Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема, гипотеза и теория. Виды объектов, типы и функции научной теорииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности: 1)теория — это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся систем; 2)не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией;3)для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории;4)теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них; 5) характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета; 6)структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). 7)теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием. К числу основных функций теории можно отнести следующие:1) синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему;2)объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т. п.;3)методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;4) предсказательная функция предвидения; 5)практическая функция 6) открытие законов Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру: 1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.; 2) идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.); 3) логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания; 4) философские установки, социокультурные и ценностные факторы; 5) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами. Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д. Проблема – форма теоретич-го знания, содерж-м кот-й явл-ся то, что еще не познано чел-ком, но что нужно познать. Т. е. это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и треб-щий ответа. Если ЕСсть проб-ма, то уже исход-е зн-е есть. Проб-ма не есть застывшая форма знания, а проц-с, включ-щий 2 осн-ных мом-та (этапа движ-я позн-я) – ее постановку и решение. Перед тем как пост-ть проб-му, надо ее увидеть, понять, что она есть, сформул-ть четко и ясно ее. Быв-т формул-ка проб-мы более сущест-на, чем ее реш-е. Гипотеза – форма теоретич-го знания, содержащая предполож-е, сформулир-ное на основе ряда фактов, истин-е знач-е кот-го неопределенно и поэт. треб-тнуждается доказат-в. Всякое гипотетич-е зн-е носит вероятномтный, а не доcтовер-й харак-р и требует проверки, обоснования и доказ-в. Возник-е гип-зы треб-т условий: 1) гип-за д. соответст-ть установлен-м в науке законам; 2) гип-за д. б. согласована с фактич-м матер-лом, на базе кот-го и для объясн-я кот-го она выдвинута; 3.) гип-за не должна содержать в себе противоречий, кот-е запрещ-ся законами формальной логики; 4) гип-за д. б. простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произв-ных допущ-й; 5) гип-за д. б. приложимой к более широкому классу исслед-х родствен-х объек-в, а не т-ко к тем, для объясн-я кот-х она спец-но была выдвинута; 6) гип-за д. допускать возмож-ть ее подтверждения или опровержения. 3 направ-я развит. науч-й гип-зы: 1) уточнен., конкретизац. Гип-зы в ее собствен-х границах; 2) самоотриц-е гип-зы, выдвиж-е и обоснов-е новой; 3) превращ-е гип-зы как сист. вероятн-го зн-я в теорию, достовер-е зн-е. Этапы прохожд-я разв-я гип-зы как мет. Науч-но-теорет-го зн-я: 1) поп-ка объяснить изуч-е явл-е на основе изуч-х законов, если не получ-ся, то: 2) выдвиж-е догадки о прич-х, закономер-х, св-вах явл-я – вероятност-й хар-р предполож-я; 3) оценка основат-ти и эффектив-ти выдвин-х предполож-й и отбор наиб-е вероят-го и обоснов-го; 4) разверн-е выдвин-е предполож-е в целую сист. зн-й и дедуктив-е выявл-е след-вий; 5) опыт-я эксперим-ная пров-ка выдвин-х из гип-зы след-й. Рез-тат: гип-за – либо сист. зн-й, либо она отбрас-ся. Подтвержд-е гип-зы – на основе прак-ки. Виды гип-з: общие (прелполож-е о кик-то общ. закономер-х явл-й), част-е (предполож-е о происхожд-и отдел-х фактов, явл-й, событий), рабочие (предполож-е на нач-х этапах исслед-й, общая ориентац. иссдед.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.111.183 (0.008 с.) |