Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема “искусственного интеллекта”. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.
Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок.
Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, “экономия мышления”, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность.
Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Понятие, суждение, умозаключение. Законы формальной логики. Аналогии. Доказательство, опровержение. Спор, полемика, дискуссия.
Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное.
Тема 14. Научное познание и его специфика
Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки: генерация нового знания, социальный институт, особая сфера культуры. Идеалы, нормы и критерии научного познания в истории человеческой культуры. Системность как фундаментальный принцип научного познания. Парадигма (Т. Кун), исследовательская программа (И. Лакатос), картина мира, научная революция.
Этапы и уровни научного познания. Представления о методах научного познания и их классификации. Значение эвристических методов исследования. Формы научного познания. Научный факт, проблема, гипотеза, теория. Научное предвидение.
Специфика социального познания. Модели исторического объяснения (К. Гемпель, Г. Нагель, У. Дрейк). Социальное прогнозирование; его типы (поисковый, нормативный, аналитический, предостерегающий) и методы (экстраполяция, историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки).
Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации; теоретизации; описания и его видов; математизации; компьютеризации; единства наук; общности идеалов и норм научности. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности; ее единства и многообразия; системности организации природы, общества, человека и культуры; редукционизма; детерминизма; глобального эволюционизма; единой картины мира. Аксиологические проблемы современной науки: суверенности науки; нравственного облика ученого; социальных последствий внедрения научных открытий; ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты. Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук.
Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Структура технической теории. Соотношение философии техники (Э. Капп, Ф. Бон, П.К. Энгельмейер) и философии науки. Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии. Этические кодексы инженерных сообществ и фирм.
Тема 15. Природа человека и смысл его существования
Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.).
Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Философия, антропология, психология, теология о духовности человека. Духовность и бездуховность. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.
Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество и его разновидности. Талант как социокультурный феномен. Понятие свободы и его эволюция. Взгляд на свободу с позиции технократических и бихевиористских концепций. Свобода “внешняя” и “внутренняя”, свобода “от” и свобода “для”. Свобода и произвол; свобода и анархия; свобода и необходимость; свобода и ответственность; свобода выбора.
Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.
Тема 16. Ценность как способ освоения
Мира человеком (аксиология)
Представления о совершенном человеке в различных культурах. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и оценка. Ценность и норма.
Мораль и нравственность: общее и особенное. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. Морально ценное и моральная ценность. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла. Проблема формирования или обновления нравственных ценностей.
Модификации эстетических ценностей. Этические и эстетические ценности. Эстетическое и художественное. Историческая эволюция эстетического идеала. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности.
Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций. Свобода совести. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Ценностная ориентация религиозной личности в истории человечества.
Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.
Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация; критерии их типологии. Аналитические и синтетические концепции цивилизаций. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций.
Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, забегание, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Соотношение стихийности и сознательности. Проблема типологизации исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби, М. Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н. Бердяев, Н. Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие: их разновидности. Стимулы и потенциалы общественного развития.
Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций.
Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.
1.3. Распределение часов по темам и видам работ
Номер семестра
Учебные занятия
Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий
Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем
В том числе
Аудиторные
Самостоятельная работа
Всего
Из них
Лекции
Лабор.
Практич.
-
-
экзамен
Всего
-
-
-
№
Наименование тем и разделов
Всего
часов
Аудиторные занятия (час) в том числе
Самостоятельная работа
Лекции
Семинары
Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Философия Древнего мира
Античная философия
Средневековая философия
Философия эпохи Возрождения
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Классический и неклассический этапы философии Нового времени
Русская философия
Современная западная философия
Учение о бытии (онтология)
Учение о развитии
Проблема сознания
Основные проблемы теории познания (гносеология)
Научное познание и его специфика
Природа человека и смысл его существования
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Учение об обществе (социальная философия)
Будущее человечества (философский аспект)
Итого
1.4. Форма итогового контроля
Экзамен.
1.5. Учебно-методическая карта дисциплины
_Ф_│_Р_│_В Философия (132 часа)
для студентов образовательного вузовского компонента цикла ГОС (ГСЭ.Ф.10) по очной форме обучения
Модуль
Трудоемкость
Лекционный курс
Занятия (номера)
Индивидуальные занятия
Самостоятельная работа студентов
Формы контроля
В кредитах
В часах
№№ темы раздела,
Вопросы, изучаемые на лекции
Часы
Семинар
Лаборат.
Содержание
Часы
Содержание заданий
Часы
№ 1
Тема 1.
Философия, ее предмет и место в культуре человечества
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Предмет философии. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
1 занятие
1. Проверка конспектов
2. Поверка терминологических словарей
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 2
Тема 2.
Философия Древнего мира
Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Основополагающие принципы древнеиндийской философии. Ее основные школы и направления. Характерные черты философии Древнего Китая. Основные школы.
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 3
Тема 3.
Античная философия
Условия возникновения и развития философии в Др. Греции и Др. Риме. Начальный этап развития античной философии. Значение творчества Сократа. Классический период философии античности. Эллино-римский период античной философии. Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии, ее место в историко-культурном развитии человечества.
2 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 4
Тема 4.
Средневековая философия
Теоцентризм - системообразующий принцип философии Средневековья. Основные этапы средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика. Классическая философия средневековья. Философская мысль в Византии. Арабская философия. Мистика. Основные философские проблемы средневековой философии.
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции
5. Промежуточный тест
№ 5
Тема 5.
Философия эпохи Возрождения
Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм - отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Проблемы человеческой индивидуальности. Формирование новой картины мира. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики. Философские аспекты концепции “открытости” истории; утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования.
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос.
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 6
Тема 6.
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм и рационализм. Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика. Философия эпохи Просвещения.
3 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос.
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 7
Тема 7.
Классический и неклассический этапы философии Нового времени
Максима философского сознания XIX века - принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма.
4 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос.
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 8
Тема 8.
Русская философия
Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование, основные периоды и проблемы развития русской философской мысли. Русская философия в контексте мировой философской мысли.
5 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции
№ 9
Тема 9.
Современная западная философия
Роль философии как интегрирующего фактора культуры. Сциентизм как способ преодоления “кризиса” классической философии при помощи ее же методов. Антропологизм иррационалистической направленности. Сближение позиций религиозной философии и философии науки. Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации.
2
6 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 10
Тема 10.
Учение о бытии (онтология)
Бытие, небытие, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Материальное и идеальное. Пространство и время: сущности или свойства. Проблема жизни. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная.
7 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
№ 11
Тема 11.
Учение о развитии
Идея развития и ее исторические изменения. Хаос и порядок; упорядоченности и гармоничность. Диалектика и метафизика - два противоположных подхода к развитию. Детерминизм как концепция всеобщей закономерности, взаимообусловленности и взаимосвязи. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности.
8 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
№ 12
Тема 12.
Проблема сознания
Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Сознание, подсознательное, бессознательное. Самосознание и личность. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание.
2
9 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
№ 13
Тема 13.
Основные проблемы теории познания (гносеология)
Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Логика как наука о принципах правильного мышления. Вненаучные формы познания.
10 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
№ 14
Тема 14.
Научное познание и его специфика
Наука как вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Аспекты бытия науки. Этапы и уровни научного познания. Специфика социального познания. Рост научного знания. Проблема классификации наук. Логико-гносеологические проблемы современной науки. Онтологические проблемы современной науки. Аксиологические проблемы современной науки. Научное познание и инженерия: общее и особенное. Технические науки.
11 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
№ 15
Тема 15.
Природа человека и смысл его существования
Проблема человека в историко-философском контексте. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Основные характеристики человеческого существования. Человек, индивид, личность.
12 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
№ 16
Тема 16.
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Ценности, их природа и принципы классификации. Мораль и нравственность: общее и особенное. Модификации эстетических ценностей. Динамика форм религиозности как смена ценностных ориентаций.
13 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
№ 17
Тема 17.
Учение об обществе (социальная философия)
Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Логика истории и ее смысл. Космопланетарные факторы социального развития.
14 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
15 занятие
1. Проверка конспектов
2. Проверка терминологических словарей.
3. Опрос
4. Контроль присутствия на лекции и семинаре
5. Итоговый тест
1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины
вузовского компонента цикла ГОС (ГСЭ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
Кафедры, обеспечивающие изучение этих дисциплин
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
Подпись зав. кафедрой
Социология
Философии
Изменений нет
Беспалов А.М.
Культурология
Социальных и гуманитарных дисциплин
Изменений нет
Журавлев В.М.
Концепции современного естествознания
Социальных и гуманитарных дисциплин
Изменений нет
Журавлев В.М.
Политология
Социальных и гуманитарных дисциплин
Изменений нет
Журавлев В.М.
История
История Отечества
Изменений нет
Городецкий А.Э.
Педагогика
Педагогики
Изменений нет
Манузина Е.Б.
История и философия образования
Педагогики
Изменений нет
Манузина Е.Б.
Психология
Психологии
Изменений нет
Варшавская Н.Е.
1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой
_Ф_│_Р_│_В Философия (132 часа)
для студентов образовательного вузовского компонента цикла ГОС (ГСЭ.Ф.10) по очной форме обучения
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.139 (0.011 с.)