Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса, его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Преемственность научного познания не явл. монотонным, однообразным процессом. Наука имеет 2 тенденции в развитии: 1) спокойный, эволюционный процесс, обычно приводит к количественным изменениям; 2) процесс взрывного характера, революционный, приводит к качественным изменениям. Соответственно, выработаны 2 концепции развития научного знания: Кумулятивизм – концепция развития научн. зн-я, в соответствии с которой оно представл. собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося. Причем предполагается, что каждый последующий шаг м.б. сделан лишь с учетом последующих достижений: новое знание точнее, адекватнее старого: в старом знании имеют ценность только те элементы, кот. соответствуют современным теориям (Мах, Дюгерм, О.Конт). Происходящее количественное изменение науки происходит в процессе постепенного накопления новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформированных теорий, понятий и принципов. Анитукулятивизм – концепция развития науч. зн-я, отрицающая его непрерывность и преемственность (Койре, Кун, Поппер). Эта концепция на первый план выдвинула проблему научных революций, т.е. развитие знания происходит взрывообразно, вследствие научных революций. Науч. револ. – коренной сдвиг в стиле мышления, в картине мира, связанный с появлением принципиально нового знания, сменой методологии научн. мышления. В истории развития науки имеет место и тот и др. процессы, но приращение знаний осущ. быстрее в период н. револ-й. Так, во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знаний, но осн. теор-е представления остаются почти неизменными. В пер-д науч. револ-и подвергаются ломке именно эти представления. Рев-я в науке предполагает пер-д ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыблемыми, это пер-д скачкообразного углубления и расширения сферы научного познания. Примерами научн. револ-й явл. создание гелиоцентрической с-мы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), револ-я в естествознании к.ХIХ–н.ХХ в.–возникновение теории относительности и квантовой механики (Энштейн, Планк, Бор, Гейнзенберг). Крупные изменения происх. в современной науке, особенно связанные с формированием и развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся с-м), электроники, генной инжененрии… Научн. револ-я подводит итог предшествующему знанию, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя темп развития науки. Науч. революции связывают с 1) построением новых фундаментальных теорий; 2) разработкой новых науч. средств и методов; 3) перестройкой оснований научн. знания (смена картина мира, идеалов и нормнауч. иссл-я). Современные науч. револ-ии стимулируются запросами производственно-технологической сферы. Науч. прогресс – движение от простого к сложному, наращение знаний и возможностей их использовать. Системный характер виден на глобальных науч. револ-ях. Любая науч. револ-я создает объединение, спектр наук. Появляется новая парадигма (Т. Кун). Парадигма – образец объяснения явления на каких-то принципах, средствах объяснения. Развитие науки хар-ся диалектическим взаимодействием 2 противоположных процессов – дифф-цией (выделение новых научн. дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением чаще «стыковых» дисциплин). На одних этапах преобладает дифф-я (особ. в период возникновения науки или дисциплины), на других – интегр-я, как в современной науке. Дифф-ция наук началась на рубеже XVI-XVII вв, когда фил-я разделилась на собственно фил-ю и науку как систему знан. и соцю институт. В свое очередь фил-я делится на ряд наук (этика, онтология…), наука как целое делится на частные науки, а внутри их на дисциплины. Процесс дифф-ции далее продолжал усиливаться. Он вызывался как потребностями производства, так и внутренними потребностями самого научного знания. Следствием этого стало возникновение и бурное развитие пограничных, «стыковых» наук. Напр, как только биологи углубились в изучение живого, что поняли значение хим-х процессов в клетках, организмах, началось усиленное изучение этих результатов, накопление соответствующих знаний, что привело к возникновению биохимии.(биофизика, физхимия, биогеохимия). Дифф-ция – следствие увеличения и усложнения знаний. Она ведет к специализации и разделению науч. труда, что м.б. положительным (глубокое изучение явлений, повышение производ-ти труда уч-х) т отрицательным (потеря связи целого, сужение кругозора, иногда до «проф-го кретинизма»). Одновременно с дифф-ей происх. пр-с интеграции – объединения, взаимопроникновения, синтеза наук, объединение их методов, что хар-но для современной науки. Т.обр., развитие науки – это диалектический пр-с, в кот. дифф-ция сопровождается интеграцией, где происх. взаимопроникновение и объединение в единое целое различных направление науч. познания мира. В соврем. Н. распространено объединение наук для решения крупных з-ч и глоб-х проблем (исследование космоса, эколог-я проблема). Все теснее взаимодействуют естеств-е, соц-е и техн-е науки, увелич-ся роль Н. в практике и всех сферах жизни людей. Но взаимопроникновение наук рождает новые области, предметы исследования, что приводит к образованию новых наук. 39. Понятие метода и методологии. Философская, общенаучная и частнонаучная методология познания. Метод – совокупность приемов и операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. От греч. Methodos означает «способ познания». Метод предпологает: · Сознательное достижение результатов. · Наличие плана познавательных действий. · Последовательность действий и операций (техника метода). Методика – совокупность и последовательность применяемых приемов для достижения результатов, связать порядок перехода от одного метода к другому. Техника познания – совокупность навыков применения операций и умений образовательной деятельности. Метод, методика и техника связаны др. с др. и конкретизируют др. др. Выбор метода обусловлен: · Характером предмета исследования. · Соотнесением реальной ситуации, поставленной задачи, имеющегося арсенала средств, навыков, умений. Главное в учении о методе – идея о правильности пути. Метод служит для упорядочения познавательной деятельности. Основная фун-ия метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод сводится к методике – как совокупность определенных приемов, правил, способов, норм познания и действия в их последовательности. Метод – система предписаний, правил и требований, которые выступают в форме общей ориентации в решении определенного результата. При переоценки роли метода знания могут принимать догматизированный характер. Предмет и метод взаимно развивают др. др. т.е. метод нужно рассматривать в социокультурном контексте. Методология – 1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности. 2)это учение о системе методов или общая теория методов, применяемых в практике познавательной и практической деятельности. Один из первых методов – метод диалектики Сократа, м-д Аристотеля силлогистика-дедуктивный. XVII – XVIII вв. – методы развиваются в силу развития знания. Характерная особенность современной науки – увеличении роли методологии. Причины этого: 1. рост сложности структуры теоретического и практического знания, необходимость их проверки, обоснования, исследования, для дальнейшей познавательной деятельности (нужны способы проверки) 2. возрастающая роль в естественных науках абстрагирования, создание идеальных и знаковых моделей, что ведет к сложному переплетению описания св-в материальных объектов, которые изучаются с абстрактными конструкциями данных объектов. 3. рост сопряженности результатов эксперимента материального, предметного с выводами и следствиями мысленного эксперимента. В науке существует необходимость развитого зрелого методологического сознания ученного. Основные содержательные аспекты методологии: · инструментальная часть в которой формируются требования, определяющие протекание мыслительных операций, то есть определения не содержания, а ход мысли и ход действия. · конструктивная направленная на приращение знания, получение новых знаний. Уровни методологии: 1. конкретнонаучная методология – опирается непосредственно на методики проведения исследований, на технические приемы. 2. общенаучная методология – учение о принципах, методах и формах знания, которые функционируют во многих науках. Эти методы соответствуют предмету и объекту исследований, – методы эмпирического иссл-ия (наблюдения, эксперимент) – общелогические ме-ды (анализ, синтез, индукция, анализ и др.) Такие методы возникают в отдельных науках, а затем распространяются на др. науки. 3. философская методология – философские идеи, положения, способы, принципы, которые используются для познания во всех науках (принцип развития, противоречия) Современная методология включает 2 и 3-ий уровни. Задачи методологии: 1) выявить, осмыслить движущие силы, предпосылки, основания, закономерности роста функционирования научного знания, познавательной деятельности. 2) организовать проектно-конструкторскую деятельность, ее анализ и критику. Современная методология решает проблемы (задачи): 1. преодоление натурализма фил-ого и универсальности конкретнонаучного мышления. 2. обогащение методологического инструментария и изучение реальности. 3. выработка нового понимания и отношения к символическим системам понимания. 4. определение специфики антропологическо-психического подхода к познанию. 5. связь, взаимозависимость в практике познания, мыслительной деятельности и действительности, образование некой целостности. 6. связь потенциала мышления человека и его реальность, законов реальности. Методология выполняет функцию стратегии познания. Она должна обосновывать и искать перспективные направления познания, предохранять от неправильного использования методов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.012 с.) |