Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая личность в структуре исторических знанийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной системе образования комплекс гуманитарных дисциплин выполняет важнейшие задачи, в числе которых формирование мировоззренческих основ подрастающего поколения, способствует интеллектуальному развитию личности, ее успешной социализации в современном обществе. Одной из важнейших дисциплин в системе гуманитарного знания является историческая наука. Процесс превращения исторических знаний в научные имел длительную историю. Традиционно временем рождения отечественной исторической науки считается XVIII в. Сочинение российского историка, философа и мыслителя В.Н. Татищева «История Российская» является первой научной работой по истории. Начиная с истоков формирования научных исторических знаний, постепенно складывается их структура. Уже В.Н. Татищев пытался определить место истории в системе интеллектуального знания. В своем философском трактате «Разговор о пользе наук и училищ» он относит историю к общественно полезным наукам [[1]]. Кроме того, ученый выделяет во внутренней структуре исторических знаний главные, по его мнению, вопросы: политическая история государства, военные действия, «умственное» развитие нации. М.В. Ломоносов в сочинении «Древняя Российская история от начала российского народа» так пишет о значении исторических знаний: «История дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, младым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах»[2]. Русский историк В.0. Ключевский (1841—1911), определяя практическое значение знаний истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу — над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями»[3]. Постепенно сформировалось современное представление об исторической науке и структуре исторического знания. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Сегодня сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином. В процессе обучения исторические знания помогают создать представления об исторической реальности, научную картину развития человеческого общества, служат ориентировочной основой в процессе овладения историческими знаниями и познания современного общества, позволяют эффективно воздействовать на формирование личности человека, его ощущений и сознания. Соответственно и история — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания и имеет внутреннюю структуру. Важнейшими элементами структуры исторических знаний являются исторические представления, исторические понятия и владение методологией исторического познания. Исторические представления - это отражение в сознании учеников внешних, наиболее выразительных особенностей исторических фактов, событий, личностей и локализация их во времени и пространстве. Эта составляющая исторического знания наиболее субъективна, т.к. базируется на образах и индивидуальных оценках конкретных исторических событий. Следующий более сложный уровень в структуре исторических знаний – это исторические понятия. Сущностное содержание которых - это отражение в сознании наиболее значимых, обобщенных систематизированных черт исторических фактов, раскрывающих их внутреннюю сущность, как правило, невидимую при первоначальном восприятии. Исторические понятия объективны. Это значит, что они должны быть приблизительно одинаковыми у каждого ученика. Именно понятия лежат в основе исторических знаний. Владение методологией исторического познания включает в себя знание причинно-следственных связей, закономерностей исторического развития и знания об исторической науке. Сюда мы можем также отнести знание учениками способов работы с историческим материалом и умение использовать их в работе. Другими словами, речь идет об умениях и навыках. Немало важными составляющими структуры исторического знания являются факт, исторический процесс и закономерность. Базовым понятием на уровне формирования у учащихся исторических представлений является конкретное событие, т.е. факт – то, что на самом деле произошло. Однако знание фактической стороны не может в полной мере выполнить всех задач, стоящих перед исторической наукой. Для этого необходимо установить причинно-следственные взаимосвязи между фактами истории. Такие логические взаимосвязи складываются у учащихся на стадии формирования исторических понятий. Из таких взаимосвязей формируется представление об историческом процессе. Смена одного процесса другим определяется исторической закономерностью. Понимание исторической закономерности, взаимосвязи исторических процессов и конкретных фактов формируют концепцию истории и определяют исторические знания. Не менее важным элементом в структуре исторических знаний является понятие об исторической личности. Оно помогает индивидуализировать исторические знания, сделать их более доступными, эмоционально окрашенными и понятными. Формирование у школьников навыков анализа поступков, оценки черт характера является одной из важнейших задач социальной адаптации. Данный навык способствует формированию у учащихся адекватной самооценки и оценки окружающего их мира[4]. Кроме того, восприятие истории сквозь призму личностного помогает исторической науке выполнить воспитательную и мировоззренческую функции, делает процесс социализации более успешным. С давних времен личность в системе исторических знаний является своеобразным маркером, несет в себе оценку не только конкретного исторического персонажа, но и рассматриваемого процесса в целом. Личность – это система социально значимых черт, которая характеризует человека как члена общества[5]. Изучение личности является одним из приоритетных направлений деятельности учащихся. Важно оптимально организовать и методически разнообразить варианты этой работы. При изучении отечественной истории мы сталкиваемся с личностью, начиная с ранних этапов летописания. Повествуя о разных событиях, летописцы зачастую связывали их непосредственно с деятельностью того или иного князя, княжны или духовного лидера эпохи. Характеризуя личность правителя, летописец давал оценку событию в целом. Например, описывая процесс крещения Руси, летописец так характеризовал князя Владимира: «Просвещен сам, и сыновья его, и земля его»[6]. Автор слова «О законе и благодати» митрополит Илларион (XI в.) характеризовал Владимира как человека глубокого ума и самостоятельных решений[7]. Наиболее ярко проблема личности в истории раскрылась в знаменитом сочинении Н.М. Карамзина «История государства Российского». Писатель полагал, что исторический процесс – «есть история в лицах»[8]. Сама структура текста «Истории» свидетельствует о значимости для историка не только отдельных исторических личностей, но и черт характера. Историк не без основания полагал, что эти черты оставляли след в душе не только современников описываемых им героев, но и читателей его истории, внося тем самым коррективы в процесс социализации столь разных, веками разделенных поколений. Понятие «историческая личность» обычно отражает связь деятельности конкретного человека с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, эпохи, в которой он жил, его морального выбора, нравственностей его поступков. Оценка может быть положительной, отрицательной и многозначной, учитывающей позитивные и негативные стороны деятельности той или иной личности. В современной педагогической науке существуют специальные методики изучения исторической личности, включения ее в структуру исторического знания. М.С. Ерохина предлагает следующую методику изучения исторической личности[9]. 1. Поэтапное формирование знаний об исторической личности. Обогащение знаний идет в следующем направлении: от раскрытия внешнего облика и фактов биографии к познанию черт характера, анализу мотивов его поступков, психологического состояния в момент принятия ответственного решения и, наконец, к целостной характеристике образа. 2. Характеристика деятельности личности в переломные, решающие моменты исторического развития, когда человек осуществляет выбор, повлиявший и на его судьбу, и на судьбу страны, ее народа. Это позволяет привлечь учащихся к анализу возможных альтернатив развития истории, показать роль ситуаций выбора, жизненной позиции человека в истории, мотивов этого выбора. 3. Оценка личности осуществляется с различных точек зрения, в том числе с точки зрения норм той эпохи, в которой жил человек. С этой целью учащихся знакомят не только с мнениями разных историков, но и с высказываниями современников, предлагаются задания на описание личности глазами современников, на драматизацию диалога или других жизненных ситуаций, раскрывающих взаимоотношения личности с окружающими людьми. 4. При выработке нравственных суждений о поступках и поведении исторического деятеля ученик получает право на субъективность и пристрастие, на обоснование своих решений этических дилемм. Однако история не только показывает сложность и неоднозначность моральных оценок, нравственного выбора, но и позволяет формировать представление об общечеловеческих ценностях, воспитывать уважение к истине, добру, красоте, таланту, человеческому достоинству, гражданскому долгу. 5. Персонифицирование истории позволяет через биографию исторической личности осветить важные события, особенности стран и народов, раскрыть образ эпохи Подобные уроки могут строиться на основе биографий не только видных и выдающихся деятелей, но и тех, чью жизнь историк считает типичной для того или иного времени. Таким образом, исторические знания в системе формирования мировоззрения учащихся играют исключительно важную роль. Они концентрируют в себе социальный опыт человечества и необходимы для правильного понимания сложных и противоречивых событий современности. Изучение исторической личности способствует более успешной социализации учеников специальной школы. Кроме того, одной из главных тенденций современного исторического образования является усиление личностно - психологического аспекта истории. Однако процесс формирования представлений об исторических личностях у умственно отсталых учащихся имеет свои особенности и специфику, речь о которой пойдет в следующих параграфах данного исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.008 с.) |