ТОП 10:

Сущность, формы и функции исторического знания



Сущность. История - наука, которая изучает развитие человеческого общества.

Содержанием истории является исторический процесс в единстве его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

«Отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объект изучения для истории - совокупность фактов, характеризующих жизнь общества как в прошлом, так и в настоящем.

Предмет истории - изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая. Она включает в себя:

- целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п.

- К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

- Специальные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдикаи др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

По широте изучения объекта в истории выделяют: всемирную (всеобщую) историю, историю континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции.

1. Познавательная (выявляет закономерности исторического развития; изучение исторического пути стран и народов, объективное отражение, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества).

2. Воспитательная (способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах).

3. Прогностическая (возможность предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего).

4. Функция социальной памяти (исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности).

5. Практически-рекомендательная (на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса).

Методы изучения истории.

Метод – (греч. «правильный путь») - способ или план для достижения определенной цели.

История как наука использует общенаучные и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) - сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный - построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический - классификация исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

4. Ретроспективный - последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический - последовательное описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический - изучение последовательности исторических событий во времени.

Понятие и классификация исторического источника.

Получить информацию о человеке, обществе, государстве, событиях, происходивших в разное время и в различных странах, можно только из исторических источников.

Исторический источник - памятники прошлого, связанные с деятельностью человека. Виды исторических источников: - письменные, - вещественные, - этнографические, -фольклорные, - лингвистические, - аудиовизуальные документы.

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания.

Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма: предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности: опора исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода: рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности: степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа. Она характеризуется многовариантностью, разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания.

Наиболее значимые и распространенные методологические подходы к изучению истории:

- Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного миропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосновой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и человека, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

Два основных направления теологического подхода:

1. религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.);

2. религиозно-надконфессиональные синкретические концепцииистории (учение Е.П. Блаватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.).

- Субъективизм - рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа, абсолютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности: Д. Беркли (1685 - 1753), И.Г. Фихте (1762- 1814), Д. Юм (1711 - 1776).

- Географический детерминизм - абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689 -1755) - основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838 - 1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.

- Эволюционизм (оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана): существует культурное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции.

- Марксизм (оформился в середине - II половине XIX в.). Основоположники: К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). Теория исторического материализма, согласно которой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся ми­ровая история - это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба - двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества.

Выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее линеарного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более новые и более высокие уровни развития.

- Цивилизационный подход.

Освальд Шпенглер(1880 - 1936), («Закат Европы».1922 г.):история человечества как панорама замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «культур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок.

Арнольд Тойнби(1889 - 1975). («Постижение истории»). В центре его учения - локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и про­странстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.

В отличие от Шпенглера, отрицавшего единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

Н.Я.Данилевский(1822 - 1885) («Россия и Европа»).

Центральная категория в теории Данилевского - «культурно-исторические типы»как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

Историография.

Историография (общая и частная) — специальная отрасль исторической науки, которая отражает процесс формирования и развития исторических знаний.

Историографы отвечают на ряд вопросов: кто, когда, как и какую проблему исследовал, к каким выводам пришел? Историограф может поставить под сомнение результаты исследований, обозначить проблемы, требующие исследования.

Объективность исторического знания проявляется в единстве субъекта познания, методов и источников, которыми пользуется изучающий историю.

Основоположник «дворянской» исторической науки – Татищев В.Н. (1686-1750). Основной труд: «История российская с древнейших времен» (кн.1-5)

Российская историческая наука XVIII-XIX в. обогатилась трудами Н.М.Карамзина (1766-1826. «История государства Российского»), первого российского медиевиста (историка Средних веков), Т. Грановского, исследованиями М. Погодина.

Господствующее положение в среде историков заняла во второй половине XIX в. государственная (юридическая) школа. В ее становление и развитие внесли огромный вклад К. Кавелин, А. Сергеевич, С. Соловьев (1820-1879. «История России с древнейших времен»), Б. Чичерин, П. Милюков и др. Представители этой школы исследовали отечественную историю, исходя из надсоциального характера государства в России, отдавали приоритет государственным структурам власти в определении направленности развития в экономической, социальной, духовной и других сферах жизни российского общества.

Представители радикального демократического направления в общественно-политическом движении страны (А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский) в 1840- 1850-х гг. выдвинули идею активной роли народных масс в истории.

Тема роли личности и народа в истории была продолжена идеологами либерального народничества в 1870— 1880-х гг. (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Степняк-Кравчинский). В унисон с «государственниками» они говорили об особой роли личностей в истории России.

На рубеже XIX —XX вв. все большее количество российских ученых ориентировалось на исследование природных, политических, экономических, социальных, этнических, духовных и иных факторов в истории страны. В. Ключевский (1841 — 1911. «Курс русской истории») разработал теорию факторов, определявших характер истории России, ее народа. В «Курсе русской истории» Ключевский изложил свои взгляды историка на методологию исторического анализа, источниковедение и терминологию исторической науки. Он отмечал, что «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс,

т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

В советский период отечественной истории на историческую науку значительное влияние оказывала официальная государственная идеология (особенно в 1920 — 1940-х гг.). Классовый подход был непременным атрибутом исторических исследований (М.Н.Покровский. 1868-1932).

Вместе с тем историческая наука продолжала совершенствоваться через создание научных учреждений, формирование новых направлений исследований, подготовку кадров. Развивались историография, источниковедение. Совершенствовались методы исследования, в том числе и диалектико-материалистический (марксистский). Получил право на применение к изучению истории структурно-системный подход.

Значительный вклад в развитие отечественной истории внесли, Е. Тарле, Н. Рубинштейн, Б. Греков, И. Минц, М. Нечкина, Б. Рыбаков, Л. Черепнин, А. Зимин, В. Янин, К. Тарновский, П. Волобуев и др. Для науки остаются ценными изданные в 1940— 1950-х гг. «Очерки истории СССР», в I960 — 1970-х гг. — многотомные «История СССР», «Историческая энциклопедия», «Всемирная история» и многие другие труды.

В 1990-х гг. в отечественной исторической науке стало больше внимания уделяться социокультурному, цивилизационному подходу к изучению истории (А. Гуревич, Л. Васильев, Л. Семенникова, К. Хвостова и др.), который позволяет показать собственно жизнь людей в различных сферах их общественных отношений.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.011 с.)