Идеология славянофилов и западников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеология славянофилов и западников



Славянофилы А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Западники Н.В. Станкевич, А.И. Герцен, В.Г. Белинский. Проблема самоопределения и национального самосознания в категориях «Запад» - «Россия». Идея православия как «исходная интуиция» философии славянофилов. «Соборность» - основное понятие и принцип устроения бытия, человека, познания. Бог - народ (община) - церковь - государство через призму славянофильского видения провиденциальной онтологии русской жизни. Философия западников: антропологический материализм, диалектика, позитивизм, учение о прогрессе и революции, атеизм, «крестьянский социализм». Стремление западников вписать Россию в процесс развития европейской культуры.

Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»

В третьем вопросе необходимо проанализировать революционность и консерватизм как выражение антиномичности характера русского народа. Н.Г. Чернышевский. Проблема человека и его свободы. Антропологический принцип и материализм. Социализм. Принцип причинности. Выход из кризиса раннего капитализма в возвращении к земле, к идее аграрности России, к личной свободе и общинному укладу жизни. Народничество П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского. Основные идеи субъективной социологии: субъективно-ценностный метод, эмпиризм, биологизм, герои и толпа, телеология. «Сущность истории - переработка культуры в цивилизацию» (П.Л. Лавров). Становление целостной личности как критерий прогресса. Прогрессирует не человек, а общество, значит, задача революционной социологии - превратить общество в орудие личности. Социализм как форма возвращения народовластия. Возможность некапиталистического развития России. Террор как основное средство борьбы с самодержавием. Русский анархизм: М.А. Бакунин, князь П.А. Кропоткин. «Религиозная романтика» М.А. Бакунина. Его убежденность, что вера в Бога и религиозная среда стоят у истоков всех сфер творчества и определяют его смысл. «Гегельянство» М.А. Бакунина и обращение к философской антропологии. Анархизм, отрицание государства, критика государственного социализма и «диктатуры пролетариата» К. Маркса как общества авторитарного коммунизма. Естественно-научная синтетическая философия П.А. Кропоткина. «Биосоциалистический закон взаимной помощи» как принцип прогресса и исторических революций. Антиисторическая суть государства и смысл анархо-коммунизма. «Этическое» П.А. Кропоткина. Русский марксизм Г.В. Плеханова. Критика народничества, терроризма, возможности для России миновать капитализм. Обоснование применимости учения К. Маркса и Ф. Энгельса к условиям России и убежденность в социалистическом будущем России. Его отношение к социалистической революции. Критика попыток соединить марксизм с чуждыми диалектическому и историческому материализму философскими идеями кантианства, неокантианства и позитивизма. Развитие философии марксизма в России А.А. Богдановым, Л.И. Аксельродом, Н.И. Бухариным, А.М. Дебориным, В.И. Лениным, А.В. Луначарским, И.И. Скворцовым-Степановым. Позитивистские течения в русской социал-демократии. Критика В.И. Лениным эмпириомонизма как формы эмпири окритицизма.


4. Философия всеединства В.С. Соловьева

В четвертом вопросе следует раскрыть основные аспекты философии всеединства В.С. Соловьева. Онтологическое всеединство как божественный прообраз бытия в Абсолюте единства и множества. Два полюса в Абсолюте: Мир и Бог. Человек как посредник между ними: пантеистическая метафизика В.С. Соловьева. Учение об идеях. Всеединство в гносеологии как принцип цельного знания. Три источника познания: чувства, разум, мистическое созерцание (интеллектуальная интуиция). Познавательное значение веры. Теократическая утопия всеединства в истории. Учение о Богочеловечестве. «София» как духовное всеединство мира. Эрос как личностная форма всеединства. «Теургия» как всеединство спасения в богочеловеческом процессе. «Русская идея» как объединение трех идей: «Святой Руси» (Москва - Третий Рим), «Великой Руси» (реформы Петра I), «Свободной Руси» (дух декабристов и А.С. Пушкина).

5. Русский космизм (от Н.Ф. Федорова до В.И. Вернадского)

Раскрывая пятый вопрос следует отметить, что русский космизм как направление русской философии XX в., рассматривает космос, природу и человека в качестве единого взаимосвязанного целого, воплощенного всеединства. Н.Ф. Федоров и его «Философия общего дела». Идея устройства жизни в соответствии с ее смыслом. Необходимость соединения философии и науки с жизнью. Евангелие как программа действия людей в мире. Размышления о небратском состоянии мира. Критика современной цивилизации. Проблема смерти, бессмертия и воскрешения у Н.Ф. Федорова. Смерть как основание зла. Борьба за покорение темных сил смерти - общая задача человечества. Космическая этика К.Э. Циолковского. Учение о живом космосе и жизни как неотъемлемой черте комического бытия. Теория ноосферы В.И. Вернадского: зародыш нового типа науки, новый тип рациональной мифологии, возвращение к типу цельного знания, называемого в древности мудростью. Философская система космических монад Н.В. Бугаева. Его идеи о Космосе как совокупности бесчисленного множества духовных единиц - монад. Концепция монад как концентрация энергии, знаний, «воспоминаний прошлого». Учение о том, что, благодаря жизни и взаимодействию космических монад, возможна не только земная, но и вселенская цивилизация. Философская система космической биологии А.Л. Чижевского: развитие жизни на Земле как происходящее не только под влиянием внутренних причин, но и под влиянием Космоса. «Солнцепоклонничество» А.Л. Чижевского.

Русская философия XX века

Отвечая на шестой вопрос следует отметить духовный ренессанс в России в начале XX в., его источники и составные части. Программа нового религиозного сознания. Критика исторического христианства. Религиозно-философские собрания и общества. Религиозные опыты. Влияние Владимира Соловьева. Символизм и мистицизм как проявление религиозных исканий. Проблема взаимоотношения Бога и Человека в философском творчестве Д.С. Мережковского. Этапы жизни человеческой личности: язычество, приобщение к христианству, полная внутренняя гармония человека в его слиянии с христианством. Идеалы человека и общества: христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Всемирная история как «правда о духе и правда о плоти». Метафизика любви в творчестве В.В. Розанова. В.В. Розанов о «достоинстве христианства и недостоинстве христиан». Различие знания (рассудка) и понимания (разума). Философия пола и любви. Онтологическое значение пола. Проблема семьи. Мистическое значение семьи. Консерватизм социально-политической позиции В.В. Розанова. Расцвет русской поэзии в начале XX века, ее символический и профетический характер. Философские искания В. Иванова и А. Белого. Христианский экзистенциализм и персонализм. Н.А. Бердяев. Его жизнь и творчество. Главные идеи Н.А. Бердяева: свобода предшествует бытию, личность несовместима с объективацией, спасение - в творчестве. Интуитивизм Н.О. Лосского как методологический принцип познания нерасчленяемых целостных явлений. Понятие «гносеологической координации» и «творческой интуиции». Основные темы философского творчества Н.О. Лосского: ценность и бытие, Бог и мировое зло, классическая этика Абсолюта, характер русского народа, история русской философии. Л. Шестов о познании как грехопадении человека в сферу обязательных истин разума. Оправдание человека в его трагичности. Критика рационализма. «Всесознание». Вера как новое измерение мышления. Примат веры над разумом. Афины и Иерусалим как символы философии Л. Шестова. Философия всеединства в XX в. С.Н. и Е.Н. Трубецкие об историческом фундаменте идеи всеединства в античной и средневековой философии. Становление самостоятельного философского направления русской философии XX века не основе концепции всеединства. «Религиозно-философское общество памяти В. Соловьева». Применение идеи всеединства к различным сферам философского, исторического, религиозного и научного знания, а также общественной жизни в целом. Софиология С.Н. Булгакова. Космос как одушевленное Богом целое. «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно». «Философия хозяйства». Причина всех бед на земле - в разобщении; в обществе это проявляется в разделении на экономическую, политическую и духовную сферы, в религии - в разобщенности христианских церквей. Выход - в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и в объединении всех христианских церквей в единой экуменической Церкви. С.Н. Булгаков о божественном предопределении судьбы человека и его ответственности перед Богом после смерти. П.А. Флоренский. «Столп и утверждение истины». Философия П.А. Флоренского как «конкретная метафизика». Софиология. Концепция антиномизма как следствия греховности разума. Идеи как лучи Логоса. Метафизика богословия. Проблема онтологического, гносеологического, религиозного и социокультурного статуса символа. Символ как «посол» метафизики. Идеи П.А. Флоренского об относительности, непостоянстве времени и пространства, а также о неизбежности того, что будущие научные открытия приведут к новому пониманию взаимоотношений материи и духа. Подтверждение идей П.А. Флоренского позднейшими достижениями в области физико-математических исследований. Отвечая на заключительный вопрос семинарского занятия нельзя не проанализировать особенности философии русского зарубежья. Высылка из России видных писателей и философов. Основные направления в философии русского зарубежья. Философия антикоммунизма. Критика коммунизма за абстрактные идеалы добра и справедливости. Работы Н.А. Бердяева «Философия неравенства» и «Истоки и смысл русского коммунизма». С.Л. Франк как теоретик антикоммунизма. Его мистический гуманизм и социальная философия. Принципы иерархизма в творчестве П.А. Сорокина. Концепция общества как совокупности коллективных единств, связанных между собой разнообразными функциональными отношениями. Проблемы посткоммунистического развития России в трудах Н.С. Тимашева. Сменовеховство: В.Г. Богораз-Тан, Ю.В. Ключников, И.И. Лежнев, Н.В. Чахотин и их программа примирения с «Октябрьским переворотом» и большевизмом. Вера в то, что Русское государство станет «путем Божиим на Земле». Возвращение к веховским истокам: мистике, провидению, мессианству. Евразийство: его сущность, славянофильские корни, критика западничества и большевизма. Представители: Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев. И.А. Ильин как идеолог неомонархизма. Обоснование им необходимости сильной власти. Взгляд на право как на «необходимую форму духовного бытия человека». Работы «Аксиомы власти», «Наши задачи», «О монархии и республике». Эволюция философских взглядов И.А. Ильина от неогегельянства к идеям, основанным на традициях отечественной философской мысли. «Сначала - быть, потом - действовать и лишь затем из осуществленного бытия и ответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания - философствовать». И.А. Ильин об особенностях христианской антропологии. Теория «всемирного народоустройства» в «Розе мире» Д.А. Андреева. «Религия итога» и «соборное творчество» как продолжение традиции всеединства В.С. Соловьева. «Спор о Софии». Смещение философских интересов русской эмиграции в сторону чисто религиозных, церковных тем. Богословы Г.В. Флоровский, Н.О. Лосский, И.Ф. Мейендорф. Особенности и традиции русской философии в советской философии. Ярко выраженный материалистический характер отечественной философии, ее развитие в жестких рамках диалектического и исторического материализма. Догматизм. Влияние философского наследия В.И. Ленина. Три этапа развития советской философии: а) 1917 г. - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; б) 30-50-е гг. - период полной идеологизации философии, сталинизм, превращение философии в служанку официальной власти; в) 50-90-е гг. - время возрождения оригинальной русской философии. Основные проблемы философии последнего периода: проблема ценностей, новое толкование марксизма-ленинизма, возвращение к «истинному Марксу» и «истинному Ленину», проблемы гносеологии, сознания и идеальности, проблемы культуры, философия как методология. Философы, оставившие наиболее яркий след в советской философии: В.Ф. Асмус, А.А. Богданов, А.М. Деборин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили. Герменевтика М.М. Бахтина как философия человека, ведущего нескончаемый диалог с другими людьми и самим собой. Быть для человека - значит общаться, быть для других и через них - для себя. Проблема социальности человека. М.М. Бахтин о методологии гуманитарных наук. Э.В. Ильенков об отчуждении как всемирно-исторической, а не только капиталистической проблеме человека, о диалектике абстрактного и конкретного, логического и исторического, о диалектике идеального. Аксиологическая проблематика в творчестве В.И. Тугаринова и других советских философов-марксистов, разрушавших догматический марксизм и создававших русскую философию постсоветского периода. В заключение необходимо подвести итоги и проанализировать перспективы развития современной русской философии. Необходимость русской философии как национальной универсальной мысли, выражающей дух эпохи и логику русского культурно-исторического процесса. Мелиоризм (тенденция к улучшению и преобразованию мира) и антропологизм как принципы современного русского секуляризированного сознания.

Основные понятия темы: историософия, провиденциализм, эсхатология, мессианизм, византизм, соборность, цельное знание, всецелый разум, восточная патристика, нравственность, всеединство, личность, свобода, софиология, миф, символ, имяславие, творчество, человек, общественный идеал.

Контрольные вопросы

1. Истоки и сущность русского западничества. Философия истории П.Я. Чаадаева.

2. Специфика русского «самобытничества». Философские взгляды славянофилов.

3. Религиозное реформаторство. Философские взгляды Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

4. Философия русского зарубежья.

5. Традиции русской философии в советский период.

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 7. Учение о бытии (онтология)

Вопросы:

1. Бытие как философская проблема. Научные, религиозные, философские картины мира.

2. Понятие материи в философии. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации.

3. Движение и его основные формы.

4. Пространственно-временные характеристики природы и социокультурного мира.

5. Материальное единство мира.

1. Бытие как философская проблема. Научные, религиозные, философские картины мира.

Сущность философского понимания мира раскрывается через содержание таких фундаментальных категорий, как «бытие», «материя». Эти понятия во многих философских учениях прошлого и современности занимают центральное место.

При подготовке первого вопроса темы нужно раскрыть содержание понятий «сущее», «существование», рассмотреть, как в истории философии трактовалось понятие «бытие». Необходимо обратить внимание на различие подходов к категориям Бытия и Небытия в Восточной и Западной философии. Здесь же нужно рассмотреть понятия видов бытия, форм бытия, уровней бытия, дать определение объективной и субъективной реальности, показать различные варианты трактовок бытия. Сущностная сторона бытия выражается в понятии «субстанция». Необходимо раскрыть содержание количественной интерпретации субстанции через понятия монизма, дуализма, плюрализма.

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на термины «картина мира», «научная картина мира», «религиозная картина мира», «философская картина мира».

2. Понятие материи в философии. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации.

Переходя ко второму вопросу темы, важно подчеркнуть, что для материалистов субстанциональной основой мира является материя. В этом вопросе рассматриваются различные этапы формирования взглядов на материю в истории философии. Рассматривая историю вопроса, нужно иметь четкие представления о кризисе физики конца XIX века, «физическом идеализме», философском определении материи, данное В.И. Лениным (см. работа «Материализм и эмпириокритицизм»).

Здесь же нужно остановиться на таких свойствах материи, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, неисчерпаемость.

Говоря о взглядах современной науки на понятие материи, нужно иметь представление о структуре неорганической природы, органической природы, иметь представление об уровнях строения материи.

3. Движение и его основные формы.

Отвечая на третий вопрос темы нужно обратить внимание на различие понятий «движение», «изменение», «развитие», назвать и дать описания форм движения материи, уделить особенное внимание на учение о самоорганизации материи (синергетики), созданное И. Пригожиным.

Научные представления о новых видах материи и формах их движения

будут развиваться и далее. Методологической основой для дальнейшего развития учения о формах движения материи по-прежнему выступают идеи Ф. Энгельса. Они не утратили своей актуальности и в наши дни. Одним из достижений более чем 2500-летнего развития философии является положение о неразрывной связи материи и движения.

4. Пространственно-временные характеристики природы и социокультурного мира.

Исторически сложились два подхода в толковании пространства и времени - субстанциональный и реляционный. Нужно раскрыть содержание этих подходов, дать определения этим понятиям, раскрыть такие свойства пространства как трехмерность, симметричность, изотропность; описать свойства времени: одномерность, анизотропность, однонаправленность, а также их общие свойства. Следует различать реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время. Нужно показать значение теории относительности А. Эйнштейна для философского понимания пространства и времени.

В этом же вопросе нужно рассмотреть виды времени (биологическое, психологическое, социально-историческое), единство пространства, времени, материи и движения в биологии, социальное пространство.

5. Материальное единство мира.

Идея материального единства мира является одним из исходных принципов диалектико-материалистической концепции бытия. Знание форм единства мира обеспечивает переход познания от неизвестного к известному. Для раскрытия сущности материального единства мира нужно рассмотреть в содержательном плане концепцию многообразия миров, антропный принцип, принципы синергетики как теории самоорганизации.

Основные понятия темы: бытие, действительность, монизм, плюрализм, дуализм, пространство, время, бесконечность, идеальное, материальное, реальность.

Контрольные вопросы

1. Из какого понимания материи исходили ученые, заявлявшие в начале ХХ века, что материя исчезла?

2. В каком отношении находятся понятия: «механистическое понимание движения» и «метафизическое понимание движения»?

3. Каковы критерии, по которым выделяются формы движения материи в классификации Ф. Энгельса? Какие изменения внесены в эту классификацию последующим прогрессом в развитии науки?

4. В чём ошибочность точки зрения Е. Дюринга, считавшего, что единство мира заключается в его существовании?

5. Можно ли определить понятие «мир» без понятия «субъект»?

6. Какое содержание вкладывается материалистической философией (Запада) в понятие «бытие»?

Литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 8. Учение о развитии

1. Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой.

2. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

3. Категории диалектики.

4. Закон и закономерность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.

1. Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой. Освещение темы предполагает умение различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности. Она включает в себя диалектику природных процессов, диалектику общества (социогенез) и диалектику человека (антропогенез). Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в субъективной реальности, т.е. в сознании и мышлении человека. В субъективной диалектике выделяют теорию развития знания и теорию развития мышления (диалектическую или содержательную логику). Теория развития знания изучает процессы превращения незнания в знание, углубления и преемственности в последнем, диалектику истины и заблуждения. Эта сторона субъективной диалектики исследует условия возникновения, развития и направленности познания. Предметом исследования диалектической логики является комплекс отношений логических форм, т.е. форм мышления, и их содержания. Ее основная задача заключается в том, чтобы выявить логический (категориальный) строй мышления, выработать универсальный инструментарий, оперирование которым дает возможность глубже познавать объективный мир. Диалектическая логика изучает возникновение и развитие понятий, закономерные взаимосвязи между ними, объединяя их совокупность в системно организованное целое, отражающее сложность мироздания. Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся практической деятельности человека и общества. Их тождество состоит в том, что содержание и той и другой объективно. Человек не может отменить или приостановить действие законов развития ни в материальных, ни в идеальных образованиях. Различие объективной и субъективной диалектики коренится в форме проявления законов развития: в природе и обществе - она объективна; в сознании, в мысли - она субъективна. Тождество и различие в единстве объективной и субъективной диалектики эксплицируется в следующих аспектах: субъективная диалектика детерминирована объективной; первая отражает вторую; субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной; их единство есть процесс развертывания отношения мышление-природа.

2. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Источник саморазвития порождает закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т.е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как имманентного ему. Содержание закона единства и борьбы противоположностей выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Если количественное изменение переходит ту или иную границу, происходит нарушение меры и предмет приобретает принципиально новое качество. Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону, всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней. Эта черта закона отрицания отрицания выражается категорией снятия. Таким образом, порождается новое и вместе с тем реализуется преемственность. Содержание закона отрицания отрицания, экстраполируемое на процесс познания, трансформируется в следующие методологические требования: он указывает на определенную направленность саморазвития; ориентирует на раскрытие его структуры и формы самодвижения, на поиск основных фаз развития и их взаимосвязи; детерминирует прогностическую компоненту познания.

3. Категории диалектики. Основные законы диалектики не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение соответствующих категорий. Философские категории представляют собой предельно общие понятия, отражающие единство и отношения природы и духа. Категории диалектики не только выражают фундаментальные свойства мира, но и выступают как ступени его познания. Основные законы развития мира раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию.

Всякое развитие характеризуется взаимодействием сущности и явления. Категория сущности выражает внутренние, необходимые связи и отношения предмета. Категория явления отражает внешнюю форму реализации сущности предмета, форму наличествования сущности на «поверхности» взаимодействия и изменения. В сущности превалирует необходимое и общее, в явлении - случайное и единичное. Закон взаимозависимости предметов выражается через отношение категорий причины и следствия. Под причиной понимают такое явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения. Порождаемое причиной явление (изменения в нем) называется следствием. Причина и следствие взаимообусловливают друг друга: они связаны генетически; асинхронны во времени (причина раньше следствия); возникновение следствия обратно воздействует на причину, вызывая в ней изменения» в том числе через круг опосредованных взаимосвязей, в которых оно само выступает как причина; реализация причинно-следственной связи зависит от условий. Системность развития выражается через соотношение категорий содержания и формы, целого и части, структуры и элемента, системы и среды. В категории системы мыслят определенным образом организованную совокупность элементов, связанных в единое целое необходимыми и достаточными взаимоотношениями. Существует четыре типа систем: природные, социальные, технические и идеальные. Кроме рассмотренных выше, в структуру диалектики входят и другие принципы и категории, например, категории прогресса и регресса, целого и части и т.д.

4. Закон и закономерность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. В понятии закона любой науки мыслятся устойчивые, повторяющиеся связи и отношения предметов действительности. В отличие от правила, закон не имеет исключений и его действию подвержены все явления данной области мироздания. По степени распространенности законы делятся: на универсальные или всеобщие законы, действующие во всем мире, т.е. в материальной и идеальной сферах; общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы электричества, экономические законы, законы логики и т.д.). Кроме того, законы различают по степени соотношения необходимости и случайности в них: динамические, в которых действие случайности сведено к нулю, и статистические, в которых действие случайности в принципе не может быть равно нулю, ибо их совокупность определяет форму необходимости.

Последние в современной науке и философии рассматриваются как более фундаментальные по отношению к первым.

Основные понятия темы: становление, изменение, развитие, прогресс, регресс, диалектика, метафизика, качество, количество, противоположность, противоречие, отрицание отрицания, детерминизм, индетерминизм, каузальность, самоорганизация, система, синергетика.

Контрольные вопросы

1. Объективная и субъективная диалектика.

2. Законы диалектики.

3. Категории диалектики.

4. Детерминизм и индетерминизм.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. Пособие: [Текст] / П.В. Алексеев. - М.: Проспект, 2005.

2. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. пособие: [Текст] / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2006.

3. Философия: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Хрестоматия по философии: [Текст] / Под. ред. В.П. Кохановского, В. П. Яковлева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Мир философии: [Тексты]. Ч. 1. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

6. Мир философии: [Тексты]. Ч. 2. / Сост.: П.С. Гуревич, В.И. Столяров. – М. Политиздат, 1991.

Тема 9. Проблема человека в философии

Вопросы:

1.»Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.

2. Проблема антропосоциогенеза.

3. Смысл человеческого существования.

4. Свобода и ответственность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.058 с.)