Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема начала науки. Становление первых научных программ в античной культуре. Зарождение опытных наук



Разные точки отсчета развития науки:

- наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в.;

- как непосредственная производительная сила - со второй половины XX в.;

- как социальный институт - в Новое время;

- как форма общественного сознания - в Древней Греции;

- как знания и деятельность по производству этих знаний - с начала человеческой культуры.

Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться. Критерии научности: наука - это не просто совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что предполагает существование особой группы людей, специализирующейся на этом, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации (1); теоретичность - постижение истины ради самой истины (2); рациональность (3); системность (4).

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

цивилизации вырабатывали конкретные знания в области математики, астрономии на базе определенного практического опыта, которые передавались по принципу наследственного профессионализма, от старшего к младшему внутри касты жрецов. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению этих рецептов и правил,

Универсально-понятийный тип трансляции знаний не регламентирует субъекта познания родовыми, профессиональными и прочими рамками, делает знание доступным любому человеку. Этому типу трансляции соответствуют знания-предметы, являющиеся продуктом познавательного освоения субъектом определенного фрагмента реальности, что говорит о появлении науки.

Профессионально-именной тип трансляции знаний характерен для древнеегипетской цивилизации, просуществовавшей четыре тысячи лет почти без изменений.

Вавилонские жрецы настойчиво исследовали звездное небо и добились в этом больших успехов, но это был не научный, а вполне практический интерес. Именно они создали астрологию, которую считали вполне практическим занятием.

То же самое можно утверждать о развитии знаний в Индии и Китае. Эти цивилизации дали миру множество конкретных знаний, но это были знания, необходимые для практической жизни, для религиозных ритуалов, всегда бывших там важнейшей частью повседневной жизни.

Анализ соответствия знаний древневосточных цивилизаций второму критерию научности позволяет говорить о том, что им не были свойственны ни фундаментальность, ни теоретичность. Все знания имели сугубо прикладной характер.

Науки на древнем востоке были иррациональными, не соответствовали критерию системности.

Таким образом, мы можем сделать вывод об отсутствии подлинной науки на Древнем Востоке.

НАЧАЛО НАУКИ. АНТИЧНАЯ НАУКА

Появление собственно науки происходит в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. Именно между VI и IV вв. до н.э. в накопленных греками знаниях проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе как о науке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций для этого, наличие соответствующих материалов и технологий по получению этого знания. Цель греческой науки - постижение истины из чистого интереса к самой истине. Эта наука - системна и рациональна.

Все науки и научные теории вырастают на базе определенных научных программ (парадигм). Именно в Греции и появляются первые научные программы, существенно связанные со спецификой древнегреческой цивилизации и культуры.

Только в Греции возникли такие формы познавательной деятельности (систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация), из которых в дальнейшем могла развиться наука.

Появление науки в Древней Греции проходило в форме научных программ.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.

Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира - мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру.

Можно выделить основные позиции этой научной программы, ставшей такой важной в Новое время после появления математизированной науки. Эта программа заложила основы развития естествознания, опираясь не на материальные структуры вещества, а на числовые закономерности, на законы бытия. Согласно этой программе:

1. Мир - это упорядоченный Космос, чей порядок сродни порядку внутри человеческого разума. Следовательно, возможен рациональный анализ эмпирического мира.

2. Упорядоченность Космоса является следствием существования некоего всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. В силу родства разумов (надмирового и человеческого), он доступен непосредственному восприятию человека, который должен для этого развить соответствующие способности, сосредоточив свои силы.

3. Умственный анализ обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира - количественные отношения действительности.

4. Познание сущности мира требует от человека сознательного развития его познавательных способностей - разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности (ибо познание конечных причин бытия - глубочайшая потребность не только ума, но и души). Итогом познания становится духовное освобождение человека.

Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Он стал итогом развития греческой философской традиции, синтезом целого ряда ее тенденций и идейных установок.

Это была первая в истории мысли программа, основанная на методологическом требовании объяснения целого как суммы отдельных составляющих его частей.

Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.


34. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени

В этот период (16-18 вв) произошли 2 глобальные научные революции:

1. Формирование механистической картины мира.

2. Распространиние диалектического материализма.

С этого периода началась классическая наука, которая обусловила характер научного познания, наука обрела статус целостной системы в единстве 3-х основных статусов: 1) как научной системы знаний; 2) духовный феномен – способность производить знания; 3) наука, как социальный институт.

Предпосылки и почву для I-ой науч. революции подготовила эпоха Возрождения, в эту эпоху произошел переход от восприятия остального мира к восприятию оценки собственной жизни как к главной способности строить свою судьбу. Стала выявляться особая значимость человеческого своебразия, его творческой активности. Возрождение выработало новое мировоззрение, прежде всего благодаря целой плеяде выдающихся философов – Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно и др.

В эпоху культа красоты математика выражает субъективное (пропорции тела), была выработана концепция линейной перспективы (когда в отдаленнии предметы меньше размером и параллельные линии сходятся в одну точку). В результате направленности фил. мысли на материально-личностное создаются предпосылки для становления инженерного подхода.

Николай Кузанский – папский кардинал и епископ. Один из первых пантеистов (Бог во всем). Геометризм – важнейшая форма представления действительности, который базируется на зрительном восприятии. Главное открытие К. - развитие понятия предела, который он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур. Он создал метод, принцип максимального и минимального, подошел к относительности и предпосылочности любого знания.

Новое время – эпоха ранних буржуазных революций. Англичанин Ф. Бэкон. Его философские интересы были сосредоточены на практике и науке. Бэкон критиковал созерцательный характер знания эпохи Возрождения. Знание – сила, оно должно стимулировать человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельносити. Новаторство Бэкона выразилось в понимании практико-обусловленности знания, он видел разрыв между практикой и знанием. Научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно. Знание в голове человека появляется в результате осмысления данных эксперимента. Эксперимент индуцирует знание -> метод индукции (лат. «индукцио» - выведение, наведение) – логическое умозаключение от частного к общему. Однако у этого метода есть ограничения: из-за одного отрицательного результата придется отказаться от применения общего правила. Бэкон называл это не недостатком, а особенностью (это метод не работает там, где получают идеализацию).

Декарт (картезианство) – методическое сомнение является эффективным приемом в научных исследованиях. Истинности знания на основе Бэкона Дэкарту не достаточно, он ищет ее в области человеческого интеллекта – в уме человека, в его разуме. «Я мыслю, значит существую». Основание достоверного суждения прежде всего сам размышляющий субъект. Особое внимание уделяет исходному пункту цепи дедукции – это интеллектуальная интуиция.

Основные постулаты философии Декарта:

а) исходный пункт в мыслящем субъекте; б) принцип методического сомнения, интеллектуальная интуиция и следующая за ней дедукция; в) деление изучаемого являения на составные, мельчайшие частицы; г) восхождение от простого к сложному; д) поиск рационального порядка во всем; е) развитие концепции врожденных идей; ж) дуалистичность: представление мира, состоящим из двух субстанций (материальной и духовной, с атрибутами протяженность и мышление).

В 17 в. Готфрид Лейбниц следовал рационалистической традиции Декарта и углубил его принципы рационалистической философии. Он ввел: 1) принцип непротиверечия и тождества (А есть А и не может быть неравно А); 2) принцип необходимости достаточного основания; 3) принцип тождества неразличимых (не может быть даже 2 тождественных вещей); 4) принцип идеальности монад, принцип непрерывности и т.д. Он дал философский перевод математического смысла дифференциального исчисления, одним из создателей которого он являлся.

Создание теоретической механики Галилеем и Ньютоном

Галилей (физик и астроном) в 1636 г. установил принцип относительности. Доказал, что все инерциальные системы отсчета физически равноправны в том смысле, что все законы механики применительно к ним одинаковы. Он утверждал, что равномерное движение может длиться сколь угодно долго.

Программа, намеченная Галилеем, была систематически развита Ньютоном в его книге «Математические начала натуральной философии».

4 основных аспекта механики Ньютона:

1) метод принципов;

2) математический язык;

3) законы и начальные условия;

4) гипотетико-дедуктивная структура механики.

Ньютон считал, что надо исходить из 2-3-х принципов и уже на их основе объяснять все явления. В механике Ньютона главным принципом является I-й з-н Ньютона. Принцип всегда выражается положеними максимально общего характера. Наряду с принципами теория содержит законы. Закон описывает определенный класс явлений.

В результате универсальности теоретической механики Ньютона сложилась механистическая картина мира, в которой вся Вселенная – это совокупность большого числа неизменных, неделимых частиц, перемащающихся в абсолютном пространстве и времени и связанные силами тяготения, подчинены законам классической механики. Все процессы во Вселенной связаны с механистическими особенностями движения. В Новое время была создана научная программа Ньютона, которая называлась «Экспериментальной философией».

Целая плеяда открытий, таких как теория видов Дарвина, з-ны генетики Менделя, периодическая система Менделеева, теория общественного развития на основе принципов диалектики Маркса – создала прочную основу для II-ой научной революции – диалектического научного познания. В результатет чего уже в 19 в. научно-промышленная революция дала человеку телефон, железные дороги, пароходы, автомобиль, открыла эру воздухоплавания, фотографию. Научные достижения породили сциентизм – веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, с помощью которых можно будет решить и социальные проблемы в том числе.

Заключение. В период эпох Возрождения и Нового времени в процессе перехода мировоззрений от «принципа творчества» через механистическую картину мира Ньютона к диалектическому познанию сложилась организованная наука, котора отошла от науки, решающей конкретные проблемы, к науке, имеющей законы, принципы, эксперимент, идеи, математические объяснения. Она сложилась в научную систему знаний, способ производства знаний и в социальный институт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.012 с.)