Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Можно сказать, что свойства 10-15 составляют качественное отличие сознания от психики животных.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
IV. Специфика человеческой деятельности и сознание как ее функциональный орган В школе А.Н.Леонтьева психика рассматривается как функциональный орган деятельности. Главной предпосылкой возникновения сознания является совместная трудовая деятельность. Трудовая деятельность человека: 1) Социальна 2) Орудийно опосредствована 3) Требует для своего осуществления языка, который возникает и развивается в антропогенезе как средство оптимизации общения людей по поводу решения прежде всего производственных задач. Технологический анализ трудовой деятельности (составляющие труда): 1) Субъект труда (работника и группу работников, к которым в разные эпохи существования общества предъявлялись разные требования) 2) П редмет труда (на что направлен труд и что в конечном итоге должно превратиться в продукт труда) 3) Средства труда (среди которых выделяются орудия труда, позволяющие субъекту труда воздействовать на предмет) 4) Продукт (труда), который может быть основным (и запланированным) и побочным (иногда неожиданным, незапланированным), 5) условия труда, 6) процедуры деятельности (что, как и в какой последовательности делать с предметом, чтобы получить необходимый продукт), 7) систему организации труда и т.п. Психологический анализ трудовой деятельности: 1) Мотивами человеческой деятельности, как и любой деятельности, являются предметы (человеческих) потребностей. Даже органические потребности человека социокультурно обусловлены. Можно рассмотреть пример пищевой («органической») потребности у человека: п редметы пищевой потребности отличаются от культуры к культуре, от одного общества к другому. Социокультурно обусловлены и способы удовлетворения пищевой потребности .Место, которое занимает пищевая потребность в иерархии человеческих потребностей, обычно достаточно скромное. У человека присутствуют также специфически человеческие потребности, не имеющие аналогов у животных (например, потребность читать книги, ходить в консерваторию и т.п.).Здесь действует иной механизм появления потребностей именно у человека. Как говорил А.Н.Леонтьев вслед за К.Марксом, потребности человека «производятся»: один из механизмов - «сдвиг мотива на цель», когда человек начинает использовать — потреблять — предмет, еще не испытывая потребности в нем, а кончается все появлением соответствующей потребности в данном предмете.
2) Помимо (часто неосознаваемых) мотивов, в целовеческой деятельости присутствуют осознанные цели и возникает особая подструктура, которая отсутствует у животных – действие. АН Леонтьев приводит такой пример для того, чтобы показать необходимость возникновения действий: Единая общая деятельность членов коллектива, участвующих в первобытной охоте и побуждаемых общим мотивом, требует выделения в ее составе особых действий, которые могут быть направлены не на предмет потребности, а на какие-либо другие предметы, и при этом результаты данных действий могут как будто бы даже противоречить исходным потребностям голодного человека. Представим себе подобную ситуацию таким образом: одна группа участвующих в охоте людей должна выгнать животное из его логова, используя соответствующие приемы, — данная цель имеет еще вполне биологический смысл (в той или иной форме подобное действие существует у животных, которые выгоняют будущую жертву из укрытий, нор и т.д. с тем, чтобы вернее схватить ее как добычу, — правда, в этом случае подобную активность нельзя, строго говоря, назвать действием, так как предметы деятельности — то, ради чего осуществляется деятельность, — и действия — на что именно направлена деятельность — в общем и целом совпадают; поэтому точнее говорить здесь об операциях как способах выполнения деятельности). Вторая группа людей загоняет бегущее к ним животное, например, в овраг и умерщвляет его (тоже вполне биологически осмысленное действие, где деятельность и действие совпадают по своим предметам; кстати говоря, некоторые животные также загоняют свою жертву в определенные места, чтобы тем вернее расправиться с ней, — так, лиса закатывает ежа в реку, чтобы он развернулся и дал возможность лисе его схватить, не поранившись об острые колючки). А вот третья группа людей совершает действие, предмет которого и мотив (предмет потребности) не совпадают. Эти люди стоят, например, у каких-либо зарослей кустарника и должны отогнать бегущее на них животное от себя (!), чтобы оно не могло воспользоваться зарослями в качестве укрытия и скрыться от преследования.
В данном случае предмет деятельности и предмет действия между собой фактически противоположны. Такие процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой, АНЛ и назвал действиями. Однако, поскольку бессмысленного действия вообще не бывает, мы должны предположить иной смысл выполняемого этими загонщиками действия — его в принципе можно называть социальным смыслом. Биологически бессмысленное действие загонщиков третьей группы приобретает смысл только в совместной, коллективной деятельности, куда оно включается как необходимое «звено». Впрочем, пример А.Н.Леонтьева, который он приводил в качестве доказательства специфичности собственно человеческого действия, в последние годы подвергается критике со стороны зоопсихологов. Во-первых, они не считают подобного рода действие биологически бессмысленным, так как в конечном счете оно все-таки направлено на получение соответствующей доли добычи, пусть даже и опосредствованным путем. Во-вторых, они обнаружили подобные действия и у некоторых животных. 3) Операции - специфически человеческих способов действия отличаются у человека прежде всего опосредствованностью системой орудий (в широком смысле этого слова). Орудием могут выступать как различные физические инструменты и приборы, так и средства другого рода — как мы помним, Л.С.Выготский называл их психологическими орудиями, — планы, карты, обучающие программы и другие знаковые системы. Некоторые животные в процессе своей деятельности (например, пищедобывательной) также используют орудия (вспомним эксперименты В. Кёлера с обезьянами, которые доставали банан при помощи палки). Однако в школе А. Н.Леонтьева различают использование средств у животных и орудий у человека. А) В человеческом орудии зафиксированы (опредмечены) отточенные многолетней практикой человечества способы воздействия на мир. Для входящего в ту или иную культуру ребенка распредмечивание осуществляется не в столкновении с предметом (орудием) один на один, а всегда в совместной деятельности со взрослым — носителем способов употребления данного орудия, который — стихийно или сознательно — выстраивает у ребенка соответствующую систему действий с орудиями по логике орудия, а не по логике Б) Единичные употребления орудий у животных и даже случаи изготовления ими орудий существенно не изменяют образа жизни животного, в целом «безорудийного», тогда как для человека труд, опосредствованный орудиями (и не только материальными, но и духовными), — конституирующий фактор образа жизни. В) С помощью орудий труда человек не только приспосабливается к среде, как это делает животное, — он «взрывает» среду, перестраивая ее под свои потребности и цели. Г) Отмечаемое многими зоопсихологами подражание в использовании орудий у животных носит ситуативно-индивидуальный, а не общественно-исторический характер.
Основным «психологическим орудием», опосредствующим деятельность человека является язык.
V. Язык как фактор возникновения и развития сознания Огромную роль в становлении сознания в антропогенезе сыграла человеческая речь, опосредствованная языком как системой особых «психологических орудий». Основные функции речи (слова): 1. Слово выполняет обозначающую функцию, или функцию «предметной отнесенности»
2. Благодаря предметной отнесенности слова человек может с его помощью вызывать в памяти отсутствующий предмет. 3. Слово несет в себе не только указание на предмет — оно содержит в себе обобщение, выраженное в значении слова. 4. Речь, опосредствуя общение людей друг с другом, поднимает его на качественно иной уровень. Если «язык» животных используется как средство выражения их субъективных состояний, оказывающее в ряде случаев существенное воздействие на других животных (крик опасности, издаваемый одним животным, слышат другие — и убегают), то для человека язык несет прежде всего объективную информацию и поэтому может сохранять и транслировать (передавать) другому не только опыт говорящего, но и опыт деятельности человечества вообще. 5. Благодаря слову человек приобретает способность произвольно регулировать свои психические процессы VI. Строение сознания (как образа) Основные образующие сознания по АНЛ: 1. Чувственная ткань - эта ткань образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Функция: придают реальность сознательной картине мира, т.е. мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное "поле" и объект его деятельности. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Чувственные содержания в сознания выражается косвенно – в безотчетном переживании "чувства реальности". Однако она тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. Пример: 1) ослепший минер: несмотря на ничем не затрудненное речевое общение с окружающими и при полной сохранности умственных процессов, внешний предметный мир постепенно становился для них "исчезающим". Разрушение у больных чувства реальности. "Я обо всем как читал, а не видел... Вещи от меня все дальше". 2) инверсия зрительных впечатлений: сразу после надевания инвертирующих призм субъекту презентируется лишь чувственная ткань зрительного образа, лишенная предметного содержания. В дальнейшем же перцептивная адаптация совершается как своеобразный процесс восстановления предметного содержания зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани.
Особенность только человеческого сознания - возможность дифференцирования феноменального поля и предметных "значимых" образов, благодаря которой человек освобождается от рабства чувственных впечатлений, когда они извращаются случайными условиями восприятия. В подтверждение: например, у обезьяны, которым надевали очки, инвертирующие сетчаточный образ в отличие от человека, это полностью разрушает их поведение, и они впадают на длительный срок в состояние инактивности. 2. Значение. У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность. Значения и являются важнейшими "образующими" человеческого сознания. Значение: -есть то, что открывается в предмете объективно - в нем отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость. В форме языкового значения, оно составляет содержание общественного сознания – это то обобщение действительности, которое кристаллизировано в известном носителе – слове или словосочетании. – это форма, в которой отдельный человек овладевает обобщенным и отраженным человеческим опытом, в ней открывается человеку действительность. Значение опосредует отражение человеком мира, поскольку отражение им мира опирается на опыт общественной практики и включает его в себя (листок бумаги для нас – это не белый бумажный квадрат, а именно листок бумаги, на котором можно писать). Психологическое значение – это ставшее достоянием моего сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания, нормы поведения. 3. Личностный смысл. Личностный смысл – это значение со стороны его смысла для личности. Это значение значения. Психология издавна описывала субъективность, пристрастность человеческого сознания. Явления сознания казались имеющими двойную детерминацию – внешнюю и внутреннюю. Дело в том, что для самого субъекта осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действия есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, опредмеченных и трансформированных в мотивах его деятельности. Безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе в форме переживаний интереса, желания или страсти; их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.009 с.) |