.

Популярно деление характеров на сильные (тип А) и слабые (тип Б) натуры.

Психолог Д. Каган делит характеры также на два типа: смело-раскрепощенные и стеснительно-зажатые.

Психолог У. Шелдон классифицирует типы характеров в зависимости от конституции тела человека: полные (с избыточным весом)– спокойные и веселые; мускулистые (супермены) – деловые и сильные; худощавые (подтянутые) – активные и уединенные.

Одной из популярных сегодня, особенно в вопросах профессиональной деятельности, является методика классификации Карла Юнга по двум типам личности: мыслящая и чувствующая натуры. Первая предпочитает логику, хорошо анализирует, заботится о каче-стве информации. Чувствующая натура предпочитает оценивать ситуации и людей на основе эмоций и интуиции, считая главными профессиональными качествами тактичность и уважительность в деловых отношениях.

Британские психологи Ганс Айзенк и Сибил Айзенк считают, что можно сократить обычные индивидуальные вариации до
2-3 генетически обусловленных измерений. Они включают направленность личности (экстраверт – интроверт) и эмоциональную устойчивость (стабильный – нестабильный).

На основании разработок Айзенков, с добавлением четырех типов темперамента, создается карта личности (рисунок 3.4).

С помощью многоуровневого опросника Г. Айзенка (приложение 16), можно установить индивидуальный вектор человека на карте личности.

Рисунок 3.4 – Карта личности

 

Многие психологи считают, что «карта личности» Айзенков не дает полного представления о характере человека.

Это лучше делает слегка расширенный набор факторов, получивший название большая пятерка личностных факторов. Входящий в пятерку набор факторов подобран с учетом того, что в разных культурах люди описывают друг друга в похожих категориях и качествах (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Большая пятерка личностных факторов

ФАКТОР Описание
1. Эмоциональная стабильность Спокойный – тревожный Уверенный – неуверенный Самоудовлетворенный – жалеющий себя
2. Экстраверсия Общительный – замкнутый Жизнерадостный – рассудительный Страстный – сдержанный
3. Открытость Мечтательный – практичный Предпочитающий: разнообразие / однотипность Независимый – конформный
4. Дружелюбие Добродушный – жестокий Доверяющий – подозрительный Готовый помочь – отчужденный
5. Сознательность или организованность Организованный – неорганизованный Скрупулезный – беспечный Дисциплинированный – импульсивный

 

Большая пятерка факторов – не последнее достижение в изучении личности.

Некоторые психологи предлагают добавить к пяти факторам и другие важные черты личности:

самосознание – самооценка,

мужественность – женственность,

положительные – отрицательные эмоции.

Тем не менее, большая пятерка факторов пока остается наиболее эффективным методом изучения индивида в рамках школы черт личности.

Гуманистическая школа изучения личности опирается на потенциал роста здоровых людей, который может быть реализован специальными методиками. Поэтому иногда эту школу называют «теорией роста».

Гуманистическая школа базируется на двух направлениях изучения:

клиническом (К. Роджерс) – здоровые люди устремлены к самоопределению и самоактуализации;

мотивационном (А. Маслоу) – человек действует в соответствии со своей иерархией потребностей.

Сторонники клинического учения критиковали Фрейда за его негативизм, за увлечение базовыми мотивами больных людей. Они указывали, что подавляющее большинство людей являются здоровыми.

В отличие от «школы черт личности», психологи клинического направления пытались охватить всю личность целиком, в комплексе.

Особое внимание психологов клинической школы привлекали здоровые, гармоничные личности, реализовавшие свой потенциал в самоактуализации. Такие личности составляют лишь 1–4 %, тем более ценен их пример.

Основная идея клинического учения – повысить эффективность современной организации можно только за счет повышения качества человеческих ресурсов. Необходимо добиться сочетания корпоративных целей организации и индивидуальных устремлений личности. А также важно помочь каждой личности найти свой путь к самоактуализации.

К. Роджерс считал, что люди по своей сущности добры и наделены стремлениями к самоактуализации. Каждый человек, подобно желудю, создан для роста и достижений, если внешние преграды не замедляют этот рост. Благотворный для личностного роста климат требует трех условий: искренности, одобрения и сопереживания.

Мотивационное учение также ставит своей конечной целью самоактуализацию личности. Однако способ достижения этого предлагается несколько иной. Опора осуществляется на потребности человека – от низших (физиологических) до высших (социальных). В иерархии потребностей Маслоу мотивационное учение ориентируется на осознание и реализацию все более высоких потребностей. Это связано с ростом и развитием личности.

Согласно Маслоу, высшая психологическая потребность возникает после того, как удовлетворены физиологические и низшие психологические потребности, и достигнуто самоуважение. Это потребность в реализации внутренних потенциалов личности.

Кроме основной иерархии потребностей, состоящей из пяти уровней, Маслоу выделил отдельно еще два типа потребностей: «дефицитные» и «ростовые». Дефицитные потребности прекращаются после их удовлетворения. Ростовые потребности, напротив, только усиливаются после их реализации.

Целью жизни является полная реализация природного потенциала. Важно быть человеком, который использует все свои способности и таланты.

В каждом человеке заложено стремление реализовать себя, и он наделен силами, необходимыми для развития своих возможностей. Однако воспитание и установленные обществом нормы нередко принуждают забыть о собственных чувствах и побуждениях, и следовать навязанным ценностям.

Из-за отмеченного противоречия личность часто развивается совсем не так, как хотелось бы. С этим связаны неудовлетворенность и аномальное поведение, которыми страдают многие, не найдя своего места в жизни.

Отстаивать свое «Я», не поддаваться конформизму (подчинению мнению других) помогает высокая самооценка и чувство собственного достоинства. Люди, знающие себе цену, более успешны в жизни и профессии. Они легче преодолевают препятствия, меньше подвержены отрицательным привычкам.

И наоборот, люди с низкой самооценкой (даже если не видят себя неудачниками) отстают в реализации своих надежд. Они подвержены беспокойству, уязвимы для депрессии и вредных привычек.

Психотерапевт Г. Штрупп отмечает: «Как только вы начинаете слушать рассказ пациента, перед вами встают несчастья, разочарования и отчаяние. Основной причиной всех этих сложностей являются нарушения чувств самоприятия и собственного достоинства» [10, с. 592].

Однако существенно завышенная самооценка тоже ведет к отрицательным последствиям. Она развивает зазнайство, усложняет взаимоотношения.

Гуманистические психологи утверждают, что оптимальной является самооценка, которая опирается на реальность, и при этом немного завышена. Это небольшое завышение выступает движущей силой развития личности. Человек стремится оправдать свою легкую иллюзию.

Психолог Джон Браун сравнивает человека со слегка завышенной самооценкой с поездом на магнитной подушке. Личность функционирует оптимально, двигаясь в непосредственной близости над рельсами (реальностью). Не слишком высоко, чтобы не соскользнуть и не разбиться (не зазнаться), но и не соприкасаясь с рельсами, чтобы не остановиться.

Гуманистический подход к изучению личности пока больше поставил вопросов, чем дал ответов. Не существует достоверной диагностики того, в чем состоит призвание конкретного человека. Тем более, нет эффективных методик по развитию и реализации потенциала личности и самоактуализации.

Однако гуманистическая школа изучения личности – это не только красивая мечта. Для психологии управления она предлагает вполне реальные механизмы воздействия. Человеку следует обеспечить мотивационное, а не административное поведение, которое дает индивиду добровольный выбор.

Социально-когнитивная школа базируется на совокупности обучения, мышления и социального влияния. Она рассматривает, как «сотрудничество» означенных принципов влияет на поведение людей в конкретных ситуациях.

Сторонники этой школы (А. Бандура и др.) считают, что люди приобретают многие виды поведения на основании следующих факторов:

условные рефлексы;

подражание другим людям;

умственные процессы личности;

взаимодействие с внешней средой.

При этом подчеркивается, что окружающая среда влияет на человека опосредованно. То есть он осмысливает внешние обстоятельства, оценивает и интерпретирует их в своем внутреннем мире, и только после этого реагирует соответствующим образом.

Существуют три специфических способа взаимодействия людей с окружающей средой:

1) разные люди выбирают разную среду;

2) люди индивидуально интерпретируют события, и реагируют на них;

3) личность человека влияет на осознание окружающих ситуаций, на которые он реагирует.

Важный аспект личности – ощущение личностного контроля, то есть того, как человек ощущает себя: контролирующим обстоятельства или контролируемым средой.

Мерою того, насколько действенно или беспомощно человек себя ощущает, является его нахождение на шкале измерения «оптимизм – пессимизм». Оптимисты ощущают себя строителями своей жизни. Пессимисты же считают, что над ними довлеют обстоятельства.

Сторонники социально-когнитивного направления, для оценки поведения личности в конкретной ситуации, предлагают два основных варианта:

– анализ прошлого поведения личности в подобной ситуации;

– моделирование необходимой ситуации, и наблюдение за поведением в ней личности.

Многие западные фирмы для установления перспектив карьерного продвижения менеджеров используют оценки их результатов на предыдущем месте работы. Плюс анализируют их поведение в специальных проблемно-игровых ситуациях.

Социально-когнитивная школа изучения личности базируется на том, как ситуация действует на человека, и человек на нее. Эта школа больше, чем другие, опирается на принципы обучения, познания и социального поведения, то есть на внешние факторы. Недостатком этой школы является недооценка внутреннего состояния человека, черт его личности, волевого и эмоционального мира.

Установить тип личности позволяет опросник приложения 2.

Таким образом, независимо от школы изучения личности, процесс познания является очень трудным. Увидеть надо то, что сокрыто глубоко внутри, и часто выражено в неявном виде. Причем высокая сложность заключается не только в познании других, но и в самопознании.

Так, древнегреческий философ Фалес Милетский (VI век до н.э.) в своих знаменитых афоризмах утверждал: «Что труднее всего на свете? – Познать самого себя».

Итак, в современной психологии сложились четыре основных теории (школы)изучения личности: психоаналитическая; черт личности; гуманистическая; социально-когнитивная.

Школа психоанализа (психоаналитическая) основана на идеях Фрейда. Она исходит из того, что на формирование личности влияют сильные детские половые впечатления и подсознательные мотивы.

Школа черт личности определяет качества личности, отвечающие за ее устойчивые модели поведения. Школа концентрирует свое внимание на различии моделей поведения и сознательных мотивов, в зависимости от черт характера.

Гуманистическая теория (теория роста) акцентирует внимание на внутренних возможностях личности к росту и самовыражению. В данной теории изучение личности опирается на потенциал роста здоровых людей, который может быть реализован специальными методиками.

Социально-когнитивная теория рассматривает то, как личность формируется под влиянием окружающей среды и образования. Теория базируется на совокупности обучения, мышления и социального влияния. Она рассматривает влияние «сотрудничества принципов» на поведение людей в конкретных ситуациях.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.118.166 (0.013 с.)