Объективные условия возникновения финансов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективные условия возникновения финансов.



Объективные условия возникновения финансов.

Есть 3 объективных условия, предполагающих фун-ие финансов:

1)Товарно-денежные отношения. ТДО дают возм-ть фин. отнош-ям возникнуть и существовать, т.к. с возникновением ТДО появл-ся мат. носитель фин. отнош-й-деньги (без денег фин. отнош-й быть не может). ТДО не могут сушествовать без фин. отнош-й, т.к. ТДО предполагают формир-е и использ-е фондов ден. ср-в

2)Существование государства, его развития и соответствующие функции – предполагает ФО, потому что они изначально возникли после появления ДО для пополнения бюджета государства (налоги), позволяющего ему выполнить его функции.

3)Расширенное общ воспроизводство, как предпосылка удовлетворению постоянно растущих потребностей общества и закономерность рыночной экономики.

Объективная причина возникновения фин. отнош-й - эк. потребности и эк. интересысубъектов эк. отнош-й, кт. возможно удовлетворить только посредством формир-я соответствующих фондов ден. ср-в в усл-ях ТДО, функционир-я и развития гос-ва и расширенного воспроизв-ва.

 

 

Общие признаки финансовых отношений.

Фин. отнош-я явл-ся частью эк. отнош-й. Фин. отнош-я носят объективный (т.е. подчиняется объективным законам развития (закон S и D), а мат. основой этого хар-ра эк. и фин. отнош-й явл-ся достигнутый ур-нь разв-я производит. сил разв-я общ-ва: (доиндустриальный – отсутствие ФО, индустриальный – ФО в виде налогов в обмен на выполнение гос-м своих обязательств, постиндустриальный – патенты, лицензии)) и историч. хар-р (он тесно связан с их объективным хар-ром:-разв-е производит. сил влечет за собой изм-е фин. и эк. отнош-й - формир-е различных фондов)

Специфические признаки ФО.

1) Распределительный хар-р. Природа фин. отнош-й связана с распределением, а финансы-это эк. инструмент распредел-я ВВП. Чем больше объем ВВП, тем больше формируемые фонды ден. ср-в на стадии распредел-я и перераспредел-я у субъектов эк-ки. Чем оптимальнее распределены фин. ресурсы м/д централиз. и децентрализ. ур-нями эк-ки, тем больше возможностей д/роста ВВП. Распределение ВВП продолжается на централиз. и децентр. ур-нях эк-ки. Пропорции, формируемые на этих ур-нях определяют темпы роста ВВП. Т.о, распредел-е в фин. смысле-это дв-е стоимости ВВП в ден. форме и это дв-е обособлено от дв-я товаров.

Пр-во(формируется добавл. Стоим-ть)-Распредел-е(финансы)-Обмен(деньги как всеобщ. эквивалент)-Потребл-е.

Фин. отнош-я воплощаются в дв-и фин. ресурсов, без дв-я фин. ресурсов не может быть фин. отнош-й.

2) Денежный. Деньги – материальный носитель ФО. Деньги фун-т на стадии распределения и обмена общ-го производства. Сфера денежных отн-ий шире сферы ФО. ДО сущ-т без ФО, но ФО без ДО – нет. На стадии обмена – эквивалентное движение денег, связанное с движением товара На стадии распределения – движение денежных средств обособлено от движения товаров и хар-ся отчуждением.

3) Фондовый. Фин ресурсы форм-ся преимущественно в фондовой форме. Ден фонды имеют целевое назначение.

- позволяет концентрировать ресурсы на основных направлениях общественного производства,

- позволяет теснее увязать удовлетворение потребностей с конкретными доходными источниками,

- позволяет более жестко контролировать использование денежных средств в целевых фондах.

 

Финансовые ресурсы – материальные носители ФО.

Деньги – материальный носитель ФО. Деньги фун-т на стадии распределения и обмена общ-го производства.

На стадии обмена – эквивалентное движение денег, связанное с движением товара. На стадии распределения – дв-е ден. ср-в обособлено от дв-я товаров и хар-ся отчуждением.

Финансовые ресурсы – кол-ая хар-ка финансового результата процесса воспроизводства за определенный период. Это те денежные средства, которые правомерно направить на возмещение выбывающих основных фондов, производственных и непроизводственных, коллективного потребления.

Централизованные – государственный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды, доходы за счет налогов от предприятий и населения и от внешнеэкономической деятельности.

Децентрализованные – предприятия, домохозяйства, создаются за счёт накоплений и дохода, а также бюдж. финансирования.

 

 

Понятие «финансовая система». Классификация ФО.

Пон-е «фин. система» употребляется в различных значениях:

1) Как совокупность фин. учржд-й-институциональная стуктура фин. с-мы

2) С точки зрения эк. содерж-я как совокупность фин. отнош-й

Структурная орг-ция совокупности фин. отнош-й позволяет упорядочить и целенаправленно управлять эл-тами с-мы, отслеживать и корректировать финн. связи.

Построение фин. с-мы основывается на след. признаках:

--функциональном назначении той или иной группы фин. отнош-й

--в единстве и взаимодействии подсистем

--наличие специального обслуживающего аппарата

-- наличие собств. фин. базы

Фин. с-ма как эк. категория-это совокупность различных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финн. отнош-й, каждая из кт. характеризуется особенностями в формир-и и использ-и фондов ден. ср-в, различной ролью в жизни общ-ва.

Структура ФС в РФ.

I Финансы гос-ва: а) бюджеты разного ур-ня

б) гос. внебюдж. фонды

в) гос. кредит

г) гос. страх-е

д) финансы гос. и мун. предпр-й, орг-ций

II Финансы частных хоз. субъектов – созд-е НД, обеспеч-е ср-вами непроизводств. сферы.

а) финансы коммерч. предпр-й

б) финансы некоммерч. предпр-й

в) финансы общественных объед-й (орг-ций)

III Финансы домашних хоз-в. Обеспеч-е платежеспособного спроса страны.

Централиз. фин. ресурсы сосредоточены в бюджетах разного ур-ня. Основаня их часть формируется за счет доходов предпр-й, нас-я, перераспределенных через налоги и платежи и доходов от внешнеэк. деят-ти гос-ва.

Децентрализ. фин. ресурсы создаются за счет накопл-я и доходов предпр-й, фирм, а также частично за счет бюдж. финансир-я и заёмных ср-в.

 

Распределительная функция финансов.

1-распределительная, кт. осуществляется в процессе формир-я, распредел-я и использ-я фин. ресурсов, в централиз. и децентрализ. фондах ден. ср-в.

Общественное назнач-е этой ф-ции состоит в формир-и материалбных предпосылок д/удовлетвор-я потребностей субъектов фин. отнош-й на централиз. и децентрализ. ур-нях эк-ки.

Распределит. Процесс делится на 2 стадии: 1-первичное распредел-е, при кт. образуются осн. Доходы предпр-я и раб-ков сферы мат. произв-ва. У гос-ва в ходе первичного распредел-я образуются доходы от функионир-я гос. собст-ти (приюыль гос. предпр-й, ар. Плата от сдачи гос. имущ-ва в аренду, доходы от приватизации гос. собст-ти и доходы от внешнеэк. деят-ти гос-ва). Их называют неналоговыми доходами и их доля в централиз. доходах гос-ва невелика (10-20%).

2-вторичное распредел-е, кт. предполагает образ-е основной части доходов на основе НО субъектов сферы мат. произв-ва НО, др. сфер деят-ти, а также домохоз-в.

В процессе распредел-я и перераспред-я фин. ресурсов устанавл-ся важнейшие хоз. пропорции:

м/д сферой мат. и немат. произв-ва, промышл-тью и с/хоз-вом, фондом накопл-я и фондом потребл-я, личным и производственным потреблением, централиз. и децентрализ. ур-нями эк-ки, м/д территориями и т. д.

В конечном счете эти пропорции определяют долю потребл-я отдельных классов и соц. групп в общем фонде ден. ср-в страны. Перераспределяя и направляя аккумулированные в бюджете ср-ва на финансир-е тех или иных отраслей предпр-й из бюджета, гос-во в дополнение к частному капиталу формирует наиболее эффективную структуру эк-ки, отвечающую реш-ю текущих и стратегич. соц-эк. задач Оперируя фондами ден. ср-в гос-во и предпр-я регулируют воспроизводст. процесс. Т. О., распределит. ф-ция несет в себе ф-цию регулир-я эк.процессов. Процессы распредел-я влияют на все стадии обществ. воспроизв-ва, ускоряя или тормозя их. Особенно следует отметить влияние распредел-я фин. ресурсов в эк-ке на темпы роста ВВП/ВНП. Распредел-е и перераспредел-е фин. ресурсов на всех ур-нях эк-ки и м/д ними долно быть оптимально.

 

Контрольная функция

2-Контрольная: связана с распред. ф-цией и заключается в созд-и определ. Объективных возможностей д/осуществл-я контроля за формир-ем, распредел-ем и использ-ем центр. и дец. фондов ден. ср-в, их воздействием на отнош-я расширенного воспроизв-ва, поддержанием в нем необходимых стоимостных пропорций.

Контрольная ф-ция проявл-ся в процессе контроля за реальным ден. оборотом и стоим. Учета затрат того или иного хоз. субъекта. Она позволяет путем сравн-я затрат и рез-тов выявлять как позит., так и негат. стороны деят-ти субъекта и принимать на этой основе управленческие реш-я.

Фин. контроль осуществл-ся на основе фин. законодат-ва. Инструмент реализации контрольной ф-ции финансов-фин. инф-ция, заключ. в бух. и стат. отчетности. В целом контр. функция реализуется по след. основным напр-ям:

1) Контроль правильности и своевременности перечисл-я ден. ср-в в фонды гос-ва и МС по всем установл. источникам финансир-я.

2) Контроль соблюд-я заданной структуры фондов ден. ср-в с учетом потребностей производственного и соц. разв-я

3) Контроль целевого и эффективного использ-я фин. ресурсов.

 

Содержание и задачи финансовой политики

ФПГ – это особая сфера деятельности государства связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональном распределением и использованием для осуществеления государственных функций, направленных на удовлетворение потребностей общества, в том числе на сбалансированный рост доходов субъектов экономики.

По средствам ФПГ осущ-ся воздействие фин на эк и соц развитие общ-ва, т.к. оно в знач степени зависит от финансирования. ФПГ должна быть направлена на рост основного источника форм-ия доходов субъектов эк-ки, каковым явл-ся рост ВВП. Имеет административный (связана с принуждением) и эк-ий хар-р (затрагивает эк-ие интересы и потребности субъектов эк-ки).

3 типа ФПГ:

- Классическая финансовая политика характеризующаяся невмешательством государства в экономические процессы в условиях свободной рыночной конкуренции. Теоретики этого периода были английские экономисты Смит и Рикардо, и просуществовала эта система до конца 19 начала 20 века.

- Планово-директивная финансовая политика, она сложилась в Советском Союзе в начале 20 годов 20 века. Начала применяться в основном в странах восточной Европы. Характерно в ее основе отсутствие стимулов развития научно технического прогресса.

- Регулирующая финансовая политика, ее родоначальник английский экономист Кейнс. В основе лежит государственное регулирование и поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсеанство основано на экспансиониской политике включающей расширение государсвенных расходов и снижение налогов, расширение денежной массы в обращении. Эти инструменты стимулировали рост производства, инвестиции, в том числе в человеческий капитал.

В процессе реализации фискальной цели финансовой политики государство стихийно (не намереваясь, не ставя цели, но в результате других целей происходят изменения) или сознательно регулирует экономические процессы, так как движение финансовых ресурсов всегда воздествует на экономические интересы и экономические потребности всех субъектов экономики. Отсюда вытекают задачи финансовой политики:

- выработка концепции развития финансов, которая формируется на основе научного анализа состояния экономики и общества, тенденции и перспектив развития, на основе оценки потребности народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах на период развития;

- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

- концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства;

- разработка программы на основе выбора основных направлений развития, использования финансовых ресурсов государства для решения приоритетных практических задач;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов для решения общих государсвенных задач (развитие стратегически важных отраслей экономики, социальные инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, наука) и т.д.);

- выработка финансового механизма реализации финансовой политики, в том числе в законодательной форме;

- осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей, результатов и эффектов и оценку финансового влияния на экономику и общество.

 

9. Финансовая политика и экономика. Основные требования

Финансовая политика имеет большое значение в жизни общества. По средствам финансовой политики осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества, т.к. и то и другое развитие зависит от финансирования.

Требования к финансовой политике:

- научный подход к выработке фин. политики, предполагающий ее соответствие объективным эк. законам развития, учет выводов финансовой теории;

- учет специфики конкретно исторических условий развития (адекватность ситуации к целям, интересам) изучение и творческое использование мирового опыта;

- степень и глубина проработанности оснований и ее реалистичность;

- степень компромисности и эффективности, гармоничность, целостность и сбалансированность;

- приемственность и последовательность в реализации финансовой политики;

- комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики, то есть должна существовать тесная связь между всеми направления финансовой политики;

- информационно-технологическая обеспеченность;

- степень устойчивости при внешних воздействиях, то есть на внутреннюю политику большое воздействие оказывает национальная экономика и др.

Финансы домашних хозяйств

Эк-ие денеж отнош-я, осущ-е отдел-ми членами дом хоз-ва по созданию,распр-ю и исп-ю фондов денеж ср-в в процессе своей дея-и в целях обеспеч-я жиз-х потребностей.Они возникают на стадии распределения стоимости ВВП и НД; выступают в денежной форме.

Денеж-фин отношения:внутр-е – по формир-ю разл семейных фондов; внеш–отнош-я с юр лицом и гос-м

Ф-ии:1.Обеспеч-е жиз-х потреб-ей семьи – создание реал-х усл-ий сущ-я членов семьи2.Распр-ая – распр-е стоим-ти ВВП и НД и формир-ие дохода семьи:а) м/у данной хоз единицей и др сферами фин системы.В рез-те созд-ся первич и вторич доходы в виде зарплаты, пенсий, пособийб) внутри отдел-го домохоз-ва – образ-е обособл-х денеж-х фондов каждого члена3.Контрол-я – контроль за распр-м получ-го дохода по разл-м фондам и целевым использ-м ср-в этих фондов4.Регул-ая – поддержание сбалансир-ти разв-я домохоз-ва.

Финансовые ресурсы домохозяйств: фонд потребл-я – удовл-е личных потреб-ей данного коллектива–семьи; фонд сбережений – будет исп-н в будущем для приобр-я дорогостоящих товаров.

Состав фин-х рес-в:1.собств ср-ва–заработа-е каждым членом семьи:зарплата,доход от подсобного хоз-ва,прибыль от коммерч деят-и2.ср-ва, мобилиз-ые на рынке в ф-ме кредита у кредит-х орг-ий3.ср-ва,поступившие в порядке перераспр-я – пенсии,пособия,ссуды из бюджетов и внебюджетных соц-х фондов

 

Бюджетное устройство страны. Бюджетные права органов власти

Бюдж устр-во – совокуп-ть принципов построения гос бюджета и бюдж сист страны,их стр-ры,взаимосвязи бюджетов,входящих в бюдж систему,и правовых основ их функц-ия

В ведении фед орг вл-ти нах-ся:фед бюдж,фед налоги и сборы,фед фонды рег разв-я,фед бюдж процесс,фед бюдж и налог зак-во,фед гос соб-ть и упр-е ею.Бюджполномочия фед-х органов гос власти:устан-е общих принципов орга-ии и функц-ия бюдж системы;опред-е основ состав-я и рассмотр-я проектов бюдж-в бюдж системы;устан-е порядка сост-я и расс-я проектов фед бюджета и бюдж-в гос-х внебюдж-х фондов;сост-е и рассм-е проектов фед-го бюджета и бюдж-в гос-х внебюдж-х фондов.Бюдж полномочия органов гос власти субъектов РФ:устано-е порядка сост-я и рассм-я проектов бюджета субъекта РФ и бюдж-в террит-х гос-х внебюдж-х фондов;составление и рассм-е проектов бюджета субъекта РФ,бюдж-в террит-х гос-х внебюдж-х фондов;устан-е порядка представления в исполнит-е органы гос власти субъектов РФ утвержд-х мест бюдж-в,отчетов об испол-ии мест бюджетов и иной бюдж отчетности,установленной фед-ми орг-ми гос власти;устан-е и исполнение расх-х обязательств субъекта РФ;опред-е порядка устан-я и испол-я расх-х обязат-в муниц-х образ-ий,подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ.Бюджетные полномочия органов мест самоупр-яустан-е порядка сост-я и рассм-я проекта мест бюджета, утвержд-я и исполнения мест бюджета,осущ-я контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении мест бюджета;сост-е и рассм-е проекта мест бюджета;устан-е и исполнение расх-х обязат-в муниц-го образ-я;осущ-е муниц-х заимствований,управ-е муниц-м долгом.

Законодательные органы:рассматривают и утверждают соответственные бюджеты и отчеты об их исполнении,контроль за исполнением бюджетов,определяют правовой статус органов.

Исполнительные:обеспечивают составление проекта бюджета,вносят его вместе с необходимыми доходами на утверждение,обеспечивают исполнение,предоставляют отчеты,управляют государственным долгом

28. Государственные финансы, их содержание и роль в социально-экономическом развитии общества

Гос финансы-денеж отнош-я по поводу распр-я и перераспр-я стоимости ВВВ,ВНП и части нац-го богатства,связанное с формир-м централ-х денеж фондов гос-ва и децентрал-х фондов его предприятий и использ-м этих фондов на расшир-е воспр-во,удовл-е соц—культ-х потреб-ей общ-ва,нужд обороны страны и упр-е.

Субъекты денежных отношений:гос-во,предпр-я,дом хоз-ва,орган-ии,объед-ия.

Гос финансы вкл-т:бюджеты федерации и регионов,гос внебюдж фонды,гос кредит,гос страх-е,финансы гос-х предприятий.Стра-ра гос финансов РФвкл-т: федер финансы и финансы субъектов федераций.Для выпол-я общих ф-ий в границах федераций формир-ся федерал-й(центр-й)бюджет. Особое звено в составе гос.фин-в сост-т регион-е бюджеты,их фин рес-сы предназнач для выпол-я регион-х ф-ий.

Главн назнач-е внебюджет фондов:финанс-е отдел-х целевых меропр-й за счёт спец целевых отчисл-й и др источников. Обособл-е источ-в фин-я целевых мероприятий от бюдж ресур-в позволяет: расширить состав ср-в,напрвл-х на их обеспеч-е и гарантир-т целевое исп-е рес-в в полном объеме их поступл-я. Автономный статус внебюдж-х фондов позволяет гарант-ть своеврем-е фин-е важнейших соц меропр-й. Спецефич частью гос фин-в выступ-т денеж отнош-я, сост-ие содержание гос кредита.

Гос кредит отнош-я возникают в связи с мобилизацией временно своб-х денеж ср-в предпр-ий, орг-ий с их передачей во врем польз-е органам гос власти для обеспеч-я финанс-я гос-х расходов.Гк играет важн роль в укреплении эк-ки и её фин оздоровл-ии. С его помощью ресурсы, аккумулир-е на фин рынке, напрвл-ся на фин-е потреб-й эк и соц разв-я. Гк позволяет цивилиз-м способом покрывать бюдж дефицит,способ-т оттоку денег из обращ-я, смягчая остроту проблем в сфере денеж обращ-я.

 

Бюджетное равновесие. Бюджетный дефицит, причины его возникновения, методы покрытия

Бюдж может быть сбалансированным (дох=расх) и несбалансированным (дох><расх))

Бюдж дефицит - необходимый инструмент ускоренного развития страны, если средства для покрытия используются для увеличения ВВП, улучшения его качества.

Бюдж дефицит имеет соц-эк последствия: для населения – снижение жизенного уровня, для гос – необх влезать в долги, применять эмиссию денег или продавать часть нац богатства.

Принципы: 1.м.б. допустим, если он вызван необх увел расх на инновац цели; 2.дефицит<=2-3%ВВП; 3.дефицит<=совокупные гос инвестиции.

Методы покрытия:- умен расх при существенном умен поступлений дох в бюджет;- снижение бюдж ассигнований не должно быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы.

Причины дефицита:1. низкая эффективность общ производства, реальная результативность внешнеэк-х связей;2. нерациональная стр-ра бюдж расх, огромные военные расх, помощь развивающимся странам;3. неэффективный бюдж мех-м.

Если прогнозируется профицит при составлении проекта, то правительство должно сбалансировать бюджет за счет уменьшения налогов или увеличения расходов на социальные нужды.

Если в процессе исполнения, то направить дополнительные ресурсы на приоритеты и направления.

Методы покрытия:

- уменьшение расходов при существенном уменьшении поступлений доходов в бюджет

- снижение бюджетных ассигнований не должно быть более 10 % по каждому главному распорядителю и по каждому объекту целевой и инвестиционной программы

Причины дефицита:

1. низкая эффективность общественного производства, реальная результативность внешнеэкономических связей

2. нерациональная структура бюджетных расходов, огромные военные расходы, помощь развивающимся странам.

3. неэффективный бюджетный механизм

 

Объективные условия возникновения финансов.

Есть 3 объективных условия, предполагающих фун-ие финансов:

1)Товарно-денежные отношения. ТДО дают возм-ть фин. отнош-ям возникнуть и существовать, т.к. с возникновением ТДО появл-ся мат. носитель фин. отнош-й-деньги (без денег фин. отнош-й быть не может). ТДО не могут сушествовать без фин. отнош-й, т.к. ТДО предполагают формир-е и использ-е фондов ден. ср-в

2)Существование государства, его развития и соответствующие функции – предполагает ФО, потому что они изначально возникли после появления ДО для пополнения бюджета государства (налоги), позволяющего ему выполнить его функции.

3)Расширенное общ воспроизводство, как предпосылка удовлетворению постоянно растущих потребностей общества и закономерность рыночной экономики.

Объективная причина возникновения фин. отнош-й - эк. потребности и эк. интересысубъектов эк. отнош-й, кт. возможно удовлетворить только посредством формир-я соответствующих фондов ден. ср-в в усл-ях ТДО, функционир-я и развития гос-ва и расширенного воспроизв-ва.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.019 с.)