Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 7. Психика животных и психика человека. Возникновение и развитие сознанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План ответа I. Определение психики, определение сознания. Представления АНЛ о развитии психики и о сознании как высшей стадии ее развития II. Феноменология сознания - разделение человеком объективного мира и субъективного образа мира - следствия этого различения: объективность и самоотчет -2 стороны сознания: сознание как образ и сознание как процесс III. Свойства сознания, специфика сознания по сравнению с психикой животных IV. Специфика человеческой деятельности и сознание как её функциональный орган - трудовая деятельность -технологический анализ трудовой деятельности - психологичекий анализ трудовой деятельности V. Язык как фактор возникновения и развития сознания. Функции речи и слова. VI. Строение сознания (как образа): чувственная ткань, значение, личностный смысл
На самом деле этот вопрос- обобщение всех предыдущих. Можете строить ответ по плану: 1) Критерии психического 2) Подход к пониманию психического леонтьевым (раздражимость –чувствительность) 3) Стадии развития психики (элементарной сенсорной, перцептивной, интеллекта, сознания). В итоге, вывод о том, что сознание- высшая форма отражения но человеческая психика не равна чисто сознанию, она включает все стадии. 4) Значение трудовой деятельности и языка для формирования сознания. 5) Отнтологическое единство психики и деятельности (поэтому анализ психики в единицах деятельности). -Сознание-образ, (схема со структурой деятельности, отсюда делаем выводы о специфике человека: потребность может производиться человеком, у животных нет осознанной цели) - сознание-процесс (чувственная ткань, значение, личностный смысл) 6) 15 свойств сознания, которые накоплены в течение всей истории исслдеования сознания, можно выделить специфически человеческие (но что-то мне вообще не нравится этот пункт со свойствами) 7) вообще, если есть желание, то можете еще пофилософствовать на тему существования пренатальной психики: ЛСВ считал, что нет, Рубинштейн, что есть. Есть доказательства из операционной пренатальной практики, что плод реагирует на скальпель и тд, но отеч школа в основном отталкивается, что психика все так формируется при жизни в ходе активной деятельности.
I. Определение психики, определение сознания. Представления АНЛ о развитии психики и о сознании как высшей стадии ее развития Психика – свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в способности отражать своими состояниями окружающую их действительность. По мнению АНЛ психика возникает у живых существ вместе с переходом от жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной, предметно-оформленной среде, первичной формой психического является чувствительность (способность организма реагировать на абиотические воздействия). В своей книге «проблемы развития психики» АНЛ выдвигает гипотезу о развитии психики в связи с противоречием между действиями субъекта и отражением им внешней среды (это противоречие является источником развития психики). Им был выделен ряд стадий развития психики: элементарная сенсорная, перцептивная и стадия интеллекта. Человеку же, согласно АНЛ, присуща (наряду с более низкими уровнями психического отражения) сознание. Сознание – это такое отражение действительности, в котором выделяются её объективные, независимые от субъективного состояния свойства и формируется устойчивая картина мира. Важно учитывать, что: 1) Сознание ≠ человеческая психика. Сознание — высшая форма психического отражения мира не только по отношению к животной психике, но и по отношению к иным формам психического отражения у человек а. (у новорожденного нет сознания) 2) «сознание» ≠ «осознание». Не все, что даже в данный момент входит в мой сознательный образ мира, является, осознанным. Таким образом, объем понятия «сознание» включает в себя то, что З.Фрейд называл собственно сознанием, и то, что он же называл предсознательным (предсознательное — это неосознаваемое в данный момент, но потенциально могущее быть осознанным), т.е. не все сознательное осознанно.
II. Феноменология сознания Феноменология сознания - свойства и явления, которые открываются нам в самонаблюдении. Обладающий сознанием субъект разделяет более или менее четко объективный мир, с одной стороны, и субъективный образ («картину») мира — с другой, тогда как субъект, для которого характерны иные способы психического отражения мира, или человек, не задумывающийся над столь сложными вопросами («нерефлекси-рующий субъект», как его называл А. Н.Леонтьев), не разделяет в своем переживании мир и образ этого мира. Таково, например, восприятие мира животными, обладающими психикой. Если в специальных экспериментах животным (высшим обезьянам) надевали специальные очки, переворачивающие зрительное отображение мира на 180 градусов, для животных переворачивается мир, а не его изображение — животное впадало в шок и не могло двинуться с места. Если же подобную операцию произвести с человеком, как это сделал еще в конце XIX в. Дж. М.Стрэттон, то человек вначале испытывает некоторые затруднения в процессе ориентировки в мире, который представлен теперь для него несколько иначе, однако затем он более или менее успешно начинает справляться с ситуацией, справедливо полагая, что тот же самый объективный мир теперь просто представлен (презентирован) в его субъективной картине мира иначе. Следствиями разделения в сознании мира и его образа являются: 1) более объективное (по сравнению с досознательными формами психического отражения) постижение мира. в отличие от психики животных, обладающий сознанием человек способен на отражение и таких свойств реальности, которые могут противоречить его желаниям и влечениям 2) умение отдавать себе отчет в собственных психических процессах, т.е. проследить их протекание, вмешаться в них при необходимости и произвольно регулировать их в соответствии с поставленными планами и задачами. При этом в онтогенезе по мере возникновения сознания первое появляется раньше второго. Леонтьев выделяет 2 стороны сознания: 1) сознательным образом (картиной) мира, который часто кажется субъекту симультанным (одновременным) образованием 2) длящийся во времени (сукцессивный) процесс III. Свойства сознания (выделены в разных школах и направлениях) 1. В структуре сознания как образа мира в данный момент времени выделяются поле собственно сознания (менее ясного и отчетливого сознания) и поле внимания (более ясного и отчетливого сознания). 2. Поле сознания и поле внимания имеют определенный объем; объем сознания — количество «элементов», которые могут вместиться в сознание за один акт восприятия (перцепции); объем внимания определяется как количество «элементов», которые могут быть восприняты ясно и отчетливо за один акт апперцепции. 3. В центре поля внимания выделяется фиксационная точка сознания 4. Сознательный образ невозможно разделить на какие-либо отграниченные друг от друга элементы (ощущения, простейшие чувствования и т.д.), но в нем можно выделить некоторые качественно различные составляющие. 5. Существует большая изменчивость состояний сознания во времени (поток сознания). 6. Поток сознания ощущается непрерывным во времени 7. «субъектность» сознания. 8. Процесс осознания обнаруживает свою избирательность 9. Сознание активно 10. сознание предметно 11. Сознание всегда «двухсубъектно» — человек отдает сам себе отчет в результатах своей деятельности (в том числе ориентировочной ее функции) так, как когда-то ребенком отдавал отчет взрослому. Следствием этого является возможность разделения в сознании мира и его образа. 12. «Двухсубъектность» сознания означает также то, что сознательное отражение мира может включать в себя разные взгляды на один и тот же предмет и поэтому носит более объективный (по сравнению с досознательными формами отражения) характер, так как в нем представлен не только опыт действий самого носителя сознания, но и Другого (Других). Тем не менее сознание, как и любая форма психики, пристрастно, т.е. в той или иной мере зависит от мотивов действующего субъекта 13. Человек, обладающий сознанием, овладевает своими психическими процессами 14. Сознание не только отражает мир, но и творит его. Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание может позволить человеку изменять мир, в котором он живет, и тем самым приспосабливать его к своим потребностям и устремлениям. 15. социокультурная специфика сознания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.011 с.) |