1. Августин Блаженный, эсхатологизм, провиденциализм
2. О. Конт, позитивизм
3. О. Тоффлер
4. органицизм, натурализм
Задание № 62498
Учениям каких философов (философских концепций) соответствует следующее утверждение: история - «ответы» интеллектуальной элиты на «вызовы» среды?
1. А. Тойнби
2. Августин Блаженный, эсхатологизм, провиденциализм
3. Г. Гегель, объективный идеализм
4. К. Маркс, исторический материализм, прогрессизм
Задание № 62499
Учениям каких философов (философских концепций) соответствует следующее утверждение: стадии развития человечества соответствуют стадиям индивидуального развития: теологической, метафизической и стадии «позитивного знания»?
1. А. Тойнби
2. О. Конт, позитивизм
3. О. Тоффлер
4. органицизм, натурализм
Задание № 62500
Какое из указанных понятий обозначает не социальную общность, а социальную группу?
1. род
2. племя
3. нация
4. крестьянство
Задание № 62501
В политическую сферу общества включаются…
1. права каждого человека владеть, пользоваться и распоряжаться благами, законно им приобретенными
2. государственный аппарат, политические партии и движения, некоторые общественные организации
3. отношения товарного обмена, социально-экономические механизмы взаимодействия продавца и покупателя
4. формы собственности и управленческие отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства
Задание № 62502
Родоначальником формационного подхода считается:
1. В.И. Ленин
2. К. Маркс
3. И.В. Сталин
4. Г. Гегель
Задание № 62503
По мнению К. Маркса, движущей силой истории является…
1. классовая борьба
2. развитие общества
3. смена религии
4. развитие науки
Задание № 62504
Ключевые понятия формационного подхода…
1. базис и надстройка
2. мораль и право
3. религиозные нормы
4. наука и культура
Задание № 62505
Главным признаком постиндустриального общества является…
1. доминирование аграрного сектора
2. массовое производство
3. преобладание сферы услуг
4. высокая степень урбанизации
Задание № 62506
Теория круговорота истории была предложена…
1. А. Фергюссоном
2. Г. Гегелем
3. Ф. Энгельсом
4. Дж. Вико
Задание № 62507
Культурно-исторические типы выделял…
1. О. Шпенглер
2. У. Ростоу
3. К. Маркс
4. Н.Я. Данилевский
3.3. Рейтинг-контроль
3.3.1. Технологическая карта дисциплины
Наименование
дисциплины/курса
| Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура)
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)
| Количество зачетных единиц/кредитов
|
Философия
| Специалист
| А
| кредита (ЗЕТ)
|
Смежные дисциплины по учебному плану
|
Предшествующие: история, психология, социальная психология
|
|
Последующие: социология, политология
|
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2. Философия Древнего мира
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Итого
|
|
|
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3. Античная философия
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 4. Средневековая философия
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Итого
|
|
|
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 5. Философия эпохи Возрождения
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Итого
|
|
|
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 8. Русская философия
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 9. Современная западная философия
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
|
| | | | | |
Промежуточный контроль
|
Содержание
| Форма работы*
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| Max
|
| Тестирование
|
|
|
Итого
|
|
|
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 10. Учение о бытии (онтология)
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 11. Учение о развитии
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 12. Проблема сознания
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 14. Научное познание и его специфика
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 15. Природа человека и смысл его существования
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 17. Учение об обществе (социальная философия)
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 18. Будущее человечества (философский аспект)
|
Форма учета*
| Количество баллов 9,6 %
|
min
| max
|
Посещение лекции
|
|
|
Посещение семинарского занятия
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| Форма работы**
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| max
|
Текущая работа
| Выступление по вопросам семинарского занятия
|
|
|
| Доклад по рекомендованным темам
|
|
|
| Разработка презентации доклада
|
|
|
| Составление дополнительной библиографии
|
|
|
| Реферат по теме по материалам, опубликованным за последние три года
|
|
|
| Составление вопросов
|
|
|
| Развернутый конспект философской работы
|
|
|
| Работа со словарем
|
|
|
Итого
|
|
|
|
| | | | | |
Промежуточный контроль
|
Содержание
| Форма работы*
| Количество баллов 2,9 %
|
min
| Max
|
| Тестирование
|
|
|
Итого
|
|
|
ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬ
|
Базовый модуль/
Тема
| Форма работы*
| Количество баллов
|
min
| max
|
| Посещение занятий
|
|
|
| Работа на практических занятиях
|
|
|
| Тестирование
|
|
|
Общее количество баллов по дисциплине(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)
|
| 1382 (276=1 балл)
|
*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем
ФИО преподавателя: _______________________________________
Утверждено на заседании кафедры «___» _______ 200_ г. Протокол № ______
Зав.кафедрой________________________
3.3.2. Рейтинговая книжка студента
по дисциплине «Философия»
Формы рейтингового оценивания:
I.
Темы лекций
| Количество часов
| Посещаемость
| Текущая
работа
| количество
баллов
|
лекции
| семинары
|
Философия, ее предмет и место в культуре человечества
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Философия Древнего мира
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Античная философия
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Средневековая философия
|
| 0,3
| 1,1
| 4.6
| 7,6
|
Философия эпохи Возрождения
|
| 0,3
| 1,1
| 4.6
| 7,6
|
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Классический и неклассический этапы философии Нового времени
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Русская философия
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Современная западная философия
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Учение о бытии (онтология)
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Учение о развитии
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Проблема сознания
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Основные проблемы теории познания (гносеология)
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Научное познание и его специфика
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Философские проблемы науки и техники
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Природа человека и смысл его существования
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Учение об обществе (социальная философия)
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
Будущее человечества (философский аспект)
|
| 0,6
| 2,2
| 4.6
| 7,6
|
| | | | | | |
Учитывается количество пропусков по неуважительной причине.
Пропуск одной пары - «- 2» балла.
II.
Темы семинаров
| Количество часов
| Посещаемость
| Выступление на семинаре
| Доклад
| Презентации доклада
| Конспект первоисточника
| Реферат
| Дополнительная библиография
| Составление вопросов
| Знание терминов
| Количество баллов
|
Философия, ее предмет и место в культуре человечества
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Античная философия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Немецкая классическая философия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Современная западная философия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Русская философия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учение о бытии (онтология)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учение о развитии
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Природа человека и смысл его существования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учение об обществе (социальная философия)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблема сознания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные проблемы теории познания (гносеология)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научное познание и его специфика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Будущее человечества (философский аспект)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на семинарах:
1. Знание терминов и основных положений дисциплины - от 3 до 5 баллов. На каждом семинаре проводится опрос по терминам.
2. Выступления по вопросам семинара. Вопросы заранее не сообщаются - от 3 до 5 баллов.
3. Ответы на вопросы, выполнение заданий (даются заранее) - от 3 до 5 баллов.
III.
Самостоятельная работа
Подготовка рефератов по тематике курса
| Выступление с докладом
|
Глубина проработки темы
| Количество источников
| Количество баллов
|
1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
|
|
|
|
2. Философия Древнего мира
|
|
|
|
3. Античная философия
|
|
|
|
4. Средневековая философия
|
|
|
|
5. Философия эпохи Возрождения
|
|
|
|
6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
|
|
|
|
7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
|
|
|
|
8. Современная западная философия
|
|
|
|
9. Русская философия
|
|
|
|
10. Учение о бытии (онтология)
|
|
|
|
11. Учение о развитии
|
|
|
|
12. Природа человека и смысл его существования
|
|
|
|
13. Учение об обществе (социальная философия)
|
|
|
|
14. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
|
|
|
|
15. Проблема сознания
|
|
|
|
16. Основные проблемы теории познания (гносеология)
|
|
|
|
17. Научное познание и его специфика
|
|
|
|
18. Философские проблемы науки и техники
|
|
|
|
19. Будущее человечества (философский аспект)
|
|
|
|
Дополнительная информация / доклад. Готовится заранее. Нормой считается 1 выступление в семестр - от 3 до 5 баллов.
IV.
Письменные итоговые работы
| Общее количество баллов
|
Тест (баллы)
| Контрольная работа (баллы)
|
|
|
|
|
Тест
В конце семестра проводится тест по пройденному курсу.
Критерии оценки:
100-90% - 5 баллов.
90 - 80% - 4 балла.
80 -60% - 3 балла.
Менее 60 % - 2 балла.
Контрольная работа
Контрольная работа предлагается студентам по окончанию сессии и охватывает темы лекционных и семинарских занятий
Критерии оценки:
100-90%-5 баллов.
90 - 80% - 4 балла.
80 -60% - 3 балла.
Менее 60 % - 2 балла.
В конце семестра рейтинговая оценка является среднеарифметической оценкой за все виды работ, проведенные в течение семестра
Учитывается количество пропусков по неуважительной причине.
Пропуск одной пары - «-» 2 балла.
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников
(темы на выбор)
1. Предназначение и смысл философии.
2. Мифология и философия.
3. Философия и религия.
4. Философия и искусство.
5. Жизнь и учение Будды.
6. Проблема человека в философии конфуцианства.
7. Космоцентризм как основа философии Древней Греции.
8. Личность и философская позиция Сократа.
9. Понятие знания у Платона.
10. Учение Платона о государстве и обществе.
11. Проблемы логики и теории познания в философии Аристотеля
12. Категория «единого» в неоплатонизме (Плотин, Прокл).
13. Античная культура глазами других эпох (Ф. Ницше, А.Ф. Лосев, Г. Гегель и др.)
14. «Священная» история и идеи провиденциализма в средневековой философии.
15. Формирование теории креационизма.
16. Фома Аквинский: учение о человеке.
17. Влияние реформационного движения на христианскую философию. Философия и протестантизм.
18. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
19. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.
20. Монадология Г. Лейбница: основные идеи и принципы.
21. Р. Декарт и философия Нового времени.
22. Социальная философия французского Просвещения.
23. Этическая теория Иммануила Канта.
24. Трансцендентное и трансцендентальное сознание в философии И. Канта.
25. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.
26. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.
27. И.Г. Фихте о назначении человека.
28. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.
29. Понимание общества и истории в работах К. Маркса.
30. Апология «естественного состояния» в работах Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого.
31. Вольтер и русская культура XVIII столетия.
32. Этика Б. Спинозы.
33. Проблема воли и жизни в работе А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
34. Ф. Ницше об особенностях развития европейской культуры.
35. Проблема сверхчеловека в философии Ф. Ницше.
36. О. Шпенглер о развитии цивилизаций («Закат Европы»).
37. Философское содержание учения З. Фрейда.
38. К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного.
39. Теория отчуждения Э. Фромма.
40. Религиозно-философские взгляды С. Кьеркегора.
41. Экзистенциализм К. Ясперса.
42. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра.
43. Анализ проблемы самоубийства в философии экзистенциализма.
44. Философские проблемы церкви и государства в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
45. Нравственно-философская концепция человека в творчестве Ф.М. Достоевского.