Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема возникновения и развития психики. Критерии психического.

Поиск

 

План ответа на вопрос:

1. Проблема критерия психического. Традиционные критерии психического в философии. (антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, солипсихизм)

2. Критерий АН Леонтьева и его концепция о зарождении психики

А) элементарная форма психического – чувствительность

Б) чувствительность vs раздражимость. Эксперимент по формированию кожной светочувствительности

В) необходимость психического отражения (ПЯ Гальперин, Иванников)

Роль психики в эволюции живых существ (Северцев)

Г) другие функциональные критерии психического

3. Этапы развития психики (АН Леонтьев, Фабри)

1) Элементарная сенсорная – высший и низший уровни

2) Перцептивная – высший и низший уровни

3) Стадия интеллекта – дискуссия о её выделении

4) Стадия сознания

 

1. В рамках деятельностного подхода, развиваемого российской психологией и опирающегося на диалектическую философскую традицию, сформировалось убеждение о необходимости установления «точки отсчета», с которой ведет свою историю психика. Возникает проблема поиска критерия психического.

На протяжении исторического пути психологии как науки периодически давались возможные ответы на вопросы о критериях психики и о том, когда она возникает в истории развития мира. А. Н.Леонтьев посвятил рассмотрению этих вопросов несколько работ, среди них выделяется книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.

В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. А.Н.Леонтьев выделяет четыре позиции:

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).

4. Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Нейропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

Можно также дополнительно выделить такую позицию, как солипсизм (Введенский) – точка зрения, согласно которой «объективные признаки одушевленности» отсутствуют и душевная жизнь выявляется только в самом объекте путем самонаблюдения (т.е. «психика есть только у меня»).

 

 

2. А) А. Н. Леонтьев исходит из предположения, что первоначальной, исходной формой психического является чувствительность. Он выделяет 2 вида критериев чувствительности:

1) Субъективный (самоотчет) – он не подходит для исследования животных

2) Объективные критерии (по Йерксу):

2а) Структурные, морфологические (суждение о наличии ощущений не на основании функции, а на основании анатомической организации животного). Морфологический критерий ненадежен, т.к. хотя «органы и функции составляют единство, но они, однако, связаны друг с другом отнюдь не неподвижно и неоднозначно».

2б) функциональные (признаки психики, лежащие в самом поведении животных).

- подвижность

- защитная подвижность

- подвижность, связанная с предыдущим опытом животного

Во всех этих критериях АНЛ видит такую проблему: невозможно по двигательным функциям различить раздражимость, которая свойственна всей живой материи, от чувствительности.

Б) АНЛ предложил следующее разделение:

Раздражимос ть – это способность живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие (биотические стимулы). Это простейшая форма взаимодействия простейшего организма со средой (например, тропизмы у растений). Но на некотором этапе биологической эволюции появляется чувствительность.

Чувствительность - способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (абиотические стимулы)(виды энергии или свойства энергии, которые непосредственно не участвуют в обмене веществ). Биологически нейтральные объекты находятся в устойчивой связи с биологически значимым объектом – являются потенциальными сигналами. Например: деятельность паука по отношению к жертве, застрявшей в паутине побуждает вибрация, которую производят крылья насекомого, передающаяся по паутине; вибрация же находится в опр. связи с питательным веществом насекомого. Отражение биологически нейтральных свойств неразрывно связано с такой формой активности живых существ как поведением.

Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с:

А) появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом.

Б) выделением этой связи самим субъектом, обнаружение субъектом в своей индивидуальной деятельности смысла абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора.

Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.

С целью доказательства этого положения проводились остроумные психологические эксперименты по изучению светочувствительности кожи ладони руки. Они были проведены А.Н.Леонтьевым с группой его сотрудников в 30-е гг. XX в.

Гипотеза: свет, падающий на ладонь, — заведомо абиотический стимул для субъекта, который в обычных условиях не ощущается. Возможно развить чувствительность ладони к свету, если сделать свет сигналом наличия другого стимула — удара тока в палец руки.

Процедура: В экспериментах были две основные серии. Объективно обе серии строились принципиально одинаково. Рука испытуемого ладонью вниз помещалась в некой установке на столе, в котором был вырез, подсвечивающийся снизу зеленым светом, — для испытуемого поверхность стола воспринималась гладкой, так как она была покрыта стеклом. Свет (всегда включавшийся перед ударом тока) падал прямо на ладонь испытуемого, однако сам испытуемый про это не знал (принимаюсь все возможные меры к тому, чтобы устранить все иные воздействия: тепловые, шумовые и прочие эффекты).

В первой серии испытуемому сообщалось, что исследуется электрокожная чувствительность. Его задачей было держать палец на ключе типа телеграфного. Почувствовав же удар электрического тока, снять палец с ключа и вновь положить его обратно. В этой серии даже после большого числа сочетаний света с ударом тока свет не воспринимался как сигнал будущего удара тока, потому что отсутствовало главное условие появления ощущения как переживания биологического смысла света (т.е. его отношения к току) — деятельность испытуемого (в данном случае в форме активного обследования ситуации).

Это условие было введено во вторую серию, перед которой испытуемому давалась другая инструкция: «Перед ударом током будет очень слабое раздражение, ощущение которого позволит Вам избежать удара током — ведь вы заранее сможете снять палец с ключа». В конце данной серии и после гораздо меньшего числа сочетаний, чем первой серии, у испытуемых появилось ощущение света. Они чувствовали какое-то воздействие на руку «вроде ветерка», «волны», «птичьей перышка» и т.п. А

Вывод: даже для возникновения «элементарных» ощущений недостаточно просто наличия абиотического раздражителя и его объективной связи с биотическим — необходимо специальное активное обследование ситуации со стороны субъекта, его ориентировочная деятельность, которая направлена на поиск связи между возможными агентами из внешнего мира.

Таким образом, любое психическое явление представляет собой отражение не физических свойств мира, а их смысла, который открывайся самим субъектом в его деятельности

В школе А. Н.Леонтьева проходила дискуссия относительно точного определения критерия психического:

ü А.Н.Леонтьев считал таковым реакцию на любой видоспецифический абиотический раздражитель (все лягушки определенного вида реагируют на шорох в траве как «сигнал» наличия в ней насекомого, и эта способность существует как видовое приобретение до того, как лягушка начнет осуществлять свою индивидуальную деятельность),

ü П.Я.Гальперинтолько на такой абиотический стимул, смысл которого определяется в индивидуально-неповторимой деятельности субъекта (для конкретной лягушки данного вида, которую постоянно кормили червями, индивидуальный смысл «пиши» приобрела их форма, потому-то данная лягушка набросилась и на имеющую такую же форму спичку; для другой лягушки, которую кормили пауками, индивидуально-неповторимый смысл «пищи» приобрела форма паука, и она столь же яростно набросилась на похожие по форме кусочки мха, игнорируя спички).

Таким образом, критерий психического, по А.Н.Леонтьеву, более широкий, чем по П.Я. Гальперину.

 

В) Гипотеза о возникновении у животных чувствительности в связи с переходом от жизни в однородной среде к жизни в более сложной, гетерогенной, предметно-оформленной среде. Переход от раздражимости к чувствительности происходит на основе процесса усложнения и расширения, а с другой стороны, сужения функций органов, приводящих к их спецификации в качестве органов чувствительности.

Есть ситуации, где психика (как особая форма отражения) не нужна, но есть ситуации, в которых успешность поведения нельзя объяснить иначе, как с учетом ориентировки на основе наличной ситуации (ПЯ Гальперин).

Ситуации, где психика не нужна (по Гальперину):

1) Ситуации, где весь процесс обеспечивается чисто физиологическим взаимодействием с внешней средой (пр: внешнее дыхание, терморегуляция)

2) Инстинкты у животных («поведение» листа мухоловки, муравьиного льва, прыжок лягушки за мухой - здесь есть расхождение с АНЛ, он считал, что у муравьиного льва и лягушки это как раз примеры психики)

В таких ситуациях:

- условия существования животного имеются рядом с ним

- эти условия действуют как раздражители готового, наличного в организме механизма

- этот механизм производит нужную в данном случае реакцию

- соотношение между действующим органом и объектом воздействия обеспечено настолько, что в большинстве случаев реакция оказывается успешной и приводит к полезному результату.

Но есть ситуации, где психика необходима: в таких ситуациях регуляция действия возможна только на основе образа открывающейся ситуации, отсутствие в этих ситуациях того, что необходимо индивиду (например, когда в комнате душно, не хватает кислорода, мы открываем окно).

По Иванникову: жизненные задачи, плохо решаемые без психики:

1. Установление биологического смысла объекта (например, образ матери у гусыни Лоренца)

2. Создание образа ситуации. Образ того поля действия, в котором сейчас находится человек.

3. Создание новых способов поведения (опыт с обезьяной, ящиками и бананом)

Психика возникает как адаптационный механизм. Биологическая роль психики – ориентировка и регуляция деятельности в предметно оформленной среде в условиях быстро и нерегулярно меняющихся.

 

Г) Роль психики в эволюции живых существ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 4728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.99 (0.013 с.)