Теория деятельности А.Н. Леонтьева (1903-1979) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория деятельности А.Н. Леонтьева (1903-1979)



1) Преодоление постулата непосредственности:

Введение категории деятельность в психологическую науку означало для А.Н.Леонтьева дальнейшую разработку «неклассической» концепции сознания Л.С.Выготского. Для классической психологии была характерна дихотомия «внешнего» (предметов и процессов внешнего мира) и «внутреннего» (явлений и процессов сознания), которые не имели между собой ничего общего (об этом когда-то еще говорил Декарт). Тем не менее они были связаны следующей простой связью: как только происходит воздействие на субъекта, так тут же возникает «ответ» на данное раздражение в виде объективных и субъективных явлений — это называется постулатом непосредственности в психологии. Соответственно предполагалось выявить закономерную и непосредственную взаимосвязь каких-либо объективно констатируемых параметров внешних раздражителей, с одной стороны, и свойств субъективных элементов сознания (в интроспективной психологии) или реакций как столь же элементарных составляющих поведения (в бихевиоризме), с другой.

Как подчеркивал А.Н. Леонтьев, «неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром, его предметную деятельность... Такая абстракция от деятельности субъекта оправдана лишь в узких границах лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные психофизиологические механизмы. Достаточно, однако, выйти за эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоятельность».

Уберает противопоставление субъекта и объекта двучленной системы в своей трехчленной: где опосредствующим «звеном» выступала человеческая деятельность. Деятельность не просто звено, деятельность объединяет С и О. Деятельность есть реальная и конкретная связь субъекта и объекта, это процесс, в котором осуществляются взаимопереходы между полюсами «субъект — объект».

Деятельность- этот система различных форм реализации отношений между субъектом и объектом.

 

2) Типы, виды и формы деятельности. Структура деятельности

 

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

ü Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.

ü Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.

ü Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

 

Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов — мотивов.

 

Структура отдельной деятельности:

 

Деятельность — Мотив (предмет потребности)

Действие - Цель

Операция — Задача (цель в определенных условиях)

 

Эта схема строения деятельности открыта как вверх, так и вниз. Сверху она может быть дополнена системой деятельностей разного вида, иерархически.организованных; внизу — психофизиологическими функциями, обеспечивающими реализацию деятельности. Следует лишь помнить об опасности подмены собственно психологического исследования социологическим и физиологическим соответственно. Предметом психологии является психика как функциональный орган деятельности, который выполняет задачи ориентировки в реальности и регуляции деятельности субъекта на основе полученного образа мира.

В школе А. Н.Леонтьева выделяют еще две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю.

Под внешней деятельностью обычно имеются в виду различные формы предметно-практической деятельности (например, забивание молотком гвоздя, работа на станке, манипуляции игрушками у маленьких детей и т.п.), где происходит взаимодействие субъекта с четко представленным для внешнего наблюдения объектом.

Внутренняя деятельность — это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (например, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо математической задачи, работа актера над ролью, протекающая в форме внутренних обдумываний и переживаний, и т.п.). Внутренняя деятельность имеет такое же строение как и внешняя, поэтому можем ее легко изучать.

 

В школе А.Н.Леонтьева отдельную, конкретную деятельность выделяли из системы деятельностей по критерию мотива. Мотив обычно определяется в психологии как то, что «движет» деятельность, то, ради чего эта деятельность осуществляется. А.Н.Леонтьев был не против этого определения мотива, но считал его довольно широким, не уточняющим природу (сущность) «двигателя», тем более что побуждать к деятельности могут и другие образования, не являющиеся в строгом смысле слова мотивами. Поэтому более узко он определял мотив как предмет потребности, т.е., чтобы охарактеризовать мотив, необходимо обратиться к категории «потребность».

А.Н.Леонтьев определял потребность двояко:

1) как «внутреннее условие», как одну из обязательных предпосылок деятельности, которая, однако, не способна вызвать направленную деятельность, а вызывает — как «нужда» — лишь ориентировочно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск предмета, способного избавить субъекта от состояния нужды,

2) как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде после встречи его с предметом.

Состояние еще не опредмеченной потребности на психическом уровне отражается с помощью работы так называемой интерорецепции, т.е. работы рецепторов, которые расположены во внутренних органах и фиксируют возникающее отклонение от постоянства внутренней среды организма (например, нехватку каких-то пищевых веществ). Сигналы от интерорецепторов попадают в более высокие структуры (по уровню расположения их в нервной системе)— и у субъекта возникает чувство голода; заставляющее его начать действовать — искать предметы, которые могут устранить этот голод. Теперь потребность имеет и свою внешнюю регуляцию — в виде результата работы уже экстерорецепторов (с помощью которых предмет, способный утолить голод, находится в окружающем мире, а затем — после опредмечивания потребности — узнается в качестве «пищевого объекта»).

Деятельность, побуждаемая мотивом, реализуется человеком в форме действий, направленных на достижение определенной цели. Цель определяется в школе А. Н.Леонтьева как желаемый результат деятельности, сознательно планируемый человеком, т.е. мотив — это то, ради чего производится некая деятельность, цель — то, что планируется сделать в этой связи для реализации мотива. Кстати говоря, действие и деятельность не связаны между собой как «часть» и «целое» — одна и та же активность субъекта может быть рассмотрена и как деятельность (если речь идет о мотивах этой активности), и как действие (если речь идет о планах субъекта, которые он сознательно создает для реализации своего мотива). Как правило, в человеческой деятельности мотив и цель не совпадают между собой.

Важно заметить, что если цель всегда осознаваема субъектом (он всегда может отдать себе отчет в том, что собирается делать: подавать документы, в такие-то дни сдавать вступительные экзамены и т.п.), то мотив, как правило, является для него бессознательным. Осознание мотивов требует большой работы над собой, потому что реальные побудительные причины поведения человека могут не одобряться с точки зрения их несоответствия правилам и нормам культуры, в которой человек живет, или желаниям окружающих, от которых человек зависит.

Как человек может осознать свой мотив? Через эмоции при достижении цели, правда они лишь ставят перед субъектом задачу на смысл, которую он еще должен решить.

 

Феномен сдвига мотива на цель, когда человек движется к достижению какой-то цели (поступить в универ) и она приобретает качество мотива (человек заинтересовался преподаваемыми дисциплинами и втянулся и захотел там учиться).

Отношение мотива к цели- смысл.

 

Поставленная цель (в которой субъект отдает себе отчет) не означает еще, что способ достижения этой цели будет одинаков при разных условиях ее достижения и всегда при этом осознаваем. Одну и ту же цель разным субъектам зачастую приходится достигать в разных условиях (в широком смысле слова). Способ действия в определенных условиях называется операцией и соотносится с задачей (т.е. целью, данной в определенных условиях).

Обычно выделяют два типа операций:

а) сначала развернутые сознательные действия (например когда мы учимся играть на гитаре и подставляем пальцы под струны), потом эти действия уже не требуют сознательного контроля и становятся операциями.

б) изначально неосознаваемые действия, которые сформировались у ребенка до того, как возникло сознание (как способность отдавать самому себе отчет о своих действиях), — это, например, ходьба как совокупность приобретенных и отработанных в раннем детстве умений и навыков, т.е. операций, неосознаваемых изначально.

 

3) Соотношение понятий "психика" и "деятельность"

Психика, в свою очередь, рассматривается Леонтьевым как процесс, неотторжимый от деятельности. Как особая форма отражения мира, присущая лишь субъекту деятельности, она не просто включена в деятельность, а представляет собой функцию любой формы деятельности, поскольку отражение мира субъектом осуществляется именно посредством деятельности. Таким образом, субстанциально психика (сознание) и деятельность совпадают.

Основные положения.

1). Сознание (и психика в целом) рассматривается Леонтьевым и его школой не как внутреннее, спрятанное "под черепной крышкой", с точки зрения Леонтьева, загнать психику под черепную крышку - это загнать ее в гроб. Даже существуя как ориентировочная часть внутренней, скрытой, свернутой формы деятельности (т.е. деятельности "во внутреннем плане"), психика не теряет своего внешнепредметного характера. Поэтому единственный путь познания психики - изучение деятельности субъекта в ее особой (ориентировочной) функции.

2). Основным противоречием в психологии является не противопоставленность внешнего и внутреннего, а противоположность образа и процесса: "В мышлении это - мышление и понятие, в восприятии - воспринимание и образ. Я буду называть психику как явление, образ просто образом, а психику как процесс - просто процессом... Всякое такое психическое образование, как образ, есть не что иное, как свернутый процесс" (АНЛ). Психика, таким образом, представляет собой неразрывное единство психики как процесса (т.е. активного отражения мира в различных формах внешней и внутренней деятельности субъекта) и психики как образа (представляющего собой "накопленное движение", "свернутую деятельность", т.е. накопленный опыт ориентировки и деятельности субъекта в мире). В этом единстве деятельностной (процессуальной) и образной сторон психики деятельностная сторона оказывается ведущей в генетическом плане, в то время как в функциональном плане психика-образ предшествует актуально разворачивающиейся психике- процессу (психике-деятельности).

3). Поскольку психика как ориентировочная часть любой деятельности определяется особенностями самой этой деятельности (ее мотивами, целями, средствами и т.п.), постольку единицы анализа психики оказываются неотделимыми от единиц анализа деятельности.

4). Метод формирования психики становится главным методом ее исследования.

 

Единицы анализа психики как процесса и как образа

Процессуальные (деятельностные) единицы анализа психики и сознания (как специфически человеческой формы психики) получили свое воплощение в знаменитой схеме структуры деятельности: деятельность - действие - операция - психофизиологические функции. Каждая из единиц обладает своими свойствами, однако при некоторых условиях они могут переходить друг в друга. Выделение отдельных деятельностей происходит по критерию мотива (предмета потребности), действий - по критерию цели (сознательного образа желаемого результата деятельности), операций - по критерию способа выполнения действия (т.е. задачи, или цели, данной в определенных условиях).

В школе Леонтьева в наибольшей степени изучены переходы деятельности в действие, и наоборот. Соответственно исследуются процессы "сдвига мотива на цель" (приобретения целью самостоятельный побудительной силы) и осознания мотива (превращения его в мотив-цель). Что касается самого "нижнего" этажа структуры деятельности (психофизиологических функций), то в рамках школы Леонтьева предлагалась и иная точка зрения на единицы анализа на этом уровне: это "функциональные блоки", которые соответствуют отдельным предметным свойствам реальности.

Единицами анализа психики-образа (сознания-образа) являются чувственная ткань, значения и личностные смыслы.

ü Чувственная ткань придает "реальность" образу мира: благодаря ей мир выступает для субъекта как нечто, лежащее вне его сознания - как объективное "поле" его деятельности.

ü Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Значения как "амодальные" составляющие сознания представляют собой обобщенный опыт познания действительности посредством предметных действий, обладающий "надиндивидуальным" характером (и поэтому передаваемый в своих существенных чертах от поколения к поколению). В настоящее время в школе Леонтьева выделяются три основные группы значений - операциональные, предметные, словесные.

ü Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Личностные смыслы создают пристрастность человеческого сознания и, согласно Леонтьеву, не имеют своего "надиндивидуального" существования. В последние годы в школе Леонтьева ведутся дискуссии о возможном надиндивидуальном существовании смыслов, однако однозначного решения последней проблемы до сих пор не существует. Смыслы находят свою реализацию в значениях, однако процесс этой реализации весьма сложен и не всегда удачен; личностные смыслы и значения могут находиться друг с другом в конфронтации, что, с точки зрения Леонтьева, неизбежно при существовании в обществе социальных групп с противоположными интересами.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 3274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.022 с.)