Экологический императив и концепция ноосферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический императив и концепция ноосферы



То новое, что внес ХХ в. в существо проблемы, состоит в колоссальном росте масштабов антропогенного воздействия на природу. Гигантски выросла связанная с человеческой деятельностью теплоотдача в окружающую среду, выбросы вредных веществ в атмосферу, засорение не только рек и озер, но даже морских акваторий производственными отходами. В ряде местностей содержание вредных веществ в атмосфере превышает допустимые меры. В наши дни нежелательные воздействия приобрели глобальный характер, создав острую экологическую ситуацию и ставя под угрозу само выживание человечества. Способность природы ассимилировать (усваивать) вредные отходы производства далеко не безгранична. Осознание этих процессов вызывает глубокое беспокойство ученых многих стран. В 1960 г. возникла общественная организация под названием Римский клуб, поставившая своей целью создание и изучение глобальных моделей развития человечества.

Общая черта эпохи, переживаемой сейчас человечеством, состоит в том, что впервые за все время его существования перед ним встала проблема выживания. Есть и угроза термоядерного самоуничтожения, и угроза экологической катастрофы. Вторая даже более опасна, ибо обладает свойством постепенности, плавности, относительной незаметности своего наступления. Человечество в основной массе до сих пор не осознало глобального характера развертывающегося экологического кризиса.

Общество возрастает из природы и не может отменить действие ее законов. Единство природы и общества со всей если угодно трагичностью обуславливается действием Второго начала термодинамики. Невозможно существование систем, свободных от роста энтропии. Невозможны полностью безотходные технологии, стопроцентная утилизация отходов, получение только одних позитивных результатов без негативных последствий. Пока антропогенная деятельность человека носила локальный характер, с этими пределами можно было не считаться. Когда она сегодня приобрела глобальный характер, эти пределы становятся важнейшим императивом дальнейшего развития. На этой основе возникает важнейшее понятие экологического императива, суть которого: нарушения равновесия природы могут повлечь за собой неконтролируемые изменения характеристик биосферы, и могут сделать дальнейшее существование человека на Земле невозможным.

Человечество должно выработать новое экологическое мышление, в котором ведущей господствующей ценностью становятся экологические приоритеты, т.е. выживание человечества, гармонизация его отношений с природой. Это коренное изменение глобальной стратегии развития человечества. Новая глобальная стратегия исходит из того, что никакие частные цели не будут достигнуты, если при этом будет разрушена естественная среда обитания человека. Гармонизация отношений природы и общества- это высшая нравственная ценность человечества.

Существует общая перспективная идея для достижения этой гармонии - это идея ноосферы и коэволюции. Понятие ноосферы было предложено в 20-е годы ХХ столетия французским учеными Леруа и Тейяром де Шарденом и развито в концепцию ноосферы В.И. Вернадским. Мысль, по его взглядам, уже превратилась в явление планетарного масштаба. Преобразующая работа научной мысли должна привести к радикальному изменению статуса Земли. Так же, как возникновение биосферы преобразовало геосферу, возникновение ноосферы должно привести к возникновению нообиосферы. Отныне развитие человечества возможно лишь как согласованный путь коэволюции человека и природы.

Рекомендуемая литература

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности

1. Брундтланд, Г.Х. Наше общее будущее: [Текст] / Г.Х. Брундтланд. - М., 1989.

2. Гиренок, Ф.И. Явь и грезы бесконечного тупика: [Текст] / Ф. И. Гиренюк. - М., 1992.

3. Глобалистика: Энциклопедия: [Текст] / Сост. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - М.: Диалог: Радуга, 2003.

4. Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии: [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М., 1993.

5. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли: [Текст] / Л.Н. Гумилев. - М., 1990.

6. Леге, Ж.М. Кого страшит развитие науки: [Текст] / Ж.М. Леге. - М., 1988.

7. Манхейм, К. Диагноз нашего времени: [Текст] / К. Манхейм. - М., 1994.

8. Моисеев, Н.Н. Восхождение к разуму (лекции по универсальному эволюционизму): [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М., 1993.

9. Панкова, Л.Н. Идейные истоки современных альтернативных движений: [Текст] / Л.Н. Панкова. - М., 1991.

10. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции: [Текст] / А.И. Ракитов. - М., 1991.

11. Розов, Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития: [Текст] / Н.С. Розов. - Новосибирск, 1992.

12. Тоффлер О. Раса, власть, культура: [Текст] / О. Тоффлер. - М., 1986.

13. Человек в контексте глобальных проблем: [Текст] / Под. ред. В.Е. Ермолаева. - М., 1993.

14. Чумаков, А.Н. Философия глобальных проблем: [Текст] / А.Н. Чумаков. - М., 1994.

Философия природы, техники

1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: [Текст] / Р.Ф. Абдеев. - М., 1994.

2. Ахутин, А.В. Понятие «природа» в античности и Новое время: [Текст] / А.В. Ахутин. - М., 1988.

3. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста: [Текст] / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1988.

4. Вернадский, В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения: [Текст] / В.И. Вернадский. - М., 1987.

5. Весле, В. Философия и экология: [Текст] / В. Весле. - М., 1993.

6. Гиренок, Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера: [Текст] / Ф.И. Гиренок. - М., 1992.

7. Гор, Л. Земля на чаше весов: [Текст] / Л. Гор. - М., 1993.

8. Жибуль, И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы: [Текст] / И.Я. Жибуль. - М., 1991.

9. Иванов, В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии: [Текст] / В.Г. Иванов. - М., 1991.

10. Кобылянский, В.А. Природа и общество. Специфика, единство и взаимодействие: [Текст] / В.А. Кобылянский. - Красноярск, 1990.

11. Кравченко, И.И. Экологическая теория в современных теориях общественного развития: [Текст] / И.И. Кравченко. - М., 1992.

12. Ленк, Х. Размышления о современной технике: [Текст] / Х. Ленк. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

13. Лось, В.А. Взаимоотношения общества и природы: [Текст] / В.А. Лось. - М., 1990.

14. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера: [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М., 1993.

15. Моисеев, Н.Н. Человек, среда, общество: [Текст] / Н.Н. Моисеев. - М., 1991.

15. Парис, К. Техника и философия: [Текст] / К. Парис. - М., 1995.

16. Пригожин, И. Порядок из хаоса: [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986.

17. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции: [Текст] / А.И. Ракитов. - М., 1991.

18. Сафонов, И.А. Философские проблемы единства человека и природы: [Текст] / И.А. Сафонов. - СПб., 1994.

19. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество: [Текст] / П. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992.

20. Степин, В.С. Философия науки и техники: [Текст] / В.С. Стёпин. - М., 1995.

21. Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации: [Текст] / В.С. Степин, П.Ф. Кузнецова. - М., 1994.

22. Субетто, А.И. Социогенетика: [Текст] / А.И. Субетто. - М., 1993.

23. Федоров, Н.Н. Философия общего дела: [Текст] / Н.Н. Федоров. - М., 1982.

24. Хесле, В. Философия и экология: [Текст] / В. Хесле. - М., 1994.

25. Эллюль, Ж. Технологический бред: [Текст] / Ж. Эллюль. - М., 1995.

 


2.2. Практические занятия

2.2.1. Формы проведения практических занятий

В процессе организации учебной деятельности студентов можно применять разнообразные педагогические технологии, способствующие развитию творческого мышления, индивидуальности, неповторимости склада ума будущих учителей. В качестве примеров мы приводим лишь некоторые из таких технологий, апробированных авторами в своей работе.

Наиболее распространенными формами проведения практических занятий являются:

- сообщения по заранее заданным вопросам (традиционная),

- развернутая беседа,

- доклады по наиболее актуальным или проблемным темам,

- теоретическая конференция,

- рефераты студентов и их обсуждение,

- письменные (контрольные) работы,

- философские игры,

- игра «КОНОП» (контрольный опрос),

- «Вертушка»,

- творческая мастерская,

- «атака мыслей»,

- круглый стол,

- аукцион идей и т.д.

В состав традиционно организуемых семинарских занятий преподаватель может включать творческие задания, способствующие актуализации ранее усвоенных знаний и стимулирующие мыслительную деятельность студентов.

Например, в процессе изучения темы «Общество как социальная реальность» на заключительном этапе занятия можно предложить студентам выполнить следующее упражнение. Опираясь на свой жизненный опыт, на имеющиеся знания и представления, постараться на конкретных примерах и по возможности подробно разъяснить воображаемому любопытному «инопланетянину» (можно сделать это письменно в своей рабочей тетради), что могут означать в нашем языке следующие понятия: общество, социальная система, социальное взаимодействие, социальная группа, социальная организация, социальная общность, социальный институт, социальные связи, социальные отношения, общественные отношения, социально-экономическая формация, цивилизация, социальная система, социальный прогресс, социальная революция, социальная эволюция, социальное реформирование, социальные группы, тотальные организации, добровольные ассоциации, харизматические группы, первичная группа, вторичная группа, бюрократия, политика, государство, политическая организация общества, политическая система, политические институты, общественные организации, политические партии, гражданское общество, правовое государство, демократия, самоуправление народа, политическая культура, политическая активность.

При решении таких дидактических задач, как закрепление полученных знаний, контроль и проверка усвоенного материала можно предложить студентам самим составить терминологический кроссворд или решить уже готовые кроссворды, головоломки, ребусы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.018 с.)