Можно сказать, что свойства 10-15 составляют качественное отличие сознания от психики животных. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно сказать, что свойства 10-15 составляют качественное отличие сознания от психики животных.



IV. Специфика человеческой деятельности и сознание как ее функциональный орган

В школе А.Н.Леонтьева психика рассматривается как функциональный орган деятельности.

Главной предпосылкой возникновения сознания является совместная трудовая деятельность. Трудовая деятельность человека:

1) Социальна

2) Орудийно опосредствована

3) Требует для своего осуществления языка, который возникает и развивается в антропогенезе как средство оптимизации общения людей по поводу решения прежде всего производственных задач.

Технологический анализ трудовой деятельности (составляющие труда):

1) Субъект труда (работника и группу работников, к которым в разные эпохи существования общества предъявлялись разные требования)

2) П редмет труда (на что направлен труд и что в конечном итоге должно превратиться в продукт труда)

3) Средства труда (среди которых выделяются орудия труда, позволяющие субъекту труда воздействовать на предмет)

4) Продукт (труда), который может быть основным (и запланированным) и побочным (иногда неожиданным, незапланированным),

5) условия труда,

6) процедуры деятельности (что, как и в какой последовательности делать с предметом, чтобы получить необходимый продукт),

7) систему организации труда и т.п.

Психологический анализ трудовой деятельности:

1) Мотивами человеческой деятельности, как и любой деятельности, являются предметы (человеческих) потребностей. Даже органические потребности человека социокультурно обусловлены. Можно рассмотреть пример пищевой («органической») потребности у человека: п редметы пищевой потребности отличаются от культуры к культуре, от одного общества к другому. Социокультурно обусловлены и способы удовлетворения пищевой потребности .Место, которое занимает пищевая потребность в иерархии человеческих потребностей, обычно достаточно скромное. У человека присутствуют также специфически человеческие потребности, не имеющие аналогов у животных (например, потребность читать книги, ходить в консерваторию и т.п.).Здесь действует иной механизм появления потребностей именно у человека. Как говорил А.Н.Леонтьев вслед за К.Марксом, потребности человека «производятся»: один из механизмов - «сдвиг мотива на цель», когда человек начинает использовать — потреблять — предмет, еще не испытывая потребности в нем, а кончается все появлением соответствующей потребности в данном предмете.

2) Помимо (часто неосознаваемых) мотивов, в целовеческой деятельости присутствуют осознанные цели и возникает особая подструктура, которая отсутствует у животных – действие. АН Леонтьев приводит такой пример для того, чтобы показать необходимость возникновения действий:

Единая общая деятельность членов коллектива, участвующих в первобытной охоте и побуждаемых общим мотивом, требует выделения в ее составе особых действий, которые могут быть направлены не на предмет потребности, а на какие-либо другие предметы, и при этом результаты данных действий могут как будто бы даже противоречить исходным потребностям голодного человека.

Представим себе подобную ситуацию таким образом: одна группа участвующих в охоте людей должна выгнать животное из его логова, используя соответствующие приемы, — данная цель имеет еще вполне биологический смысл (в той или иной форме подобное действие существует у животных, которые выгоняют будущую жертву из укрытий, нор и т.д. с тем, чтобы вернее схватить ее как добычу, — правда, в этом случае подобную активность нельзя, строго говоря, назвать действием, так как предметы деятельности — то, ради чего осуществляется деятельность, — и действия — на что именно направлена деятельность — в общем и целом совпадают; поэтому точнее говорить здесь об операциях как способах выполнения деятельности).

Вторая группа людей загоняет бегущее к ним животное, например, в овраг и умерщвляет его (тоже вполне биологически осмысленное действие, где деятельность и действие совпадают по своим предметам; кстати говоря, некоторые животные также загоняют свою жертву в определенные места, чтобы тем вернее расправиться с ней, — так, лиса закатывает ежа в реку, чтобы он развернулся и дал возможность лисе его схватить, не поранившись об острые колючки). А вот третья группа людей совершает действие, предмет которого и мотив (предмет потребности) не совпадают. Эти люди стоят, например, у каких-либо зарослей кустарника и должны отогнать бегущее на них животное от себя (!), чтобы оно не могло воспользоваться зарослями в качестве укрытия и скрыться от преследования.

В данном случае предмет деятельности и предмет действия между собой фактически противоположны. Такие процессы, предмет и мотив которых не совпадают между собой, АНЛ и назвал действиями. Однако, поскольку бессмысленного действия вообще не бывает, мы должны предположить иной смысл выполняемого этими загонщиками действия — его в принципе можно называть социальным смыслом. Биологически бессмысленное действие загонщиков третьей группы приобретает смысл только в совместной, коллективной деятельности, куда оно включается как необходимое «звено».

Впрочем, пример А.Н.Леонтьева, который он приводил в качестве доказательства специфичности собственно человеческого действия, в последние годы подвергается критике со стороны зоопсихологов. Во-первых, они не считают подобного рода действие биологически бессмысленным, так как в конечном счете оно все-таки направлено на получение соответствующей доли добычи, пусть даже и опосредствованным путем. Во-вторых, они обнаружили подобные действия и у некоторых животных.

3) Операции - специфически человеческих способов действия отличаются у человека прежде всего опосредствованностью системой орудий (в широком смысле этого слова). Орудием могут выступать как различные физические инструменты и приборы, так и средства другого рода — как мы помним, Л.С.Выготский называл их психологическими орудиями, — планы, карты, обучающие программы и другие знаковые системы.

Некоторые животные в процессе своей деятельности (например, пищедобывательной) также используют орудия (вспомним эксперименты В. Кёлера с обезьянами, которые доставали банан при помощи палки). Однако в школе А. Н.Леонтьева различают использование средств у животных и орудий у человека.

А) В человеческом орудии зафиксированы (опредмечены) отточенные многолетней практикой человечества способы воздействия на мир. Для входящего в ту или иную культуру ребенка распредмечивание осуществляется не в столкновении с предметом (орудием) один на один, а всегда в совместной деятельности со взрослым — носителем способов употребления данного орудия, который — стихийно или сознательно — выстраивает у ребенка соответствующую систему действий с орудиями по логике орудия, а не по логике

Б) Единичные употребления орудий у животных и даже случаи изготовления ими орудий существенно не изменяют образа жизни животного, в целом «безорудийного», тогда как для человека труд, опосредствованный орудиями (и не только материальными, но и духовными), — конституирующий фактор образа жизни.

В) С помощью орудий труда человек не только приспосабливается к среде, как это делает животное, — он «взрывает» среду, перестраивая ее под свои потребности и цели.

Г) Отмечаемое многими зоопсихологами подражание в использовании орудий у животных носит ситуативно-индивидуальный, а не общественно-исторический характер.

 

Основным «психологическим орудием», опосредствующим деятельность человека является язык.

 

V. Язык как фактор возникновения и развития сознания

Огромную роль в становлении сознания в антропогенезе сыграла человеческая речь, опосредствованная языком как системой особых «психологических орудий».

Основные функции речи (слова):

1. Слово выполняет обозначающую функцию, или функцию «предметной отнесенности»

2. Благодаря предметной отнесенности слова человек может с его помощью вызывать в памяти отсутствующий предмет.

3. Слово несет в себе не только указание на предмет — оно содержит в себе обобщение, выраженное в значении слова.

4. Речь, опосредствуя общение людей друг с другом, поднимает его на качественно иной уровень. Если «язык» животных используется как средство выражения их субъективных состояний, оказывающее в ряде случаев существенное воздействие на других животных (крик опасности, издаваемый одним животным, слышат другие — и убегают), то для человека язык несет прежде всего объективную информацию и поэтому может сохранять и транслировать (передавать) другому не только опыт говорящего, но и опыт деятельности человечества вообще.

5. Благодаря слову человек приобретает способность произвольно регулировать свои психические процессы

VI. Строение сознания (как образа)

Основные образующие сознания по АНЛ:

1. Чувственная ткань - эта ткань образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой.

Функция: придают реальность сознательной картине мира, т.е. мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное "поле" и объект его деятельности. Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром.

Чувственные содержания в сознания выражается косвенно – в безотчетном переживании "чувства реальности". Однако она тотчас обнаруживает себя, как только возникает нарушение или извращение рецепции внешних воздействий. Пример: 1) ослепший минер: несмотря на ничем не затрудненное речевое общение с окружающими и при полной сохранности умственных процессов, внешний предметный мир постепенно становился для них "исчезающим". Разрушение у больных чувства реальности. "Я обо всем как читал, а не видел... Вещи от меня все дальше". 2) инверсия зрительных впечатлений: сразу после надевания инвертирующих призм субъекту презентируется лишь чувственная ткань зрительного образа, лишенная предметного содержания. В дальнейшем же перцептивная адаптация совершается как своеобразный процесс восстановления предметного содержания зрительного образа в его инвертированной чувственной ткани.

Особенность только человеческого сознания - возможность дифференцирования феноменального поля и предметных "значимых" образов, благодаря которой человек освобождается от рабства чувственных впечатлений, когда они извращаются случайными условиями восприятия. В подтверждение: например, у обезьяны, которым надевали очки, инвертирующие сетчаточный образ в отличие от человека, это полностью разрушает их поведение, и они впадают на длительный срок в состояние инактивности.

2. Значение. У человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно свою означенность. Значения и являются важнейшими "образующими" человеческого сознания.

Значение:

-есть то, что открывается в предмете объективно

- в нем отражается, фиксируется в языке и приобретает благодаря этому устойчивость. В форме языкового значения, оно составляет содержание общественного сознания

– это то обобщение действительности, которое кристаллизировано в известном носителе – слове или словосочетании.

– это форма, в которой отдельный человек овладевает обобщенным и отраженным человеческим опытом, в ней открывается человеку действительность. Значение опосредует отражение человеком мира, поскольку отражение им мира опирается на опыт общественной практики и включает его в себя (листок бумаги для нас – это не белый бумажный квадрат, а именно листок бумаги, на котором можно писать).

Психологическое значение – это ставшее достоянием моего сознания обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания, нормы поведения.

3. Личностный смысл.

Личностный смысл – это значение со стороны его смысла для личности. Это значение значения.

Психология издавна описывала субъективность, пристрастность человеческого сознания. Явления сознания казались имеющими двойную детерминацию – внешнюю и внутреннюю. Дело в том, что для самого субъекта осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действия есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, опредмеченных и трансформированных в мотивах его деятельности. Безразлично, осознаются или не осознаются субъектом мотивы, сигнализируют ли они о себе в форме переживаний интереса, желания или страсти; их функция, взятая со стороны сознания, состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который прямо не совпадает с понимаемым объективным их значением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.005 с.)