Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По философии и методологии науки

Поиск

По философии и методологии науки

(2012/2013 уч. год)

1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель. Метафизика).

2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.

3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.

4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.

5. Предмет, социокультурный статус и функции философии.

6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (Д. Дж. Гросс. Грядущие революции в фундаментальной физике).

8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.

9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

10. Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере. Идея коэволюции и проблема устойчивого развития общества и природы (Н. Н. Моисеев. Пути к созиданию).

11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (Ф. Энгельс. Диалектика природы).

12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.

13. Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (В. С. Степин. Универсальный эволюционизм…).

14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.

15. Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (А. Печчеи. Человеческие качества).

16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.

17. Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.

18. Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.

19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.

20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.

21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.

22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.

23. Основные стратегии исследования социальной реальности (К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие).

24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.

25. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.

26. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.

27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.

28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования).

29. Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси.

30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.

32. Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.

33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.

34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

35. Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.

36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.

37. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.

38. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (Т. Кун. Структура научных революций). Единство дифференциации и интеграции научного знания.

39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.

40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (Л. фон Берталанфи. Общая теория систем). Становление нелинейной методологии познания.

41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

42. Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний.

43. Информационные технологии в современном научном познании.

44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.

45. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.

47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.

48. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания (В. Гейзенберг. Шаги за горизонт).

51. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (В. С. Степин. Исторические типы научной рациональности).

52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (В. Г. Горохов. Основы философии и техники и технических наук).

53. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.

54. Новые направления развития науки в ХХI веке и их социальное значение.

55. Инновационная институализация современной науки.

56. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (Х. Ленк. Ответственность в техническом прогрессе).

57. Становление техноструктуры ХХ в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.

58. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.

59. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.

60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.

 

Дополнительные вопросы

 

61. Вызовы и риски в современном обществе (Г. Берхмман «Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний»).

62. Основные направления интеграции научных знаний.

63. Критический анализ постиндустриального общества.

64. Глобальные и региональные проблемы безопасного будущего (А.С. Панарин «Глобальные проблемы как точка отсчета нового будущего»).

 

 

Единство и «борьба» противоположностей. Диалектическая концепция считает противоречия источником самодвижения, саморазвития объекта. Противоречие, по Гегелю, движет миром, является корнем всякого движения и жизненности. Закон единства и «борьбы» противоположностей занимает центральное место в материалистической диалектике, являясь ее «ядром». Он основан на признании противоречий природы вещей и явлений действительности. Противоположные стороны, свойства, тенденции не только зависят друг от друга, но они друг друга обусловливают, составляют единство. Нет притяжения без отталкивания, наследственности без изменчивости, ассимиляции без диссимиляции. Эти стороны находятся в отношении взаимополагания, взаимообусловленности, взаимопроникновения. Единство – важная сторона отношения противоположностей. Другая сторона этого отношения – взаимное отрицание противоположностей, их «борьба». Противоположности находятся в отношении взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречия возникают, развиваются и преодолеваются, ведут к возникновению нового качества, а это значит, что движение и развитие не привносится извне, а представляет собой самодвижение и саморазвитие.

2. Взаимный переход количественных и качественных изменений. Диалектика рассматривает развитие в единстве количественных и качественных изменений. Развитие не есть лишь простое (количественное) уменьшение или увеличение, оно всегда, неизбежно приводит к возникновению нового качества, ведет к качественным изменениям, совершающимся в форме скачка. Сам переход в форме скачка закономерно обусловлен количественными изменениями и представляет собой их прерывность. Таким образом, развитие происходит в единстве прерывности и непрерывности. Диалектическое единство количественных и качественных изменений, единство прерывности и непрерывности выражается законом взаимного перехода количественных и качественных изменений. Данный закон определяет характер происходящих процессов, показывает, как совершается развитие.

3. Отрицание отрицания. Развитие есть поступательное движение к новому качеству, которое предстает как результат взаимосвязанных переходов от старого к новому. Без отрицания старого возникновение и созревание нового невозможно. Отрицание старого не есть его полное уничтожение. Оно представляет собой связь нового и старого. Отмирает и исчезает отжившее. Содержание, которое необходимо и способно к дальнейшему совершенствованию и развитию, ничего существенного не утрачивает, оно «снимается» новым качеством, переходит в свою противоположность. Такое отрицание есть диалектическое отрицание, выражающее противоречивую природу поступательности и преемственности в процессе развития, характеризующее возникновение нового и относительную повторяемость, необходимость моментов старого. Таким образом, исходное состояние в силу противоречивой природы развития превращается в свою противоположность, свое отрицание, что, в свою очередь, неизбежно подлежит превращению уже этой противоположности в свою противоположность, происходит отрицание отрицания. Развитие как бы повторяет пройденные стадии, но на новой, более высокой ступени.


по философии и методологии науки

(2012/2013 уч. год)

1. Взаимосвязь философии, культуры и мировоззрения. Природа философских проблем (Аристотель. Метафизика).

2. Исторические формы взаимодействия философии и науки. Проблема научности философии.

3. Типы философского мышления в контексте культур Востока и Запада. Философия и национальное самосознание.

4. Основные стратегии постклассических философских исследований в Западной Европе.

5. Предмет, социокультурный статус и функции философии.

6. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

7. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах (Д. Дж. Гросс. Грядущие революции в фундаментальной физике).

8. Пространственно-временная организация материального мира. Основные концепции пространства и времени.

9. Современная наука и философия о самоорганизации в природе. (И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса). Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

10. Природа как среда обитания человека. Научные и философские представления о биосфере и ноосфере. Идея коэволюции и проблема устойчивого развития общества и природы (Н. Н. Моисеев. Пути к созиданию).

11. Понятия движения и развития в науке и философии. Диалектика как философская теория развития: единство онтологического, гносеологического и логического аспектов (Ф. Энгельс. Диалектика природы).

12. Особенности социальной диалектики. Современные дискуссии о ее значении.

13. Глобальный эволюционизм в объяснении динамики мира и построении современной научной его картины (В. С. Степин. Универсальный эволюционизм…).

14. Основные концепции антропосоциогенеза. Биосоциальная природа человека.

15. Проблема сущности и существования человека. Человек как единство индивида, индивидуальности, личности (А. Печчеи. Человеческие качества).

16. Сознание как предмет философии и основные традиции его исследования.

17. Философия и когнитивные науки о структуре и полифункциональности сознания.

18. Сознание, язык, коммуникация и их взаимосвязь.

19. Проблема искусственного интеллекта в науке и философии.

20. Ценности человеческой жизни, личностный выбор, смысл жизни и проблема смерти и бессмертия.

21. Основные черты антропологического кризиса в современной техногенной цивилизации.

22. Общество как развивающаяся система и специфика его познания. Источники и движущие силы социальных изменений.

23. Основные стратегии исследования социальной реальности (К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие).

24. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы.

25. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.

26. Понятие культуры и основные парадигмы ее философского анализа.

27. Проблема единства и многообразия культурно-цивилизационного прогресса. Диалог культур и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации.

28. Понятие и типы цивилизации. Особенности техногенной цивилизации и проблемы формирования информационного общества (Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования).

29. Культурно-цивилизационные черты восточнославянских народов, проблемы их консолидации и исторического самоопределения Беларуси.

30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

31. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.

32. Основные проблемы философии науки. Специфика научного познания. Вненаучное познание.

33. Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук.

34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени.

35. Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.

36. Эмпирический базис и теоретическое знание в науке, их содержание, структура и методы. Структура, обоснование и критерии научного метода.

37. Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теории.

38. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. (Т. Кун. Структура научных революций). Единство дифференциации и интеграции научного знания.

39. Понятие методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методологии познания.

40. Системный подход и его методологическая роль в современной науке. (Л. фон Берталанфи. Общая теория систем). Становление нелинейной методологии познания.

41. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы.

42. Обоснование результатов исследования и методы систематизации научных знаний.

43. Информационные технологии в современном научном познании.

44. Методологическая роль основных принципов, законов и категорий диалектики в научном познании.

45. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

46. Особенности, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Наука в культуре Беларуси.

47. Специфика, формы и роль научной коммуникации в развитии науки.

48. Наука в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки.

49. Проблема возможностей и границ науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.

50. Типология и особенности объектов, методы, познавательные средства и язык естественно-научного познания (В. Гейзенберг. Шаги за горизонт).

51. Классическое, неклассическое и постнеклассическое естествознание: условия формирования и особенности. Типы научной рациональности (В. С. Степин. Исторические типы научной рациональности).

52. Проблема единства естественных наук. Взаимодействие естественных и технических наук (В. Г. Горохов. Основы философии и техники и технических наук).

53. Экологические, гуманитарные, этические, аксиологические аспекты развития современного естественнонаучного познания и экспертиза научных проектов.

54. Новые направления развития науки в ХХI веке и их социальное значение.

55. Инновационная институализация современной науки.

56. Техника как объект философской рефлексии. Функции техники, ее роль и статус в истории цивилизации (Х. Ленк. Ответственность в техническом прогрессе).

57. Становление техноструктуры ХХ в. Глобализация технических систем, формирование технополисов и технопопуляций.

58. Инженерное мышление и формирование технократических представлений о развитии общества. Критерии оценки последствий развития техники.

59. Философско-методологический анализ информационно-компьютерной революции.

60. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка. Основные модели, сценарии, противоречия и социальные последствия глобализации.

 

Дополнительные вопросы

 

61. Вызовы и риски в современном обществе (Г. Берхмман «Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний»).

62. Основные направления интеграции научных знаний.

63. Критический анализ постиндустриального общества.

64. Глобальные и региональные проблемы безопасного будущего (А.С. Панарин «Глобальные проблемы как точка отсчета нового будущего»).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.233 (0.008 с.)