К разделу «Методология исторической науки». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К разделу «Методология исторической науки».



http://www.tuad.nsk.ru/~history/science/index.html - раздел «История как наука», а также раздел http://www.tuad.nsk.ru/~history/science/metod.html «Историк в поисках метода» на сайте "История России". Данный сайт образован с целью оказать помочь историкам и любителям истории и облегчить доступ к литературе, необходимой им для работы или изучения истории.

http://avorhist.narod.ru/publish/index_method.html - раздел «Публикации - Теория и методология истории» на сайте "Русь Древняя и Удельная" содержит литературу и источники по соответствующей теме.

http://libelli.ru/library/tema/sc/hist/metodol.htm - раздел «Методология истории» на сайте электронной библиотеки «Нестор».

http://scepsis.ru/tags/id_127.html - раздел «Методология истории» на сайте научно-просветительского журнала «Скепсис».

http://gf.nsu.ru/mainfold/metodologia.shtml - раздел «Методология истории» на сайте гуманитарного факультета НГУ (в т.ч. содержит электронную версию работы Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования).

http://aleho.narod.ru/metodol.html - разнообразные материалы к курсу «Методология истории».

http://www.worldhist.ru/teaching/special/courses/ideas/index.htm - материалы спецкурсов по разделам «Теория и методология истории», «Теория и история исторической мысли» на сайте Института всеобщей истории РАН «Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство».

http://kleio.den-asu.ru/aik/ – сайт ассоциации «История и компьютер».

 

Электронные издания учебной и учебно-методической литературы:

http://abuss.narod.ru/Biblio/kolomijtzev.htm - Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 191 с.

http://www.viperson.ru/wind.php?ID=259150&soch=1 - Автономов В. С. Теория и методология истории. Автор член-корреспондент РАН (1997), заведующий отделом современных теорий рыночной экономики Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН.

http://www.novist20w.narod.ru – Филюшкин А.И. Новое в исторической науке в ХХ в. Курс лекций.

 

7.3. Методические указания студентам

 

Приступая к изучению курса «Философия и методология истории», целесообразно составить индивидуальный план самостоятельной работы студента на семестр, исходя из методических указаний, даваемых преподавателем и указанных в учебно-методических материалах. В нем следует отразить последовательность изучения тем курса, сроки подготовки и проведения семинаров, выполнения контрольных работ, подготовки и сдачи зачета по дисциплине. Ознакомившись с программными требованиями, студент должен ясно представлять объем и характер предстоящей работы для изучения предмета: какие источники (философско-исторические тексты и монографии) следует изучить, к какому сроку надо выполнить контрольные работы, когда будет проводиться учебно-экзаменационная сессия, где он должен сдавать зачет по дисциплине. Планирование обеспечивает систематичность самостоятельной учебы.

Самостоятельная работа студента по курсу «Философия и методология истории» складывается главным образом из изучения научно-философских работ и методологических работ, посвященных специфике исторического познания, и в меньшей степени учебников и учебных пособий. Вопросы, которые освещаются в основной литературе, как правило, включаются в итоговую аттестацию. Дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения предмета, подготовки к семинарским занятиям, выполнения контрольных работ и расширения кругозора студентов. Изучение дисциплины следует начинать с ознакомления с программой и методическими указаниями, а также записями лекций и только после этого переходить к чтению учебников. Специфика изучаемого предмета заключается в том, что содержательная область дисциплины и подходы к ее изучению весьма существенно различаются в различных научных и философских школах и направлениях. Предметное поле дисциплины до сего времени четко не определено. Имеется несколько учебников и учебных пособий, которые лишь в сочетании друг с другом относительно целостно охватывают круг обсуждаемых философско-исторических проблем и вопросов. В рамках данного курса рекомендованными для изучения являются следующие: рекомендованное Министерством образования учебное пособие «Философия истории» под ред. А.С.Панарина (М., 1999); рекомендованный к изданию в качестве учебника для вузов Г.И. Рузавина «Основы философии истории» (М., 2001); книга известного российского философа, профессора И.А. Гобозова «Введение в философию истории» (М., 1999), Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). М., 2001, Смоленский Н.И. Теория и методология истории: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 272 с., а также книга британского профессора Дж.Тоша «Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка» (М., 2000), которая была адресована английским студентам.

 

Важным этапом в самостоятельной работе студентов в ходе изучения курса является подготовка к семинарским занятиям. Семинар представляет собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются подведение итогов самостоятельной учебы студента, проверка приобретенных им знаний, их закрепление, расширение и углубление. Цель семинара состоит в том, чтобы повысить теоретический уровень знаний студентов, научить их ориентироваться в философско-исторических взглядах изучаемых авторов, творчески подходить к изучению соответствующей дисциплины. На семинарские занятия выносятся темы, посвященные анализу известных концептуальных подходов и моделей истории (прогрессистский, формационный, цивилизационный, экзистенциалистский и др.), содержание которых так или иначе затрагивалось при изучении конкретно-исторических и обществоведческих курсов. Также на семинарские занятия выносятся темы, посвященные изучению основных методов изучения истории, а также развитию методологических подходов в досоветской отечественной науке. На семинарах студенты должны правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, обосновывать теоретические положения, объяснять логику развития мысли автора. Готовясь к семинару, нужно уяснить основные вопросы темы, чтобы в процессе чтения и записи фиксировать свое внимание на этих вопросах и уже в ходе изучения группировать материал. Рекомендованные к семинару источники (философско-исторические тексты или их фрагменты) следует не только изучать, но и законспектировать. В своих выступлениях студенты должны излагать материал своими словами, а не механически зачитывать конспект. В ходе выступления, конспектом можно пользоваться только для того, чтобы последовательно излагать материал. Для подтверждения своих слов необходимо приводить цитаты из сочинений соответствующих философов. Внимательное выслушивание каждого выступающего помогает уяснить то, что студент должен записать в конспект, чтобы в последующем можно было использовать эти записи при подготовке к сдаче зачета. Каждое самостоятельное выступление должно заканчиваться резюме вышесказанного. Рассмотрение каждого вопроса семинара должно заканчиваться заключением преподавателя.

 

 

7.4. Организация самостоятельной работы

8. Виды и формы самостоятельной работы студентов

 

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Предмет и задачи философии истории. Современное понимание проблем философии истории. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; возможно написание реферата.
Основные этапы развития и направления западной и отечественной философии и методологии истории. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах; возможно написание реферата.  
Концептуальные модели истории Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах; задание для самостоятельной работы: составление сравнительной таблицы; возможно написание реферата.  
Смысл истории. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах; возможно написание реферата.  
Специфика исторической реальности и исторического процесса. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; подготовка докладов; возможно написание реферата.
Предмет и задачи методологии истории. Современное понимание проблем философии истории. «Кризис истории» Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах; возможно написание реферата.
История в системе наук. Специфика исторического познания. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах; возможно написание реферата.
Основные категории исторической науки: историческое время и пространство, исторический факт, историческое событие, и др. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; подготовка докладов; возможно написание реферата.
Логика и методология исторического исследования. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; подготовка докладов; возможно написание реферата.
Методы исторического исследования. Проработка учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовка к зачету; конспектирование первоисточников и другой учебной литературы, проработка учебного материала и подготовка докладов на семинарах; возможно написание реферата.  

 

 

Организация контроля самостоятельной работы

 

  Вид работы Форма контроля
  Подготовка к семинарам по темам, обозначенной в программе курса. выступления, собеседование по обозначенным вопросам, доклады
  Подбор литературы и ее изучение для выполнения реферативных работ (на выбор). Проверка реферативных работ, их оценка
  Самостоятельное изучение научной монографии по курсу (на выбор) Проверка контрольной работы по монографии, собеседование
4. Подготовка к зачету Собеседование по выбранному вопросу

 

 

Формы самостоятельной работы

 

  Вид работы Форма контроля
  Подготовка к семинарам по темам, обозначенным в программе курса Выступления, собеседование по обозначенным вопросам
  Подбор литературы и ее изучение для выполнения реферативных работ (на выбор, в случае пропусков лекций или семинарских занятий) Проверка реферативных работ, их оценка
  Самостоятельное изучение научной монографии по курсу (на выбор) Проверка контрольной работы по монографии, собеседование
  Подготовка к зачету. Индивидуальный опрос собеседование

 

7.5. методические рекомендации преподавателЮ

Предмет «Философия и методология истории» тесно взаимосвязан с конкретно историческими дисциплинами, а также с курсами «Историография» и «Источниковедение». Поэтому в ходе преподавания следует акцентировать внимание на межпредметных и междисциплинарных связях теоретических аспектов, затронутых студентами при изучении конкретной истории стран Востока и Запада, а также на преемственности осмысления истории на разных этапах исторического развития.

Очень важно очертить содержательные и хронологические рамки данного предмета. Мы полагаем, что учебный курс по философии истории должен базироваться на широко распространенной в исторической науке периодизации, которая начинает отсчет самостоятельного существования дисциплины с конца 18 – начала 19 веков. При этом студентам следует указывать на условность данной границы поскольку философско- историческая методологическая проблематика безусловно обнаруживается и в сочинениях мыслителей древности и средневековья. Однако там, она не имела самостоятельного значения и была интегрирована в ткань общефилософских и общенаучных размышлений. Что касается содержательных рамок предмета философии и методологии истории, то они заданы сложившейся европейской традицией. В центре внимания те проблемы, которые определяли основное направление в осмыслении истории как процесса и истории как особой формы познания. Основное внимание уделяется анализу содержания наиболее значимых концепций истории и особенностям философско-исторических и гносеологических подходов ведущих исторических школ.

При выборе форм преподавания материала следует ориентироваться на то, что не менее половины программы следует преподавать в виде лекций. Для лекционного материала целесообразнее выбирать концептуальный и проблемный материал.

В разделе философия истории речь идет о таких сюжетных линиях, как:

· Специфика исторической реальности и исторического процесса,

· Основные этапы и направления развития философско-исторической мысли;

· Проблема единства и многообразия исторического процесса;

· Сочетание событийности и процессуальности в истории.

· и др.

В разделе методология истории речь идет о таких сюжетных линиях, как:

· предмет и основные этапы развития методологии истории, важнейшие процессы и проблемы в развитии исторической науки;

· основные этапы и направления развития западной и отечественной методологии истории;

· направленность и специфика методологических поисков ведущих школ исторической науки современности.

· и др.

Лекционное изучение данных вопросов позволит студентам освоить базовые понятия курса, поможет им сформировать теоретико-методологические ориентиры при изучении философско-исторического и методологического материала. Что касается концептуальных моделей истории, то на лекционное изучение следует выносить только те, которые имели значимость для развития понимания исторического процесса (гегелевская, марксистская, цивилизационная, постиндустриальная, постмодернистская, синергетическая и др. концепции истории).

На семинарские занятия выносятся такие аспекты программы, как:

· смысл истории в различных концепциях;

· особенности развития философии и методологии истории в России;

· специфика и основные виды методов исторических исследований и навыки работы с ними;

Выбор этих направлений обусловлен необходимостью привить студентам практические навыки философско-исторического и методологического анализа. Каждая тема опирается на комплекс опубликованных философских текстов, рекомендованных студенту. Часть этих материалов взята из Интернета. Преподаватель поощряет поиск источников в Сети. В ходе изучения философско-исторических материалов преподаватель должен объяснить алгоритм работы с текстами. При изучении тех или иных тем полезно сразу сформулировать гипотезу, которую предстоит либо доказать, либо опровергнуть. Особое внимание уделяется изучению вопросов содержания школьного преподавания философско-исторических вопросов в курсе истории и обществознания. Семинар организуется как научно-педагогический проект. Студенты группируются, и каждая группа получает свое задание по анализу одного из учебников истории для старших классов общеобразовательной школы. Очень важно при этом определить алгоритм анализа. Он должен включать такие аспекты, как соответствие понятийного аппарата учебника системе научных понятий по философии истории, соответствие содержания учебного материала данным современной науки, качество методического сопровождения учебника. В качестве практического итога работы группа готовит учебно-тематический план изучения философско-исторических вопросов в общеобразовательной школе.

· Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов по данному предмету является способом практического закрепления навыков философско-исторического анализа, углубления осмысления изучаемых проблем.

Самостоятельная работа студентов организуется при помощи графика, который устанавливается преподавателем и контролируется в течение семестра в форме микрозачета.

 


II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения итоговой аттестации

Примерный перечень вопросов к зачету.

 

1. Антиисторический подход, постмодернизм.

2. Биографический метод.

3. Возникновение, основные направления и этапы развития философии истории.

4. Исторический факт.

5. Историческое время и историческое пространство.

6. Историческое событие и историческая ситуация.

7. Критическая философия истории (неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм).

8. Логика исторического исследования, особенности исторического объяснения и исторической работы.

9. Общее и особенное в «линейных» философиях истории: сравнительный анализ концепций Гегеля, Маркса, Бердяева.

10. Общее и особенное в «циклических» философиях истории: сравнительный анализ, концепций Данилевского, Леонтьева, Шпенглера, Тойнби.

11. Основные тенденции современной исторической науки. Кризис истории?

12. Особенности и основные направления философии истории в России.

13. Отрицание смысла истории.

14. Понятия «исторический метод», «метод» исторического исследования.

15. Предмет, основные проблемы и задачи методологии истории.

16. Предмет, основные проблемы и задачи философии истории.

17. Принцип историзма.

18. Проблема единства всемирной истории.

19. Проблема законов и закономерностей в истории.

20. Проблема объективности исторического познания. Специфика объекта исторического изучения.

21. Проблема предмета в исторической науке. Основные направления в понимании предмета исторической науки.

22. Реконструктивный и ретроспективный характер исторического познания.

23. Религиозно-философский подход к пониманию смысла истории.

24. Ретроспективный метод.

25. Роль источника в историческом познании.

26. Синергетический подход к истории.

27. Системные подходы к истории ХХ века.

28. Смысл истории: сравнительный анализ концепций Гегеля, Маркса, Бердяева, Ясперса.

29. Соотношение формационного и цивилизационного подхода к истории.

30. Специальные методы исторического исследования: количественные методы, контент-анализ, моделирование.

31. Специальные методы исторического исследования: количественные методы, контент-анализ, моделирование.

32. Специфика и особенности исторического познания.

33. Специфика исторической науки: сравнительный анализ концепций позитивизма, неогегельянства, неокантианства.

34. Специфика исторической науки: сравнительный анализ концепций позитивизма, неогегельянства, неокантианства.

35. Специфика исторической реальности.

36. Становление методологии истории как научной дисциплины.

37. Субъективный и объективный методы исследования в истории.

38. Субъекты и движущие силы исторического процесса.

39. Традиционные методы исторического исследования: историко-генетический, историко-сравнительный методы.

40. Традиционные методы исторического исследования: историко-системный, метод типологизации.

41. Унитарно-стадиальные модели истории второй половины XX в.

42. Функции исторической науки: научно-познавательная, воспитательная функция, политико-идеологическая, функция социальной памяти.

43. Экзистенциалистский подход к истории.

44. Этапы всемирной истории, проблема исторического прогресса: сравнение различных подходов.

 

 


Методическое издание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.048 с.)