Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансы. Определение, сущность, признаки. Предпосылки возникновения.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Финансы. Определение, сущность, признаки. Предпосылки возникновения. Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений. Это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Характерными признаками финансов являются: - распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме; - односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; - создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Предпосылки возникновения финансов 1. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций, хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Так возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. 2. Возникновение государства. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. 3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались, главным образом, за счет натуральных податей и трудовых повинностей. Факторы, возникновения и развития финансов 1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы; 2) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП, а также изменением функций денег, механизма их обращения; 3) появление самостоятельных независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды; 4) создание и усложнение сферы деятельности государства. Финансы. Определение, функции. Централизованные и децентрализованные финансы. Финансовые ресурсы.
1. Распределительная функция. Распределительная функция охватывает три последовательные ступени: 1) формирование фондов денежных средств. На микроуровне создаются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, необходимые для кругооборота капитала, и денежные средства домохозяйств, а на макроуровне – централизованные средства государства; 2) распределение денежных фондов через финансовые инструменты. На микроуровне образуются обособленные фонды предприятия (уставный, оплаты труда, амортизации) и домашнего хозяйства для конкретного потребления; на макроуровне возникают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; 3) использование денежных фондов призвано обеспечить на микроуровне расширенное производство и существование отдельных членов общества, на макроуровне – улучшение народнохозяйственных пропорций, общегосударственных потребностей страны.
2. Контрольная функция. Сущность финансового контроля – сообщать обществу о всех неполадках в экономико-денежных отношениях. Контрольная функция, наглядно представляющая воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса.
3. Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне (предприятие) – эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих. На макроуровне (государство) эта функция, используя государственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов. Сущность финансов выражается исключительно через распределительную (!!!) и контрольную функции. Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят: государственный бюджет; внебюджетные фонды. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства,. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.). Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества. Финансовые ресурсы - Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления. Источники финансовых ресурсов: 1) На уровне хоз. субъектов: прибыль; амортизация; продажа ценных бумаг, дивиденды по ценным бумагам; банковский кредит, проценты. 2) На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит. 3) На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий; доходы от приватизации государственного и муниципального имущества; доходы от внешнеэкономической деятельности; налоговые доходы; государственный и муниципальный кредит; эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Межбюджетные отношения. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения основываются на принципах: 1) распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации; 2) разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; 3) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований; 4) выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 5) равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты. В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Межбюджетные отношения реализуются в рамках бюджетного регулирования, которое представляет собой процесс обеспечения сбалансированности (уравнивания доходов с расходами) каждого бюджета, входящего в состав бюджетной системы страны. Основными формами межбюджетного регулирования являются: - межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции); - бюджетные ссуды (бюджетный кредит); - отчисления от регулирующих налогов и доходов, которые образуют собственные доходы бюджетам, в пользу которых осуществляется отчисление (см. бюджетную классификацию). - Трансферты выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.). - Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов (для выравнивания бюджетной обеспеченности). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. - Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. Например, для бюджетов субъектов РФ финансирование программ развития осуществляется в рамках субсидирования из средств Федерального фонда софинансирования расходов из федерального бюджета. - Субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Бюджетная политика. Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие государства на экономику путем изменения объема и структуры государственных расходов, налогообложения и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры которой находят свое отражение в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами. В первую очередь при определении институциональных основ бюджетной политики должно быть сформировано представление о возлагаемых на государство обязанностях, исходя из этих обязанностей формируются расходы, а величина необходимых расходов позволяет определить требуемые доходы. Функции государства должны быть четко структурированы и законодательно закреплены. При этом определение величины налогового бремени как макроэкономического ориентира при проведении бюджетной политики должно основываться не только на современных налоговых теориях, но и отражать качество выполнения государством своих функций. Неясность в вопросе о возложенных на государство функциях создает благоприятную среду для размывания финансового потенциала государства, разрастания бюрократического аппарата и расходования средств на удовлетворение мнимых потребностей, при том что реальные потребности игнорируются. Основу бюджетной политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования финансовых ресурсов с целью решения главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики. Поэтому рассмотрение государства в качестве субъекта финансовых отношений предполагает прежде всего концентрацию внимания именно на финансовых ресурсах, которыми оно распоряжается с целью выполнения возложенных на него функций. Р. Масгрейв в книге «Теория государственных финансов» выделял три основные составляющие бюджетной политики: 1. аллокационная составляющая связана с необходимостью корректировки рыночного механизма размещения финансовых ресурсов в экономике, если он оказывается неэффективен в связи с «недостатками рынка», и выражается, например, в том, что государство с помощью налогов ограничивает производство товаров с отрицательными внешними эффектами или с помощью государственных расходов способствует производству благ, обладающих особыми достоинствами. 2. распределительная - заключается в изменении предпосылок и результатов рыночного распределения доходов. Например, собирая налоги с работающих, государство выплачивает пенсии и пособия нетрудоспособным и безработным; 3. стабилизационная - определяется ее влиянием на общее макроэкономическое равновесие, которое в значительной степени определяется характером и размерами налогов, государственных расходов, величиной государственного долга, состоянием кредитной системы. Каждая из них оказывает влияние на величину и направленность финансовых потоков, формируемых рынком. Аллокационный, распределительный и стабилизационный аспект бюджетной политики тесно связаны между собой и образуют единое целое: принятие стабилизационных мер неизбежно влечет за собой аллокацию и распределение финансовых ресурсов, а распределительная составляющая финансовой политики может оказать существенное влияние на макроэкономическую стабильность. Их разграничение необходимо для четкого определения и анализа конкретных целей, которые могут достигаться посредством проведения бюджетной политики. Приоритеты бюджетной политики как инструмента управления национальной экономикой не оставались постоянными. Они менялись вместе с развитием бюджетных систем, изменением внешних экономических условий и ростом отрицательных эффектов чрезмерного роста государственного вмешательства в их экономику. По мере развития системы государственных финансов и концентрации в руках государства возрастающих объемов финансовых ресурсов усиливается актуальность проблемы экономической эффективности государства в широком диапазоне ее аспектов - от теоретических разработок до оценок результативности отдельных направлений расходования государственных средств. Аккумулируя значительные объемы финансовых ресурсов, государство не всегда обеспечивает их эффективное перераспределение, что в конечном счете сдерживает темпы экономического роста и социального прогресса, осложняет интеграцию хозяйства в глобальную экономику. Государственные финансы как механизм, нацеленный на устранение или смягчение провалов рынка, так же далек от совершенства. В этом отношении важную роль играет анализ издержек и выгод рациональности различных государственных программ и проектов. Однако осуществить их адекватную оценку на основе формализованных процедур соизмерения затрат и результатов крайне сложно, так как издержки и выгоды оцениваются с позиций не индивида, а всего общества. Многие выгоды, связанные с реализацией государственных программ, не могут быть выражены количественно. Кроме того, потребности различных экономических субъектов могут существенно различаться, соответственно и их пожелания относительно приоритетных направлений развития системы государственных финансов будут различными. Отсюда следует, что затраты и результаты следует оценивать с учетом экстерналии. Понимание бюджетной политики как процесса обмена между индивидами и государством, при котором каждый стремится к достижению своих целей, соглашаясь платить налоги в обмен на необходимые общественные блага, т.е. признание «контрактной» сущности общественных благ, имеет принципиально важное значение при выработке конкретных решений в бюджетно-налоговой сфере. В таком понимании бюджетная политика базируется на компромиссе финансовых интересов всех участников воспроизводственного процесса и становится активным инструментом укрепления экономического потенциала страны. В качестве пояснения данной трактовки можно привести слова Дж. Бьюкенена: «...в политике граждане соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда... При этом особое значение для экономики имеет обеспечение государством защиты прав собственности». Доходы, которые собирает государство через налоги, являются вознаграждением за предоставление благ, которые в данных условиях наилучшим образом может предоставить именно государство. Данная интерпретация бюджетной политики является теоретическим фундаментом для обоснования значимости проблем нахождения правильного для данных условий соотношения роли рынка и государства, а также разработки системы критериев эффективности расходования государственных средств. Как отмечает М. Алле, многие современные авторы склонны забывать о неразрывной связи между качеством услуг, которые государство предоставляет, и налогами, которые оно собирает. Данный подход предполагает, прежде всего, выработку взаимоприемлемых отношений между государством и бизнесом, включая поддержку малых и средних предприятий, стимулирование занятости населения, борьбу с коррупцией, а также создание жестких законодательных рамок для перераспределительной деятельности государства. Задача формирования предсказуемых и эффективных отношений государства с бизнесом является одной из ключевых в современных российских условиях и выходит за рамки бюджетной политики, поэтому оптимизация всего комплекса отношений государства и бизнеса подразумевает продвижение реформ не только на собственно финансовом направлении, но и в социально-политической сфере. Если бюджетная политика осуществляется не в русле поиска компромисса, а исключительно как инструмент реализации фискальных интересов государства, то это может привести к противоречиям между интересами общества и государства, несоответствию между провозглашаемыми целями политики и возможностью их достижения посредством осуществляемых мер. Разработка конкретных направлений бюджетной политики предполагает определение целей, которые преследуются при ее осуществлении. Конечной целью бюджетной политики является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, что, в свою очередь, предусматривает стимулирование экономического роста, формирование эффективных рыночных институтов, достижение высокого уровня занятости и благосостояния населения, антиинфляционное регулирование. Социально-экономическая результативность бюджетной политики характеризует соответствие общественных расходов и их результатов тем целям, которые преследует государство, регулируя социально-экономические процессы. Данные цели не всегда совместимы друг с другом и носят порой противоречивый характер. Это явление часто иллюстрируется «кривой Филипса», которая показывает, что одновременно с сокращением безработицы происходит рост инфляции, а снижение последней сопровождается ростом безработицы. Таким образом, полное и одновременное достижение всех целей бюджетной политики, как и экономической политики в целом, является трудновыполнимой задачей. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации бюджетная политика ориентирована на улучшение тех или иных макроэкономических показателей. Исходя из целей, которые ставит перед собой государство, к основным направлениям государственной бюджетной политики относятся: - формирование доходной и расходной частей бюджетной системы, контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием бюджетных средств; - управление бюджетным дефицитом (профицитом); - управление государственным долгом; - регулирование монополий; - укрепление системы межбюджетных отношений; - обеспечение государственных приоритетов в развитии отдельных видов деятельности, в частности инновационной, предоставление государственных кредитов; - регулирование социальных процессов; - управление государственной собственностью; - регулирование иностранных инвестиций и внешнеэкономической деятельности. Данные направления бюджетной политики не должны рассматриваться в качестве локальных форм воздействия. Они являются элементами общеэкономической функции государственного регулирования рыночной экономики. Особое внимание при этом уделяется координации государственных мероприятий в области бюджетной и денежной политики.
Бюджетный процесс. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и исполнению федерального, региональных и местных бюджетов, а также по утверждению исполнения и контролю за их исполнением. Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий: - составление проекта бюджета; - рассмотрение и утверждение; - исполнение бюджета; - составление отчета об исполнения и утверждении отчета об исполнении. Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. В большинстве стран продолжительность бюджетного процесса составляет около трех лет. Составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимает около 20 месяцев. Исполнение - один год. Как правило, он совпадает с календарным и носит название бюджетного периода. Следующий за бюджетным периодом первый месяц нового года называется льготным периодом. Он предназначен для завершения операций по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Бюджетный и льготный периоды составляют отчетный период. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение занимает около пяти месяцев. Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Участники бюджетного процесса: -Президент РФ; - органы государственной власти (Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство); - органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов, и др.); - органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ); - государственные внебюджетные фонды; - иные органы государственной власти. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Деньги. Сущность. Функции. Деньги-это: -всеобщий эквивалент; -инструмент, с помощью которого строятся экономические отношения в обществе; - особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира; - экономическое благо, обладающее реальной и представительной стоимостью. Выделяют: - реальную, внутреннюю стоимость денег - это стоимость того денежного материала, который пошел на их создание, плюс издержки производства денег; - представительную стоимость, отражающую экономическую силу объекта, который выпускает деньги, его возможность поддерживать постоянную покупательную способность (т. е. обмениваться на определенное количество товаров и услуг). Величина представительной стоимости зависит от субъективно-психологических факторов и определяется доверием населения к деньгам; -номинальную стоимость — это нарицательная стоимость, указанная на денежных знаках. В случае если номинальная стоимость денег совпадает с реальной, деньги называются полноценными. Если номинальная стоимость превышает реальную, такие деньги являются неполноценными. Деньги - абсолютно ликвидное средство, обладающее двумя свойствами: - способностью обмениваться на любой товар; - измерять стоимость любого другого товара. Деньги в условиях рыночной экономики являются средством реализации экономических взаимосвязей между субъектами экономики во всех фазах воспроизводства процесса. Чем выше степень разделения общественного труда, тем выше степень развития кредитно-денежных отношений и выше степень ее влияния на экономику в целом. Функции: Сущность и роль денег как экономической категории проявляются в их функциях, которые выражают внутреннюю основу содержания денег. 1. Средство обращения и платежа, общее меновое средство. Деньги в этой функции должны присутствовать реально. Товарное обращение включает продажу товара, т. е. превращение его в деньги, и превращение денег в товары (Т - Д - Т'). Здесь деньги играют роль посредника в обмене. В этой функции могут работать не только действительные деньги, но иих заменители - бумажные и кредитные. Следует отметить, что не вся денежная масса, обслуживающая торговый оборот, функционирует в качестве средства обращения. В этом качестве работают только наличные деньги. Для безналичных денег характерна функция средства платежа. 2. Мера стоимости. Как всеобщий эквивалент деньги измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия для их уравнивания. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Она определяется общественно необходимыми затратами труда на производство и реализацию. Для соизмерения цен всех товаров служит масштаб цен, который устанавливается государством как фиксированное весовое количество денежного металла, принятое за Денежную единицу. При распространении бумажной формы денег масштаб цен существенно изменился и представляет собой принятую в стране денежную единицу и ее кратные части. 3. Средство накопления и образования сокровищ (только если цена постоянная). Деньги должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными. Значение этой функции по мере развития товарного производства возрастало, так как без него невозможно было бы осуществлять расширенное) воспроизводство. При переполнении каналов обращения полноценными; деньгами лишние уходили из него, образуя сокровища, и тем самым выступали стихийным регулятором денежного обращения. 4. Мировые деньги, участвующие в процессе межгосударственного обращения, торговли, кредита, выполняют функцию обслуживания мирового хозяйства. В этом качестве деньги выступают в расчетах по международным балансам. Если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа. Международным средством мировые деньги служат при нарушении равновесия обмена товарами и услугами между странами, а также при предоставлении займов: Выполнение деньгами этих функций означает, что денежная масса может функционировать в национальном, международном денежном обращении и в сфере накопления. Функция денег как меры стоимости присутствует в каждой из названных функций.
Виды денег. Действительные деньги. Это деньги, номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) которых соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены. Металлические деньги (медные, серебряные, золотые) имели разную форму: сначала штучные, затем весовые. Внешний вид денег также был разнообразный (в виде проволоки, прямоугольника, треугольника, ромба и, наконец, круглая). Монета более позднего развития денежного обращения имела установленные законом отличительные признаки (внешний вид, весовое содержание). Наиболее удобной для обращения оказалась круглая форма монеты (меньше стиралась), лицевая сторона которой называлась аверс, оборотная – реверс и обрез – гурт. С целью предотвращения монеты от порчи гурт делался нарезным. Первые монеты появились почти 26 веков назад в Древнем Китае и Лидийском царстве. В Киевской Руси первоначально в обращении находились одновременно златники (монеты из золота) и серебреники (монеты из серебра). К золотому обращению страны пришли во второй половине XIX в., ведущей из этих стран была Великобритания. Причинами перехода к металлическому обращению, и, прежде всего к золотому, послужили свойства благородного металла, делающего его наиболее пригодным для выполнения назначения денег: однородность по качеству, делимость и соединяемость без потери свойств, портативность (большая концентрация стоимости), сохраняемость, сложность добычи и переработки (редкость). Для действительных денег характерна устойчивость, что обеспечивалось свободным разменом знаков стоимости на золотые монеты, свободной чеканкой золотых монет при определенном и неизменном золотом содержании денежной единицы, неограниченным перемещением золота между странами. Благодаря своей устойчивости действительные деньги беспрепятственно выполняли все пять функций. Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью: 1) золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность в деньгах; 2) золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкий по стоимости оборот; 3) золотое обращение не обладало в силу объективности экономической эластичностью, т.е. способностью быстро расширяться и сжиматься; 4) золотой стандарт в целом не стимулировал производство и товарооборот. Золотые деньги имеют существенные недостатки, а именно: 1) высокие издержки обращения, поскольку их изготовление и обращение (износ) обходится дорого по сравнению с бумажными деньгами обществу; 2) невозможность обеспечить потребности в деньгах ввиду быстрого роста товарооборота и относительно медленного пополнения каналов обращения золотыми деньгами. Эти, а также некоторые другие причины обусловили постепенный отход от действительных денег к заместителям. Заместители действительных денег (знаки стоимости). Это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся: 1) металлические знаки стоимости – стершаяся золотая монета, билонная монета, т.е. мелкая монета, изготовленная из дешевых металлов, например меди, алюминия; 2) знаки стоимости, изготовленные из бумаги. Различают бумажные деньги и кредитные деньги. Бумажные деньги – представители действительных денег, изготовленные из специальной бумаги и выпускаемые государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов. Объективная возможность появления этих денег обусловлена особенностями функции денег как средства обращения, когда деньги являлись мимолетным посредником в движении товаров. Впервые бумажные деньги (ассигнации) в России были выпущены в 1769 г. По сравнению с золотыми деньгами они имели определенные преимущества: их легче хранить, они более удобны в расчетах при мелких сделках. Государство, присвоив право эмиссии бумажных денег в форме казначейских билетов, получает эмиссионный доход при их выпуске в виде разницы между номинальной стоимостью выпущенных таких денег и стоимостью их выпуска (расходы на бумагу, печатание). На начальном этапе государство выпускало бумажные деньги наряду с золотыми и с целью их внедрения в обращение обменивало на золото. Однако появление, а затем и рост дефицита бюджета вызвал расширение эмиссии бумажных денег, и обмен их на золото был прекращен. Экономическая природа бумажных денег исключает возможность устойчивости бумажно-денежного обращения, так как их выпуск не регулируется потребностями товарооборота, а зависит от необходимости государства в финансовых ресурсах, в то время как механизм автоматического изъятия излишка бумажных денег из обращения отсутствует ввиду прекращения золотого обмена. В результате бумажные деньги застревают в каналах обращения, переполняют его и обесцениваются. Главная причина обесценения – избыточный выпуск государством бумажных денег, упадок доверия к эмитенту и неблагоприятное соотношение экспорта и импорта страны. Бумажные деньги выполняют две функции: 1) средства обращения и 2) средства платежа. Итак, сущность бумажных денег заключается в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми государством для покрытия дефицита бюджета, обычно они не разменны на золото и наделены господствующей властью принудительным курсом. Кредитные деньги появились в связи с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля-продажа стала осуществляться с рассрочкой платежа (в кредит). Изначально экономическое значение кредитных денег выражалось: 1) в создании эластичности денежного оборота, способности при необходимости расширяться и сужаться; 2) в экономии наличных (золотых) денег; 3) в развитии безналичных расчетов. С развитием товарно-денежных отношений сущность кредитных денег претерпела значительные изменения. В условиях господства капитала кредитные деньги выражают не взаимосвязь между товарами на рынке, как было раньше (Т–Д–Т), а отношение денежного капитала Денежный капитал стал выступать в форме кредитных денег. Кредитные деньги прошли следующий путь развития: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, платежные карточки (рис. 4).
Вексель – это безусловное письменное долговое обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте. Векселя представляют собой долговые обязательства, основу которых составляет коммерческий кредит. И
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.150 (0.015 с.) |