Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Коррекция представлений об исторических личностях у умственно отсталых детей

Поиск

3.1. Программа и содержание формирующего эксперимента

В результате проведенных исследований учебной деятельности умственно отсталых школьников на уроках истории, а также основываясь на данных констатирующего эксперимента, мы выяснили, что более 65% учащихся имеют трудности при изучении материала, связанного с исторической личностью. Данные трудности вызваны низкой познавательной активностью этого контингента учащихся, неумением выполнять самостоятельную или индивидуальную работу, неразвитым словарным и терминологическим запасом, перегруженностью изучаемого материала незначительными деталями и понятиями, а также отсутствием опоры на собственный жизненный опыт. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию нами была проведена коррекция представлений об исторических личностях у умственно отсталых детей с помощью формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент – это разновидность педагогического воздействия, заключающаяся в том, что педагог включается в образовательную ситуацию, создает и усовершенствует педагогические средства и методы с целью получить заданный результат. Формирующий эксперимент позволяет раскрыть закономерности процесса обучения, определить возможности его оптимизации и, таким образом, сформировать у учащихся навыки новых умственных действий.

Цель формирующего эксперимента: разработать комплекс приемов и методов, направленных на формирование адекватных представлений об исторических личностях и минимизацию трудностей, возникающих у умственно отсталых учащихся в процессе их изучения.

 

Задачи:

1. Разработать методы педагогического воздействия на умственно отсталых школьников, включающие в себя серию приемов, позволяющих в ходе изучения учебного материала усвоить информацию об исторических личностях и получить навыки ее узнавания, воспроизведения и использования в дальнейшем учебном процессе.

2. Провести формирующий эксперимент в ходе уроков по истории России.

3. Оценить эффективность педагогического воздействия в рамках формирующего эксперимента.

Этапы и программа формирующего эксперимента. В ходе первого, подготовительного этапа необходимо произвести анализ учебных программ и содержания школьного учебника с целью определения тем уроков и формирования перечня исторических личностей, требующих изучения. Необходимо «отсеять» второстепенные исторические персонажи и факты во избежание «перегрузки» учебного материала. Также в ходе подготовительного этапа подбирается методический материал, подходящий для достижения поставленной цели.

В ходе второго этапа формирующего эксперимента были разработаны ряд педагогических приемов и методов, направленных на достижение обозначенной цели, включающий в себя как методы, направленные на развитие познавательной активности учащихся, так и игровые приемы. Был выработан алгоритм изучения исторической личности, позволяющий умственно отсталым учащимся легче запоминать, узнавать и самостоятельно изучать конкретного исторического деятеля.

На третьем этапе разработанная программа формирующего эксперимента была реализована непосредственно на уроках по Истории России. В завершении был проведен контрольный эксперимент, результаты которого позволили оценить эффективность проведенного педагогического воздействия.

В формирующем эксперименте приняли участие учащиеся 9-х классов МКС (К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. Участие в эксперименте именно этой группы учеников обусловлено результатами констатирующего эксперимента и потребностью повысить возможность их социальной адаптации, подготовить к условиям реальной жизни и деятельности.

Для того чтобы не перегружать учебный материал, для изучения в рамках формирующего эксперимента были отобраны следующие темы и исторические деятели: «Начало правления Николая II», «Первая русская революция», «Февральская революция и отречение царя от престола» - Николай II; «Появление первых политических партий в России», «Октябрьская революция 1917 г.», «Захват власти большевиками», «Установление советской власти» - В.И. Ульянов (Ленин); «Реформы П.А. Столыпина» - П.А. Столыпин; «Серебряный век» русской культуры» - А.М. Горький; «Образование СССР», «Индустриализация СССР», «Коллективизация крестьянских хозяйств» - И.В. Сталин; «Советский Союз в начале Второй мировой войны», «Начало Великой Отечественной войны» - В.И. Сталин, А. Гитлер; «Маршал Жуков», «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Окончание Великой Отечественной войны» - Г.К. Жуков; «Реформы Н.С. Хрущева», «Хрущевская оттепель» - Н.С. Хрущев, «Экономика и политика в эпоху «застоя» - Л.И. Брежнев, «Реформы М.С. Горбачева», «Распад СССР» - М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин; «Реформы государственного управления» - Б.Н. Ельцин; «Продолжение реформ в России» - В.В. Путин. Каждый из них сыграл весьма значительную роль не только в судьбе нашей страны, но и оказал влияние на мировой исторический процесс, определив современный облик политической корты мира.

Практически каждый из перечисленных параграфов дает возможность изучения исторической личности в ходе нескольких последовательно сменяющихся уроков, а также возможность повторить пройденный материал в рамках следующей темы. Такая структура исторического материала дала возможность использовать алгоритм изучения исторической личности. Алгоритм давался учителем на уроке в виде плана в презентации к уроку каждый раз, когда в теме урока появлялась новая личность. План включал в себя следующие пункты: 1) время жизни и этапы деятельности исторической личности; 2) особенности общественных, политических и культурных условий, в которых сформировалась и действовала личность; 3) цель и основные действия личности; 4) отношение к этой личности (в том числе и учащихся); 5) значение деятельности личности. В ходе первого урока учитель сам рассказывал об историческом персонаже по предложенному плану, затем учащиеся отвечали на пункты плана совместно с учителем 3-4 раза в ходе урока. На последующих уроках они самостоятельно воспроизводили рассказ об уже изученной личности по этому плану и пытались составить аналогичный рассказ о новом историческом деятеле при этом учитель подсказывал и направлял школьников. Наличие алгоритма в виде плана изучения исторической личности позволило умственно отсталым школьником лучше запомнить последовательность рассказа, находить общие и особенные черты в биографии деятелей (например, время жизни, эпоха, государство, черты характера), оценивать их роль в истории. На закрепляющих и обобщающих уроках использовались сравнительные таблицы по историческим деятелям.

Кто? И.В. Сталин Н. С. Хрущев
Годы жизни 18878 - 1953 1894 - 1971
Реформы, деятельность Образование СССР, конституция 1936 г., индустриализация и коллективизация, политические репрессии Развенчание культа личности, реформа сельского хозяйства, административно-экономическая реформа
Особенность политической системы Культ личности, тоталитаризм «Оттепель», авторитаризм

 

Таблицы заполняются учащимися самостоятельно на уроке. Им дается возможность использовать учебник и записи в тетрадях. Результаты проверяются на уроке, учитель вносит поправки, помогает в случае возникновения трудностей.

Также на обобщающих уроках, на уроках повторения пройденной темы использовался исторический кроссворд, где в качестве вопросов приводилась характеристика того или иного исторического деятеля (составленная по вышеприведенному алгоритму), а ученики должны были отгадать, о ком идет речь и вписать фамилию исторического героя в соответствующую графу кроссворда.

После изучения темы «Реформы П.А. Столыпина» учащимся в качестве домашнего задания давалось задание составить исторический портрет реформатора. Для того, чтобы выполнить задание ученики переписали пункты плана изучения личности в тетрадь, а дома пытались самостоятельно найти в учебнике или другом источнике информации ответы на пункты плана и записать их в тетрадь. Во время проверки домашнего задания учитель заслушивал ответы нескольких учеников и выборочно проверял записи в тетрадях. По итогам ответов и проверки тетрадей учитель корректировал данные учеников, помогал им справиться с возникшими трудностями.

Как показал результат констатирующего эксперимента, одним из самых сложных заданий для умственно отсталых учащихся было соотнести конкретного исторического деятеля с исторической эпохой, воспроизвести хронологическую последовательность в перечне исторических личностей. В целях коррекции данной ситуации на уроках необходимо работать с лентой времени, а также применять игры, викторины с использованием исторических дат и деятелей. Например, на индивидуальных карточках учащимся нужно вписать имя исторического героя в соответствующий его жизни или деятельности отрезок времени. Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, художественной литературы и других источников. В качестве наглядных средств обучения можно использовать презентации, а также просмотр и последующий разбор фрагментов документальных или художественных кинофильмов по исторической тематике. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, чем характеризовался быт представителей различных сословий. Создание точных зрительных образов – важный элемент изучения исторических личностей и обучения истории в целом, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов и исторических деятелей из одной эпохи в другую. Для закрепления изученного нужно регулярно давать задания на составление в хронологической последовательности имен исторических персонажей.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам, связанным с жизнью и деятельностью изучаемого исторического персонажа. Так, при изучении личности А.М. Горького в рамках темы «Серебряный век» русской культуры» полезно сводить учащихся на экскурсию в домик Пешкова, в музей-квартиру А.М. горького.

Также умственно отсталым учащимся было сложно соотнести историческую личность с его деятельностью, реформами. В качестве приемов педагогической коррекции данной ситуации на уроках обобщения и закрепления знаний использовались исторические пропорции. Например:

Образование СССР ? Образование СССР ?
1922 г. 1991 г. И.В. Сталин М.С. Горбачев

 

Октябрьская революция ? В.И. Ульянов (Ленин) И.В. Сталин
1917 г. 1941 – 1945 гг. Октябрьская революция ?

Также ходе повторительно-обобщающих уроков применялись задания на соотнесения событий, реформ или дат с именем той или иной исторической личности.

Октябрьская революция   Л.И. Брежнев
«Оттепель»   И.В. Сталин
Коллективизация   В.И. Ульянов (Ленин)
Застой   Н.С. Хрущев

 

Обучающий прием «Криптограммы» применялся при объяснении тем, в рамках которых встречались уже изученные ранее исторические личности. Например, в теме «Кровавое воскресенье. Первая русская революция», на изучение которой отводится 2 ч., фигурирует последний российский император Николай II. В качестве закрепления знаний об этой исторической личности использовался игровой обучающий прием «криптограммы».

               

 

               
и II к л а о н й

 

В работе с умственно отсталыми учащимися хорошо себя зарекомендовал игровой образовательный метод решения исторических задач. Решаются задачи либо на уроке, через диалог, либо учащимся предлагается подумать над ними во время самостоятельной работы. Так в рамках изучения темы «НЭП – новая экономическая политика» в конце урока в качестве закрепления пройденного материала учащимся предлагается прослушать отрывок и ответить на вопрос, о какой реформе идет речь и кто был ее инициатором? «Составляющими этой политики были следующие черты: Была ослаблена централизация управления народным хозяйством; предприятиям дана самостоятельность в планировании, заготовке сырья и реализации продукции. Вводилась поощрительная система оплаты труда с целью стимулировать производство, заинтересовать работников в повышении квалификации и выпуске качественной продукции, отменена карточная система снабжения, разрешена аренда малых и средних частных предприятий, введена свобода торговли» (Ответ: НЭП, В.И. Ульянов (Ленин). К ответу школьники приходят совместно с учителем, в ходе диалога. Исторические задачи могут определяться на часы самостоятельной работы во внеурочное время. Это делается, как правило, в конце урока.

Педагогический прием работы с исторической картиной применялся на уроке «Маршал Жуков». С помощью подготовленной заранее презентации учитель рассказал учащимся факты биографии Георгия Константиновича, осветил его жизненный путь, роль в достижении победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Затем ученикам была представлена работа художника Константина Васильева «Маршал Жуков», где великий полководец предстал на фоне пламени, в котором сгорают знамена и свастика поверженной фашистской Германии. Его грудь украшена наградами и орденами, его шинель кажется отлитой из стали. В этом образе маршал напоминает героя античной мифологии, он как-будто ведет к победе великий народ, ему нельзя сомневаться и колебаться. Автор смог передать в этом портрете весь боевой дух и мощь не только великого полководца, но и всего русского народа[15]. В ходе изучения темы «Окончание Великой Отечественной войны» знания о полководце Г.К. Жукове, полученные в ходе предшествующего урока закрепляются с помощью решения «исторической задачи». Учащиеся должны назвать имя того человека, о котором идет речь в отрывке: «Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а затем министром обороны СССР. Его называли «Маршалом Победы». Историческая задача оформляется с помощью презентации: на первом слайде зрительно дублируется читаемый учителем текст, на втором умственно отсталым учащимся предлагаются два варианта ответа. На слайде появляются портреты И.В. Сталина и Г.К. Жукова. Третий слайд содержит правильный ответ – портрет Г.К. Жукова.

Все использованные нами в ходе формирующего эксперимента методы коррекции и обучающие приемы можно обобщить в следующей таблице.

Тема урока Часы Обучающие приемы и методы
Начало правления Николая II   Презентация, исторический портрет, план изучения исторической личности
Кровавое воскресенье. Первая русская революция   Работа с исторической картиной, «криптограмма»
Появление первых политических партий в России   Задание на соотнесение имен и партий, презентация, план изучения личности
Реформы П.А. Столыпина   Презентация, исторический портрет (работа с планом)
«Серебряный век» русской культуры   Презентация, логический ряд (убери лишнее) Экскурсия (во вне урочное время)
Россия в Первой мировой войне   Презентация, чтение отрывка из произведения Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», исторический портрет
Февральская революция и отречение царя от престола   Исторический портрет, кроссворд, решение исторической (биографической) задачи
Захват власти большевиками в Петрограде   Решение исторической (биографической) задачи
Установление советской власти   тест
НЭП – новая экономическая политика   Решение исторической задачи (хрестоматийной)
Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В. Сталина   Презентация, исторический портрет
Начало Великой Отечественной войны.   Сравнительная таблица характеристики исторических личностей
Маршал Жуков.   Презентация, работа с исторической картиной, исторический портрет
Окончание Великой Отечественной войны.   Решение исторической задачи (биографической), кроссворд
Н.С.Хрущев. Реформы Хрущева.   Исторический портрет
Хрущевская оттепель.   Решение исторической задачи
Экономика и политика в эпоху «Застоя».   Соотнесение событий и имен, сравнительная таблица, криптограмма
Реформы М.С. Горбачева.   Исторический портрет
Распад СССР.   Историческая пропорция
Экономические реформы Ельцина Б.Н   Исторический портрет
Продолжение реформ в России   Исторический портрет, презентация
Новая эпоха. Мир, в котором ты живешь   Работа с лентой времени, решение исторической задачи
Повторительно-обобщающие уроки   Работа с лентой времени, исторический кроссворд, исторические пропорции, задания на сопоставления, логические ряды (убери лишнее)

 

Таким образом, в рамках формирующего эксперимента был разработан комплекс педагогических методов и приемов, направленных на коррекцию образовательной ситуации и формирование у умственно отсталых учащихся адекватных представлений об исторических личностях.

 

Контрольный эксперимент

После проведения серии уроков, включающих в себя задания направленные на коррекцию представлений об исторических личностях, разработанных на основании представленной выше методологии, было осуществлено контрольное тестирование, которое включало 6 заданий по пройденному материалу. Задания были аналогичны вопросам первичного тестирования. Это связано с тем, что бы ни травмировать психику детей и не вызвать панику.

Целью проведения контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенного в ходе формирующего эксперимента педагогического воздействия на умственно отсталых учащихся. Тестирование направлено на получение данных для их сравнения с результатами констатирующего эксперимента. В связи с этим контрольный тест проводился с учениками 9-х классов МКС (К)ОУ школы-интерната VIII вида № 92 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, которые принимали участие в констатирующем и формирующем эксперименте. Таким образом, в тестировании участвовало 12 человек: 9 «А» 6 человек, 5 девочек и 1 мальчик, возраст испытуемых – 15 лет. 9 «Б» - 6 человек, из которых 3 девочки и 3 мальчика в возрасте 15 лет.

Наблюдение за умственно отсталыми учащимися на уроках истории России после реализации программы формирующего эксперимента показали, что применяемые приемы и методы педагогического воздействия повысили внимание учащихся к историческому материалу, возросла их познавательная активность. Ученики чаще задавали уточняющие вопросы, с интересом выполняли самостоятельные задания, отвечали на вопросы учителя. Пополнился словарный запас учащихся. По предложенному алгоритму детям легче стало запоминать и воспроизводить текст. В рамках повторения пройденного материала по прочитанной характеристике учащиеся могли «узнать» исторического героя, сократились затруднения умственно отсталых учеников при воспроизведении пройденного материала.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов показали, что выросший интерес к историческим знаниям и возросшая познавательная активность, что сказались на результатах успеваемости умственно отсталых школьников. Их успеваемость по истории России выросла в среднем на 12,5 %.

В ходе беседы ученики показали знание некоторых художественных картин по исторической тематике, портретов исторических деятелей. Ученики не только узнавали показанные портреты, но и называли изображенного на них героя.

Ученики стали проявлять интерес к художественным фильмам, связанным с исторической тематикой. Образность и эмоциональность, проявленная на уроках через чтение отрывков из художественных книг, демонстрацию отрывков из фильмов, использование ярких и понятных презентаций способствовали не только повышению интереса к истории своей страны, но и повысили способность запоминать, узнавать и отделять одну историческую эпоху от другой.

В целом, учащиеся проявили большую заинтересованность и готовность выполнять самостоятельную работу, связанную с подготовкой задания «исторический портрет», т.е. составление рассказа о политическом или общественном деятеле. Предложенный и отработанный совместно с учителем алгоритм описания исторической личности во многом облегчил учащимся задачу, позволил им не только воспроизводить подготовленный совместно с учителем текст, но и составлять подобный текст самостоятельно.

Регулярное использование заданий типа исторической пропорции, ленты времени, исторических сопоставлений способствовали снижению трудностей в ориентировании в историческом времени. Умственно отсталые учащиеся совершали меньше ошибок в заданиях, требующих сопоставить конкретную историческую личность с эпохой ее жизни, датой или проведенной реформой. После многократных повторений детям стало проще составить логический ряд из имен исторических деятелей, убрав лишнее имя. Все это свидетельствует о том, что разработанная методика дала положительный результат.

Полученные результаты можно представить в виде следующей диаграммы:

Рис. 4. Анализ данных контрольного эксперимента учащихся 9-х классов

Анализ полученных результатов показал, что количество правильных ответов составляет 47 %, частично правильных ответов – 14 %, неправильных ответов – 39 %. Повысился процент правильных ответов за счет увеличения ответов на вопросы, ориентированные на соотнесение и построение хронологической последовательности.

По-прежнему наибольшее количество правильных ответов было дано на вопрос, непосредственно связанный с современностью (92 %), поскольку информацию о современных событиях и политических деятелей школьники получают не только от учителя в ходе урока, но и из средств массовой информации, и от семейного окружения.

Кроме того выросло количество верных ответов на вопросы, связанные с узнаванием конкретного исторического деятеля (с 37% до 42 %). Вопросы, связанные с сопоставлением, по-прежнему вызывают наибольшие трудности у умственно отсталых учащихся, однако, не смотря на имеющиеся ошибки, количество правильных ответов выросло с 25 % до 34%, так же как и количество частично верных ответов. Регулярное решение на уроках исторических задач, упражнения с лентой времени, исторической пропорцией и т.д. сократили количество ошибок и отказов выполнять задания на сопоставления, умственно отсталые школьники стали выполнять их более успешно, чем в ходе констатирующего эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод, что после проведения серии уроков с использованием разработанного комплекса методов и приемов педагогической коррекции у умственно отсталых школьников вырос уровень адекватных представлений об исторических личностях.

 

 

3.3. Практические рекомендации учителю истории по формированию представлений у умственно отсталых учащихся об исторических личностях

Экспериментальные данные, полученные в ходе проведения формирующего и контрольного экспериментов, позволяют дать ряд рекомендаций учителю истории, направленных на снижение трудностей в формировании адекватных представлений об исторических личностях и их роли в историческом процессе у умственно отсталых школьников.

Во-первых, необходимо производить тщательный отбор исторических деятелей, изучаемых на уроках истории России. Это позволит не перегружать сложный для восприятия материал, выработать навык отделения первостепенных и важнейших событий от второстепенных.

Во-вторых, необходимо дать умственно отсталым учащимся четкий единообразный алгоритм изучения исторических личностей, руководствуясь которым ученики смогут не только воспроизводить пройденный материал, но и самостоятельно составлять рассказ о том или ином деятеле.

Для наиболее адекватного восприятия исторической информации умственно отсталым учащимся необходима постоянная опора на наглядные средства обучения: картины, иллюстрации, схемы, карты, презентации, отрывки из художественных и документальных фильмов. Наглядные средства обучения, а также план или алгоритм рассказа о том или ином историческом герое направлены на облегчение речевых высказываний умственно отсталых школьников и служат пополнению их словарного запаса и развитию речи.

При изложении нового материала учитель истории должен пользоваться простыми речевыми конструкциями и строго отобранным терминологическим аппаратом. Нельзя перегружать восприятие умственно отсталых учащихся. Новые термины и понятия необходимо вводить постепенно, при этом целесообразно использовать терминологический словарь, в который школьники будут записывать новые слова и их определения. Также необходимо несколько раз повторять их в течение урока, что облегчит их запоминание и использование в ходе последующих тем. Учитель должен убедиться, что ученики правильно, адекватно запомнили новую терминологию.

Темп речи учителя при изложении новых тем должен быть спокойным, неторопливым, необходимо убедиться, что школьники понимают, о чем идет речь и успевают делать нужные записи в тетрадях.

Как показывают результаты констатирующего эксперимента, умственно отсталые учащиеся затрудняются устанавливать связи и отношения между историческими событиями и историческими личностями. Помочь в установлении нужных связей и отношений может использование на уроках истории сравнительных таблиц и исторических пропорций. После реализации данного образовательного приема в ходе нескольких уроков, учитель может давать подобные задания для самостоятельной классной или домашней работы, а также в качестве индивидуальных заданий.

Для того чтобы избежать установления у учащихся коррекционной школы связей между историческими событиями, основанной только лишь на внешней характеристике явлений, необходимо давать яркие характеристики исторических деятелей, использовать сюжетные оценки в ходе повествования, привлекать разнообразные средства наглядности. Подробные характеристики исторических личностей, оценка их деятельности, акцентирование внимания как на положительных, так и на отрицательных поступках и чертах характера будут препятствовать формированию однозначного мнения или представления как о самой личности, так и об исторической эпохе в целом.

При характеристике исторической личности в рамках той или иной темы, учитель должен давать не только четкую оценку значения ее деятельности, но связывать действия исторического героя с интересами сословия или общества в целом, показывая при этом и роль всего русского народа. Это будет препятствовать формированию у умственно отсталых учащихся неверного представления о том, что исторические события являются результатом единоличного действия какого-либо человека.

В своем повествовании учитель должен связать внешний облик исторического персонажа, факты его биографии с его деятельностью и оценками этой деятельности данными им самим, современниками и потомками. Это способствует формированию у умственно отсталых учащихся таких чувств, как долг, совесть, любовь к Родине и т.д. Кроме того это позволит научить школьников давать адекватные оценки событиям прошлого.

В рамках современной концепции образования не менее важно учитывать индивидуальные особенности умственно отсталых школьников, разную степень усвоения ими учебного материала, в связи с чем нужно правильно группировать не только исторический материал, но и задания к нему. Весь учебный материал должен подразделяться на основной, для обязательного изучения и на дополнительный, рассчитанный на более «сильных» учеников. Также следует подходить к заданиям, которые должны быть рассчитаны на совместную работу в классе и на индивидуальную работу дома или на уроке.

Для того чтобы знания умственно отсталых учеников приобрели системный характер, учитель обязательно должен учитывать и устанавливать межпредметные связи, например, с географией, обществознанием, литературой. Так в рамках изучения тем, посвященных истории культуры, целесообразно проводить параллели с учебным материалом по литературе. В свою очередь, усвоение исторического материала должно основываться на навыках, приобретенных учащимися коррекционной школы на занятиях по другим учебным дисциплинам: русский язык, литература, география, музыка и т.д.

Также как и в основной школе, учащиеся коррекционной школы должны закреплять пройденный материал. При этом первоначально их рассказ должен строиться с опорой на наглядные средства, либо на пункты плана, составленного учителем либо совместно с ним. При этом пункты плана должны быть конкретными и дробными. Так умственно отсталым школьникам будет проще запомнить последовательность рассказа.

Для лучшего усвоения и осмысления исторического материала необходимо использовать в качестве домашнего задания практическую работу: нарисовать картинку, сделать аппликацию или бумажный макет. Было бы полезно привлекать современные информационно-компьютерные технологии: в качестве творческого домашнего задания сделать презентацию, посвященную какому-либо историческому персонажу. Такая практическая работа будет способствовать лучшему запоминанию, а также позволит учащемуся объяснить, с какими событиями связана данная личность.

В ходе повторительно-обобщающих уроков учитель должен организовать коллективную работу класса. Учащиеся совместно с учителем должны подводить итоги изученных событий, находить выводы в тексте учебника и записывать их в тетрадь.

Во время текущего или обобщающего повторений учитель должен убедиться в адекватности сформированных исторических представлений и характеристик исторических личностей путем их неоднократного повторения, возвращения к уже изученному материалу.

Результаты формирующего эксперимента показали, что во время урока истории учитель должен использовать совокупность методов и приемов, которые, сочетаясь друг с другом, обеспечат разнообразие видов учебной деятельности умственно отсталых учащихся, а также дадут возможность привлечь разнообразные источники информации. Такой подход предполагает совместную реализацию словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, что позволяет умственно отсталым школьникам лучше усваивать учебный материал. Будет целесообразно давать учащимся задания, включающие в себя сравнение исторических событий и явлений, описание исторических лиц и определение дат по событию. Учитель должен четко продумывать структуру вопросов и заданий к каждому уроку, стимулировать учеников к размышлению над событиями и явлениями исторического процесса.

Использование в учебном процессе различных видов умственной деятельности способствует более успешному запоминанию, усвоению и осмыслению исторических знаний учениками коррекционной школы.

 

Выводы по главе III

В рамках формирующего эксперимента нам удалось разработать и провести серию уроков для учащихся с умственной отсталостью в коррекционной школе VIII вида.

Конспекты уроков были подготовлены в соответствии с календарно-тематическим планированием. На каждом этапе эксперимента были использованы корректирующие приемы и методы, а также проведена диагностика полученных результатов, оценен эффект педагогического воздействия. Тестовый опрос был направлен на выявление уровня сформированности адекватных представлений об исторических личностях у умственно отсталых учащихся. Экспериментальные данные предоставлены в приложении. В итоге, можно заключить, что интерес детей к уроку истории вырос, повысилась их познавательная активность, снизились трудности в формировании представлений об исторических личностях благодаря применению разработанной методологии, в том числе и использование наглядности на уроках.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исторические знания играют ведущую роль в процессе обучения, воспитания и коррекции умственно отсталых детей. Их успешное усвоение способствует более успешной социализации таких учеников. Формирование адекватных представлений об исторических личностях, в свою очередь, способствует воспитанию чувства ответственности, справедливости, патриотизма, активной гражданской позиции. Кроме того, знание ведущих исторических деятелей поможет умственно отсталым учащимся лучше ориентироваться в историческом материале, легче его усваивать, т.к. «сухой» фактологический материал приобретает эмоциональную окрашенность, перестает быть безликим.

Для выявления трудностей, возникающих у умственно отсталых школьников в процессе формирования представлений об исторических личностях на уроках истории России, было проведено экспериментальное исследование. В ходе исследования было выяснено, что трудности в усвоении исторического материала учащимися коррекционной школы вызваны неполноценным, некорректным использованием наглядности на уроках истории России, низкой познавательной активностью, рассеянностью внимания, недостаточным словарным и терминологическим запасом, недостаточной сформированностью таких операций мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д. Кроме того, содержание повествовательного рассказа по истории не связано с практическим жизненным опытом детей с умственной отсталостью, что значительно затрудняет его восприятие и усвоение. К сожалению, учителя коррекционных школ не всегда правильно оценивают познавательные возможности своих учеников и применяют соответствующие адаптированные корректирующие образовательные методики.

На основании результатов констатирующего эксперимента была разработана программа коррекции. В рамках формирующего эксперимента на уроках истории России в 9-х классах коррекционной школы был реализован комплекс уроков с использованием методов и приемов, направленных на снижение трудностей, возникающих в ходе усвоения исторического материала, посвященного деятелям отечественной истории. Оценка эффективности апробированной методики показала, что успеваемость по истории России умственно отсталых школьников повысилась в среднем на 12%. Учащиеся стали лучше запоминать исторических персонажей, воспроизводить и самостоятельно составлять рассказы о них. В самостоятельной работе учеников стало меньше ошибок в заданиях на соотнесение исторической эпохи, конкретной даты и исторического лица. Дети более успешно справлялись с заданиями на составление хронологического и логического ряда исторических деятелей. Повысился



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.139 (0.019 с.)