Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, формы и функции исторического знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность. История - наука, которая изучает развитие человеческого общества. Содержанием истории является исторический процесс в единстве его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук. «Отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов. Объект изучения для истории - совокупность фактов, характеризующих жизнь общества как в прошлом, так и в настоящем. Предмет истории - изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. История - наука многоотраслевая. Она включает в себя: - целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п. - К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности. - Специальные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдикаи др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом. По широте изучения объекта в истории выделяют: всемирную (всеобщую) историю, историю континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов. Функции. 1. Познавательная (выявляет закономерности исторического развития; изучение исторического пути стран и народов, объективное отражение, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества). 2. Воспитательная (способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах). 3. Прогностическая (возможность предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего). 4. Функция социальной памяти (исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности). 5. Практически-рекомендательная (на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса). Методы изучения истории. Метод – (греч. «правильный путь») - способ или план для достижения определенной цели. История как наука использует общенаучные и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения. 1. Сравнительный (компаративный) - сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними. 2. Системный - построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. 3. Типологический - классификация исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный - последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления. 5. Идеографический - последовательное описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов. 6. Проблемно-хронологический - изучение последовательности исторических событий во времени. Понятие и классификация исторического источника. Получить информацию о человеке, обществе, государстве, событиях, происходивших в разное время и в различных странах, можно только из исторических источников. Исторический источник - памятники прошлого, связанные с деятельностью человека. Виды исторических источников: - письменные, - вещественные, - этнографические, -фольклорные, - лингвистические, - аудиовизуальные документы. Методология истории. Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов. К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся: 1. принцип историзма: предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой; 2. принцип объективности: опора исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости; 3. принцип социального подхода: рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей; 4. принцип альтернативности: степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки. В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа. Она характеризуется многовариантностью, разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимые и распространенные методологические подходы к изучению истории: - Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного миропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосновой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и человека, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию. Два основных направления теологического подхода: 1. религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.); 2. религиозно-надконфессиональные синкретические концепцииистории (учение Е.П. Блаватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.). - Субъективизм - рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа, абсолютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности: Д. Беркли (1685 - 1753), И.Г. Фихте (1762- 1814), Д. Юм (1711 - 1776). - Географический детерминизм - абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689 -1755) - основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838 - 1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки. - Эволюционизм (оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана): существует культурное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции. - Марксизм ( оформился в середине - II половине XIX в.). Основоположники: К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). Теория исторического материализма, согласно которой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся мировая история - это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба - двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества. Выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее линеарного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более новые и более высокие уровни развития. - Цивилизационный подход. Освальд Шпенглер (1880 - 1936), («Закат Европы». 1922 г.):история человечества как панорама замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «культур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. Арнольд Тойнби (1889 - 1975). («Постижение истории»). В центре его учения - локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская. В отличие от Шпенглера, отрицавшего единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории. Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции. Н.Я.Данилевский(1822 - 1885) («Россия и Европа»). Центральная категория в теории Данилевского - «культурно-исторические типы»как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации. Историография. Историография (общая и частная) — специальная отрасль исторической науки, которая отражает процесс формирования и развития исторических знаний. Историографы отвечают на ряд вопросов: кто, когда, как и какую проблему исследовал, к каким выводам пришел? Историограф может поставить под сомнение результаты исследований, обозначить проблемы, требующие исследования. Объективность исторического знания проявляется в единстве субъекта познания, методов и источников, которыми пользуется изучающий историю. Основоположник «дворянской» исторической науки – Татищев В.Н. (1686-1750). Основной труд: «История российская с древнейших времен» (кн.1-5) Российская историческая наука XVIII-XIX в. обогатилась трудами Н.М.Карамзина (1766-1826. «История государства Российского»), первого российского медиевиста (историка Средних веков), Т. Грановского, исследованиями М. Погодина. Господствующее положение в среде историков заняла во второй половине XIX в. государственная (юридическая) школа. В ее становление и развитие внесли огромный вклад К. Кавелин, А. Сергеевич, С. Соловьев (1820-1879. «История России с древнейших времен»), Б. Чичерин, П. Милюков и др. Представители этой школы исследовали отечественную историю, исходя из надсоциального характера государства в России, отдавали приоритет государственным структурам власти в определении направленности развития в экономической, социальной, духовной и других сферах жизни российского общества. Представители радикального демократического направления в общественно-политическом движении страны (А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский) в 1840- 1850-х гг. выдвинули идею активной роли народных масс в истории. Тема роли личности и народа в истории была продолжена идеологами либерального народничества в 1870— 1880-х гг. (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Степняк-Кравчинский). В унисон с «государственниками» они говорили об особой роли личностей в истории России. На рубеже XIX —XX вв. все большее количество российских ученых ориентировалось на исследование природных, политических, экономических, социальных, этнических, духовных и иных факторов в истории страны. В. Ключевский (1841 — 1911. «Курс русской истории») разработал теорию факторов, определявших характер истории России, ее народа. В «Курсе русской истории» Ключевский изложил свои взгляды историка на методологию исторического анализа, источниковедение и терминологию исторической науки. Он отмечал, что «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах». В советский период отечественной истории на историческую науку значительное влияние оказывала официальная государственная идеология (особенно в 1920 — 1940-х гг.). Классовый подход был непременным атрибутом исторических исследований (М.Н.Покровский. 1868-1932). Вместе с тем историческая наука продолжала совершенствоваться через создание научных учреждений, формирование новых направлений исследований, подготовку кадров. Развивались историография, источниковедение. Совершенствовались методы исследования, в том числе и диалектико-материалистический (марксистский). Получил право на применение к изучению истории структурно-системный подход. Значительный вклад в развитие отечественной истории внесли, Е. Тарле, Н. Рубинштейн, Б. Греков, И. Минц, М. Нечкина, Б. Рыбаков, Л. Черепнин, А. Зимин, В. Янин, К. Тарновский, П. Волобуев и др. Для науки остаются ценными изданные в 1940— 1950-х гг. «Очерки истории СССР», в I960 — 1970-х гг. — многотомные «История СССР», «Историческая энциклопедия», «Всемирная история» и многие другие труды. В 1990-х гг. в отечественной исторической науке стало больше внимания уделяться социокультурному, цивилизационному подходу к изучению истории (А. Гуревич, Л. Васильев, Л. Семенникова, К. Хвостова и др.), который позволяет показать собственно жизнь людей в различных сферах их общественных отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 810; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.234.182 (0.008 с.) |