Объективные условия возникновения финансов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные условия возникновения финансов.



Объективные условия возникновения финансов.

Есть 3 объективных условия, предполагающих фун-ие финансов:

1) Товарно-денежные отношения. ТДО дают возм-ть фин. отнош-ям возникнуть и существовать, т.к. с возникновением ТДО появл-ся мат. носитель фин. отнош-й- деньги (без денег фин. отнош-й быть не может). ТДО не могут сушествовать без фин. отнош-й, т.к. ТДО предполагают формир-е и использ-е фондов ден. ср-в

2) Существование государства, его развития и соответствующие функции – предполагает ФО, потому что они изначально возникли после появления ДО для пополнения бюджета государства (налоги), позволяющего ему выполнить его функции.

3) Расширенное общ воспроизводство, как предпосылка удовлетворению постоянно растущих потребностей общества и закономерность рыночной экономики.

Объективная причина возникновения фин. отнош-й - эк. потребности и эк. интересысубъектов эк. отнош-й, кт. возможно удовлетворить только посредством формир-я соответствующих фондов ден. ср-в в усл-ях ТДО, функционир-я и развития гос-ва и расширенного воспроизв-ва.

 

 

Общие признаки финансовых отношений.

Фин. отнош-я явл-ся частью эк. отнош-й. Фин. отнош-я носят объективный (т.е. подчиняется объективным законам развития (закон S и D), а мат. основой этого хар-ра эк. и фин. отнош-й явл-ся достигнутый ур-нь разв-я производит. сил разв-я общ-ва: (доиндустриальный – отсутствие ФО, индустриальный – ФО в виде налогов в обмен на выполнение гос-м своих обязательств, постиндустриальный – патенты, лицензии)) и историч. хар-р (он тесно связан с их объективным хар-ром:-разв-е производит. сил влечет за собой изм-е фин. и эк. отнош-й - формир-е различных фондов)

Специфические признаки ФО.

1) Распределительный хар-р. Природа фин. отнош-й связана с распределением, а финансы-это эк. инструмент распредел-я ВВП. Чем больше объем ВВП, тем больше формируемые фонды ден. ср-в на стадии распредел-я и перераспредел-я у субъектов эк-ки. Чем оптимальнее распределены фин. ресурсы м/д централиз. и децентрализ. ур-нями эк-ки, тем больше возможностей д/роста ВВП. Распределение ВВП продолжается на централиз. и децентр. ур-нях эк-ки. Пропорции, формируемые на этих ур-нях определяют темпы роста ВВП. Т.о, распредел-е в фин. смысле-это дв-е стоимости ВВП в ден. форме и это дв-е обособлено от дв-я товаров.

Пр-во(формируется добавл. Стоим-ть)-Распредел-е(финансы)-Обмен(деньги как всеобщ. эквивалент)-Потребл-е.

Фин. отнош-я воплощаются в дв-и фин. ресурсов, без дв-я фин. ресурсов не может быть фин. отнош-й.

2) Денежный. Деньги – материальный носитель ФО. Деньги фун-т на стадии распределения и обмена общ-го производства. Сфера денежных отн-ий шире сферы ФО. ДО сущ-т без ФО, но ФО без ДО – нет. На стадии обмена – эквивалентное движение денег, связанное с движением товара На стадии распределения – движение денежных средств обособлено от движения товаров и хар-ся отчуждением.

3) Фондовый. Фин ресурсы форм-ся преимущественно в фондовой форме. Ден фонды имеют целевое назначение.

- позволяет концентрировать ресурсы на основных направлениях общественного производства,

- позволяет теснее увязать удовлетворение потребностей с конкретными доходными источниками,

- позволяет более жестко контролировать использование денежных средств в целевых фондах.

 

Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.

Деньги – материальный носитель ФО. Деньги фун-т на стадии распределения и обмена общ-го производства.

На стадии обмена – эквивалентное движение денег, связанное с движением товара. На стадии распределения – дв-е ден. ср-в обособлено от дв-я товаров и хар-ся отчуждением.

Финансовые ресурсы – кол-ая хар-ка финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направить на возмещение выбывающих основных фондов, производственных и непроизводственных, коллективного потребления.

Централизованные – государственный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды, доходы за счет налогов от предприятий и населения и от внешнеэкономической деятельности.

Децентрализованные – предприятия, домохозяйства, создаются за счёт накоплений и дохода, а также бюдж. финансирования.

 

 

Понятие «финансовая система». Классификация ФО.

Пон-е «фин. система» употребляется в различных значениях:

1) Как совокупность фин. учржд-й-институциональная стуктура фин. с-мы

2) С точки зрения эк. содерж-я как совокупность фин. отнош-й

Структурная орг-ция совокупности фин. отнош-й позволяет упорядочить и целенаправленно управлять эл-тами с-мы, отслеживать и корректировать финн. связи.

Построение фин. с-мы основывается на след. признаках:

--функциональном назначении той или иной группы фин. отнош-й

--в единстве и взаимодействии подсистем

--наличие специального обслуживающего аппарата

-- наличие собств. фин. базы

Фин. с-ма как эк. категория-это совокупность различных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финн. отнош-й, каждая из кт. характеризуется особенностями в формир-и и использ-и фондов ден. ср-в, различной ролью в жизни общ-ва.

Структура ФС в РФ.

I Финансы гос-ва: а) бюджеты разного ур-ня

б) гос. внебюдж. фонды

в) гос. кредит

г) гос. страх-е

д) финансы гос. и мун. предпр-й, орг-ций

II Финансы частных хоз. субъектов – созд-е НД, обеспеч-е ср-вами непроизводств. сферы.

а) финансы коммерч. предпр-й

б) финансы некоммерч. предпр-й

в) финансы общественных объед-й (орг-ций)

III Финансы домашних хоз-в. Обеспеч-е платежеспособного спроса страны.

Централиз. фин. ресурсы сосредоточены в бюджетах разного ур-ня. Основаня их часть формируется за счет доходов предпр-й, нас-я, перераспределенных через налоги и платежи и доходов от внешнеэк. деят-ти гос-ва.

Децентрализ. фин. ресурсы создаются за счет накопл-я и доходов предпр-й, фирм, а также частично за счет бюдж. финансир-я и заёмных ср-в.

 

Распределительная функция финансов.

1-распределительная, кт. осуществляется в процессе формир-я, распредел-я и использ-я фин. ресурсов, в централиз. и децентрализ. фондах ден. ср-в.

Общественное назнач-е этой ф-ции состоит в формир-и материалбных предпосылок д/удовлетвор-я потребностей субъектов фин. отнош-й на централиз. и децентрализ. ур-нях эк-ки.

Распределит. Процесс делится на 2 стадии: 1-первичное распредел-е, при кт. образуются осн. Доходы предпр-я и раб-ков сферы мат. произв-ва. У гос-ва в ходе первичного распредел-я образуются доходы от функионир-я гос. собст-ти (приюыль гос. предпр-й, ар. Плата от сдачи гос. имущ-ва в аренду, доходы от приватизации гос. собст-ти и доходы от внешнеэк. деят-ти гос-ва). Их называют неналоговыми доходами и их доля в централиз. доходах гос-ва невелика (10-20%).

2-вторичное распредел-е, кт. предполагает образ-е основной части доходов на основе НО субъектов сферы мат. произв-ва НО, др. сфер деят-ти, а также домохоз-в.

В процессе распредел-я и перераспред-я фин. ресурсов устанавл-ся важнейшие хоз. пропорции:

м/д сферой мат. и немат. произв-ва, промышл-тью и с/хоз-вом, фондом накопл-я и фондом потребл-я, личным и производственным потреблением, централиз. и децентрализ. ур-нями эк-ки, м/д территориями и т. д.

В конечном счете эти пропорции определяют долю потребл-я отдельных классов и соц. групп в общем фонде ден. ср-в страны. Перераспределяя и направляя аккумулированные в бюджете ср-ва на финансир-е тех или иных отраслей предпр-й из бюджета, гос-во в дополнение к частному капиталу формирует наиболее эффективную структуру эк-ки, отвечающую реш-ю текущих и стратегич. соц-эк. задач Оперируя фондами ден. ср-в гос-во и предпр-я регулируют воспроизводст. процесс. Т. О., распределит. ф-ция несет в себе ф-цию регулир-я эк.процессов. Процессы распредел-я влияют на все стадии обществ. воспроизв-ва, ускоряя или тормозя их. Особенно следует отметить влияние распредел-я фин. ресурсов в эк-ке на темпы роста ВВП/ВНП. Распредел-е и перераспредел-е фин. ресурсов на всех ур-нях эк-ки и м/д ними долно быть оптимально.

 

Контрольная функция

2-Контрольная: связана с распред. ф-цией и заключается в созд-и определ. Объективных возможностей д/осуществл-я контроля за формир-ем, распредел-ем и использ-ем центр. и дец. фондов ден. ср-в, их воздействием на отнош-я расширенного воспроизв-ва, поддержанием в нем необходимых стоимостных пропорций.

Контрольная ф-ция проявл-ся в процессе контроля за реальным ден. оборотом и стоим. Учета затрат того или иного хоз. субъекта. Она позволяет путем сравн-я затрат и рез-тов выявлять как позит., так и негат. стороны деят-ти субъекта и принимать на этой основе управленческие реш-я.

Фин. контроль осуществл-ся на основе фин. законодат-ва. Инструмент реализации контрольной ф-ции финансов-фин. инф-ция, заключ. в бух. и стат. отчетности. В целом контр. функция реализуется по след. основным напр-ям:

1) Контроль правильности и своевременности перечисл-я ден. ср-в в фонды гос-ва и МС по всем установл. источникам финансир-я.

2) Контроль соблюд-я заданной структуры фондов ден. ср-в с учетом потребностей производственного и соц. разв-я

3) Контроль целевого и эффективного использ-я фин. ресурсов.

 

Содержание и задачи финансовой политики

ФПГ – это особая сфера деятельности государства связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональном распределением и использованием для осуществеления государственных функций, направленных на удовлетворение потребностей общества, в том числе на сбалансированный рост доходов субъектов экономики.

По средствам ФПГ осущ-ся воздействие фин на эк и соц развитие общ-ва, т.к. оно в знач степени зависит от финансирования. ФПГ должна быть направлена на рост основного источника форм-ия доходов субъектов эк-ки, каковым явл-ся рост ВВП. Имеет административный (связана с принуждением) и эк-ий хар-р (затрагивает эк-ие интересы и потребности субъектов эк-ки).

3 типа ФПГ:

- Классическая финансовая политика характеризующаяся невмешательством государства в экономические процессы в условиях свободной рыночной конкуренции. Теоретики этого периода были английские экономисты Смит и Рикардо, и просуществовала эта система до конца 19 начала 20 века.

- Планово-директивная финансовая политика, она сложилась в Советском Союзе в начале 20 годов 20 века. Начала применяться в основном в странах восточной Европы. Характерно в ее основе отсутствие стимулов развития научно технического прогресса.

- Регулирующая финансовая политика, ее родоначальник английский экономист Кейнс. В основе лежит государственное регулирование и поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсеанство основано на экспансиониской политике включающей расширение государсвенных расходов и снижение налогов, расширение денежной массы в обращении. Эти инструменты стимулировали рост производства, инвестиции, в том числе в человеческий капитал.

В процессе реализации фискальной цели финансовой политики государство стихийно (не намереваясь, не ставя цели, но в результате других целей происходят изменения) или сознательно регулирует экономические процессы, так как движение финансовых ресурсов всегда воздествует на экономические интересы и экономические потребности всех субъектов экономики. Отсюда вытекают задачи финансовой политики:

- выработка концепции развития финансов, которая формируется на основе научного анализа состояния экономики и общества, тенденции и перспектив развития, на основе оценки потребности народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах на период развития;

- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

- концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства;

- разработка программы на основе выбора основных направлений развития, использования финансовых ресурсов государства для решения приоритетных практических задач;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов для решения общих государсвенных задач (развитие стратегически важных отраслей экономики, социальные инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, наука) и т.д.);

- выработка финансового механизма реализации финансовой политики, в том числе в законодательной форме;

- осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей, результатов и эффектов и оценку финансового влияния на экономику и общество.

 

9. Финансовая политика и экономика. Основные требования

Финансовая политика имеет большое значение в жизни общества. По средствам финансовой политики осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества, т.к. и то и другое развитие зависит от финансирования.

Требования к финансовой политике:

- научный подход к выработке фин. политики, предполагающий ее соответствие объективным эк. законам развития, учет выводов финансовой теории;

- учет специфики конкретно исторических условий развития (адекватность ситуации к целям, интересам) изучение и творческое использование мирового опыта;

- степень и глубина проработанности оснований и ее реалистичность;

- степень компромисности и эффективности, гармоничность, целостность и сбалансированность;

- приемственность и последовательность в реализации финансовой политики;

- комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики, то есть должна существовать тесная связь между всеми направления финансовой политики;

- информационно-технологическая обеспеченность;

- степень устойчивости при внешних воздействиях, то есть на внутреннюю политику большое воздействие оказывает национальная экономика и др.

Финансы домашних хозяйств

Эк-ие денеж отнош-я, осущ-е отдел-ми членами дом хоз-ва по созданию,распр-ю и исп-ю фондов денеж ср-в в процессе своей дея-и в целях обеспеч-я жиз-х потребностей.Они возникают на стадии распределения стоимости ВВП и НД; выступают в денежной форме.

Денеж-фин отношения: внутр-е – по формир-ю разл семейных фондов; внеш–отнош-я с юр лицом и гос-м

Ф-ии: 1.Обеспеч-е жиз-х потреб-ей семьи – создание реал-х усл-ий сущ-я членов семьи2.Распр-ая – распр-е стоим-ти ВВП и НД и формир-ие дохода семьи:а) м/у данной хоз единицей и др сферами фин системы.В рез-те созд-ся первич и вторич доходы в виде зарплаты, пенсий, пособийб) внутри отдел-го домохоз-ва – образ-е обособл-х денеж-х фондов каждого члена3.Контрол-я – контроль за распр-м получ-го дохода по разл-м фондам и целевым использ-м ср-в этих фондов4.Регул-ая – поддержание сбалансир-ти разв-я домохоз-ва.

Финансовые ресурсы домохозяйств: фонд потребл-я – удовл-е личных потреб-ей данного коллектива–семьи; фонд сбережений – будет исп-н в будущем для приобр-я дорогостоящих товаров.

Состав фин-х рес-в: 1.собств ср-ва–заработа-е каждым членом семьи:зарплата,доход от подсобного хоз-ва,прибыль от коммерч деят-и2.ср-ва, мобилиз-ые на рынке в ф-ме кредита у кредит-х орг-ий3.ср-ва,поступившие в порядке перераспр-я – пенсии,пособия,ссуды из бюджетов и внебюджетных соц-х фондов

 

Бюджетное устройство страны. Бюджетные права органов власти

Бюдж устр-во – совокуп-ть принципов построения гос бюджета и бюдж сист страны,их стр-ры,взаимосвязи бюджетов,входящих в бюдж систему,и правовых основ их функц-ия

В ведении фед орг вл-ти нах-ся: фед бюдж,фед налоги и сборы,фед фонды рег разв-я,фед бюдж процесс,фед бюдж и налог зак-во,фед гос соб-ть и упр-е ею. Бюджполномочия фед-х органов гос власти:устан-е общих принципов орга-ии и функц-ия бюдж системы;опред-е основ состав-я и рассмотр-я проектов бюдж-в бюдж системы;устан-е порядка сост-я и расс-я проектов фед бюджета и бюдж-в гос-х внебюдж-х фондов;сост-е и рассм-е проектов фед-го бюджета и бюдж-в гос-х внебюдж-х фондов .Бюдж полномочия органов гос власти субъектов РФ: устано-е порядка сост-я и рассм-я проектов бюджета субъекта РФ и бюдж-в террит-х гос-х внебюдж-х фондов;составление и рассм-е проектов бюджета субъекта РФ,бюдж-в террит-х гос-х внебюдж-х фондов;устан-е порядка представления в исполнит-е органы гос власти субъектов РФ утвержд-х мест бюдж-в,отчетов об испол-ии мест бюджетов и иной бюдж отчетности,установленной фед-ми орг-ми гос власти;устан-е и исполнение расх-х обязательств субъекта РФ;опред-е порядка устан-я и испол-я расх-х обязат-в муниц-х образ-ий,подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ. Бюджетные полномочия органов мест самоупр-я устан-е порядка сост-я и рассм-я проекта мест бюджета, утвержд-я и исполнения мест бюджета,осущ-я контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении мест бюджета;сост-е и рассм-е проекта мест бюджета;устан-е и исполнение расх-х обязат-в муниц-го образ-я;осущ-е муниц-х заимствований,управ-е муниц-м долгом.

Законодательные органы: рассматривают и утверждают соответственные бюджеты и отчеты об их исполнении, контроль за исполнением бюджетов, определяют правовой статус органов.

Исполнительные: обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его вместе с необходимыми доходами на утверждение, обеспечивают исполнение, предоставляют отчеты, управляют государственным долгом

28. Государственные финансы, их содержание и роль в социально-экономическом развитии общества

Гос финансы -денеж отнош-я по поводу распр-я и перераспр-я стоимости ВВВ,ВНП и части нац-го богатства,связанное с формир-м централ-х денеж фондов гос-ва и децентрал-х фондов его предприятий и использ-м этих фондов на расшир-е воспр-во,удовл-е соц—культ-х потреб-ей общ-ва,нужд обороны страны и упр-е.

Субъекты денежных отношений: гос-во,предпр-я,дом хоз-ва,орган-ии,объед-ия.

Гос финансы вкл-т: бюджеты федерации и регионов, гос внебюдж фонды, гос кредит, гос страх-е, финансы гос-х предприятий.Стра-ра гос финансов РФвкл-т: федер финансы и финансы субъектов федераций.Для выпол-я общих ф-ий в границах федераций формир-ся федерал-й(центр-й)бюджет. Особое звено в составе гос.фин-в сост-т регион-е бюджеты,их фин рес-сы предназнач для выпол-я регион-х ф-ий.

Главн назнач-е внебюджет фондов: финанс-е отдел-х целевых меропр-й за счёт спец целевых отчисл-й и др источников. Обособл-е источ-в фин-я целевых мероприятий от бюдж ресур-в позволяет: расширить состав ср-в,напрвл-х на их обеспеч-е и гарантир-т целевое исп-е рес-в в полном объеме их поступл-я. Автономный статус внебюдж-х фондов позволяет гарант-ть своеврем-е фин-е важнейших соц меропр-й. Спецефич частью гос фин-в выступ-т денеж отнош-я, сост-ие содержание гос кредита.

Гос кредит отнош-я возникают в связи с мобилизацией временно своб-х денеж ср-в предпр-ий, орг-ий с их передачей во врем польз-е органам гос власти для обеспеч-я финанс-я гос-х расходов.Гк играет важн роль в укреплении эк-ки и её фин оздоровл-ии. С его помощью ресурсы, аккумулир-е на фин рынке, напрвл-ся на фин-е потреб-й эк и соц разв-я. Гк позволяет цивилиз-м способом покрывать бюдж дефицит,способ-т оттоку денег из обращ-я, смягчая остроту проблем в сфере денеж обращ-я.

 

Бюджетное равновесие. Бюджетный дефицит, причины его возникновения, методы покрытия

Бюдж может быть сбалансированным (дох=расх) и несбалансированным (дох><расх))

Бюдж дефицит - необходимый инструмент ускоренного развития страны, если средства для покрытия используются для увеличения ВВП, улучшения его качества.

Бюдж дефицит имеет соц-эк последствия: для населения – снижение жизенного уровня, для гос – необх влезать в долги, применять эмиссию денег или продавать часть нац богатства.

Принципы: 1.м.б. допустим, если он вызван необх увел расх на инновац цели; 2.дефицит<=2-3%ВВП; 3.дефицит<=совокупные гос инвестиции.

Методы покрытия: - умен расх при существенном умен поступлений дох в бюджет;- снижение бюдж ассигнований не должно быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы.

Причины дефицита: 1. низкая эффективность общ производства, реальная результативность внешнеэк-х связей;2. нерациональная стр-ра бюдж расх, огромные военные расх, помощь развивающимся странам;3. неэффективный бюдж мех-м.

Если прогнозируется профицит при составлении проекта, то правительство должно сбалансировать бюджет за счет уменьшения налогов или увеличения расходов на социальные нужды.

Если в процессе исполнения, то направить дополнительные ресурсы на приоритеты и направления.

Методы покрытия:

- уменьшение расходов при существенном уменьшении поступлений доходов в бюджет

- снижение бюджетных ассигнований не должно быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы

Причины дефицита:

1. низкая эффективность общественного производства, реальная результативность внешнеэкономических связей

2. нерациональная структура бюджетных расходов, огромные военные расходы, помощь развивающимся странам.

3. неэффективный бюджетный механизм

 

Объективные условия возникновения финансов.

Есть 3 объективных условия, предполагающих фун-ие финансов:

1) Товарно-денежные отношения. ТДО дают возм-ть фин. отнош-ям возникнуть и существовать, т.к. с возникновением ТДО появл-ся мат. носитель фин. отнош-й- деньги (без денег фин. отнош-й быть не может). ТДО не могут сушествовать без фин. отнош-й, т.к. ТДО предполагают формир-е и использ-е фондов ден. ср-в

2) Существование государства, его развития и соответствующие функции – предполагает ФО, потому что они изначально возникли после появления ДО для пополнения бюджета государства (налоги), позволяющего ему выполнить его функции.

3) Расширенное общ воспроизводство, как предпосылка удовлетворению постоянно растущих потребностей общества и закономерность рыночной экономики.

Объективная причина возникновения фин. отнош-й - эк. потребности и эк. интересысубъектов эк. отнош-й, кт. возможно удовлетворить только посредством формир-я соответствующих фондов ден. ср-в в усл-ях ТДО, функционир-я и развития гос-ва и расширенного воспроизв-ва.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1068; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.073 с.)