Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна. Физиология активности.

Поиск

Сопоставим классическую физиологию 19 в. и неклассическую физиологию 20 в.

Классическая Неклассическая
Философская основа – механистический материализм, неспособный решить современные задачи Философская основа – диалектический материализм (все способен)
Основной принцип – принцип реактивности Основной принцип – принцип активности, т.е. именно своими движениями организм активно изменяет среду (эти идеи активности взяты еще у Сеченова)
Изучала животных Изучает человека
Изучала все в лабораторных условиях (распластанная на столе лягушка) Все изучает в естественных условиях
Основной подход – элементаризм: все поведение – цепь элементарных рефлексов Основной подход – целостный: движения – целостно организованные структуры, непрерывный циклический процесс, а рефлексы занимают лишь подобающие им места в общей системе
Детерминизм – причинный Детерминизм – причинный + целевой, т.к. важнейший фактор, определяющий хар-ки движения – двигательная задача. Двигательная задача детерминируется т.н. «моделью потребного будущего», которую каждый из нас рисует для себя.
Придерживается постулата непосредственности Придерживается постулата немеханистичности и незеркальности отражения мозгом внешнего мира
Раздражитель вызывает однозначный ответ, и связь между ними однозначна. Модель потребностного будущего носит лишь вероятностный характер и зависит от многих условий. Движения нуждаются в сенсорной коррекции в зависимости от состояния мышц, сил инерции, реактивных сил, внешнего сопротивления.
Форма управления и регулирования в живых организмах – рефлекторная дуга Форма... – рефлекторное кольцо:
Формирование навыков происходит путем повторения одних и тех же движений (путем проб и ошибок) Формирование навыков происходит путем повторения «без повторений»: т.е. никогда одно и то же повторенное движение полностью не повторяет предыдущее (хотя бы из-за постоянного изменения условий).

 

 

Классическая схема рефлекторного кольца:

 

 

  ЭФФЕКТОР
Энергия
РАБОЧАЯ ТОЧКА ОБЪЕКТ
  РЕЦЕПТОР
ЗАДАЮЩИЙ ПРИБОР
  ПРИБОР СЛИЧЕНИЯ
  ПЕРЕШИФРОВКА
РЕГУЛЯТОР (КОРРЕКЦИЯ)
ПРОГРАММА
Iw
Iw
Sw
Info

 


Рассмотрим схему этого кольца в той ее части, которая имеет непосредственное отношение к сенсорным коррекциям. Задающий прибор посылает в прибор сличения нужное значение (Sw, сокращение слова «Sollwert» — должное значение) какого-либо параметра регулируемого органа (например, мышцы). Но проприорецептор воспринимает фактическое в данный момент значение (Iw, сокращение слова «Istwert» — наличное значение) данного параметра (например, мышца еще недостаточно сократилась, чтобы рука смогла взять тот или иной предмет). Если прибор сличения констатирует какое-либо отклонение lw от Sw, т.е. Aw, происходит коррекция начавшегося движения и мышца получает соответствующую команду изменить свое положение. Новое положение мышцы вновь отражается проприорецепторами самой мышцы или другими рецепторами (допустим, зрительными), происходит сличение нового положения мышцы с требуемым — и совершается новый цикл регулирования движения, пока, наконец, не будет достигнута поставленная цель. Дуга классической физиологии представляет собой, согласно Н. А. Бернштейну, лишь «разорванное кольцо», т.е. абстракцию от подлинно целостного акта кольцевой регуляции.

Чем сложнее (точнее, осмысленнее, предметнее) двигательная задача, тем более высоким является «уровень построения движения» и тем более высокие уровни нервной системы принимают участие в решении этой задачи и реализации соответствующих движений.

Н.А.Бернштейн выделил и подробно описал пять основных уровней построения движений, обозначив их латинскими буквами A, B, С, D, Е.

A). Уровень палеокинетических регуляций (самый древний). Или же руброспинальный (памятуя красное ядро и спинной мозг) – тонус мышц, разнообразный тремор, вздрагивание, вибрато у гитаристов. Огромное количество неосознаваемых движений. Практически никогда не выступает ведущим.

B). Уровень синергий или штампов (таламо-полидарный, в честь таламуса и бледного шара). Отвечает за высоко слаженные действия, типа ритмических, циклических действий, приседания, наклоны и т.п. В принципе охватывают полный спектр наших движений, и даже несут информацию о том, где какая часть тела в данный момент находится. Но внешняя среда не учитывается. Отвечает также за автоматизацию конкретных двигательных навыков – выразительную мимику и т.п.

C). Уровень пространственного поля (пирамидно-стиральный в честь пирамид и экстеропирамидальной системы). Обеспечивает ориентацию в пространстве. На этом уровне все движения опосредуются пространственным полем, т.е. возможно движение «от куда-то и зачем-то» – выделяется цель движения. Например: ходьба, бег, прынгание, печатание на клавиатуре, всовывание чего-то во что-то, т.е. все движения, при которых необходим учёт пространственного поля.

D). Теменно-премоторный уровень. Субстрат – корковые структуры в теменной и премоторной областях (Lobus temporalis, lobus occipitalis). Отвечает за движения, на стадии которых, восприятие, например, чашки идет уже не как геометрического тела, а как предмета с его функциональными свойствами. Движения в пределах предметной среды, предметные действия. Завязывание петли на шее, шнурков на ботинках и т.п.

E). Уровень (а может и несколько уровней), отвечающие за «ведущие в смысловом отношении координации речи и письма», двигательные задания, ведомые замыслом, лекции, имеющие произвольные по характеру мотивы и т.д. Здесь движения подчинены не только пространственной, предметной, но еще и смысловой сфере. Субстрат (ссылается на А.Р. Лурия) – Lobus frontalis.

Движение, как правило – сложное, и за него отвечают сразу несколько уровней, хотя до высших дело может и не доходить. Ведущим уровнем в той или иной ситуации может стать практически каждый.

Итог. Концепция неклассической физиологии Н.А. Бернштейна помогает подойти к решению психофизиологической проблемы. Анатомо-физиологические структуры здесь всего лишь инструменты для реализации задач деятельности субъекта. То, что именно участвует зависит от того, какое место занимает движение в структуре деятельности субъекта, какой смысл оно имеет для него. Ни один психический процесс, обеспечивающий ориентировку субъекта в мире и регуляцию его деятельности, невозможен без нормально работающего мозга. Естественно патология мозга приводит к ограничениям в формировании адекватной деятельности субъекта.

 

 

5. Концепция системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурии.

Определение функции: в классической физиологии функция - это работа определенной ткани или органа. В неклассической – приспособительная деятельность всего организма (дыхательная функция, например). Таким образом, это сложный результат работы целой системы органов, мышц и нервных центров. Корректнее говорить о функциональной системе (П.К.Анохин).

Концепция АРЛ разрешает противоречие между позициями узкого локализационизма (Галль: мозг – сумма автономно работающих участков, сюда же можно отнести Брока, Вернике) и антилокализационизма (Флуранс, Гольц и Лешли: мозг работает как единое целое, нет жесткой локализации функций).

А.Р. Лурия: мозг действительно работает как единое целое, но не однородное, а системно организованное целое. При решении субъектом конкретной задачи каждый раз оказываются задействованными разные участки мозга. При этом, если нарушается работа одного звена, разлаживается работа всей системы, но каждый раз по-разному в зависимости от конкретного поражения. Пример: письмо. одни зоны отвечают за акустический анализ, другие за перешифровку, третьи за организацию общей кинетической организации движений и т.п.

Но благодаря функциональным перестройкам могут наблюдаться компенсации (при выпадении какой-либо функции). Пример: человек не может узнавать предметы с помощью зрения, но может с помощью осязания.

Чем более сложная психическая функция, тем более широко она локализована в структурах мозга. Одни элементы могут заменять другие при решении одной и той же задачи.

Мозговая локализация изменяется в онтогенезе (прижизненное формирование ВПФ, изменение их структуры на разных возрастных ступенях и, следовательно, изменение их локализации в мозге). Поражение одних и тех же зон в разном возрасте приводит к различным последствиям (у взрослых чаще всего может быть скомпенсировано, у детей – недоразвитие функции).

Лурия выделяет три функциональных блока мозга. Они работают согласованно, но каждый решает свои задачи.

1. Энергетический блок / регуляции тонуса и бодрствования:

• отвечает за оптимальное состояние коры для переработки, сохранения инфы, планирования и контроля Д-ти субъекта

• в него входит гиппоталамус, зрительные бугры, ретикулярная формация, структуры лимбической коры и т.д.

• поддержание тонуса коры зависит от поступающей инфы от органов чувств, обеспечивающих произвольную регуляцию поведения.

 

2. Блок приема, переработки и хранения информации:

• отвечает за познание свойств и закономерностей окружающего мира

• в него входят структуры теменной, височной и затылочной областей. Есть первичные поля коры (отвечают за непосредственно получение инфы), вторичные – за ее переработку и третичные – специфически человеческие и онтогентически поздние (они синтезируют инфу от разных анализаторов).

 

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности:

• в него входят структуры лобных долей, а их деление на первичные, вторичные и третичные поля происходит в обратном порядке: т.е. сначала третичные зоны все планируют, далее инфа поступает во вторичные поля, которые подготавливают всю реализацию действия и уже далее – в первичные поля, выполняющие эти предназначения.

 

Итог: в концепции АРЛ и работах НАБ соотношение между психическим и физиологическим предстает в форме их диалектического единства – нет ни одного психического процесса, который не был бы каким-то образом локализован в мозговых структурах, но в то же время психическое несводимо к физиологическому. Поставленная субъектом та или иная психологическая задача определяет систему мозговых процессов, которые будут задействованы при решении данной задачи.

В психологической теории деятельности физиологические процессы рассматриваются как то, что обеспечивает реализацию предметной по своему существу психической деятельности, но чтобы понять суть этой последней, необходимо выйти за пределы мозга в систему отношений «субъект-объект», которые реализуются разными формами деятельности субъекта.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.008 с.)