Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культуры (К.) и основные парадигмы её философского анализа (аксиологическая, символическая, деятельностная, игровая и др.).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «К.» многозначно. Это объясняется тем, что разнообразные виды к. рассматриваются многими науками. Перевод с лат. – способ обработки земли, её культивирование. Начиная с 17 – 18 вв. о к. стали говорить как о процессе и результате превращения «первой природы» во «вторую», искусственную, которую создаёт человек. К. определяет меру власти человека над личной, внутренней природой, а также общества – над внешней природой. Она есть показатель уровня каждого отдельного человека, и определяется богатством социально-человеческих качеств, уровнем развития природных данных. Вне человеческой деятельности к. не существует и существовать не может. Но при этом сама деятельность становится источником к. тогда, когда продукт этой деятельности приобретает значение не только для того, кто его создаёт, но и для другого, и для всех. В понятии «к.» фиксируется общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. В этом смысле к. есть специфический человеческий способ жизнедеятельности, который осуществляется в разных сферах социальной активности человека, в его творчески интеллектуальном преобразовании природы, общества и самого себя. Именно поэтому мы говорим о к. труда, общества, человека, быта, средств общения, о к. моральной, политической, национальной и т.д. Чтобы выявить культурное начало в разных формах деятельности, к. как своеобразный её продукт должна быть закреплена в соответствующих культурных ценностях, социальных правилах, нормах, идеалах, законах и т.д. Иначе говоря, результаты культурной деятельности человека должны быть объективированы в форме соответствующих знаний умений, навыков в разных знаково-символических системах естественных и искусственных языков, в разнообразных формах общественного знания. Благодаря этой особенности к. возможна социализация человека, включённость каждого в культурное творчество общества. Изменение целей, усложнение человеческой деятельности обязательно вызывают изменение к. В свою очередь к. оказывает существенное влияние на характер и содержание всех форм человеческой деятельности, ибо к., как и всякое общественное явление, приобретает относительную самостоятельность и, значит, специфические законы функционирования и развития. Главное, что необходимо для выяснения сущности к., заключается в понимании её глубокой укоренённости в основных социальных видах деятельности, факторах, процессах, благодаря которым только и возможно существование, обновление, развитие человека, общества. Поэтому можно дать такое её определение. К. – это исторически обусловленная совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умения их использовать для прогресса человечества, передавать из поколения в поколение. Концепция игрового генезиса культуры. Многие европейские учёные ХХ века источником возникновения и развития к. считают способности человека в освоении мира через игровые формы. К такому выводу, используя различную аргументацию, пришли Гадамер, Финк, Хейзинга. Голландский культуролог Хейзинга выпустил книгу «Homo Ludens», в которой предложил свой вариант концепции игры. Любая человеческая деятельность у истоков связана с игровой формой, поэтому и формирование к. возникает в процессе игровой формы познания и освоения мира. Хейзинга пишет, что «игра старше к.», т.к. предпосылки и основные черты присущи миру животных. Однако игра переходит биологические границы и становится в обществе элементом к. Игра важна тем, что является формой свободной деятельности и обладает рядом ценностных для общества качеств. Она носит также символический характер. Изменение природы человеком предшествовало овладение её силами в воображении, в игре. Те виды, которые в первобытном обществе были непосредственно связаны с практической потребностью, реализацией жизненных программ функционирования рода, племени, порождали многообразие игровых форм. В таких играх не только в прошлом, но и в настоящем общество выражает своё понимание жизни и смерти, свободы и запретов и т.п. Однако по мере развития к., соотношение игровых и иных её форм начинает изменяться. Игровая сфера растворяется в политической, художественной, нравственной и т.п. В определённых социальных условиях на любом уровне к., игровая её форма может активизироваться, вовлекая в этот процесс множество людей. Это приводит к необходимости серьёзного анализа к. для понимания происходящих в современном обществе процессов. Символическая концепция Кассирера. Исследования к. Кассирер начинает с тезиса о том, что мир к. это не просто случайные, изолированные друг от друга факты и явления. Они имеют единую основу. Целостность к. можно понять как процесс постоянного, последовательного самоосвобождения человека, этапами которого становится религия, искусство, наука и т.п. Происхождение к. выводится из изменений, произошедших в биологической природе человека и носивших регрессивный характер. В настоящее время трудно ответить на вопрос: в чём причины этих изменений? Однако их следствием стала утрата связи со средой обитания, отчуждение человека от природы. В поисках новой программы существования человек пришёл к «окультуренным» формам жизни, которые компенсировали его «неразвитые инстинкты». Природа предоставляла человеку шанс на выживание. Он стал подражать тем животным, которые были более приспособлены к условиям существования, выйдя за рамки видовой программы. Это позволило ему выбрать систему ориентиров, дополнивших его инстинкты. Эти ориентиры составили надбиологическую основу, стали элементами игрового, символического приспособления к миру природы. Символы становятся третьей системой, соединившей систему рецепторов и эффекторов, характерных для живого организма. Это позволяет человеку существовать в новом измерении, новой реальности. Это, например, способ общения – языковые символы. На этапе становления первобытного общества многие символы наделялись особой, реальной силой. Такими становятся символы в магии, тотемизме, фетишизме. В символах человек закреплял и социальные стандарты поведения (табу, обряды). По мере развития к. соотношения и различия между вещами, явлениями и символами стали более осмысливаться. Поскольку в познании мира символическое мышление всегда сталкивается с проблемами, оно всегда находит новую сферу, в которой различия между реальностью и возможностью воспринимаются неясно. Это приводит к возникновению новых символов. Таким образом, Кассирер приходит к выводу, что культурогенез связан с формированием в результате биологической эволюции человека как «символического животного». Теория «осевой культуры» Ясперса. В истории мировой культуры Ясперс выделяет особый период, который называет «осевым временем» (сер. I тыс. до н.э.). В этот период происходит два принципиальных события, качественно изменивших культуру. Во-первых, это духовный переворот, который привёл к появлению философских знаний и мировых религий; во-вторых, в к. стало очевидно наличие двух направлений – восточного и западного, – и противоречия между ними. Изменения, произошедшие в к., привели к появлению особой личности, человека–профессионала, обладающего особым духовно-культурным менталитетом. Постепенно «осевая» культура меняется традиционными нормами цивилизации. Через два тысячелетия происходит возрождение универсальности в первую очередь западной к. В настоящее время актуальным становится вопрос, поставленный Ясперсом: «Обладал ли запад уже в осевое время неким своеобразием, следствия которого обнаружились в последующую эпоху?». В «осевую» эпоху произошло разделение на западную и восточную к. Для Востока характерно сохранение выработанной консервативной нормы, чему способствовало утверждение в этом регионе ислама, буддизма, конфуцианства. Здесь поддерживается строгий сословный порядок, нравственные нормы поведения. В к. Запада главный признак – динамичность, личная свобода в различных сферах, возрастание влияния на общество науки, различные системы образования, демократизация общества. В настоящее время к. Запада оказывает влияние на Восток в сфере техники, технологий, искусства, а восточная к. привлекает экзотикой, достижениями в области медицины, духовности, военных единоборств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.252 (0.006 с.) |