Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика личности↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Психологическая характеристика личности Проблема личности в психологии. Человек – самое непостижимое явление из всего, что существует на свете. Одновременно, он является и объектом и субъектом познания. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». 1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии. Человек как индивид – это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. Но человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, способами и являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживанию органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».
2. Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Традиционно в это понятии вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Словом «личность» первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два смысла: 1) Несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. 2) Социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.
Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности не является всеобъемлющим и бесспорным, однако, среди них можно выделить некоторые общие моменты: 1. Личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; 2. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. 3. Сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному выбору. 4. Личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
3. Индивидуальность (от лат. Individuum – неделимое) – высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.
В отечественной психологии проблематика изучения личности сводится к тому, что человек хочет (потребности, интересы, ценности, идеалы, мотивы, установки); что человек может (задатки, способности, таланты); что он есть (характер). Иногда для объяснения феномена «личность» используют следующую пятифакторную модель: · Негативная эмоциональность, нейротизм проявляется в чувствительности индивида к стрессогенным ситуациям. На одном полюсе – «реактивные» личности, отличающиеся легкостью возникновения отрицательных эмоций; на другом – люди, имеющие тенденцию относиться к жизни более рационально и спокойно, чем большинство людей. · Экстраверсия – фактор, проявляющийся в направленности на внешний или внутренний мир. · Открытость опыту – проявляется в открытости, восприимчивости к любому виду знаний. · Склонность к согласию – мера социоцентризма (альтруизма) как противоположности эгоцентризма - личные потребности подчиняются группе или наоборот. · Добросовестность – фактор, выражающий степень сознательного контроля со стороны субъекта за своим поведением и деятельностью. На одном полюсе – такие качества, как высокое самообладание, упорство, организованность, дисциплинированность, тщательность, точность в работе, ориентация на задачу; на другом – неорганизованность, спонтанность, любовь к экспериментированию, низкий уровень целенаправленного поведения. Кроме этого в современной психологии выделяются следующие свойства зрелой, творческой личности: 1. Объективное отношение к действительности, умение различать знание от незнания, факты от мнений, 2. Реалистическое отношение к миру, к людям, к себе. 3. Объективное решение внешних задач независимо от субъективного к ним отношения и попутных одновременных: ситуаций. 4. Потребность в одиночестве и его плодотворное использование. 5. Творческие способности и их активная реализация. 6. Естественное поведение, рациональное отношение к условностям. 7. Дружелюбие к людям в целом, избирательное к некоторым, привязанность к некоторым. 8. Нравственная определенность относительно добра и зла. 9. Относительная независимость, устойчивость к физической и социальной среде. Формирование характера Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступкам и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества – эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, – складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление). В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания. Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.
Психологическая характеристика личности Проблема личности в психологии. Человек – самое непостижимое явление из всего, что существует на свете. Одновременно, он является и объектом и субъектом познания. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». 1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии. Человек как индивид – это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. Но человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, способами и являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживанию органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».
2. Личность – одна из базовых категорий психологической науки. Традиционно в это понятии вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Словом «личность» первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим. Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два смысла: 1) Несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. 2) Социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.
Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности не является всеобъемлющим и бесспорным, однако, среди них можно выделить некоторые общие моменты: 1. Личность – это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся; 2. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. 3. Сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному выбору. 4. Личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
3. Индивидуальность (от лат. Individuum – неделимое) – высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.
В отечественной психологии проблематика изучения личности сводится к тому, что человек хочет (потребности, интересы, ценности, идеалы, мотивы, установки); что человек может (задатки, способности, таланты); что он есть (характер). Иногда для объяснения феномена «личность» используют следующую пятифакторную модель: · Негативная эмоциональность, нейротизм проявляется в чувствительности индивида к стрессогенным ситуациям. На одном полюсе – «реактивные» личности, отличающиеся легкостью возникновения отрицательных эмоций; на другом – люди, имеющие тенденцию относиться к жизни более рационально и спокойно, чем большинство людей. · Экстраверсия – фактор, проявляющийся в направленности на внешний или внутренний мир. · Открытость опыту – проявляется в открытости, восприимчивости к любому виду знаний. · Склонность к согласию – мера социоцентризма (альтруизма) как противоположности эгоцентризма - личные потребности подчиняются группе или наоборот. · Добросовестность – фактор, выражающий степень сознательного контроля со стороны субъекта за своим поведением и деятельностью. На одном полюсе – такие качества, как высокое самообладание, упорство, организованность, дисциплинированность, тщательность, точность в работе, ориентация на задачу; на другом – неорганизованность, спонтанность, любовь к экспериментированию, низкий уровень целенаправленного поведения. Кроме этого в современной психологии выделяются следующие свойства зрелой, творческой личности: 1. Объективное отношение к действительности, умение различать знание от незнания, факты от мнений, 2. Реалистическое отношение к миру, к людям, к себе. 3. Объективное решение внешних задач независимо от субъективного к ним отношения и попутных одновременных: ситуаций. 4. Потребность в одиночестве и его плодотворное использование. 5. Творческие способности и их активная реализация. 6. Естественное поведение, рациональное отношение к условностям. 7. Дружелюбие к людям в целом, избирательное к некоторым, привязанность к некоторым. 8. Нравственная определенность относительно добра и зла. 9. Относительная независимость, устойчивость к физической и социальной среде.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.007 с.) |