Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема поведения в философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учение Аристотеля о действии и поступке. Разделил все действия на произвольные и непроизвольные. Первым заговорил о целевой детерминации чел-ого поведения. Понятие энтелехии (душа есть состояние активности тела). Рене Декарт. Теоретическая модель организма как автомата. Открыл рефлекторную природу поведения, объяснив её без обращения к душе как движущей телом силе. Так объяснял простые движения, но надеялся, что скоро можно будет объяснить и сложные. Зачатки бихевиоризма Спенсер «обнаружил» новый вид ассоциаций – между внутренними психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными действиями. Теория эволюции Ч. Дарвина. Согласно теории эволюции, виды животных, а внутри них особи наиболее способные к выживанию и размножению, обладают признаками, обеспечивающими наилучшую адаптацию к среде. Это могут быть как физические особенности, так и поведенческие признаки (у чел-ка – это рассудочная деят-ть). В России. Большое влияние на бихевиоризм оказали работы Павлова и Бехтерева об условных (сочетательных) секреторных и двигательных рефлексах. (+ Сеченов: идею нераздельности организма и среды и сигнальной регуляции отношений между ними). Бихевиоризм – «наука о поведении» возник в США (1913 г.) в противовес психологии сознания. Переход к новому предмету в психологии произошел по следующим причинам: 1. Соображения здравого смысла (психолог должен заниматься поведением) 2. Запросы практики 3. Стремление к построению психологии как естественнонаучной дисциплины, введению объективного научного метода.
Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм (деятельность рассматривается с точки зрения приспособления чел-ка к условиям окружающей среды с целью достижения успеха; все психические процессы рассматриваются как способы приспособления к действительности).
Торндайк считал, что предметом психологии является поведение, а не сознание. Он был одним из первых ученых, заинтересовавшихся процессами научения (инструментальное научение – научение по рез-ту). Изобрел проблемный метод. Ящик, в котором сидит кошка. Есть приманка, которую кошка может получить, если нажмет на рычаг, открывающий дверь, и выйдет из клетки. Нажатие происходит случайно, но оно закрепляется. Успешное научение зависит от увеличения частоты попадания в конкретную ситуацию, при этом количество проб уменьшается. Успешность также зависит от силы подкрепления (теория «проб и ошибок»). Закон эффекта: если проба приводит к успешному результату, то она закрепляется, если нет, то исчезает. Закон частоты: действие, приводящее к успеху, повторяется чаще других. + Закон готовности и ассоциативного сдвига. Критерии выделения цели: 1.факт готовности организма продолжать пробы и ошибки; 2.тенденция все скорее и легче избирать акт, который приводит к решению задачи, факт обучаемости. Цель – выйти на свободу. Обучаемость показывает познавательный аспект поведения – понятливость. Организм действует как целое (пластичность (выбор и замена средств), намеренность (готовность к продолжению действия для достижения цели, предполагает возможность широкого переключения с одной сенсорной системы на другую)).
Основоположник бихевиоризма, Дж.Уотсон: «психология как наука о сознании принципиально невозможна». Она необъективна: - В естественных науках субъект и объект познания разделены, от факта наблюдения результат эксперимента не меняется, в интроспекции сам факт наблюдения меняет протекание психических процессов). - Субъективность наблюдателя. Невозможно повторить опыт с теми же результатами. Психология как наука о поведении – всех внешних проявлениях человека и животных - свободна от этих недостатков. Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем; цель – служить практике. Практическая задача бихевиоризма – целенаправленное изменение человеческого поведения. Научные предпосылки: исследования по психологии животных Торндайка, объективная психология, работы Павлова и Бехтерева. Датой рождения бихевиоризма принято считать 1913 год – дату выхода в свет статьи Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Актуальность бихевиоризма: 1. Существовали запросы практики, так как психология сознания уже дискредитировала себя, а жизнь становилась все сложнее и сложнее. 2. Уотсон считал, что психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и, следовательно, у нее должен быть научный, объективный метод. Уотсон выдвигает требования к объективному методу (явление д.б. наблюдаемо извне, оно д.б. повторяемо и воспроизводимо в одних и тех же условиях, оно д.б. зафиксировано с помощью прибора). Основные методы: наблюдение (с инструментальным контролем и без него) и эксперимент. Поведение – это совокупность элементарных двигательных реакций, каждая из которых возникает в ответ на воздействие определенного стимула. В основе любого действия лежит некое внешнее воздействие, вызвавшее его. Это можно представить формулой: S → R (по Уотсону, это явл. единицей поведения). Задача бихевиоризма: научиться по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) + по реакции заключать о вызвавшем её стимуле. Существует 2 типа реакций: 1. Врожденные - чихание, икание, сосание… 2. Приобретенные - реакции, приобретающиеся в процессе жизни субъекта, путем обуславливания. Классификация реакций: - Приобретенные - наследственные, - внутренние (скрытые) - внешние (наружные). Внешние приобретенные – игра в теннис, открывание двери; Внешние наследственные – хватание, чихание, инстинкты и эмоции; Внутренние приобретенные – мышление; Внутренние наследственные – реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении. Как приобретаются реакции: 1. Простые. Безусловный стимул (поглаживание матери) вызывает безусловную реакцию (улыбка ребенка). Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула (лицо матери), то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию (улыбку ребенка) начинает вызывать один лишь условный стимул (лицо матери). 2. Сложные. Сложные реакции образуются путем образования комплексов безусловных реакций. Предположим безусловный стимул А вызывает безусловную реакцию А1, безусловный стимул Б вызывает безусловную реакцию Б1, а безусловный стимул В вызывает безусловную реакцию В1. Каждый раз, все эти стимулы (А, Б, В) предъявляются одновременно с условным стимулом Х. Через короткое время окажется, что один лишь стимул Х может вызывать реакции А1, Б1 и В1. Пример с ребенком, кроликом и громким звуком (потерей опоры). На этом же примере можно показать, что реакции могут генерализоваться, т.е. распространяться на все похожие стимулы. «Снятие» реакции возможно путем систематической десенсибилизации. Психическое развитие человека, сводится к учению, т.е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. Т.к. поведение является результатом обучения, навык и научение изучаются в бихевиоризме особенно тщательно. Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основа – элементарные движения, которые являются врожденными. Новый элемент в навыке – это связывание воедино или объединение отдельных движений, таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Удержание навыков составляет память. Научение – постепенное изменение в актуальном и возмож. поведении, полученное в результате опыта.
Закономерности классического научения: 1. Закон силы – устойчивость условной реакции зависит от интенсивности подкрепления и количества сочетаний. 2. При выработке условной реакции сначала имеет место обобщение - генерализация, а потом наступает различение – дифференциация. 3. При отсутствии подкрепления наступает угасание условной реакции, но затем возможно ее спонтанное восстановление. Что касается того, что нельзя видеть - мышления, то это тоже поведение, двигательная активность такого рода, каким мы пользуемся при разговоре. Мышление – это речь, при скрытых мускульных движениях. Эти движения выражаются: 1. В скрытой деятельности рук (мануальная система реакций). 2. В форме скрытых речевых движений (вербальная система реакций) 3. В форме скрытых или открытых висцеральных реакций (эмоциональных).
Очевидная механистичность программы классического бихевиоризма вызвала к жизни варианты необихевиористских концепций, в которых в классическую схему «стимул — реакция» были добавлены новые переменные. Это впервые произошло в работах последователя Джона Уотсона американского психолога Эдварда Чейса Толмена (1886— 1959). Когнитивный необихевиоризм Толмена. Основные положения: 1) Поведение рассматривает как молярный, а не молекулярный (как Уотсон) феномен. Свойства поведения, по мнению Толмена, не могут быть выведены из свойств элементов, его составляющих (как свойства воды не могут быть выведены из свойств атомов кислорода и водорода). Поведение должно изучаться в его собственных свойствах, они зависят от физиологических процессов, но не сводятся к ним. 2) Рассматривает следующие свойства поведения: А) поведение характеризуется направленностью на цель (или исходит из целевого объекта или из целевой ситуации) Б) поведение характеризуется специфической картиной обращения с объектами, использующимися в качестве средств для достижения цели В) относительной селективностью по потношению к средствам, выбор тех средств, которые ведут к цели более коротким путем 3) Вводит понятие промежуточных переменных. Первичными причинами поведения являются стимулы из окружающей среды и исходные физиологические остояния. Но они действуют опосредованно через детерминанты поведения, их существует 3 вида: А) имманентные поведению детерминанты 2) цели и познавательные способности индивида или вида 3) приспособительные акты (они производятся при некоторых условиях имманентными переменными). «промежуточными» между S и R можно назвать цели, познавательные способности и приспособительные акты, а также формирующиеся в процессе научения когнитивные карты. Когнитивная карта — образ знакомого пространственного окружения. К. к. создается и видоизменяется в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром. Виды экспериментов Толмена: 1) На латентное научение Толмен приводит эксперимент, демонстрирующий явление латентного научения - проведенный Спенсом и Липпитом в Университете Иова. Использовался простой У-образный лабиринт с двумя целевыми ящиками. В правом конце лабиринта У помещали воду, в левом – пищу. Во время опыта крысы не были голодны и не испытывали жажды. Перед каждым из ежедневных опытов они были накормлены и напоены. Однако им хотелось бегать, потому что после каждой пробежки их брали из того целевого ящика лабиринта, которого они достигали, и снова помещали в клетку с другими животными. С ними проводилось в течение 7 дней по 4 опыта в день; 2 опыта с кормушкой в правом конце и 2 – в левом.
В критическом опыте животные были разбиты на 2 подгруппы: одну из них не кормили, другой не давали пить. Обнаружилось, что уже с первой попытки подгруппа голодных крыс бежала в левый конец, где была пища, чаще, чем в правый, а подгруппа крыс, испытывавших жажду, – к правому концу, где была вода, чаще, чем к левому. Эти результаты показывают, что в условиях предыдущих недифференцированных и очень слабо подкрепляемых опытов животные тем не менее научились тому, где была вода и где была пища. Они приобрели когнитивную карту, т. е. ориентацию в лабиринте в том смысле, что пища находится в левом его конце, а вода – в правом, хотя в ходе приобретения этой карты они не проявляли какой-либо большей склонности – в виде реакций на стимул – идти к тому концу, который позднее становится соответствующим цели. 2) Викарные пробы и ошибки «викарные пробы и ошибки» - нерешительное поведение с попеременными возвращениями то в одни участки, то в другие, при котором у крыс можно наблюдать «увлечение» выбором, прежде чем они реально будут следовать по тому или иному пути. В приборе для исследования зрительного различения животное помещают на площадку для прыжка перед двумя дверцами, которые отличаются друг от друга, как это видно на рисунке, тем, что одна заштрихована вертикальными линиями, а другая — горизонтальными. Один из каждой пары зрительных стимулов был всегда правильным, а другой — ошибочным; они чередовались местами в случайном порядке. Животное должно было научиться, что реакция на вертикально заштрихованную дверцу является всегда правильной. Если оно прыгало к этой дверце, она открывалась и животное получало пищу, которая находилась на подставке за дверцей. Если, наоборот, животное совершало неправильный выбор, оно находило дверцу закрытой и падало в расположенную под ней двумя футами ниже сетку, из которой оно поднималось и стартовало вновь. Результат: 1) когда выбор был простой, скажем между белой и черной дверцами, животное не только научалось скорее, но и делало больше викарных проб, чем когда выбор был трудным, скажем между белой и серой дверцами. 2) викарные пробы начинают появляться как раз тогда, когда крысы начинают научаться (или перед этим). После того как научение произошло, число викарных проб начинает снижаться. 3) в проблемных ситуациях одинаковой трудности более сообразительное животное делало больше викарных проб. Это противоречило гипотезе Толмена. «Мы сами предполагали, что больше викарных проб будет в ситуации, когда трудно осуществить выбор между двумя стимулами, чем когда это сделать легко». Толмен объясняет это так: способ, которым мы ставим задачу зрительного различения для крыс, и способы, которыми мы устанавливаем подобные проблемы для самих себя, являются различными. Мы всегда имеем «инструкцию». Мы знаем наперед, что нам нужно делать. Нам говорят или мы сами говорим себе, что мы должны выбрать более светлое из двух серых, более легкую из двух тяжестей и т. п. В таких заданиях мы делаем больше проб, больше викарных проб, если различие между стимулами невелико. Но для крыс обычная проблема в опытах, проводимых на установке для различения, совсем иная. Они не знают, чего от них ждут. Большая часть научения в таких экспериментах, по-видимому, состоит в открытии ими инструкции. Крысам приходится открывать, что различие, на которое они должны обратить внимание,— это различие в видимой яркости, а не различие между левым и правым. Их викарные пробы появляются тогда, когда они начинают это «схватывать». Чем больше различие между двумя стимулами, тем больше оно привлекает животных. Период, в течение которого происходит процесс понимания задачи, сопровождается наибольшим количеством викарных проб, которые делает животное.
3) Поиск Стимула эксперимент Хадсона: В клетке на той ее стороне, на которой была установлена чашка с пищей, имелся небольшой рисунок в полоску. Голодная крыса приближалась к этой чашке с пищей и ела. Электрическое приспособление было предусмотрено таким образом, что, когда крыса прикасалась к чашке, она получала удар электрическим током. Однако такого удара было, по-видимому, достаточно, ибо когда крысу помещали в эту же клетку спустя несколько дней пли даже педель, она обычно немедленно демонстрировала сильную реакцию избегания на рисунок. Животное уходило от этой стороны клетки, или собирало опилки и закрывало рисунок, идемонстрировало различные другие забавные реакции, каждая из которых была, по сути, реакцией избегания на рисунок или действием, направленным на исчезновение рисунка. Мрдификация: Хадсон отметил, что часто казалось, будто животные после удара оглядываются вокруг как бы для того, выражаясь антропоморфически, чтобы увидеть, что же это было такое, что ударило. Отсюда он предположил, что если бы опыт поставить так, чтобы скрыть рисунок в момент появления удара, тогда крысы не смогли бы установить ассоциацию. В соответствии с этим в дальнейшем Хадсон видоизменил опыт так, что, когда животное получало во время еды удар, гас свет, рисунок и чашка с пищей исчезали из поля зрения, а затем свет зажигался снова. Когда такие животные через 24 ч вновь помещались в клетку, большой процент их не показал реакции избегания на рисунок. Или, говоря словами Хадсона, «научение тому, что объект нужно избегать, может произойти исключительно в период после удара. Ибо если объект, от которого был получен удар, удаляется в момент удара, значительное число животных не способно научиться избегать его, некоторые выбирают какие-то другие особенности в окружающей обстановке для реакции избегания, другие ничего не избегают». Объяснение Толмена: этот эксперимент подкрепляет представление об активном селективном характере процесса образования крысами своих когнитивных карт. Крыса часто должна активно рассматривать значащие стимулы, чтобы образовать свою карту, а не просто пассивно воспринимать их и реагировать на все физически наличные стимулы.
4) Эксперименты с «гипотезами» Ученый Креч использовал ящик для различения, состоящий из четырех отсеков. В таком ящике, содержащем 4 альтернативы для выбора, правильная дверца в каждой точке выбора могла быть определена экспериментатором по признакам светлого или темного, левого или правого или их различными комбинациями. Если все возможности располагаются в случайном порядке для сорока выборов, делаемых в процессе 10 пробежек в каждом ежедневном опыте, проблема может быть неразрешимой. Креч нашел, что каждая крыса проходит через ряд систематических выборов. Одно животное, возможно, может начать, выбирая практически все двери, расположенные с правой стороны, затем оно может отказаться от этого в пользу выбора практически всех дверей, расположенных с левой стороны, затем будет выбирать все темные двери и т. д. Эти относительно устойчивые систематические типы поведения активного выбора, которые значительно превосходят просто случайные попытки, Креч назвал «гипотезами». При использовании этого термина он, конечно, не подразумевал наличие у крыс вербальных процессов, но просто указал на то, что Толмен называет когнитивными картами, которые, как это выступает из его экспериментов, устанавливаются экспериментальным путем, т. е. путем «приме-ривания» первой карты, затем другой и так до тех, пор, пока, если возможно, не будет найдена та, которая «работает».
5) Эксперименты на пространственную ориентацию. Эксперимент Толмен, Рич и Калиш: использовали установку, изображенную на первом рисунке Это был поднятый над землей лабиринт. Животное бежало от пункта А, пересекало открытую круглую площадку, затем через коридор CD (у которого были стены) и, наконец, в пункт G, где была пища. Н — свет, который падал прямо на участок от G до F. Через 4 дня, по 3 упражнения каждый день, когда крысы научились бежать прямо и без колебаний от А к G, установку переделывали так, что она приобретала вид солнечного диска с лучами. Пусковая камера и круглая площадка оставались без изменения, но была добавлена серия радиальных участков. Животные также стартовали от пункта А и бежали через круглую площадку в коридор и оказывались там запертыми. Тогда они возвращались на круглую площадку и начинали исследовать практически все радиальные участки. После захода в любой участок только на несколько сантиметров каждая крыса выбирала наконец один, который пробегала весь. Больше всего крыс выбрали участки 6 и 1. Преобладающей тенденцией был выбор участка № 6, который находился всего на 4 дюйма впереди от участка, имеющего выход к кормушке. Был еще только один участок, который выбирался с некоторой заметной частотой. Это участок № 1, тот, который был расположен перпендикулярно к стороне, на которой находилась пища.
Интерпретация результатов: ные результаты, по-видимому, показывают, что в этом эксперименте крысы не только научались быстро пробегать по первоначальному пути, но и, когда этот путь был закрыт, а радиальные участки открыты, научались выбирать маршрут, непосредственно направленный к месту, где была пища, или по крайней мере перпендикулярный к той стороне, на которой находилась пища. В качестве результата этого первоначального научения крысы приобрели, по-видимому, не узкую карту, ведущую к результату и содержащую данные о первоначально выученном определенном участке, ведущем к пище, но скорее широкую всестороннюю карту, в которой пища была локализована в определенном направлении в пространстве лабиринта. В результате, Толмен говорит об условиях, в котоырх у крыс формируются узкие когнитивные карты (а это мешает их эффективному использованию): 1) Повреждение мозга 2) Неудачное расположение раздражителей 3) Слишком большое количество повторений первоначального пути 4) Избыток мотивации Потом Толмен переносит все это на человека.
Были и другие направления в необихевиоризме: Ø Халл (1884-1952) - автор гипотетико-дедуктивной теории поведения. Между стимулом и реакцией он узрел «организм» - некоторые протекающие внутри организма невидимые процессы. Халл рассматривал вопрос о причинах поведения. Он считал основным детерминантом поведения – потребности, возникающие в результате отклонения от оптимальных биологических условий. Халл ввел в анализ поведения такую переменную как побуждение. Побуждение определяется как стимул, возникающий в результате такого состояния, которое инициирует или активизирует поведение. Существует 2 вида побуждений: первичные и вторичные. Первичные ассоциируются с биологическими потребностями и непосредственно связаны с выживанием организма. Вторичные появляются в результате научения и относятся к стимулам окружающей среды. Схема: S-H-R, где Н – это организм, т.е. те невидимые процессы, которые протекают внутри него. Ø Миллер, Галантер и Прибрам «субъективный бихевиоризм»: Стимул и реакцию опосредствуют: 1) образ – все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует; 2) план – всякий иерархически построенный процесс организма, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций Поведение строится по схеме Т-О-Т-Е Т – тест (проба) – база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операциональная фаза (О) осуществляется правильно Е – результат. Мы в этой схеме можем увидеть намёк на обратную связь.
Далее необихевиоризм развивался так:
Ø вслед за бихевиоризмом Уотсона развился оперантный бихевиоризм Скиннера Ø вслед за необихевиоризмом Толмена – социальный бихевиоризм Бандуры и Роттера
В целом, бихевиоризм смягчился до состояния необихевиоризма и позволил внести в себя новые категории под влиянием одновременно возникших европейских течений (типа гештальтизма).
Теория оперантного бихевиоризма Скиннера (1904-1990). Скиннер изучает только двигательную сторону поведения. Выделяет 3 вида поведения: 1)
2) условнорефлекторное; 3) оперантное. Оперантные реакции - реакции, испускаемые самим организмом на основе активных проб – воздействий животного на окружающий мир, некоторые из которых могут приводить к полезному результату, который из-за этого закрепляется. Исследовалось методом проблемной клетки (или ящика Скиннера). Это активное поведение, но активность случайная. Респондентные реакции возникают в ответ на безусловнорефлекторные и условнорефлекторные стимулы. В соответствии с 2 типами реакций выделяются 2 типа обусловливания (обусловливание – механизм возникновения и усиления реакций) 1. Обусловливание респондентного типа (обусловливание типа S): уже существующая в репертуаре животного реакция связывается с новым раздражителем в силу смежности во времени безусловного и условного стимулов 2. Оперантное обусловливание (обусловливание типа R): новая реакция (например, нажатие животным на рычаг в проблемной клетке) осуществляется независимо от обстоятельств и, будучи подкреплённой, усиливается в силу временного следования реакции и подкрепления. Теория научения Скиннера. Главное средство формирования нового поведения – подкрепление. Научение – последовательное наведение на нужную реакцию.
Социальный бихевиоризм Теории социального научения. По мнению Бандуры, на человека влияют не только внешние условия: он также должен постоянно предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки. Он считал, что человек может освоить практически все виды поведения без непосредственного получения какого-либо подкрепления. Бандура говорит и о косвенном подкреплении, т.е. о наблюдении за тем, как другие получают подкрепление и о самоподкреплении, когда люди подкрепляют свое собственное поведение. Все виды поведения, по его мнению, изучаются на основе наблюдения за другими людьми и моделирования их поведения (связано со способностью к саморегуляции о оперированию символами), значит, поведение можно «выучить заново» или хотя бы частично изменить его. При модификации поведения используется моделирование: испытуемые должны наблюдать за моделью в таких ситуациях, которые кажутся им пугающими или провоцируют у них чувство тревоги. Поведение через наблюдениерегулируется четырьмя взаимосвязанными факторами – процессами внимания (например, наблюдаемые хар-ки объекта) и сохранения (например, моторное или символическое повторение), двигательного воспроизведения (например, физические способности) и мотивации (все виды подкрепления). Þ Т. о. Бандура рассматривал функционирование чел-ка как взамодействие бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. Понятие самоэффективности – осознание человеком своей способности выстраивать поведение относительно специфической задачи или ситуации. Теория социального научения Роттера подчеркивает значение мотивационных и когнитивных факторов для объяснения поведения в контексте социальных ситуаций. Социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий: 1) поведенческий потенциал – каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни; 2) на поведение человека влияет его ожидание - субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения; 3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека - степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому; 4) психологическая ситуация. Формула прогноза потенциала поведения = ожидания того, что подкрепление последует за данным поведением + ценность ожидаемого подкрепления. На поведение человека влияет его «локус контроля» - верят ли люди, что подкрепление зависит от их собственного поведения или же контролируется факторами извне.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.012 с.) |