Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Коррекция представлений об исторических личностях у умственно отсталых детей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3.1. Программа и содержание формирующего эксперимента В результате проведенных исследований учебной деятельности умственно отсталых школьников на уроках истории, а также основываясь на данных констатирующего эксперимента, мы выяснили, что более 65% учащихся имеют трудности при изучении материала, связанного с исторической личностью. Данные трудности вызваны низкой познавательной активностью этого контингента учащихся, неумением выполнять самостоятельную или индивидуальную работу, неразвитым словарным и терминологическим запасом, перегруженностью изучаемого материала незначительными деталями и понятиями, а также отсутствием опоры на собственный жизненный опыт. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию нами была проведена коррекция представлений об исторических личностях у умственно отсталых детей с помощью формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент – это разновидность педагогического воздействия, заключающаяся в том, что педагог включается в образовательную ситуацию, создает и усовершенствует педагогические средства и методы с целью получить заданный результат. Формирующий эксперимент позволяет раскрыть закономерности процесса обучения, определить возможности его оптимизации и, таким образом, сформировать у учащихся навыки новых умственных действий. Цель формирующего эксперимента: разработать комплекс приемов и методов, направленных на формирование адекватных представлений об исторических личностях и минимизацию трудностей, возникающих у умственно отсталых учащихся в процессе их изучения.
Задачи: 1. Разработать методы педагогического воздействия на умственно отсталых школьников, включающие в себя серию приемов, позволяющих в ходе изучения учебного материала усвоить информацию об исторических личностях и получить навыки ее узнавания, воспроизведения и использования в дальнейшем учебном процессе. 2. Провести формирующий эксперимент в ходе уроков по истории России. 3. Оценить эффективность педагогического воздействия в рамках формирующего эксперимента. Этапы и программа формирующего эксперимента. В ходе первого, подготовительного этапа необходимо произвести анализ учебных программ и содержания школьного учебника с целью определения тем уроков и формирования перечня исторических личностей, требующих изучения. Необходимо «отсеять» второстепенные исторические персонажи и факты во избежание «перегрузки» учебного материала. Также в ходе подготовительного этапа подбирается методический материал, подходящий для достижения поставленной цели. В ходе второго этапа формирующего эксперимента были разработаны ряд педагогических приемов и методов, направленных на достижение обозначенной цели, включающий в себя как методы, направленные на развитие познавательной активности учащихся, так и игровые приемы. Был выработан алгоритм изучения исторической личности, позволяющий умственно отсталым учащимся легче запоминать, узнавать и самостоятельно изучать конкретного исторического деятеля. На третьем этапе разработанная программа формирующего эксперимента была реализована непосредственно на уроках по Истории России. В завершении был проведен контрольный эксперимент, результаты которого позволили оценить эффективность проведенного педагогического воздействия. В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся 9-х классов МКС (К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. Участие в эксперименте именно этой группы учеников обусловлено результатами констатирующего эксперимента и потребностью повысить возможность их социальной адаптации, подготовить к условиям реальной жизни и деятельности. Для того чтобы не перегружать учебный материал, для изучения в рамках формирующего эксперимента были отобраны следующие темы и исторические деятели: «Начало правления Николая II», «Первая русская революция», «Февральская революция и отречение царя от престола» - Николай II; «Появление первых политических партий в России», «Октябрьская революция 1917 г.», «Захват власти большевиками», «Установление советской власти» - В.И. Ульянов (Ленин); «Реформы П.А. Столыпина» - П.А. Столыпин; «Серебряный век» русской культуры» - А.М. Горький; «Образование СССР», «Индустриализация СССР», «Коллективизация крестьянских хозяйств» - И.В. Сталин; «Советский Союз в начале Второй мировой войны», «Начало Великой Отечественной войны» - В.И. Сталин, А. Гитлер; «Маршал Жуков», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Окончание Великой Отечественной войны» - Г.К. Жуков; «Реформы Н.С. Хрущева», «Хрущевская оттепель» - Н.С. Хрущев, «Экономика и политика в эпоху «застоя» - Л.И. Брежнев, «Реформы М.С. Горбачева», «Распад СССР» - М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин; «Реформы государственного управления» - Б.Н. Ельцин; «Продолжение реформ в России» - В.В. Путин. Каждый из них сыграл весьма значительную роль не только в судьбе нашей страны, но и оказал влияние на мировой исторический процесс, определив современный облик политической корты мира. Практически каждый из перечисленных параграфов дает возможность изучения исторической личности в ходе нескольких последовательно сменяющихся уроков, а также возможность повторить пройденный материал в рамках следующей темы. Такая структура исторического материала дала возможность использовать алгоритм изучения исторической личности. Алгоритм давался учителем на уроке в виде плана в презентации к уроку каждый раз, когда в теме урока появлялась новая личность. План включал в себя следующие пункты: 1) время жизни и этапы деятельности исторической личности; 2) особенности общественных, политических и культурных условий, в которых сформировалась и действовала личность; 3) цель и основные действия личности; 4) отношение к этой личности (в том числе и учащихся); 5) значение деятельности личности. В ходе первого урока учитель сам рассказывал об историческом персонаже по предложенному плану, затем учащиеся отвечали на пункты плана совместно с учителем 3-4 раза в ходе урока. На последующих уроках они самостоятельно воспроизводили рассказ об уже изученной личности по этому плану и пытались составить аналогичный рассказ о новом историческом деятеле при этом учитель подсказывал и направлял школьников. Наличие алгоритма в виде плана изучения исторической личности позволило умственно отсталым школьником лучше запомнить последовательность рассказа, находить общие и особенные черты в биографии деятелей (например, время жизни, эпоха, государство, черты характера), оценивать их роль в истории. На закрепляющих и обобщающих уроках использовались сравнительные таблицы по историческим деятелям.
Таблицы заполняются учащимися самостоятельно на уроке. Им дается возможность использовать учебник и записи в тетрадях. Результаты проверяются на уроке, учитель вносит поправки, помогает в случае возникновения трудностей. Также на обобщающих уроках, на уроках повторения пройденной темы использовался исторический кроссворд, где в качестве вопросов приводилась характеристика того или иного исторического деятеля (составленная по вышеприведенному алгоритму), а ученики должны были отгадать, о ком идет речь и вписать фамилию исторического героя в соответствующую графу кроссворда. После изучения темы «Реформы П.А. Столыпина» учащимся в качестве домашнего задания давалось задание составить исторический портрет реформатора. Для того, чтобы выполнить задание ученики переписали пункты плана изучения личности в тетрадь, а дома пытались самостоятельно найти в учебнике или другом источнике информации ответы на пункты плана и записать их в тетрадь. Во время проверки домашнего задания учитель заслушивал ответы нескольких учеников и выборочно проверял записи в тетрадях. По итогам ответов и проверки тетрадей учитель корректировал данные учеников, помогал им справиться с возникшими трудностями. Как показал результат констатирующего эксперимента, одним из самых сложных заданий для умственно отсталых учащихся было соотнести конкретного исторического деятеля с исторической эпохой, воспроизвести хронологическую последовательность в перечне исторических личностей. В целях коррекции данной ситуации на уроках необходимо работать с лентой времени, а также применять игры, викторины с использованием исторических дат и деятелей. Например, на индивидуальных карточках учащимся нужно вписать имя исторического героя в соответствующий его жизни или деятельности отрезок времени. Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, художественной литературы и других источников. В качестве наглядных средств обучения можно использовать презентации, а также просмотр и последующий разбор фрагментов документальных или художественных кинофильмов по исторической тематике. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, чем характеризовался быт представителей различных сословий. Создание точных зрительных образов – важный элемент изучения исторических личностей и обучения истории в целом, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов и исторических деятелей из одной эпохи в другую. Для закрепления изученного нужно регулярно давать задания на составление в хронологической последовательности имен исторических персонажей. Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам, связанным с жизнью и деятельностью изучаемого исторического персонажа. Так, при изучении личности А.М. Горького в рамках темы «Серебряный век» русской культуры» полезно сводить учащихся на экскурсию в домик Пешкова, в музей-квартиру А.М. горького. Также умственно отсталым учащимся было сложно соотнести историческую личность с его деятельностью, реформами. В качестве приемов педагогической коррекции данной ситуации на уроках обобщения и закрепления знаний использовались исторические пропорции. Например:
Также ходе повторительно-обобщающих уроков применялись задания на соотнесения событий, реформ или дат с именем той или иной исторической личности.
Обучающий прием «Криптограммы» применялся при объяснении тем, в рамках которых встречались уже изученные ранее исторические личности. Например, в теме «Кровавое воскресенье. Первая русская революция», на изучение которой отводится 2 ч., фигурирует последний российский император Николай II. В качестве закрепления знаний об этой исторической личности использовался игровой обучающий прием «криптограммы».
В работе с умственно отсталыми учащимися хорошо себя зарекомендовал игровой образовательный метод решения исторических задач. Решаются задачи либо на уроке, через диалог, либо учащимся предлагается подумать над ними во время самостоятельной работы. Так в рамках изучения темы «НЭП – новая экономическая политика» в конце урока в качестве закрепления пройденного материала учащимся предлагается прослушать отрывок и ответить на вопрос, о какой реформе идет речь и кто был ее инициатором? «Составляющими этой политики были следующие черты: Была ослаблена централизация управления народным хозяйством; предприятиям дана самостоятельность в планировании, заготовке сырья и реализации продукции. Вводилась поощрительная система оплаты труда с целью стимулировать производство, заинтересовать работников в повышении квалификации и выпуске качественной продукции, отменена карточная система снабжения, разрешена аренда малых и средних частных предприятий, введена свобода торговли» (Ответ: НЭП, В.И. Ульянов (Ленин). К ответу школьники приходят совместно с учителем, в ходе диалога. Исторические задачи могут определяться на часы самостоятельной работы во внеурочное время. Это делается, как правило, в конце урока. Педагогический прием работы с исторической картиной применялся на уроке «Маршал Жуков». С помощью подготовленной заранее презентации учитель рассказал учащимся факты биографии Георгия Константиновича, осветил его жизненный путь, роль в достижении победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Затем ученикам была представлена работа художника Константина Васильева «Маршал Жуков», где великий полководец предстал на фоне пламени, в котором сгорают знамена и свастика поверженной фашистской Германии. Его грудь украшена наградами и орденами, его шинель кажется отлитой из стали. В этом образе маршал напоминает героя античной мифологии, он как-будто ведет к победе великий народ, ему нельзя сомневаться и колебаться. Автор смог передать в этом портрете весь боевой дух и мощь не только великого полководца, но и всего русского народа[15]. В ходе изучения темы «Окончание Великой Отечественной войны» знания о полководце Г.К. Жукове, полученные в ходе предшествующего урока закрепляются с помощью решения «исторической задачи». Учащиеся должны назвать имя того человека, о котором идет речь в отрывке: «Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а затем министром обороны СССР. Его называли «Маршалом Победы». Историческая задача оформляется с помощью презентации: на первом слайде зрительно дублируется читаемый учителем текст, на втором умственно отсталым учащимся предлагаются два варианта ответа. На слайде появляются портреты И.В. Сталина и Г.К. Жукова. Третий слайд содержит правильный ответ – портрет Г.К. Жукова. Все использованные нами в ходе формирующего эксперимента методы коррекции и обучающие приемы можно обобщить в следующей таблице.
Таким образом, в рамках формирующего эксперимента был разработан комплекс педагогических методов и приемов, направленных на коррекцию образовательной ситуации и формирование у умственно отсталых учащихся адекватных представлений об исторических личностях.
Контрольный эксперимент После проведения серии уроков, включающих в себя задания направленные на коррекцию представлений об исторических личностях, разработанных на основании представленной выше методологии, было осуществлено контрольное тестирование, которое включало 6 заданий по пройденному материалу. Задания были аналогичны вопросам первичного тестирования. Это связано с тем, что бы ни травмировать психику детей и не вызвать панику. Целью проведения контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенного в ходе формирующего эксперимента педагогического воздействия на умственно отсталых учащихся. Тестирование направлено на получение данных для их сравнения с результатами констатирующего эксперимента. В связи с этим контрольный тест проводился с учениками 9-х классов МКС (К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, которые принимали участие в констатирующем и формирующем эксперименте. Таким образом, в тестировании участвовало 12 человек: 9 «А» 6 человек, 5 девочек и 1 мальчик, возраст испытуемых – 15 лет. 9 «Б» - 6 человек, из которых 3 девочки и 3 мальчика в возрасте 15 лет. Наблюдение за умственно отсталыми учащимися на уроках истории России после реализации программы формирующего эксперимента показали, что применяемые приемы и методы педагогического воздействия повысили внимание учащихся к историческому материалу, возросла их познавательная активность. Ученики чаще задавали уточняющие вопросы, с интересом выполняли самостоятельные задания, отвечали на вопросы учителя. Пополнился словарный запас учащихся. По предложенному алгоритму детям легче стало запоминать и воспроизводить текст. В рамках повторения пройденного материала по прочитанной характеристике учащиеся могли «узнать» исторического героя, сократились затруднения умственно отсталых учеников при воспроизведении пройденного материала. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов показали, что выросший интерес к историческим знаниям и возросшая познавательная активность, что сказались на результатах успеваемости умственно отсталых школьников. Их успеваемость по истории России выросла в среднем на 12,5 %. В ходе беседы ученики показали знание некоторых художественных картин по исторической тематике, портретов исторических деятелей. Ученики не только узнавали показанные портреты, но и называли изображенного на них героя. Ученики стали проявлять интерес к художественным фильмам, связанным с исторической тематикой. Образность и эмоциональность, проявленная на уроках через чтение отрывков из художественных книг, демонстрацию отрывков из фильмов, использование ярких и понятных презентаций способствовали не только повышению интереса к истории своей страны, но и повысили способность запоминать, узнавать и отделять одну историческую эпоху от другой. В целом, учащиеся проявили большую заинтересованность и готовность выполнять самостоятельную работу, связанную с подготовкой задания «исторический портрет», т.е. составление рассказа о политическом или общественном деятеле. Предложенный и отработанный совместно с учителем алгоритм описания исторической личности во многом облегчил учащимся задачу, позволил им не только воспроизводить подготовленный совместно с учителем текст, но и составлять подобный текст самостоятельно. Регулярное использование заданий типа исторической пропорции, ленты времени, исторических сопоставлений способствовали снижению трудностей в ориентировании в историческом времени. Умственно отсталые учащиеся совершали меньше ошибок в заданиях, требующих сопоставить конкретную историческую личность с эпохой ее жизни, датой или проведенной реформой. После многократных повторений детям стало проще составить логический ряд из имен исторических деятелей, убрав лишнее имя. Все это свидетельствует о том, что разработанная методика дала положительный результат. Полученные результаты можно представить в виде следующей диаграммы: Рис. 4. Анализ данных контрольного эксперимента учащихся 9-х классов Анализ полученных результатов показал, что количество правильных ответов составляет 47 %, частично правильных ответов – 14 %, неправильных ответов – 39 %. Повысился процент правильных ответов за счет увеличения ответов на вопросы, ориентированные на соотнесение и построение хронологической последовательности. По-прежнему наибольшее количество правильных ответов было дано на вопрос, непосредственно связанный с современностью (92 %), поскольку информацию о современных событиях и политических деятелей школьники получают не только от учителя в ходе урока, но и из средств массовой информации, и от семейного окружения. Кроме того выросло количество верных ответов на вопросы, связанные с узнаванием конкретного исторического деятеля (с 37% до 42 %). Вопросы, связанные с сопоставлением, по-прежнему вызывают наибольшие трудности у умственно отсталых учащихся, однако, не смотря на имеющиеся ошибки, количество правильных ответов выросло с 25 % до 34%, так же как и количество частично верных ответов. Регулярное решение на уроках исторических задач, упражнения с лентой времени, исторической пропорцией и т.д. сократили количество ошибок и отказов выполнять задания на сопоставления, умственно отсталые школьники стали выполнять их более успешно, чем в ходе констатирующего эксперимента. Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения серии уроков с использованием разработанного комплекса методов и приемов педагогической коррекции у умственно отсталых школьников вырос уровень адекватных представлений об исторических личностях.
3.3. Практические рекомендации учителю истории по формированию представлений у умственно отсталых учащихся об исторических личностях Экспериментальные данные, полученные в ходе проведения формирующего и контрольного экспериментов, позволяют дать ряд рекомендаций учителю истории, направленных на снижение трудностей в формировании адекватных представлений об исторических личностях и их роли в историческом процессе у умственно отсталых школьников. Во-первых, необходимо производить тщательный отбор исторических деятелей, изучаемых на уроках истории России. Это позволит не перегружать сложный для восприятия материал, выработать навык отделения первостепенных и важнейших событий от второстепенных. Во-вторых, необходимо дать умственно отсталым учащимся четкий единообразный алгоритм изучения исторических личностей, руководствуясь которым ученики смогут не только воспроизводить пройденный материал, но и самостоятельно составлять рассказ о том или ином деятеле. Для наиболее адекватного восприятия исторической информации умственно отсталым учащимся необходима постоянная опора на наглядные средства обучения: картины, иллюстрации, схемы, карты, презентации, отрывки из художественных и документальных фильмов. Наглядные средства обучения, а также план или алгоритм рассказа о том или ином историческом герое направлены на облегчение речевых высказываний умственно отсталых школьников и служат пополнению их словарного запаса и развитию речи. При изложении нового материала учитель истории должен пользоваться простыми речевыми конструкциями и строго отобранным терминологическим аппаратом. Нельзя перегружать восприятие умственно отсталых учащихся. Новые термины и понятия необходимо вводить постепенно, при этом целесообразно использовать терминологический словарь, в который школьники будут записывать новые слова и их определения. Также необходимо несколько раз повторять их в течение урока, что облегчит их запоминание и использование в ходе последующих тем. Учитель должен убедиться, что ученики правильно, адекватно запомнили новую терминологию. Темп речи учителя при изложении новых тем должен быть спокойным, неторопливым, необходимо убедиться, что школьники понимают, о чем идет речь и успевают делать нужные записи в тетрадях. Как показывают результаты констатирующего эксперимента, умственно отсталые учащиеся затрудняются устанавливать связи и отношения между историческими событиями и историческими личностями. Помочь в установлении нужных связей и отношений может использование на уроках истории сравнительных таблиц и исторических пропорций. После реализации данного образовательного приема в ходе нескольких уроков, учитель может давать подобные задания для самостоятельной классной или домашней работы, а также в качестве индивидуальных заданий. Для того чтобы избежать установления у учащихся коррекционной школы связей между историческими событиями, основанной только лишь на внешней характеристике явлений, необходимо давать яркие характеристики исторических деятелей, использовать сюжетные оценки в ходе повествования, привлекать разнообразные средства наглядности. Подробные характеристики исторических личностей, оценка их деятельности, акцентирование внимания как на положительных, так и на отрицательных поступках и чертах характера будут препятствовать формированию однозначного мнения или представления как о самой личности, так и об исторической эпохе в целом. При характеристике исторической личности в рамках той или иной темы, учитель должен давать не только четкую оценку значения ее деятельности, но связывать действия исторического героя с интересами сословия или общества в целом, показывая при этом и роль всего русского народа. Это будет препятствовать формированию у умственно отсталых учащихся неверного представления о том, что исторические события являются результатом единоличного действия какого-либо человека. В своем повествовании учитель должен связать внешний облик исторического персонажа, факты его биографии с его деятельностью и оценками этой деятельности данными им самим, современниками и потомками. Это способствует формированию у умственно отсталых учащихся таких чувств, как долг, совесть, любовь к Родине и т.д. Кроме того это позволит научить школьников давать адекватные оценки событиям прошлого. В рамках современной концепции образования не менее важно учитывать индивидуальные особенности умственно отсталых школьников, разную степень усвоения ими учебного материала, в связи с чем нужно правильно группировать не только исторический материал, но и задания к нему. Весь учебный материал должен подразделяться на основной, для обязательного изучения и на дополнительный, рассчитанный на более «сильных» учеников. Также следует подходить к заданиям, которые должны быть рассчитаны на совместную работу в классе и на индивидуальную работу дома или на уроке. Для того чтобы знания умственно отсталых учеников приобрели системный характер, учитель обязательно должен учитывать и устанавливать межпредметные связи, например, с географией, обществознанием, литературой. Так в рамках изучения тем, посвященных истории культуры, целесообразно проводить параллели с учебным материалом по литературе. В свою очередь, усвоение исторического материала должно основываться на навыках, приобретенных учащимися коррекционной школы на занятиях по другим учебным дисциплинам: русский язык, литература, география, музыка и т.д. Также как и в основной школе, учащиеся коррекционной школы должны закреплять пройденный материал. При этом первоначально их рассказ должен строиться с опорой на наглядные средства, либо на пункты плана, составленного учителем либо совместно с ним. При этом пункты плана должны быть конкретными и дробными. Так умственно отсталым школьникам будет проще запомнить последовательность рассказа. Для лучшего усвоения и осмысления исторического материала необходимо использовать в качестве домашнего задания практическую работу: нарисовать картинку, сделать аппликацию или бумажный макет. Было бы полезно привлекать современные информационно-компьютерные технологии: в качестве творческого домашнего задания сделать презентацию, посвященную какому-либо историческому персонажу. Такая практическая работа будет способствовать лучшему запоминанию, а также позволит учащемуся объяснить, с какими событиями связана данная личность. В ходе повторительно-обобщающих уроков учитель должен организовать коллективную работу класса. Учащиеся совместно с учителем должны подводить итоги изученных событий, находить выводы в тексте учебника и записывать их в тетрадь. Во время текущего или обобщающего повторений учитель должен убедиться в адекватности сформированных исторических представлений и характеристик исторических личностей путем их неоднократного повторения, возвращения к уже изученному материалу. Результаты формирующего эксперимента показали, что во время урока истории учитель должен использовать совокупность методов и приемов, которые, сочетаясь друг с другом, обеспечат разнообразие видов учебной деятельности умственно отсталых учащихся, а также дадут возможность привлечь разнообразные источники информации. Такой подход предполагает совместную реализацию словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, что позволяет умственно отсталым школьникам лучше усваивать учебный материал. Будет целесообразно давать учащимся задания, включающие в себя сравнение исторических событий и явлений, описание исторических лиц и определение дат по событию. Учитель должен четко продумывать структуру вопросов и заданий к каждому уроку, стимулировать учеников к размышлению над событиями и явлениями исторического процесса. Использование в учебном процессе различных видов умственной деятельности способствует более успешному запоминанию, усвоению и осмыслению исторических знаний учениками коррекционной школы.
Выводы по главе III В рамках формирующего эксперимента нам удалось разработать и провести серию уроков для учащихся с умственной отсталостью в коррекционной школе VIII вида. Конспекты уроков были подготовлены в соответствии с календарно-тематическим планированием. На каждом этапе эксперимента были использованы корректирующие приемы и методы, а также проведена диагностика полученных результатов, оценен эффект педагогического воздействия. Тестовый опрос был направлен на выявление уровня сформированности адекватных представлений об исторических личностях у умственно отсталых учащихся. Экспериментальные данные предоставлены в приложении. В итоге, можно заключить, что интерес детей к уроку истории вырос, повысилась их познавательная активность, снизились трудности в формировании представлений об исторических личностях благодаря применению разработанной методологии, в том числе и использование наглядности на уроках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исторические знания играют ведущую роль в процессе обучения, воспитания и коррекции умственно отсталых детей. Их успешное усвоение способствует более успешной социализации таких учеников. Формирование адекватных представлений об исторических личностях, в свою очередь, способствует воспитанию чувства ответственности, справедливости, патриотизма, активной гражданской позиции. Кроме того, знание ведущих исторических деятелей поможет умственно отсталым учащимся лучше ориентироваться в историческом материале, легче его усваивать, т.к. «сухой» фактологический материал приобретает эмоциональную окрашенность, перестает быть безликим. Для выявления трудностей, возникающих у умственно отсталых школьников в процессе формирования представлений об исторических личностях на уроках истории России, было проведено экспериментальное исследование. В ходе исследования было выяснено, что трудности в усвоении исторического материала учащимися коррекционной школы вызваны неполноценным, некорректным использованием наглядности на уроках истории России, низкой познавательной активностью, рассеянностью внимания, недостаточным словарным и терминологическим запасом, недостаточной сформированностью таких операций мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д. Кроме того, содержание повествовательного рассказа по истории не связано с практическим жизненным опытом детей с умственной отсталостью, что значительно затрудняет его восприятие и усвоение. К сожалению, учителя коррекционных школ не всегда правильно оценивают познавательные возможности своих учеников и применяют соответствующие адаптированные корректирующие образовательные методики. На основании результатов констатирующего эксперимента была разработана программа коррекции. В рамках формирующего эксперимента на уроках истории России в 9-х классах коррекционной школы был реализован комплекс уроков с использованием методов и приемов, направленных на снижение трудностей, возникающих в ходе усвоения исторического материала, посвященного деятелям отечественной истории. Оценка эффективности апробированной методики показала, что успеваемость по истории России умственно отсталых школьников повысилась в среднем на 12%. Учащиеся стали лучше запоминать исторических персонажей, воспроизводить и самостоятельно составлять рассказы о них. В самостоятельной работе учеников стало меньше ошибок в заданиях на соотнесение исторической эпохи, конкретной даты и исторического лица. Дети более успешно справлялись с заданиями на составление хронологического и логического ряда исторических деятелей. Повысился
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.139 (0.019 с.) |