Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В итоге, в работах следующих ученый есть представление о душе, но она уже не обладает силой объясняющего принципа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Р. Декарт: метод сомнения. Нужно сомневаться во всем: в священных текстах (потому что канонические и еретические тексты могут быть одинаково убедительными и ошибочными); в математических доказательствах (потому что возможны ошибки); в существовании Бога (потому что само существование доказательств его существования говорит о том, что оно не доказано); в существовании своего тела (фантомные боли). Единственное, что остается – это существование сомнения, т.е. акта мышления. (а вообще мышление и сознания у него одно и то же). Только само мышление дано нам непосредственно, все остальное опосредствованно им. Т.о., самым достоверным является наше сознание – его и нужно изучать. Дж. Локк: душа, конечно, субъект психических процессов, но разговор о ее сущности следует оставить за скобками. Потому что, во-первых, это не имеет никакого отношения к эмпирическому изучению явлений сознания, во-вторых, содержание сознания (элементами которого являются идеи) является приобретенным в ходе опыта. 2 вида опыта: внешний (ощущение, с помощью которого познается внешний мир) и внутренний опыт (рефлексия, необходимая для познания разумом самого себя). С помощь ощущения нельзя узнать о разуме. Т.е. единственный путь для изучения сознания – внутреннее восприятие собственных психических процессов. Так зародился метод интроспекции, а с ним – эмпирическая психология сознания. На этой основе были выдвинуты две программы построения психологии как самостоятельной науки: Вундт и Брентано. В.Вундт: 1879 – первая лаборатория экспериментальной психологии. Сознание – совокупность сознаваемых состояний. Задачи психологии: 1. описание свойств сознания; 2. выделение структурных составляющих – элементов сознания; 3. установление связей между элементами; 4. нахождение законов психической жизни. Метод: эксперимент – строго контролируемое применение интроспекции. Модель сознания. Элементы сознания: ощущения и простейшие чувствования (удовольствие/неудовольствие, напряжение/разрядка, возбуждение/успокоение). Каждый элемент имеет 2 свойства: качество и интенсивность. Механицизм: - ощущения возникают безо всякой активности субъекта, как только объект появляется перед лазами; - сложные явления сознания возникают из простых путем установления ассоциативной связи.
Фр.Брентано: 1874 – "Психология с эмпирической точки зрения". Психология акта: эмпирическому изучению подлежат духовные акты проявления души (но не сама душа, хотя она является носителем психических процессов). Собственно психическими являются не содержания сознания (как у Вундта), а те процессы, благодаря которым явления внешнего мира оказываются представлены в сознании – психические акты. Сознание не является набором элементов, оно целостно. Осн.св-во психич.актов – направленность. 3 группы актов: - акты представления (представление как процесс, а не результат); - акты суждения (истинность/ложность); - акты чувствования (добро/зло). Метод: внутреннее восприятие – непредвзятое и непосредственное восприятие всего того, что совершается в сознании. Эксперимент в психологии невозможен. У.Джеймс: предпосылки появления функционализма. Метафора "потока сознания": процессуальность сознания, невозможность выделения четких элементов. Свойства потока: - состояние сознания стремится быть частью личного сознания (я чувствую, я мыслю), - в сознании происходят постоянные изменения (каждое состояние уникально), - каждый процесс в сознании непрерывен, - сознание избирательно (к примеру, интересы).
Достижения психологии сознания: создана детальная классификация психических явлений, выявлен ряд законов психики. Недостатки психологии как науки о сознании (ЛСВ): - отождествление знания и переживания (явление и сущность НЕ совпадают), сознание – это реальность, подлежащая научному изучению; - метод интроспекции не является объективным (но данные самонаблюдения можно использовать как сырой материал); - невозможно перенести полученные знания на представителей других культур, душевнобольных, животных (хотя бы потому, что для них недоступна интроспекция). Попытки построения более сложных методов исследования: аналитическая интроспекция, подход не только элементаристкий к сознанию, но и функциональный, но все же былонакоплено слишком много разрозненных знаний. К началу 20 в. начинается целая волна критики интроспективной психологии сознания, появляются новые концепции, в которых предмет психологии определяется совершенно иначе => возникновение плюрализма в психологии, длящегося и по сей день.
Причины кризиса по ЛСВ: - столкновение практической и академической психологии; - борьба материалистических (стремящихся к реальному познанию психики с научных позиций, на основе принципов детерминизма и объективности) и идеалистических (индетерминистских, ссылающихся на божественную сущность) концепций: в этом и есть смысл кризиса.
Бессознательные психические процессы. Фрейд не был первым, кто сообщил миру о существовании бессознательного (вспомним Лейбница и Гербарта), но он первый сказал, что его нужно, а главное – можно изучать и показал, как это делать. Он столкнулся с лечением невротических больных и показал, что существует связь между психосоматическими симптомами и скрытыми от сознания аффективно насыщенными переживаниями. Т.е. сознание – далеко не самая главная часть психики, причины движущих сил (либидо, мортидо) и механизмов психики большей частью скрыты в бессознательном. И у нас есть три метода исследования этих процессов: 1 – анализ невротических симптомов; 2 – толкование сновидений; 3 – анализ ошибочных действий. Критика: пансексуализм, произвольность в применении методов.
Поведение. Джон Уотсон: 1913 – "Психология с точки зрения бихевиориста". Не отрицал существование сознания, но считал, что оно не может быть предметом психологии как науки, поскольку представляет собой субъективную реальность, не подлежащую объективному изучению. => Предметом психологии было объявлено поведение индивида (человека или животного) – совокупность внешне наблюдаемых реакций на внешние воздействия (стимулы). Причем "внешне наблюдаемых" – в широком смысле, напр., можно наблюдать КГР с помощью датчиков. Но в отличие от физиологов, психолога интересует реакция как элемент поведения, а не всякие там нервные импульсы. Критика: механистичность. Эксперименты Толмена: введение промежуточных переменных.
Гештальтпсихология (Вертгеймер, Келер, Коффка). Предмет психологии – сознание, но они понимали сознание не как набор элементов, а как целостную структуру.Т.е., например, восприятие не сумма ощущений, а целостная структура, особенности которой определяются пространственными и временными особенностями восприятия материала. Обнаружили множество законов восприятия: фактор близости, фактор сходства, фактор "общей судьбы", закон прегнантности и т.п. Принцип изоморфизма: тождественность психических и физиологических процессов по структуре (перед нами треугольник, возбуждается группа нейронов, расположенных в форме треугольника, затем возникает образ треугольника). Т.е. сознание – лишь "тень" физиологических процессов, специфики процессов сознания нет.
Информационный подход (когнитивная психология). В основе этого подхода лежат необихевиоризм, гештальтпсхология и – всплеск развития компьютерной техники. Предмет психологии - познание, когнитивные процессы. Общая идея: метафора познания как переработки информации техническим устройством. Информация – универсальное понятие как для машин, так и для человека; любую информацию можно закодировать последовательностью символов. Основной метод: моделирование процессов познания. Эти исследования дали большой толчок для развития различных компьютерных программ, но методологически оставались на позиции бихевиоризма. Проблема активности человека не решена: работа программы в компьютере задается человеком, а вот у человека есть процессы целеполагания.
Отечественная психология: неклассический подход (ЛСВ и АНЛ). Главная особенность классического подхода: противопоставление внешнего, объективного и внутреннего, субъективного. Сознание замкнуто в себе, изучать его можно лишь методом интроспекции => психология как объективная наука невозможна. Объективно можно изучать поведение или гештальты… ЛСВ: сознание тоже можно изучать объективно! Неклассическая логика: психика принадлежит субъекту и нужна для ориентации его в мире, но при этом она несет в себе отраженные, значимые для субъекта свойства объективного мира. Таким образом, психология должна рассматривать связи, отношения, процессы, связывающие субъекта с окружающим миром. АНЛ: деятельность субъекта как конкретная связь объекта и субъекта (деятельность – "единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в мире"). Вывод: объектом психологии является деятельность, предмет психологии – психическое отражение реальности, его строение, порождение и функционирование. (3) Методологические проблемы в психологии Основные принципы научного познания: 1) объективность; 2) детерминизм; 3) системность; 4) доказательность и обоснованность получаемых результатов; 5) рефлексия используемых методов. Принцип детерминизма – требвание истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. 1) Причинный детерминизм (Почему?: Механицизм, З.Фрейд) 2) Целевой (Для чего?: Аристотель) 3) Индетерминиз: изучение только низших процессов, т.к. произвольное – не изучаемо Принцип развития – для познания сущности явления требуется его раскрытие «в истории», ибо имеет место необратимое, направленное, разворачивающиеся в пространстве и времени изменение материальных и идеальных объектов. Развитие: фило-, социо-, онто-, пато-, актуалгенез. Принцип системности – сложные объекты должны анализироваться как системы. Принцип объективности – классический идеал рациональности (вынесение за скобки исследователя) → сейчас под сомнение (Гюссерль, Мамардашвилли): важен субъект и его познавательные действия → Постнеклассический: объективность научного познания не должна противоречить гуманистическим ориентирам и ценностям (научное познание рассматривается в контексте социальнй и внутринаучной ценностно-целевой ориентации ученого)
Принцип обоснованности и доказательности получаемых результатов. Принцип рефлексии используемых методов. Принцип системности- сложные явления рассматриваем как систему.
(4) Психологическая наука как социальный институт
Многие науки, а уж психология особенно зависит от развития общества. ЛСВ: существует внутренние факторы развития науки и внешние – особенности обществ.отношений в данной стране в данное время. М.Г. Ярошевский: наука развивается в системе «трех координат»: 1) предметно-логической (логика развития идей и научных проблем); 2) социально-исторической (обусловленность развития науки общественными отношениями: что происходило в это время вокруг ученых (война – Лурия начал заниматься нейропсихологией), каковы запросы общества и практики); 3) личностной (обусловленность тех или иных открытий и изменений в науке деятельностью отдельных ученых). Ну а так же здесь можно вспомнить и про классификацию научных школ: 1) школа- исследовательский коллектив 2) школа-научное направление 3) школа- образовательная школа
(5) Место психологии в системе наук
6) Направления современной пси
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.011 с.) |