Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Финансы и глобализация экономики..↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В последние десятилетия главной движущей силой международного сотрудничества стали международные финансы, развитие которых опережает рост мирового производства и экспорта и, соответственно, отличается более высокими темпами валютно-финансовых расчётов. Особенность международных финансов в отличие от государственных финансов, финансов фирм и финансов домохозяйств заключается в том, что они представлены множеством субъектов, а это означает, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретного субъекта международных экономических отношений. К концу ХХ столетия завершилось формирование международной кредитно-финансовой системы, которая обобщённо представляет собой следующую структуру. 1. Ежегодные совещания «восьмёрки» (преобразовалась из «семёрки» после присоединения России), принимающие наиболее важные стратегические решения в области кредитно-финансовых и валютных отношений. 2. Совещания глав ведущих государств мира (группа двадцати). 3. Специализированные учреждения ООН, занимающиеся финансовыми вопросами в мировом масштабе, а именно – организации группы Всемирного банка и МВФ, которые являются координаторами в решении более конкретных практических задач, а также своеобразными гарантами платёжеспособности субъектов отношений. 4. Парижский клуб – объединение государственных кредиторов, регулирующий и унифицирующий подходы кредиторов к тому или иному должнику. 2. Лондонский клуб – объединение крупнейших частных кредиторов, вырабатывающий совместную политику частных коммерческих банков по отношению к должникам. 3. Региональные банки развития, сфера деятельности которых ограничена определёнными географическими районами. 4. Субрегиональные банки развития. 5. Межгосударственные организации, осуществляющие операции на двусторонней основе. Мировая хозяйственная система выстраивается на основе возникновения и развития новых финансово-экономических фирм и соответствующих им субъектов. К ним (где действуют налоговые и таможенные льготы) могут быть отнесены: - оффшорные зоны; - зоны наибольшего благоприятствования; - зоны свободной торговли; - платёжные; - валютные; - таможенные и т.д. Быстрый рост евровалютного рынка и оффшорных банков за последние 30 лет может быть объяснён различиями национального регулирования и появлением новых международных финансовых учреждений. К интеграции, происходящей в мировой экономике и на международном финансовом рынке, прибавился рост евровалютного рынка. В настоящее время продолжается процесс усиления роли финансов в сфере международных экономических отношений, в определении характера кредитно-финансовых взаимосвязей. Утвердились и реализуются международные экономические отношения в следующих основных сферах: · международная торговля товарами и услугами; · инвестирование капитала (ввоз и вывоз капитала); · кредитно-финансовые отношения; · платёжно-финансовые отношения. Являясь инструментом хозяйствования, финансы непосредственно обслуживают экспортно-импортные операции внешней торговли. Функционируя в международной торговле, финансы оказывают влияние на экономические интересы её участников и тем самым способствуют развитию внешней торговли. В международной торговле с помощью финансовых инструментов осуществляются расчёты по экспортно-импортным операциям, распределяется доход между участниками международного сотрудничества. Наконец, роль финансов проявляется в том, что они выполняют контрольную функцию в исполнении международных контрактов. В связи с укреплением экономического положения почти все страны Запада в 50-60 годы перешли от клиринговых расчётов к расчётам в свободно конвертируемой валюте. 1. Взаимодействие России с Программой развития ООН (ПР ООН). В мае 1992 года Россия получила статус страны-получателя технического содействия по линии ПР ООН. В соответствии со страновой программой деятельности ПР ООН до 2000 года выделены три приоритетные области оказания технического содействия: · укрепление потенциала в области управления; · социально-экономическое развитие; · экологическое развитие. Принятая в 1999 году новая методология принципов распределения ресурсов ПР ООН явилась важным шагом в направлении выделения ресурсов России не по остаточному принципу, а на основе объективных экономических показателей. В целом, РФ удалось мобилизовать из регулярного бюджета ПР ООН около 1 млн. долларов в год, а за счёт внебюджетных источников до 10-12 млн. долл. В различных регионах РФ были осуществлены 25 практических проектов по укреплению институтов госуправления, развитию малого и среднего предпринимательства, управлению социальных фондов занятости, организации национальных промыслов и т.д. Активно действует в Москве Представительство ПР ООН, открытое в 1997 году. 2. Взаимодействие России с Фондом ООН в области народонаселения. (ЮНФПА). Россия официально стала страной-получателем технической помощи по линии ЮНФПА с 1993 года. Полноценное сотрудничество и финансирование первых проектов начались в 1995 году в области репродуктивного здоровья и просветительской деятельности. С 1998 года в России реализуется пять проектов ЮНФПА на общую сумму около 1,3 млн. долл., охватывающих различные аспкекты проблематики народонаселения (разработка образовательных программ, распространение знаний о современных методах планирования семьи, содействие изданию российского демографического журнала и т.д.). 3. Взаимодействие России с Детским фондом ООН. (ЮНИСЕФ). Начиная с 1995 года, ЮНИСЕФ участвует в программе оказания гуманитарной помощи в Дагестане, Ингушетии и Северной Осетии (4,5 млн. долл.). С 1997 года в Москве работает представительство детского фонда. В 1999 году подписано соглашение о сотрудничестве между ЮНИСЕФ в осуществлении различных форм содействия в области защиты материнства и детства, поддержки родильных домов, профилактики употребления наркотиков и ВИЧ/СПИД и др. 4. Взаимодействие России со Всемирной продовольственной программой (ВПП). Выгоды от неё Россия получает, с одной стороны, в форме продовольствия для беженцев и вынужденных переселенцев в районе северного Кавказа. С другой стороны, это выход российских товаров и услуг на рынок ВВП. Так, российские авиакомпании на возмездной основе предоставляют свою транспортную авиацию для проведения гуманитарных операций. Более того, при проведении реконструкции железнодорожной инфраструктуры в Закавказье ВПП приобрела в России локомотивы, вагоны и железнодорожное оборудование на сумму более 3 млн. долл. 5. Взаимодействие России с Организацией ООН по промышленному развитию. (ЮНИДО), В 1993 году был подписан Меморандум о сотрудничестве Правительства РФ и ЮНИДО. В России осуществляется ряд практически важных программ и проектов по поддержке малых и средних предприятий, созданию центров по стандартизации и сертификации, внедрению новых технологий. 6. Взаимодействие России с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществляется по двум направлениям: в соответствии с Программой проектов ЮНЕП и в рамках Соглашения между Россией и ЮНЕП (1996 г.) об использовании размороженных средств Программы на счёте во Внешторгбанке (около 4 млн. долл.). Конкретные проекты охватывают управление окружающей средой Волго-Каспийского региона, опустыниванием в СНГ и др. Кредитно-финансовые отношения — это экономические отношения между кредитором и заёмщиком при использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента. В кредитно-финансовые отношения вступают почти все участники международных экономических отношений. Особенно нуждаются в кредитах участники внешней торговли. У импортёров ощущается недостаток валюты. Чтобы рассчитаться с экспортёром они прибегают к помощи организации, которая может дать им кредит. У других организаций — экспортёров,- недостаёт средств для того, чтобы осуществить инвестиционный проект за рубежом. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями организаций — экспортёров и организаций импортёров, они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями. Международные кредитно-финансовые институты — это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной помощи. Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми организациями являются следующие: 1. Международный валютный фонд (МВФ) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платёжного баланса, путём предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ был учреждён на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году. Устав МВФ обязывает страны-члены при получении кредитов предоставлять информацию о состоянии экономики, золотовалютных резервов и т.п. Страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Каждая страна имеет свою квоту в капитале Фонда и число голосов, соответствующее квоте. США, государства Западной Европы и Япония располагают более 50% капитала МВФ. Россия имеет 3.5% капитала Фонда. Высший органом управления МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна представлена управляющим и его заместителем. Совет управляющих собирается раз в год. Большую часть полномочий Совет управляющих делегирует Исполнительному совету во главе с Управляющим МВФ. Он избирается на пять лет и отвечает за повседневную деятельность Фонда. 2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) координирует оказание экономической помощи промышленно развитых стран, воздействует на деятельность других международных экономических организаций и оказывает техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Руководящими органами МБРР являются совет управляющих и Директорат. Совет управляющих состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов. Членам МБРР могут быть только члены МВФ. Право голоса определяется паем в его уставном капитале. При решении вопроса о предоставлении средств МБРР требует широкой информации об экономическом и финансовом положении стран, направляет туда свои миссии, которые разрабатывают рекомендации по улучшению экономического и финансового положения стран. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, то зачастую он ей не предоставляется. В своих решениях приоритет отдаёт развитию частного сектора экономики и привлечению иностранных инвестиций. Также МБРР предоставляет кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны заёмщика к рыночной экономике. При этом выделяемые кредиты не привязаны к конкретным объектам и страны-заёмщики могут достаточно свободно распоряжаться заёмными средствами. Штаб-квартира Банка находится в Вашингтоне. 3. Международная ассоциация развития (МАР) является филиалом МБРР и имеет с ним общие органы управления во главе с президентом банка. МАР выдаёт льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Филиалом МБРР является Международная финансовая корпорация (МФК), которая кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее продвинутых в экономическом отношении развивающихся странах. Стоимость кредитов сравнительно высокая, средний срок составляет 7-8 лет, при предоставлении кредитов предприятиям или организациям не требуются правительственные гарантии. 4. Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) - это филиал МБРР. Основной задачей МИГА является поощрение инвестиций в акционерный капиталидругие формы прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков, которыми могут быть: · отмена конвертируемости иностранной валюты; · экспроприация имущества инвестора; · военные действия;· перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке. 5. Европейский банк реконструкции и развития (Евробанк) учреждён в 1990 году. Цель Банка — оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в развитии частной предпринимательской инициативы. Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующую роль. Активную роль в создании Евробанка сыграл СССР. В учредительных документах Банка записано, что ЕБРР обеспечивает финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также техническое содействие в реконструкции и развитии инфраструктуры. Членами банка первоначально были 12 стран, в том числе СССР, а с 1992 года — Россия. В 1995 году у Банка было 60 акционеров из 58 стран. Капитал Банка 10 млрд. ЭКЮ (евро). Евробанк имеет трёхступенчатую структуру управления; Совет управляющих,Совет директоров и Президент банка. Совет управляющих — высший орган управления Банком. Совет директоров состоит из 23 человек из стран-членов Банка. Президент Банка избирается на Совете управляющих сроком на 5 лет. Штаб-квартира Банка размещен в Лондоне. 6. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан в 1958 году по Римскому договору рядом государств Европы. Цели создания Банка: · поддержка проектов, имеющихзначение для нескольких стран-членов Европейского сообщества; · финансирование развития отсталых регионов Европы. Банк предоставляет долгосрочные кредиты (до 20 лет) и гарантии частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов, выдаёт кредиты на реконструкцию и строительство железных и автомобильных дорог, конверсию предприятий. Европейский инвестиционный банк — учреждение с автономным финансовым статусом. Руководящий орган — Совет управляющих (в составе министров финансов стран-участниц), который определяет кредитную политику, утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов и гарантий, о выпуске займов и размере процентных ставок. Уставной капитал Банка 14,4 млрд. евро, резервы — 1,6 млрд. евро. Учредителями Банка являются 10 государств. В настоящее время Банк работает с 60 странами Европы и Африки. 7. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 году в рамках Европейской валютной системы. Цели создания: · предоставление кредитов на покрытие дефицита платёжного баланса стран-членов ЕФВС; · укрепление Европейской валютной системы. Кредиты предоставляются странам при условии стабилизации экономики. ЕФВС выполняет в рамках Европейской валютной системы функции кредитно-расчётного обслуживания стран-членов ЕФВС. 8. Банк международных расчётов (БМР) — межгосударственный валютно-кредитный банк организован в 1930 году центральными банками Англии, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группой американских банков во главе с Банкирским домом Моргана. Соглашение о создании банка подписано в Базеле. В 1931-1933 годы к БМР присоединились центральные банки других стран Европы. В 1950-1970 годы в Банк вступили Япония, Канада, ЮАР. В 1982 году членам БМР стали восточноевропейские страны, которые создали Международный банк экономического сотрудничества. Задачи банка: · облегчить расчёты по репарационным платежам Германии и военным долгам; · содействовать сотрудничеству центральных банков и расчётов между ними. Свою главную функцию содействия расчётам между центральными банками стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств. Кроме указанных организаций в мире имеется ещё множество региональных кредитно-финансовых организаций, как Банк Франции для внешней торговли, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, инвестиционные агентства и др. Россия имеет задолженность по кредитам, полученным ранее у зарубежных частных банков, у ряда зарубежных стран и международных кредитно-финансовых организаций. Зарубежные частные банки-кредиторы объединились в Лондонский клуб банков-кредиторов. Переговоры с этим клубом об отсрочки платежей (реструктуризация платежей) и выплате долгов Правительство РФ поручили Внешэкономбанку России.Зарубежные страны-кредиторы объединены в Парижском клубе. К обязательствам России перед Парижским клубом относят задолженность по кредитам, предоставленным России и странам СНГ государствами и банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии правительства. Исключение составляет МФК, которая всегда кредитует без таких гарантий, и ЕБРР, имеющий право кредитовать без них.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.103.70 (0.011 с.) |