В итоге, в работах следующих ученый есть представление о душе, но она уже не обладает силой объясняющего принципа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В итоге, в работах следующих ученый есть представление о душе, но она уже не обладает силой объясняющего принципа.



Р. Декарт: метод сомнения. Нужно сомневаться во всем: в священных текстах (потому что канонические и еретические тексты могут быть одинаково убедительными и ошибочными); в математических доказательствах (потому что возможны ошибки); в существовании Бога (потому что само существование доказательств его существования говорит о том, что оно не доказано); в существовании своего тела (фантомные боли). Единственное, что остается – это существование сомнения, т.е. акта мышления. (а вообще мышление и сознания у него одно и то же). Только само мышление дано нам непосредственно, все остальное опосредствованно им. Т.о., самым достоверным является наше сознание – его и нужно изучать.

Дж. Локк: душа, конечно, субъект психических процессов, но разговор о ее сущности следует оставить за скобками. Потому что, во-первых, это не имеет никакого отношения к эмпирическому изучению явлений сознания, во-вторых, содержание сознания (элементами которого являются идеи) является приобретенным в ходе опыта. 2 вида опыта: внешний (ощущение, с помощью которого познается внешний мир) и внутренний опыт (рефлексия, необходимая для познания разумом самого себя). С помощь ощущения нельзя узнать о разуме. Т.е. единственный путь для изучения сознания – внутреннее восприятие собственных психических процессов. Так зародился метод интроспекции, а с ним – эмпирическая психология сознания. На этой основе были выдвинуты две программы построения психологии как самостоятельной науки: Вундт и Брентано.

В.Вундт: 1879 – первая лаборатория экспериментальной психологии. Сознание – совокупность сознаваемых состояний. Задачи психологии:

1. описание свойств сознания;

2. выделение структурных составляющих – элементов сознания;

3. установление связей между элементами;

4. нахождение законов психической жизни.

Метод: эксперимент – строго контролируемое применение интроспекции.

Модель сознания. Элементы сознания: ощущения и простейшие чувствования (удовольствие/неудовольствие, напряжение/разрядка, возбуждение/успокоение). Каждый элемент имеет 2 свойства: качество и интенсивность.

Механицизм:

- ощущения возникают безо всякой активности субъекта, как только объект появляется перед лазами;

- сложные явления сознания возникают из простых путем установления ассоциативной связи.

Фр.Брентано: 1874 – "Психология с эмпирической точки зрения". Психология акта: эмпирическому изучению подлежат духовные акты проявления души (но не сама душа, хотя она является носителем психических процессов). Собственно психическими являются не содержания сознания (как у Вундта), а те процессы, благодаря которым явления внешнего мира оказываются представлены в сознании – психические акты. Сознание не является набором элементов, оно целостно. Осн.св-во психич.актов – направленность. 3 группы актов:

- акты представления (представление как процесс, а не результат);

- акты суждения (истинность/ложность);

- акты чувствования (добро/зло).

Метод: внутреннее восприятие – непредвзятое и непосредственное восприятие всего того, что совершается в сознании. Эксперимент в психологии невозможен.

У.Джеймс: предпосылки появления функционализма. Метафора "потока сознания": процессуальность сознания, невозможность выделения четких элементов. Свойства потока:

- состояние сознания стремится быть частью личного сознания (я чувствую, я мыслю),

- в сознании происходят постоянные изменения (каждое состояние уникально),

- каждый процесс в сознании непрерывен,

- сознание избирательно (к примеру, интересы).

 

Достижения психологии сознания: создана детальная классификация психических явлений, выявлен ряд законов психики.

Недостатки психологии как науки о сознании (ЛСВ):

- отождествление знания и переживания (явление и сущность НЕ совпадают), сознание – это реальность, подлежащая научному изучению;

- метод интроспекции не является объективным (но данные самонаблюдения можно использовать как сырой материал);

- невозможно перенести полученные знания на представителей других культур, душевнобольных, животных (хотя бы потому, что для них недоступна интроспекция). Попытки построения более сложных методов исследования: аналитическая интроспекция, подход не только элементаристкий к сознанию, но и функциональный, но все же былонакоплено слишком много разрозненных знаний.

К началу 20 в. начинается целая волна критики интроспективной психологии сознания, появляются новые концепции, в которых предмет психологии определяется совершенно иначе => возникновение плюрализма в психологии, длящегося и по сей день.

Причины кризиса по ЛСВ:

- столкновение практической и академической психологии;

- борьба материалистических (стремящихся к реальному познанию психики с научных позиций, на основе принципов детерминизма и объективности) и идеалистических (индетерминистских, ссылающихся на божественную сущность) концепций: в этом и есть смысл кризиса.

 

Бессознательные психические процессы. Фрейд не был первым, кто сообщил миру о существовании бессознательного (вспомним Лейбница и Гербарта), но он первый сказал, что его нужно, а главное – можно изучать и показал, как это делать. Он столкнулся с лечением невротических больных и показал, что существует связь между психосоматическими симптомами и скрытыми от сознания аффективно насыщенными переживаниями. Т.е. сознание – далеко не самая главная часть психики, причины движущих сил (либидо, мортидо) и механизмов психики большей частью скрыты в бессознательном. И у нас есть три метода исследования этих процессов:

1 – анализ невротических симптомов;

2 – толкование сновидений;

3 – анализ ошибочных действий.

Критика: пансексуализм, произвольность в применении методов.

 

Поведение. Джон Уотсон: 1913 – "Психология с точки зрения бихевиориста". Не отрицал существование сознания, но считал, что оно не может быть предметом психологии как науки, поскольку представляет собой субъективную реальность, не подлежащую объективному изучению. => Предметом психологии было объявлено поведение индивида (человека или животного) – совокупность внешне наблюдаемых реакций на внешние воздействия (стимулы). Причем "внешне наблюдаемых" – в широком смысле, напр., можно наблюдать КГР с помощью датчиков. Но в отличие от физиологов, психолога интересует реакция как элемент поведения, а не всякие там нервные импульсы.

Критика: механистичность. Эксперименты Толмена: введение промежуточных переменных.

 

Гештальтпсихология (Вертгеймер, Келер, Коффка). Предмет психологии – сознание, но они понимали сознание не как набор элементов, а как целостную структуру.Т.е., например, восприятие не сумма ощущений, а целостная структура, особенности которой определяются пространственными и временными особенностями восприятия материала. Обнаружили множество законов восприятия: фактор близости, фактор сходства, фактор "общей судьбы", закон прегнантности и т.п. Принцип изоморфизма: тождественность психических и физиологических процессов по структуре (перед нами треугольник, возбуждается группа нейронов, расположенных в форме треугольника, затем возникает образ треугольника). Т.е. сознание – лишь "тень" физиологических процессов, специфики процессов сознания нет.

 

Информационный подход (когнитивная психология). В основе этого подхода лежат необихевиоризм, гештальтпсхология и – всплеск развития компьютерной техники. Предмет психологии - познание, когнитивные процессы. Общая идея: метафора познания как переработки информации техническим устройством. Информация – универсальное понятие как для машин, так и для человека; любую информацию можно закодировать последовательностью символов. Основной метод: моделирование процессов познания. Эти исследования дали большой толчок для развития различных компьютерных программ, но методологически оставались на позиции бихевиоризма. Проблема активности человека не решена: работа программы в компьютере задается человеком, а вот у человека есть процессы целеполагания.

 

Отечественная психология: неклассический подход (ЛСВ и АНЛ). Главная особенность классического подхода: противопоставление внешнего, объективного и внутреннего, субъективного. Сознание замкнуто в себе, изучать его можно лишь методом интроспекции => психология как объективная наука невозможна. Объективно можно изучать поведение или гештальты… ЛСВ: сознание тоже можно изучать объективно! Неклассическая логика: психика принадлежит субъекту и нужна для ориентации его в мире, но при этом она несет в себе отраженные, значимые для субъекта свойства объективного мира. Таким образом, психология должна рассматривать связи, отношения, процессы, связывающие субъекта с окружающим миром. АНЛ: деятельность субъекта как конкретная связь объекта и субъекта (деятельность – "единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в мире"). Вывод: объектом психологии является деятельность, предмет психологии – психическое отражение реальности, его строение, порождение и функционирование.

(3) Методологические проблемы в психологии

Основные принципы научного познания:

1) объективность;

2) детерминизм;

3) системность;

4) доказательность и обоснованность получаемых результатов;

5) рефлексия используемых методов.

Принцип детерминизма – требвание истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов. 1) Причинный детерминизм (Почему?: Механицизм, З.Фрейд) 2) Целевой (Для чего?: Аристотель) 3) Индетерминиз: изучение только низших процессов, т.к. произвольное – не изучаемо

Принцип развития – для познания сущности явления требуется его раскрытие «в истории», ибо имеет место необратимое, направленное, разворачивающиеся в пространстве и времени изменение материальных и идеальных объектов. Развитие: фило-, социо-, онто-, пато-, актуалгенез.

Принцип системности – сложные объекты должны анализироваться как системы.

Принцип объективности – классический идеал рациональности (вынесение за скобки исследователя) → сейчас под сомнение (Гюссерль, Мамардашвилли): важен субъект и его познавательные действия → Постнеклассический: объективность научного познания не должна противоречить гуманистическим ориентирам и ценностям (научное познание рассматривается в контексте социальнй и внутринаучной ценностно-целевой ориентации ученого)

Принцип обоснованности и доказательности получаемых результатов.

Принцип рефлексии используемых методов.

Принцип системности- сложные явления рассматриваем как систему.

 

 

(4) Психологическая наука как социальный институт

 

Многие науки, а уж психология особенно зависит от развития общества. ЛСВ: существует внутренние факторы развития науки и внешние – особенности обществ.отношений в данной стране в данное время.

М.Г. Ярошевский: наука развивается в системе «трех координат»:

1) предметно-логической (логика развития идей и научных проблем);

2) социально-исторической (обусловленность развития науки общественными отношениями: что происходило в это время вокруг ученых (война – Лурия начал заниматься нейропсихологией), каковы запросы общества и практики);

3) личностной (обусловленность тех или иных открытий и изменений в науке деятельностью отдельных ученых).

Ну а так же здесь можно вспомнить и про классификацию научных школ:

1) школа- исследовательский коллектив

2) школа-научное направление

3) школа- образовательная школа

 

(5) Место психологии в системе наук

КлассификацияЖ. Пиаже Кедров, Е.Е. Соколова:
Соколова: пирамида, в основании треугольник с углами: технические, общественные и естественные науки, вверху- философия, внутри треугольника психологичя. Приближение к одному из углов- направление в психологии. У Кедрова почти то же самое, но у него просто треугольник и углы- естественные науки, философия, общественные, внутри психология.      

 

6) Направления современной пси

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.018 с.)