Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Финансы и глобализация экономики.. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль финансов в развитии международного сотрудничества. Финансы и глобализация экономики..



В последние десятилетия главной движущей силой международного сотрудничества стали международные финансы, развитие которых опережает рост мирового производства и экспорта и, соответственно, отличается более высокими темпами валютно-финансовых расчётов. Особенность международных финансов в отличие от государственных финансов, финансов фирм и финансов домохозяйств заключается в том, что они представлены множеством субъектов, а это означает, что нет единого международного фонда денежных средств, сосредоточенного в конкретном месте и являющегося собственностью конкретного субъекта международных экономических отношений.

К концу ХХ столетия завершилось формирование международной кредитно-финансовой системы, которая обобщённо представляет собой следующую структуру.

1. Ежегодные совещания «восьмёрки» (преобразовалась из «семёрки» после присоединения России), принимающие наиболее важные стратегические решения в области кредитно-финансовых и валютных отношений. 2. Совещания глав ведущих государств мира (группа двадцати). 3. Специализированные учреждения ООН, занимающиеся финансовыми вопросами в мировом масштабе, а именно – организации группы Всемирного банка и МВФ, которые являются координаторами в решении более конкретных практических задач, а также своеобразными гарантами платёжеспособности субъектов отношений. 4. Парижский клуб – объединение государственных кредиторов, регулирующий и унифицирующий подходы кредиторов к тому или иному должнику. 2. Лондонский клуб – объединение крупнейших частных кредиторов, вырабатывающий совместную политику частных коммерческих банков по отношению к должникам. 3. Региональные банки развития, сфера деятельности которых ограничена определёнными географическими районами. 4. Субрегиональные банки развития. 5. Межгосударственные организации, осуществляющие операции на двусторонней основе.

Мировая хозяйственная система выстраивается на основе возникновения и развития новых финансово-экономических фирм и соответствующих им субъектов. К ним (где действуют налоговые и таможенные льготы) могут быть отнесены: - оффшорные зоны; - зоны наибольшего благоприятствования; - зоны свободной торговли; - платёжные; - валютные; - таможенные и т.д.

Быстрый рост евровалютного рынка и оффшорных банков за последние 30 лет может быть объяснён различиями национального регулирования и появлением новых международных финансовых учреждений. К интеграции, происходящей в мировой экономике и на международном финансовом рынке, прибавился рост евровалютного рынка. В настоящее время продолжается процесс усиления роли финансов в сфере международных экономических отношений, в определении характера кредитно-финансовых взаимосвязей. Утвердились и реализуются международные экономические отношения в следующих основных сферах: · международная торговля товарами и услугами; · инвестирование капитала (ввоз и вывоз капитала); · кредитно-финансовые отношения; · платёжно-финансовые отношения. Являясь инструментом хозяйствования, финансы непосредственно обслуживают экспортно-импортные операции внешней торговли. Функционируя в международной торговле, финансы оказывают влияние на экономические интересы её участников и тем самым способствуют развитию внешней торговли.

В международной торговле с помощью финансовых инструментов осуществляются расчёты по экспортно-импортным операциям, распределяется доход между участниками международного сотрудничества. Наконец, роль финансов проявляется в том, что они выполняют контрольную функцию в исполнении международных контрактов.

В связи с укреплением экономического положения почти все страны Запада в 50-60 годы перешли от клиринговых расчётов к расчётам в свободно конвертируемой валюте.

1. Взаимодействие России с Программой развития ООН (ПР ООН).

В мае 1992 года Россия получила статус страны-получателя технического содействия по линии ПР ООН. В соответствии со страновой программой деятельности ПР ООН до 2000 года выделены три приоритетные области оказания технического содействия: · укрепление потенциала в области управления; · социально-экономическое развитие; · экологическое развитие.

Принятая в 1999 году новая методология принципов распределения ресурсов ПР ООН явилась важным шагом в направлении выделения ресурсов России не по остаточному принципу, а на основе объективных экономических показателей. В целом, РФ удалось мобилизовать из регулярного бюджета ПР ООН около 1 млн. долларов в год, а за счёт внебюджетных источников до 10-12 млн. долл. В различных регионах РФ были осуществлены 25 практических проектов по укреплению институтов госуправления, развитию малого и среднего предпринимательства, управлению социальных фондов занятости, организации национальных промыслов и т.д. Активно действует в Москве Представительство ПР ООН, открытое в 1997 году.

2. Взаимодействие России с Фондом ООН в области народонаселения. (ЮНФПА).

Россия официально стала страной-получателем технической помощи по линии ЮНФПА с 1993 года. Полноценное сотрудничество и финансирование первых проектов начались в 1995 году в области репродуктивного здоровья и просветительской деятельности. С 1998 года в России реализуется пять проектов ЮНФПА на общую сумму около 1,3 млн. долл., охватывающих различные аспкекты проблематики народонаселения (разработка образовательных программ, распространение знаний о современных методах планирования семьи, содействие изданию российского демографического журнала и т.д.).

3. Взаимодействие России с Детским фондом ООН. (ЮНИСЕФ).

Начиная с 1995 года, ЮНИСЕФ участвует в программе оказания гуманитарной помощи в Дагестане, Ингушетии и Северной Осетии (4,5 млн. долл.). С 1997 года в Москве работает представительство детского фонда. В 1999 году подписано соглашение о сотрудничестве между ЮНИСЕФ в осуществлении различных форм содействия в области защиты материнства и детства, поддержки родильных домов, профилактики употребления наркотиков и ВИЧ/СПИД и др.

4. Взаимодействие России со Всемирной продовольственной программой (ВПП). Выгоды от неё Россия получает, с одной стороны, в форме продовольствия для беженцев и вынужденных переселенцев в районе северного Кавказа. С другой стороны, это выход российских товаров и услуг на рынок ВВП. Так, российские авиакомпании на возмездной основе предоставляют свою транспортную авиацию для проведения гуманитарных операций. Более того, при проведении реконструкции железнодорожной инфраструктуры в Закавказье ВПП приобрела в России локомотивы, вагоны и железнодорожное оборудование на сумму более 3 млн. долл.

5. Взаимодействие России с Организацией ООН по промышленному развитию. (ЮНИДО),

В 1993 году был подписан Меморандум о сотрудничестве Правительства РФ и ЮНИДО. В России осуществляется ряд практически важных программ и проектов по поддержке малых и средних предприятий, созданию центров по стандартизации и сертификации, внедрению новых технологий.

6. Взаимодействие России с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) осуществляется по двум направлениям: в соответствии с Программой проектов ЮНЕП и в рамках Соглашения между Россией и ЮНЕП (1996 г.) об использовании размороженных средств Программы на счёте во Внешторгбанке (около 4 млн. долл.). Конкретные проекты охватывают управление окружающей средой Волго-Каспийского региона, опустыниванием в СНГ и др.

Кредитно-финансовые отношения — это экономические отношения между кредитором и заёмщиком при использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента.

В кредитно-финансовые отношения вступают почти все участники международных экономических отношений. Особенно нуждаются в кредитах участники внешней торговли. У импортёров ощущается недостаток валюты. Чтобы рассчитаться с экспортёром они прибегают к помощи организации, которая может дать им кредит. У других организаций — экспортёров,- недостаёт средств для того, чтобы осуществить инвестиционный проект за рубежом. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями организаций — экспортёров и организаций импортёров, они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями. Международные кредитно-финансовые институты — это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной помощи. Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми организациями являются следующие:

1. Международный валютный фонд (МВФ) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платёжного баланса, путём предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ был учреждён на Бреттон-Вудской конференции в 1944 году. Устав МВФ обязывает страны-члены при получении кредитов предоставлять информацию о состоянии экономики, золотовалютных резервов и т.п. Страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики. Каждая страна имеет свою квоту в капитале Фонда и число голосов, соответствующее квоте. США, государства Западной Европы и Япония располагают более 50% капитала МВФ. Россия имеет 3.5% капитала Фонда. Высший органом управления МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна представлена управляющим и его заместителем. Совет управляющих собирается раз в год. Большую часть полномочий Совет управляющих делегирует Исполнительному совету во главе с Управляющим МВФ. Он избирается на пять лет и отвечает за повседневную деятельность Фонда.

2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) координирует оказание экономической помощи промышленно развитых стран, воздействует на деятельность других международных экономических организаций и оказывает техническую помощь развивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Руководящими органами МБРР являются совет управляющих и Директорат. Совет управляющих состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов. Членам МБРР могут быть только члены МВФ. Право голоса определяется паем в его уставном капитале. При решении вопроса о предоставлении средств МБРР требует широкой информации об экономическом и финансовом положении стран, направляет туда свои миссии, которые разрабатывают рекомендации по улучшению экономического и финансового положения стран. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, то зачастую он ей не предоставляется. В своих решениях приоритет отдаёт развитию частного сектора экономики и привлечению иностранных инвестиций. Также МБРР предоставляет кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны заёмщика к рыночной экономике. При этом выделяемые кредиты не привязаны к конкретным объектам и страны-заёмщики могут достаточно свободно распоряжаться заёмными средствами. Штаб-квартира Банка находится в Вашингтоне.

3. Международная ассоциация развития (МАР) является филиалом МБРР и имеет с ним общие органы управления во главе с президентом банка. МАР выдаёт льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Филиалом МБРР является Международная финансовая корпорация (МФК), которая кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее продвинутых в экономическом отношении развивающихся странах. Стоимость кредитов сравнительно высокая, средний срок составляет 7-8 лет, при предоставлении кредитов предприятиям или организациям не требуются правительственные гарантии.

4. Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) - это филиал МБРР. Основной задачей МИГА является поощрение инвестиций в акционерный капиталидругие формы прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков, которыми могут быть: · отмена конвертируемости иностранной валюты; · экспроприация имущества инвестора; · военные действия;· перевороты и последующие изменения в социально-политической обстановке.

5. Европейский банк реконструкции и развития (Евробанк) учреждён в 1990 году. Цель Банка — оказание содействия странам Центральной и Восточной Европы в переходе к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также в развитии частной предпринимательской инициативы. Это первый в Европе международный финансовый институт, в котором США не играют лидирующую роль. Активную роль в создании Евробанка сыграл СССР. В учредительных документах Банка записано, что ЕБРР обеспечивает финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также техническое содействие в реконструкции и развитии инфраструктуры. Членами банка первоначально были 12 стран, в том числе СССР, а с 1992 года — Россия. В 1995 году у Банка было 60 акционеров из 58 стран. Капитал Банка 10 млрд. ЭКЮ (евро). Евробанк имеет трёхступенчатую структуру управления; Совет управляющих,Совет директоров и Президент банка. Совет управляющих — высший орган управления Банком. Совет директоров состоит из 23 человек из стран-членов Банка. Президент Банка избирается на Совете управляющих сроком на 5 лет. Штаб-квартира Банка размещен в Лондоне.

6. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) создан в 1958 году по Римскому договору рядом государств Европы. Цели создания Банка: · поддержка проектов, имеющихзначение для нескольких стран-членов Европейского сообщества; · финансирование развития отсталых регионов Европы. Банк предоставляет долгосрочные кредиты (до 20 лет) и гарантии частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов, выдаёт кредиты на реконструкцию и строительство железных и автомобильных дорог, конверсию предприятий. Европейский инвестиционный банк — учреждение с автономным финансовым статусом. Руководящий орган — Совет управляющих (в составе министров финансов стран-участниц), который определяет кредитную политику, утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов и гарантий, о выпуске займов и размере процентных ставок. Уставной капитал Банка 14,4 млрд. евро, резервы — 1,6 млрд. евро. Учредителями Банка являются 10 государств. В настоящее время Банк работает с 60 странами Европы и Африки.

7. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 году в рамках Европейской валютной системы. Цели создания: · предоставление кредитов на покрытие дефицита платёжного баланса стран-членов ЕФВС; · укрепление Европейской валютной системы.

Кредиты предоставляются странам при условии стабилизации экономики. ЕФВС выполняет в рамках Европейской валютной системы функции кредитно-расчётного обслуживания стран-членов ЕФВС.

8. Банк международных расчётов (БМР) — межгосударственный валютно-кредитный банк организован в 1930 году центральными банками Англии, Германии, Франции, Италии, Бельгии и группой американских банков во главе с Банкирским домом Моргана. Соглашение о создании банка подписано в Базеле.

В 1931-1933 годы к БМР присоединились центральные банки других стран Европы. В 1950-1970 годы в Банк вступили Япония, Канада, ЮАР. В 1982 году членам БМР стали восточноевропейские страны, которые создали Международный банк экономического сотрудничества. Задачи банка: · облегчить расчёты по репарационным платежам Германии и военным долгам; · содействовать сотрудничеству центральных банков и расчётов между ними. Свою главную функцию содействия расчётам между центральными банками стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет банки 30 стран, главным образом европейских государств. Кроме указанных организаций в мире имеется ещё множество региональных кредитно-финансовых организаций, как Банк Франции для внешней торговли, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, инвестиционные агентства и др. Россия имеет задолженность по кредитам, полученным ранее у зарубежных частных банков, у ряда зарубежных стран и международных кредитно-финансовых организаций.

Зарубежные частные банки-кредиторы объединились в Лондонский клуб банков-кредиторов. Переговоры с этим клубом об отсрочки платежей (реструктуризация платежей) и выплате долгов Правительство РФ поручили Внешэкономбанку России.Зарубежные страны-кредиторы объединены в Парижском клубе. К обязательствам России перед Парижским клубом относят задолженность по кредитам, предоставленным России и странам СНГ государствами и банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии правительства. Исключение составляет МФК, которая всегда кредитует без таких гарантий, и ЕБРР, имеющий право кредитовать без них.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.016 с.)