Тема 1. Теория и методология исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Теория и методология исторической науки



Тема 1. Теория и методология исторической науки

ПЛАН:

1. Сущность, формы и функции исторического знания.

2. Методы изучения истории.

3. Исторический источник: понятие и классификация.

4. Методология истории.

5. Историография истории.

Сущность, формы и функции исторического знания

Сущность. История - наука, которая изучает развитие человеческого общества.

Содержанием истории является исторический процесс в единстве его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

«Отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объект изучения для истории - совокупность фактов, характеризующих жизнь общества как в прошлом, так и в настоящем.

Предмет истории - изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

История - наука многоотраслевая. Она включает в себя:

- целый ряд самостоятельных отраслей исторического знания: история экономическая, политическая, социальная, военная и т.п.

- К историческим наукам относятся этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным памятникам древности.

- Специальные исторические дисциплины: источниковедение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдикаи др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

По широте изучения объекта в истории выделяют: всемирную (всеобщую) историю, историю континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции.

1. Познавательная (выявляет закономерности исторического развития; изучение исторического пути стран и народов, объективное отражение, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества).

2. Воспитательная (способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах).

3. Прогностическая (возможность предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего).

4. Функция социальной памяти (исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности).

5. Практически-рекомендательная (на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса).

Методы изучения истории.

Метод – (греч. «правильный путь») - способ или план для достижения определенной цели.

История как наука использует общенаучные и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) - сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный - построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический - классификация исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

4. Ретроспективный - последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический - последовательное описание исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический - изучение последовательности исторических событий во времени.

Понятие и классификация исторического источника.

Получить информацию о человеке, обществе, государстве, событиях, происходивших в разное время и в различных странах, можно только из исторических источников.

Исторический источник - памятники прошлого, связанные с деятельностью человека. Виды исторических источников: - письменные, - вещественные, - этнографические, -фольклорные, - лингвистические, - аудиовизуальные документы.

Методология истории.

Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания.

Методология истории основывается на научных принципах и подходах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма: предполагает изучение исторических явлений в развитии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности: опора исследователя на объективные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подхода: рассмотрение явлений и процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативности: степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа. Она характеризуется многовариантностью, разнообразием методологических подходов, сложившихся в результате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания.

Наиболее значимые и распространенные методологические подходы к изучению истории:

- Теологический подход представляет собой религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного миропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосновой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и человека, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

Два основных направления теологического подхода:

1. религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.);

2. религиозно-надконфессиональные синкретические концепцииистории (учение Е.П. Блаватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.).

- Субъективизм - рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа, абсолютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности: Д. Беркли (1685 - 1753), И.Г. Фихте (1762- 1814), Д. Юм (1711 - 1776).

- Географический детерминизм - абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса. Так, французский просветитель Ш.Л. Монтескье (1689 -1755) - основоположник географической школы в социологии, считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Русский географ, социолог и общественный деятель Л.И. Мечников (1838 - 1888) особое значение придавал гидросфере и пытался объяснить неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения. В соответствии с этим он выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной - со времени возникновения первых государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и Янцзы; 2) средиземноморский - от основания Карфагена; 3) океанический - после открытия Америки.

- Эволюционизм (оформился во II половине XIX в. в трудах Э. Тайлора, А. Бастиана, Л. Моргана): существует культурное единство человечества и общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным, от низших к высшим; различие в культуре разных народов - следствие разных ступеней их эволюции.

- Марксизм ( оформился в середине - II половине XIX в.). Основоположники: К. Маркс (1818 - 1883) и Ф. Энгельс (1820 - 1895). Теория исторического материализма, согласно которой в основе исторического процесса находятся производственные отношения. Вся ми­ровая история - это борьба классов за экономическую и политическую власть. Классовая борьба - двигатель исторического процесса, экономические отношения приоритетны в развитии общества.

Выделили пять общественно-экономических формаций (первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую), которые последовательно сменяют друг друга. Формационный подход основан на идее исторического прогресса, идее линеарного, поступательного развития человеческого общества, восходящего на все более новые и более высокие уровни развития.

- Цивилизационный подход.

Освальд Шпенглер (1880 - 1936), («Закат Европы». 1922 г.):история человечества как панорама замкнутых и не взаимодействующих друг с другом «культур». Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок.

Арнольд Тойнби (1889 - 1975). («Постижение истории»). В центре его учения - локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и про­странстве. Согласно классификации Тойнби, в историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская.

В отличие от Шпенглера, отрицавшего единство и целостность исторического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

Н.Я.Данилевский(1822 - 1885) («Россия и Европа»).

Центральная категория в теории Данилевского - «культурно-исторические типы»как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

Историография.

Историография (общая и частная) — специальная отрасль исторической науки, которая отражает процесс формирования и развития исторических знаний.

Историографы отвечают на ряд вопросов: кто, когда, как и какую проблему исследовал, к каким выводам пришел? Историограф может поставить под сомнение результаты исследований, обозначить проблемы, требующие исследования.

Объективность исторического знания проявляется в единстве субъекта познания, методов и источников, которыми пользуется изучающий историю.

Основоположник «дворянской» исторической науки – Татищев В.Н. (1686-1750). Основной труд: «История российская с древнейших времен» (кн.1-5)

Российская историческая наука XVIII-XIX в. обогатилась трудами Н.М.Карамзина (1766-1826. «История государства Российского»), первого российского медиевиста (историка Средних веков), Т. Грановского, исследованиями М. Погодина.

Господствующее положение в среде историков заняла во второй половине XIX в. государственная (юридическая) школа. В ее становление и развитие внесли огромный вклад К. Кавелин, А. Сергеевич, С. Соловьев (1820-1879. «История России с древнейших времен»), Б. Чичерин, П. Милюков и др. Представители этой школы исследовали отечественную историю, исходя из надсоциального характера государства в России, отдавали приоритет государственным структурам власти в определении направленности развития в экономической, социальной, духовной и других сферах жизни российского общества.

Представители радикального демократического направления в общественно-политическом движении страны (А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский) в 1840- 1850-х гг. выдвинули идею активной роли народных масс в истории.

Тема роли личности и народа в истории была продолжена идеологами либерального народничества в 1870— 1880-х гг. (П. Лавров, Н. Михайловский, С. Степняк-Кравчинский). В унисон с «государственниками» они говорили об особой роли личностей в истории России.

На рубеже XIX —XX вв. все большее количество российских ученых ориентировалось на исследование природных, политических, экономических, социальных, этнических, духовных и иных факторов в истории страны. В. Ключевский (1841 — 1911. «Курс русской истории») разработал теорию факторов, определявших характер истории России, ее народа. В «Курсе русской истории» Ключевский изложил свои взгляды историка на методологию исторического анализа, источниковедение и терминологию исторической науки. Он отмечал, что «содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс,

т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

В советский период отечественной истории на историческую науку значительное влияние оказывала официальная государственная идеология (особенно в 1920 — 1940-х гг.). Классовый подход был непременным атрибутом исторических исследований (М.Н.Покровский. 1868-1932).

Вместе с тем историческая наука продолжала совершенствоваться через создание научных учреждений, формирование новых направлений исследований, подготовку кадров. Развивались историография, источниковедение. Совершенствовались методы исследования, в том числе и диалектико-материалистический (марксистский). Получил право на применение к изучению истории структурно-системный подход.

Значительный вклад в развитие отечественной истории внесли, Е. Тарле, Н. Рубинштейн, Б. Греков, И. Минц, М. Нечкина, Б. Рыбаков, Л. Черепнин, А. Зимин, В. Янин, К. Тарновский, П. Волобуев и др. Для науки остаются ценными изданные в 1940— 1950-х гг. «Очерки истории СССР», в I960 — 1970-х гг. — многотомные «История СССР», «Историческая энциклопедия», «Всемирная история» и многие другие труды.

В 1990-х гг. в отечественной исторической науке стало больше внимания уделяться социокультурному, цивилизационному подходу к изучению истории (А. Гуревич, Л. Васильев, Л. Семенникова, К. Хвостова и др.), который позволяет показать собственно жизнь людей в различных сферах их общественных отношений.

 

Тема.3.Образование и развитие Московского государства

Лекция 1. Образование Московского государства (вторая половина XV- первая треть XVI в.)

Лекция 2. Московское государство в середине – второй половине XVI в.

Лекция 3. Россия в XVII в.

Тема.3.Лекция.1.
Образование Московского государства (вторая половина XV- первая треть XVI в.)

План:

1. Предпосылки объединения русских земель. Освобождение от ордынской зависимости.

2. Борьба с Великим княжеством Литовским за «наследство» Киевской Руси.

3. Внутренняя политика Ивана III и его преемников.

1. Предпосылки объединения русских земель. Освобождение от ордынской зависимости

Политические предпосылки:

- укрепление власти и лидерства московских князей,

- необходимость освобождения от ордынского ига.

Социально-экономические предпосылки: - развитие феодального землевладения,

- стремление бояр к приобретению вотчин за пределами своего княжества.

- Духовные предпосылки: наличие общей религии (православия),

- осознание духовного и культурного единства Руси.

Князь Иван III Васильевич (1462-1505)

Основные направления деятельности: объединение русских земель в основном, освобождение от ордынской зависимости, создание свода законов единого государства.

Способы объединения.

Военный: 1478 – Великий Новгород 1485 – Тверское княжество

Присяга: 1463 – Ярославское княжество 1474 – Ростовское княжество

Наследование: 1472 – Дмитров 1481 – Вологда 1491 – Углич

Стояние на р.Угре – 1480. Противостояние хану Ахмату. Освобождение от ордынской зависимости.

 

Завершение объединения. Василий III (1479-1533): Псков (1510) Смоленск (1514) Рязань (1521)

2. Борьба с Великим княжеством Литовским
за «наследство» Киевской Руси XIII-XIV в.:

l расширение границ княжества за счет присоединения южных и западных русских земель – волынские, витебские, киевские, переяславские, чернигово-северские и др.

l 1385: Кревская уния

l 1404 – захват Смоленска

l 1410 – Грюнвальдская битва

Иван III и преемники – русско-литовские войны за возвращение исконно русских земель: 1487-1494, 1500-1503, 1512-1522

3. Внутренняя политика Ивана III
и его преемников

Система управления:Великий князь.Боярская дума.Центральные органы управления: Дворец, Казна.Первые исполнительные органы управления: избы (приказы)

Местное управление: система «кормлений»

Новые административно-территориальные единицы: уезды

Социально-экономическое положение: 1497 – Судебник Ивана III. Юрьев день.

Юрьев день

Формы феодальной собственности на землю:

Вотчинная: бояре (земля, полученная в наследство)

Поместная: дворяне (земля, пожалованная за службу великим князем)

Основные категории населения: - Городское: тягловое, нетягловое

- Сельское: черносошные крестьяне, помещичьи, вотчинные

Оформление идеологии: XV век

Титул:Государь.всея.Руси
Название.государства:Россия
Герб:двуглавый.орел
Формирование идеи третьего Рима

Тема3.Лекция.2.
Московское государство в середине – второй половине XVI в.

План: 1. Начало правления Ивана 4. Реформы Избранной Рады. 2. Опричнина. 3. Внешняя политика Ивана Грозного.

4. Правление Федора Иоанновича.

 

Иван IV (1530-1584).

- Регентство Елены Глинской, боярское правление (1533-1547)

- Реформы Избранной Рады (1549-1562)

- Опричнина (1565-1572)

Начало правления Ивана IV

Регентство Елены Глинской. Реформы:- Денежная- Унификация мер веса и длины

- Укрепление Москвы

Боярское правление: борьба за власть (Шуйские, Бельские)

Первый царь на Руси. 1547 венчание Ивана IV на царство

Избранная Рада: реформы середины XVI в.

Созыв Земского собора. 1549. Сословно-представительный орган.

Гос.управления. Приказная система.

Правовая. Судебник Ивана 4 (150).

Военная. Стрелецкое войско (1550). Уложение о службе (1556).

Налоговая (1550). Единая система поземельного налогообложения (большая соха).

Церковная. Созыв церковных соборов. Основной – Стоглавый (1551).

Местного управления: губная и земская. Отмена кормлений. Выборы губных и земских старост.

2. Опричнина (1565-1572)

Историки о целях опричнины:- Ликвидация княжеского и боярского землевладения, очагов независимости.

- Попытка форсированной централизации страны.

- Реакция царя на развитие сословно-представительных тенденций.

- Репетиция «страшного суда» на земле.

Последствия опричнины: Политические:- Укрепление режима личной власти царя.

- Ликвидация пережитков удельного времени.

Социально-экономические: - Хозяйственное разорение страны.- Начало процесса государственного закрепощения крестьян: 1581 – введение «заповедных лет»(эпизодически, в центре страны)

3. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные направления

Южное: борьба с Крымским ханством. Восточное: расширение границ государства.

1552 – присоединение Казанского ханства. 1556 – присоединение Астраханского ханства

1581 – начало похода Ермака в Сибирь.

Западное: попытка утвердиться в Прибалтике. Ливонская война (1558-1583).

Итоги Ливонской войны: Поражение России: 1582 – Ям-Запольский мир между Россией и Речью Посполитой (Россия уступила Польше Полоцк и Ливонию).

Поражение России:

1582 – Ям-Запольский мир между Россией и Речью Посполитой (Россия уступила Польше Полоцк и Ливонию).

1583 –Перемирие со Швецией на р.Плюссе (к Швеции отошли города Ям, Копорье, Ивангород, Нарва. Россия сохранила устье Невы).

4. Правление Федора Иоанновича

Внутренняя политика:- Реальная власть – у Бориса Годунова.1589: учреждение патриаршества.

- 1592: отмена Юрьева дня

- 1597: введение «урочных лет» (5 лет)

- «Угличское дело»: версии гибели царевича Дмитрия.

- Пресечение мужской ветви Рюриковичей

Внешняя политика Федора Иоанновича: 1580-е -1590-е – присоединение Сибирского ханства

1591 – отражение набега на Москву крымского хана.1590-1593: Русско-шведская война.

Тявзинский мир 1595 г.: (возвращение ранее утраченных городов: Нарва, Ям, Корела,

Копорье, Ивангород)

1598: избрание царем на Земском соборе Бориса Годунова

Внешняя политика. 1762-1796

Западное: укрепление позиций и влияния России в Европе: участие России в разделах Польши; борьба с революционной Францией.

Южное. Борьба за выход в Черное море, обеспечение безопасности южных границ: русско-турецкие войны.

Участие России в разделах Польши:

1 раздел. 1772. Приобретение территорий: Восточная Белоруссия, польская часть Лифляндии.

2-й раздел. 1793. Центральная Белоруссия. Национально-освободительное восстание во главе с Т.Костюшко. 1794.

3-й раздел. 1795. Западная Белоруссия.Литва. Курляндия.

Конституционный вопрос.

1815. введение конституции в Царстве Польском.

1821. Н.Н.Новосильцев. Проект Конституции «Государственная грамота Российской империи».

Цель: попытка соединения самодержавия и конституционной системы. Отказ от проекта.

Итог: отказ от проекта.

Причины неудач либеральных реформ Александра 1: отсутствие социальной базы преобразований, сопротивление дворянства.

Северное общество

l «Конституция» Н.М.Муравьева. Политический строй: Конституционная монархия

Свободы: Широкий круг гражданских прав. Государство: Федеративное

Южное общество

l «Русская правда» П.И.Пестеля. Политический строй: Республика. Свободы: Широкий круг гражданских прав. Государство: Унитарное

l Общие положения проектов декабристов

l Ликвидация самодержавия. Отмена крепостного права. Уничтожение сословий. Принцип разделения властей. Всеобщая воинская повинность. Равенство граждан перед законом

l Общественное движение. 1830-е-1840-е гг.

l Консервативное, самодержавно-охранительное. Теория официальной народности: Православие как основа духовной жизни. Самодержавие как основа общественной жизни. Народность как духовное единение народа с царем. Идеолог: С.С.Уваров

l Либеральное течение. Славянофилы.

Содержание реформ.

Земская реформа. 1864. Создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления. Вопросы местного хозяйственного значения.

Городская реформа. 1870. Введение городского самоуправления по типу земского (Городская дума, Городская управа, Городской голова.

Судебная реформа. 1864. Введение основных принципов.

-бессословный характер суда, равенство сословий перед законом.

-отделение судебной власти от административной, провозглашение несменяемости судей.

-гласность и состязательность судопроизводства.

-учреждение адвокатуры.

-создание института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.

-упрощение системы судопроизводства, сокращение числа судебных инстанций.

Финансовые реформы.

Пережитки феодальной финансовой системы: сохранение подушной подати; уплата основной части налогов податными сословиями.

Цель финансовых реформ: централизация финансового дела.

Содержание: учреждение Госбанка (1860), замена системы откупов акцизной системой (1860), передача права распоряжения гос.средствами министру финансов (1862).

Реформы в области образования и печати

-формальное равенство для всех сословий и вероисповеданий в получении среднего образования

-право женщин на получение среднего и высшего образования

-автономия университетов

-отмена предварительной цензуры.

Отличие: в целях.

Цели: Западники: конституционное государственное устройство. Демократические свободы. Продолжение реформ. Идеологи: Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин.

Славянофилы: уважение к русской народности. Возврат России к началам православия.

РСДРП. 1 съезд. 1898. Образование партии.

II съезд РСРП. 1903. Окончательное оформление партии: устав, программа, руководящие органы.

Декабря. Издание нового закона о выборах в 1 Государственную думу.

Декабрь: Подавление с помощью войск восстания в Москве.

Общие предпосылки.

-социальные издержки индустриальной модернизации.

-мировой системный кризис империй в период первой мировой войны.

-общенациональный кризис накануне февраля 1917.

Положение в Петрограде. Перебои в снабжении продовольствием. Отсутствие императора в столице. Приостановка деятельности Гос.думы. Нежелание солдат Петроградского гарнизона идти на фронт.

Последствия кризисов.

Временное правительство: ужесточение политического режима.

Левая оппозиция (большевики): курс на вооруженное восстание.

Правая оппозиция: к урс на установление военной диктатуры (выступление армии под руководством Л.Г.Корнилова).

Разгон: 6 января 1918.

Тема 7. СССР в 1922-1953 гг.

Административные меры

-расширение плановых начал: Госплан, ГОЭЛРО (Кржижановский).

-усиление гос.контроля и регулирования: Рабкрин, Госбанк, начало стабилизации валюты

-концентрация производства, расширение распределительных отношений (между ведущими отраслями, крупнейшими предприятиями)

Рыночные меры нэпа: замена продразверстки налогом, восстановление торговли и товарно-денежных отношений.

Укрепление финансовой системы, переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг.

Допуск частного капитала в экономику: концессии, аренда, смешанные общества

Разрешение аренды земли, применения наемного труда в с/х.

Отмена трудовой повинности и бирж труда. Кооперация. Переход на хозрасчет, тресты.

Осуществление: 1928-1941.

Особенности индустриализации:

-высокие темпы, сжатые исторические сроки, последовательность развития отраслей: тяжелая, энергетика, транспорт, легкая.

-внутренние источники накопления: водочная монополия, займы, вывоз сырья, перекачка средств из деревни

Характер проведения – плановый.

Первая пятилетка. 1928-1932. Крупнейшие стройки: Днепрогэс, Магнитогорский, Кузнецкий металлургический комбинаты, тракторные заводы в Сталинграде и Харькове и др.

Вторая пятилетка. 1933-1937. Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения, первая линия метрополитена в Москве (1935).

Третья пятилетка. 1938-1942. Не завершена из-за нападения Германии на СССР.

Итоги индустриализации. Реконструирование м-т базы народного хозяйства. Создание новых отраслей промышленности. Достижение экономической независимости страны. Ликвидация безработицы. Формирование АКС. Укрепление обороноспособности. Экстенсивный (количественный) путь наращивания экономики. Развитие внеэкономического принуждения.

Коллективизация сельского хозяйства. Курс на коллективизацию. XV съезд ВКП(б): развитие всех форм кооперации, экономические методы вытеснения кулачества (налоги, изменение условий аренды, найма работников).

Итоги коллективизации

l Ликвидация слоя зажиточных крестьян

l Уничтожение частного сектора в с/х

l Отчуждение крестьян от собственности и земли

l Потеря экономических стимулов к труду

l Лишение колхозов самостоятельности

l Замедление темпов роста с/х производства

Введение карточной системы (1928-1935)

Советское общество в 1930-е годы: Наличие однопартийной системы, монополия официальной идеологии. Сращивание партгосаппарата. Культ личности. Преследование инакомыслия.

Массовые репрессии:

1928. шахтинское дело.

Начало 1930-х. дело «Трудовой крестьянской партии».

1936. процесс над «новой оппозицией» (Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев).

1937. репрессии в Красной Армии (Тухачевский, Якир и др.)

1938. процесс по делу «правотроцкистского блока» (Бухарин, Рыков и др.)

Конституция 1936 г.

Высшие органы государственной власти и управления в СССР:

Верховный Совет СССР: Совет Союза, Совет национальностей

Президиум Верховного Совета СССР.

СНК (с 1948 – Совет министров). Народные комиссариаты (с 1948 – министерства)

Партизанское движение.

Международные.конференции. (СССР, Великобритания, США)

28 ноября- 1 декабря 1943 Тегеранская И.Сталин, У.Черчилль, Ф.Рузвельт
4-11 февраля 1945 Крымская (Ялтинская) И.Сталин, У.Черчилль, Ф.Рузвельт
17 июля- 2 августа 1945 Берлинская (Потсдамская) И.Сталин, Г.Трумэн, У.Черчилль - К.Эттли

Парад победы. 24 июня 1945

Чрезвычайные меры.

Сокращение площадей приусадебных участков.
Резкое увеличение объема обязательных поставок сельхозпродукции колхозами.
Сохранение низких закупочных цен.
Ограничения для торговли на рынках.
Применение закона 1932 г. «о трёх колосках».
Укрупнение колхозов при одновременном сокращении их численности (1950-1952).

 

Реформы в области с/х.

1953-1958 1958-1964
Повышение материальной заинтересованности колхозников Ликвидация МТС, продажа техники колхозам
Списание долгов и снижение налогового бремени с колхозов Укрупнение колхозов. Создание крупных агрохозяйств
Расширение хозяйственной самостоятельности колхозов Необоснованное расширение посевов кукурузы
Укрепление материально-технической базы колхозов Гонения на подсобные личные хозяйства колхозников, кампания «догнать и перегнать Америку».
Освоение целины Необоснованные задания по заготовке мяса. Сокращение поголовья скота

 

Меры в социальной сфере

Повышение минимальной зарплаты на 35%
Увеличение размера пенсии по старости в два раза, снижение пенсионного возраста на 5 лет
Массовое жилищное строительство, поощрение создания жилищно-строительных кооперативов.
Введение денежной оплаты труда колхозникам
Установление 7-часового рабочего дня

Развитие науки в 1953-1964.

Содержание.

Возврат к отраслевой системе управления промышленностью
Внедрение в деятельность предприятий элементов хозрасчета
Оценка деятельности по реализованной, а не валовой продукции
Создание из части прибыли фондов экономического стимулирования

Первый этап. 1985-1987

Курс на ускорение. Апрельский пленум ЦК КПСС (1985). Цель: модернизация советской экономики.
Неудачи из-за традиционных административно-командных методов.
Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке.
Попытки экономических реформ в период перестройки. Июньский пленум ЦК КПСС. 1987. Утверждение основных направлений перестройки в экономике:перевод предприятий на хозрасчет, сокращение плановых показателей.

Второй этап. 1988-1989

Начало развития частной инициативы и предпринимательства.
Осуществление реформы политической системы. XIX Всесоюзная партконференция (1988).
Обострение борьбы общественно-политических сил.
Конфликты в сфере межнациональных отношений.

 

Законы. 1988:

Об индивидуальной трудовой деятельности
О кооперации

Варианты перехода к рыночной экономике:

Правительственная программа (Н.И.Рыжков):поэтапное введение рыночных механизмов (6 лет);

Программа «500» дней (Г.А.Явлинский): быстрый переход (1,5 года).

Отклонение вариантов (Верховный Совет СССР. 1990)

Третий этап. 1990-1991

Углубление реформы политической системы.
Августовские события 1991 г.
Усиление межнациональных противоречий.

Рост гласности.

Распад СССР. Предпосылки.

Нарастание экономического и политического кризиса
Противоречивость национальной политики. Проявление сепаратистских тенденций.
Снижение жизненного уровня населения. Усиление социальной напряженности

 

Парад суверенитетов

1990: Декларации о суверенитетах (Россия, Белоруссия, Армения) 1991: Провозглашение независимости (Литва, Грузия, Эстония, Украина и др.)
12 июня 1991: выборы Президента России (Б.Н.Ельцин)
Подготовка нового проекта союзного договора
19-20 августа 1991: попытка государственного переворота (ГКЧП)

 

Крах перестройки

8 декабря 1991: Беловежские соглашения России, Украины и Белоруссии о денонсации союзного договора 1922 г. Провозглашение образования СНГ.

Внешняя политика. 1985-1991

Нормализация отношений с Китаем (1989)
Советско-американские договоры: 1987. О ликвидации ракет средней и ближней дальности 1990. Об обычных вооруженных силах в Европе 1991. О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений
Отказ от вмешательства во внутренние дела стран: Объединение Германии (1989-1990) Падение просоветских режимов в странах Восточной Европы Ликвидация СЭВ и ОВД (1991) Вывод советских войн из Афганистана

Тема 1. Теория и методология исторической науки

ПЛАН:

1. Сущность, формы и функции исторического знания.

2. Методы изучения истории.

3. Исторический источник: понятие и классификация.

4. Методология истории.

5. Историография истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 4974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.209 с.)