Понятие культуры (К.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие культуры (К.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).



Понятие «К.» многозначно. Это объясняется тем, что разнообразные виды к. рассматриваются многими науками. Перевод с лат. – способ обработки земли, её культивирование. Начиная с 17 – 18 вв. о к. стали говорить как о процессе и результате превращения «первой природы» во «вторую», искусственную, которую создаёт человек.

К. определяет меру власти человека над личной, внутренней природой, а также общества – над внешней природой. Она есть показатель уровня каждого отдельного человека, и определяется богатством социально-человеческих качеств, уровнем развития природных данных. Вне человеческой деятельности к. не существует и существовать не может. Но при этом сама деятельность становится источником к. тогда, когда продукт этой деятельности приобретает значение не только для того, кто его создаёт, но и для другого, и для всех.

В понятии «к.» фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. В этом смысле к. есть специфический человеческий способ жизнедеятельности, который осуществляется в разных сферах социальной активности человека, в его творчески интеллектуальном преобразовании природы, общества и самого себя. Именно поэтому мы говорим о к. труда, общества, человека, быта, средств общения, о к. моральной, политической, национальной и т.д.

Чтобы выявить культурное начало в разных формах деятельности, к. как своеобразный её продукт должна быть закреплена в соответствующих культурных ценностях, социальных правилах, нормах, идеалах, законах и т.д. Иначе говоря, результаты культурной деятельности человека должны быть объективированы в форме соответствующих знаний умений, навыков в разных знаково-символических системах естественных и искусственных языков, в разнообразных формах общественного знания. Благодаря этой особенности к. возможна социализация человека, включённость каждого в культурное творчество общества. Изменение целей, усложнение человеческой деятельности обязательно вызывают изменение к. В свою очередь к. оказывает существенное влияние на характер и содержание всех форм человеческой деятельности, ибо к., как и всякое общественное явление, приобретает относительную самостоятельность и, значит, специфические законы функционирования и развития.

Главное, что необходимо для выяснения сущности к., заключается в понимании её глубокой укоренённости в основных социальных видах деятельности, факторах, процессах, благодаря которым только и возможно существование, обновление, развитие человека, общества. Поэтому можно дать такое её определение. К. – это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение.

Концепция игрового генезиса культуры.

Многие европейские учёные ХХ века источником возникновения и развития к. считают способности человека в освоении мира через игровые формы. К такому выводу, используя различную аргументацию, пришли Гадамер, Финк, Хейзинга. Голландский культуролог Хейзинга выпустил книгу «Homo Ludens», в которой предложил свой вариант концепции игры.

Любая человеческая деятельность у истоков связана с игровой формой, поэтому и формирование к. возникает в процессе игровой формы познания и освоения мира. Хейзинга пишет, что «игра старше к.», т.к. предпосылки и основные черты присущи миру животных. Однако игра переходит биологические границы и становится в обществе элементом к.

Игра важна тем, что является формой свободной деятельности и обладает рядом ценностных для общества качеств. Она носит также символический характер. Изменение природы человеком предшествовало овладение её силами в воображении, в игре.

Те виды, которые в первобытном обществе были непосредственно связаны с практической потребностью, реализацией жизненных программ функционирования рода, племени, порождали многообразие игровых форм. В таких играх не только в прошлом, но и в настоящем общество выражает своё понимание жизни и смерти, свободы и запретов и т.п.

Однако по мере развития к., соотношение игровых и иных её форм начинает изменяться. Игровая сфера растворяется в политической, художественной, нравственной и т.п. В определённых социальных условиях на любом уровне к., игровая её форма может активизироваться, вовлекая в этот процесс множество людей. Это приводит к необходимости серьёзного анализа к. для понимания происходящих в современном обществе процессов.

Символическая концепция Кассирера.

Исследования к. Кассирер начинает с тезиса о том, что мир к. это не просто случайные, изолированные друг от друга факты и явления. Они имеют единую основу. Целостность к. можно понять как процесс постоянного, последовательного самоосвобождения человека, этапами которого становится религия, искусство, наука и т.п.

Происхождение к. выводится из изменений, произошедших в биологической природе человека и носивших регрессивный характер. В настоящее время трудно ответить на вопрос: в чём причины этих изменений? Однако их следствием стала утрата связи со средой обитания, отчуждение человека от природы.

В поисках новой программы существования человек пришёл к «окультуренным» формам жизни, которые компенсировали его «неразвитые инстинкты».

Природа предоставляла человеку шанс на выживание. Он стал подражать тем животным, которые были более приспособлены к условиям существования, выйдя за рамки видовой программы. Это позволило ему выбрать систему ориентиров, дополнивших его инстинкты. Эти ориентиры составили надбиологическую основу, стали элементами игрового, символического приспособления к миру природы.

Символы становятся третьей системой, соединившей систему рецепторов и эффекторов, характерных для живого организма. Это позволяет человеку существовать в новом измерении, новой реальности. Это, например, способ общения – языковые символы.

На этапе становления первобытного общества многие символы наделялись особой, реальной силой. Такими становятся символы в магии, тотемизме, фетишизме. В символах человек закреплял и социальные стандарты поведения (табу, обряды).

По мере развития к. соотношения и различия между вещами, явлениями и символами стали более осмысливаться. Поскольку в познании мира символическое мышление всегда сталкивается с проблемами, оно всегда находит новую сферу, в которой различия между реальностью и возможностью воспринимаются неясно. Это приводит к возникновению новых символов. Таким образом, Кассирер приходит к выводу, что культурогенез связан с формированием в результате биологической эволюции человека как «символического животного».

Теория «осевой культуры» Ясперса.

В истории мировой культуры Ясперс выделяет особый период, который называет «осевым временем» (сер. I тыс. до н.э.). В этот период происходит два принципиальных события, качественно изменивших культуру.

Во-первых, это духовный переворот, который привёл к появлению философских знаний и мировых религий; во-вторых, в к. стало очевидно наличие двух направлений – восточного и западного, – и противоречия между ними.

Изменения, произошедшие в к., привели к появлению особой личности, человека–профессионала, обладающего особым духовно-культурным менталитетом. Постепенно «осевая» культура меняется традиционными нормами цивилизации.

Через два тысячелетия происходит возрождение универсальности в первую очередь западной к. В настоящее время актуальным становится вопрос, поставленный Ясперсом: «Обладал ли запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху?».

В «осевую» эпоху произошло разделение на западную и восточную к.

Для Востока характерно сохранение выработанной консервативной нормы, чему способствовало утверждение в этом регионе ислама, буддизма, конфуцианства. Здесь поддерживается строгий сословный порядок, нравственные нормы поведения.

В к. Запада главный признак – динамичность, личная свобода в различных сферах, возрастание влияния на общество науки, различные системы образования, демократизация общества. В настоящее время к. Запада оказывает влияние на Восток в сфере техники, технологий, искусства, а восточная к. привлекает экзотикой, достижениями в области медицины, духовности, военных единоборств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.005 с.)